В России и Казахстане 6 страница



'* Прибой, 1918, 14 января (цит. по: Елагин В. Националистические иллюзии... С. 104).

17 Наиболее полный и выверенный текст см.: Крымскотатарское национальное движение. Том II. Документы. Материалы. Хроника. М., 1992. С. 22—25.

18 Первая конституция крымскотатарского народа (1917 г.). Вступление и текст подготовлены С. М. Исхаковым. См.: журнал «Отечественная история», 1999, № 2. С. 107—113.

" Там же. С. ПО.

Цит. по: Крымскотатарское национальное движение. Т. I. M., 1992. С. 25—26.

21 Статья А. Ильина в газете «Южные ведомости», 1917, 25 декабря (цит. по: Зарубин А. Г., Зарубин В. Г. Без победителей. Из истории гражданской войны в Крыму. Симферополь, 1997. С. 54.)

22 Елагин В. Националистические иллюзии... С. 105.

" Зарубин А. Г., Зарубин В. Г. Без победителей. Из истории гражданской войны в Крыму. Симферополь, 1997.

24 Цит. по: Зарубин А. Г., Зарубин В. Г. Без победителей... С. 83.

25 Оболенский В. А. Крым в 1917—1920-е гг. С. 74.

26 Там же. С. 73. Для характеристики межнациональных отношений в тот период процитируем замечательный пассаж мемуариста о встрече с местным русским парнем из низов в тот самый момент, когда крымские татары в ужасе перед местью матросов Черноморского флота за убийство комиссаров Тавриды поголовно бежали в горы. «"Куда вы, товарищ? — обратился он ко мне. — Идем на сходку! Вся татарва в горы драпанула, теперь мы тут хозяева и все дела решать будем". И он, продолжая убеждать меня на ходу, скрылся за заворотом шоссе. Для этого парня я был "свой" русский, а врагами были "они" — немцы и помогавшие им восставшие татары... Так причудливо разжигавшаяся большевиками социальная ненависть под влиянием событий местной жизни заглушалась стихийной ненавистью национальной, против которой бессильна была проповедь интернационала» (Там же. С. 75).

27 Зарубин А. Г., Зарубин В. Г. Без победителей... С. 84.

28 Крым. 1918, 21 мая (цит. по: Елагин В. Националистические иллюзии... С. 110).

29 Там же.

30 По происхождению Владимир Сергеевич Налбандов был наполовину немец, наполовину армянин. Пользовался значительным влиянием среди немецких колонистов.

31 Зарубин В. Г. Межнациональные отношения и национальная политика государственных образований в Крыму (конец 1917 — 1920 г.) // Исторический опыт межнационального и межконфессионального согласия в Крыму. Симферополь, 1999. С. 67.

'2 Полное название этой декларации выглядит так: «Отношение глав дирекции крымскотатарского национального совета №37 от 21 июля 1918 г.». Впервые опубликовано в «Крымском вестнике» 17 ноября 1918 г.

53 Цит. по: Зарубин А. Г., Зарубин В. Г. Без победителей... С. 105.

34 Государственный архив Автономной Республики Крым, ф. Р. 1000, on. 2, д. 2, л. 57—58 (цит. по: Лаптев Ю. Н. Революция и гражданская война (1917—1920 гг.) в судьбе немецкого населения Крыма // Немцы в Крыму. Очерки истории и культуры. Симферополь, 2000. С. 80, 87). Заметим, что группа авторов немецкого послания в некоторых источниках поименована как «Центральное Управление Германской связи Крыма».

35 Слава Богу, в словарях новейшего времени стали отказываться от совершенно неестественного сужения значения этого слова к «сотрудничеству с немецко-фашистскими захватчиками». Поэтому в недавно опубликованной интересной статье И. Гилязова не может не вызвать недоумения формулировка: «...коллаборационизм — сотрудничество

с национал-социалистической Германией». Почему-то этот автор считает такую формулировку «широкой» (см.: Гилязов И. Коллаборационизм тюрко-мусульманских народов СССР в годы второй мировой войны — форма проявления национализма? // Ab Imperio. [Казань], 2000, № 1. С. НО).

56 Гилязов И. Коллаборационизм тюрко-мусульманских народов... С. 116.

17 В. А. Оболенский с предельной откровенностью писал об этой трагической коллизии: «Немцы, с которыми мы воевали в течение трех лет. наши враги, завоеватели России, пришли сюда нашими освободителями. В этом факте было что-то бесконечно унизительное для национального чувства и национального достоинства. А между тем, это было несомненно так. Немцы— наши спасители» (см.: Оболенский В. А. Крым в 1917—-1920-е гг. С. 76).

38 Песни крымских татар про Вторую Отечественную войну (т. е. первую мировую— А. В.) II Самойлович А. Н. Избранные труды о Крыме. Симферополь, 2000. С. 86—87.

" Крым. 1918. 27 ноября (цит. по: Зарубин А. Г., Зарубин В. Г. Без победителей... С. 168).

40 Из официального обращения премьера Сулькевича в Директорию при Курултае от 30 июля 1918 г. (см.: ЦГАК, ф. Р-999, оп. 1, д. 180, л. 4; цит. по: Зарубин А. Г., Зарубин В. Г. Крымское краевое правительство М. А. Сулькевича и его политика // Отечественная история, 1995, №3. С. 143).

41 ЦГАК, ф. Р-999, оп. 4, д. 19, л. 32 (цит. по: Зарубин А. Г., Зарубин В. Г. Крымское краевое правительство... С. 139).

42 Пасманик Д. Дух государственности II Ялтинский Голос, 1918, 4 января (цит. по: Зарубин А. Г., Зарубин В. Г Без победителей... С. 56).

43 Ялтинский голос. 1918, 24 мая (цит. по: Зарубин А. Г., Зарубин В. Г. Без победителей... С. 130—131).

Раздел II. РОССИЯ

Вадим Цымбурский

СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 90-х:

ПОПЫТКА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ГЕОПОЛИТИЧЕСКОМ И СОЦИО-ФУНКЦИОНАЛЬНОМ РАКУРСАХ

Феномену двуединой Осетии по сторонам Главного Кавказского хребта принадлежит уникальная роль в геополитике Кавказа и особенно в судьбах его российского севера. Через Северную и Южную Осетию идет, минуя Рокский перевал, Транскавказская автодорога, которая вместе с замыкающимися на Северной Осетии более старыми Военно-Грузинской и Военно-Осетинской дорогами пронизывает весь осетинский край грузопотоками из Закавказья в Россию и назад — из России на юг. К тому же в рамках Северного Кавказа этот ареал вклинивается между двумя крупнейшими этноязыковыми массивами горских автохтонов — между абхазо-адыгской и вайнахско-дагестанской группами, во многом определяя сейчас членение этого пространства на части, тяготеющие к Черному морю и к Каспию. В значительной степени именно «осетинский барьер» помешал надеждам Дж. Дудаева и его окружения на строительство независимой от России Северо-Кавказской федерации с чеченским центром, которая бы обретала доступ к Причерноморью через адыгоязычные республики (Кабарду, Черкесию, Адыгею) и Абхазию. В результате к концу десятилетия для Чечни «естественным» на-

правлением экспансии оказалось восточное, каспийское, где она и натолкнулась на жесточайшее сопротивление дагестанцев.

В своих отношениях с соседними народами Северная и Южная Осетия дают нам два аспекта геополитического проявления единого осетинского феномена в регионе. Но точно так же в 1992—1995 гг., в начале постсоветской эпохи, социумы двух Осетий предстали в качестве двух функциональных подсистем единого сообщества-системы. Как я попробую показать, в ту пору двуединая Осетия обладала редкостным в кавказском мире потенциалом государственного развития — возможностью перевести в геополитический регистр и в нем разрешить столь драматичную для многих новообразованных или потенциальных государств диалектику нации-этноса и нации-гражданства. Я намерен обсудить, как на основе этого потенциала в начале 1990-х откристаллизовался «осетинский проект», как и почему он оказался фрустирован и заморожен, — причем такая опасность заключалась в самих его предпосылках.

В поле моего внимания будет, главным образом, период становления «осетинского проекта» и его расцвет при первой постсоветской администрации А. X. Галазова и С. В. Хетагурова, а также его кризис в первый год президентства Галазова, уже с определенностью предвещавший замораживание проекта и постепенное его «выветривание» во время чеченской войны и после нее. Выработав его на гребне региональной суверенизации, охватившей Россию, североосетинская номенклатура обнаружила впечатляющее государственно-политическое чутье, но не смогла реализовать свой замысел и исподволь от него отрешилась, продемонстрировав свою социо-функционалъную ограниченность. Я говорю об ограниченности социо-функциональной, а не социально-классовой, как, возможно, поступил бы аналитик-марксист — и данное отличие прямо связано с методикой моей работы.

Эта методика представляет по сути своей разработанную мною и на чей-то взгляд, вероятно, достаточно вульгаризированную версию структурно-функционального анализа, связанного с именем Т. Парсонса. Моя версия не просто предполагает наличие в жизни любого сообщества, способного притязать на суверенность, четырех знаменитых парсонсовских функций: экономически-адаптивной,

интегративной, политически-целеполагающей, а также функции снятия напряжений через поддержание культурных образцов. Но я допускаю, что судьба общества в каждый момент определяется исторически конкретным отношением между этими функциями и, прежде всего, между группами людей, по преимуществу представляющими поименованные функции в жизни общества: имеют ли эти отношения характер партнерства-кооперации, борьбы за лидерство или господства-подчинения, либо, наконец, такого синкретизма, когда некая функциональная группа одновременно берет на себя более чем одну роль из парсонсовской четверки. В последнем случае она часто подчиняет одну функцию другой, начинает рассматривать задачи, вытекающие из первой, сквозь призму своих основных доминирующих предпочтений, порождая тем самым разнообразные социо-функциональные извращения и дисбалансы.

Проиллюстрирую этот постулат размышлениями А. А.Цуциева, едва ли не самого вдумчивого интерпретатора современного осетинского общества. По Цуциеву, «этнические элиты/ республиканские бюрократии желают быть скрепами национальных государств, но в то же время они стремятся быть и «хозяйствующим классом». То есть существо перехода не просто в трансформации власти в собственность, но в сохранении власти как гаранта этой собственности. Эта двойственность и задает неизбежный вектор в «криминализации» всего общества. Но именно эта двойственность, присутствие в обеих сферах не позволяют обществу распасться на два враждующих полюса» '. Описывая формирование в республиках «некоего подобия единой хозяйственно-политической корпорации», Цуциев, по существу, говорит о склеивании двух парсонсовских функций — властно-интегративной и адаптивно-экономической через сосредоточение их в руках одних и тех же людей, при доминировании слоя, который воплощает первую из них по своим навыкам и мировидению. Полагая следствием такого развития экономическую стагнантность, исследователь явно имеет в виду подминание экономики как таковой сетью распределительно-интегративных связей. Каждая базисная функция полноценно представляет лишь себя самое, беря же на себя представительство другой базисной функции, переосмысляет ее и искажает, трактуя ее в своем собственном ракурсе.

Классический структурно-функциональный анализ создавался Парсонсом для объяснения жизнедеятельности «нормально работающих» обществ. Методика моей работы представляет попытку применить схематику этого анализа к изучению социальных дисфункций. Ибо, на мой взгляд, как раз дисфункции представляют наибольший интерес для историка, политолога и социолога. Особенно заманчивым казалось подойти с этой стороны к зарождавшимся на наших глазах суверенным сообществам в евразийском пространстве последнего десятилетия XX века. При этом, не входя в вопросы экономики, где сведущим себя не полагаю, я делаю в работе упор на отношение между интегративной функцией поддержания социальной целостности и ее нормальных ритмов и функцией выдвижения и преследования коллективных престижных целей, которая во многом служит для общества индикатором реальной суверенности, объема «неотъемлемых прав», признаваемых за ним окружающим миром. Через напряжение между этими функциями я трактую становление «осетинского проекта» начала 1990-х и его неудачу — а может быть, отсрочку.

При этом я попытаюсь уделить некоторое внимание также и культурной функции опосредования и снятия напряжений между разными группами сообщества двуединой Осетии — и, прежде всего, тем особенностям национальной историософии, которые, проявляясь в этих группах по-разному, смогли войти в «осетинский проект» как своего рода наименьшее общее кратное всех различий. При этом мною использовано введенное в историческую этнологию Р. Бенедикт, а в России последних лет активно разрабатывающееся С. В. Лурье2 понятие «центральной культурной темы» этноса, включающей его базисные представления о самом себе и об условиях своего действия, а также «образ покровителя» или идею присущей этносу особой «магической силы». Согласно Лурье, центральная культурная тема определяет самоструктурирование этноса через функциональный конфликт внутриэтнических групп, по-разному, осознанно или неосознанно, принимающих ее и вступающих в спор-диалог вокруг возможностей воплощения этой темы, которая образует фокус этнической картины мира, «центральную зону» данной культуры. Из этой центральной зоны, будучи инспирированы куль-

турнои темой, происходят несовпадающие ценностные доминанты разных групп сообщества — в том числе, как я думаю, на определенном этапе общественной дифференциации и те доминанты, которые вырабатываются сообразно с ключевой парсонсовской функцией, воплощаемой конкретной группой.

Я сознаю, что мой анализ — это анализ извне, опирающийся на письменные источники и устные свидетельства. Он способен упустить многие важные моменты, которые могли бы непосредственно открыться наблюдателю, включенному в процессы, протекающие в Северной и Южной Осетии. Мне самому будет интересно через несколько лет оценить, в какой степени и в какой форме ход событий скорректирует мои заключения. Но несмотря ни на что, важнейшим событием в истории Осетии конца XX века я полагаю выбор, сделанный в 1992—1993 гг. официальным Владикавказом и предполагавший конвертировать геополитическую биполярность осетинского ареала в механизм, работающий на становившуюся осетинскую государственность.

Геополитика двуединой Осетии как матрица социо-функционального проекта

Конфликтные конфигурации на Кавказе начала 1990-х обсуждались множеством авторов, в основном злоупотреблявших понятием «ливанизации» или апеллировавших к модели «столкновения цивилизаций». Однако последняя модель, выпячивая некоторые кавказские перипетии, значительно большее число фактов оставляла неразъясненными. Так, ей, казалось бы, вполне отвечали армяно-азербайджанское и осетино-ингушское противостояние, поддержка чеченцами Азербайджана в его войне с армянами и выступление Чечни против России. Но в эту модель не укладывались ни грузино-осетинский конфликт; ни солидарность Конфедерации народов Кавказа (КНК), мусульманской по преимуществу, с южными осети-

нами против Грузии; ни союз режима Гамсахурдиа с мусульманами-ингушами против осетин; ни содействие как русских казаков, так и мусульман КНК абхазам в антигрузинском восстании; ни попытки лезгин Азербайджана выделиться из «тюркской империи», объективно превращавшие их в союзников карабахских армян. Наконец, в конце десятилетия идея «столкновения цивилизаций» на Кавказе была нокаутирована выбором дагестанцев, вставших на сторону России против чеченцев, рвавшихся к Каспию.

Термин же «ливанизация» оказывался непродуктивен постольку, поскольку даже для периода расползания СССР и для первых постсоветских лет изображал положение на Кавказе гораздо хаотичнее, чем оно было на самом деле, — и игнорировал вполне четкий геополитический расклад региона.

На деле в начале десятилетия геополитику Кавказа определяли четыре основные группы сил. Первую составлял российский Центр, Москва, пытавшаяся сохранить контроль над Северным, «российским» Кавказом и причерноморским Закавказьем после того, как в результате «демократической» реорганизации Центра из рук его новых хозяев ушла державная монополия в целом на кавказскую перемычку между Юго-Восточной Европой и Средним Востоком. Однако конкретные цели Москвы оставались не вполне проясненными и часто смазывались болтовней насчет «стабильности» и «добрососедства» в крае.

Вторую группу сил, впрочем длительное время разъединенных и замкнутых на своих частных бедствиях, составляли Грузия и Азербайджан, две «малые империи», выделившиеся в Закавказье после роспуска СССР. Определение «малая империя», придуманное для Грузии А. Д. Сахаровым, я использую сугубо безоценочно, понимая под «империей» любое государство, которое с применением силы интегрирует в единое поле норм и власти ряд образований («трайбов»), способных притязать на верховенство собственных норм, исходя из своих приватных ценностей 3. Такой империей на заре 90-х была Грузия с ее национальными и религиозной (аджарской) административными автономиями. Таков же был и Азербайджан с Нагорным Карабахом, лезгинскими районами и столь специфическим владением, как Нахичевань, отрезанная от основной государственной

территории враждебной Арменией. Не отдававшие себе идеологического отчета в своей природе «малые империи», вырвавшиеся из СССР под революционными лозунгами самоопределения грузинской и азербайджанской наций, оказались сразу же под угрозами и ударами «трайбов», воспринявших сходные самоопределенческие устремления.

Этот национальный и областнический революционаризм стал третьим основным участником в кавказской игре сил. В прикаспийской части региона его по преимуществу олицетворяли армяне Нагорного Карабаха, поддержанные суверенной Арменией, а в части причерноморской — прежде всего вставшие против Грузии абхазы, на помощь которым двинулась КНК с ее добровольческими вооруженными силами, не зависимыми ни от России, ни от одной из закавказских «малых империй». Существовавшая с конца 80-х как Ассамблея горских народов Кавказа, в 1991-м из «ассамблеи» ставшая «конфедерацией», а в октябре 1992-го принявшая окончательное название, которое открывало в нее доступ и равнинным кавказцам (например, кумыкам), эта организация показала свою боеспособность в 1992—1993 гг. в войне против Грузии — хотя объявление Тбилиси «зоной бедствия» и осталось одними словами. В ту пору в КНК была сильна умеренная группа во главе с долговременным главой конфедерации М. Шанибовым, видевшим в будущем все республики Северного Кавказа, за вычетом Чечни, в конечном счете, в составе России. Этот подход был осужден Дудаевым, уличавшим Шанибова в том, что тот «говорит языком сегодняшних руководителей северо-кавказских республик» 4. От выбора между дудаевским и шанибовским — условно, между «чеченским» и «абхазо-адыгским» — курсом зависело: обратится ли в те годы северокавказский революционаризм сразу против Грузии и России, двух «империй», поделивших причерноморскую часть Кавказа, или развернется главным образом против Грузии.

В октябре 1992 г. во время недолгого ареста Шанибова российскими властями КНК круто качнулась к дудаевской доктрине объединенного Северного Кавказа вне России. На съезде в Грозном она потребовала от Москвы убрать из этого края свои войска, а от глав здешних республик — денонсировать Федеративный договор

с Россией, заключив взамен между этими республиками соглашения о сотрудничестве, создать региональные силы безопасности и, наконец, признать независимость как Абхазии и Южной Осетии, так и Чечни (ход сразу и антигрузинский и антироссийский). В противном случае КНК грозила номенклатурам серией местных революций 5. Однако в 1994—1996 гг., в пору российского наступления на Чечню, большая часть КНК воздержалась от вовлечения в борьбу. Революционные силы Кавказа разделились в своих приоритетах, что, по признанию президента фонда КНК Ю. Цопанова, умалило престиж организации, все более склоняющейся к маложизненной идее единого «Горского государства в составе России» °.

В целом же, вопреки тому, что когда-то можно было предполагать, с роспуском СССР кавказская политика отнюдь не стала определяться взаимными претензиями и конфликтами обретших независимость советских республик. В этом случае ожидались бы серьезные столкновения Грузии с Арменией и Азербайджаном, на что указывали и выпады деятелей круга Гамсахурдиа против армянского и азербайджанского меньшинств, и намерения грузинских неформалов конца 80-х, например из Всегрузинского общества Руставели, распространить понятие Грузии на некоторые части Азербайджана, а заодно и Турции. Получилось, однако же, так, что до 1994—1995 гг. Кавказ оказался четко расслоен на самозамкнутые прикаспийскую и причерноморскую конфликтные системы. Каждая из них включала одну из «малых империй», а также и ту внешнюю периферию, с которой поддерживались восстания меньшинств этой империи (такой периферией были в одном случае Армения, в другом — российский Северный Кавказ). В общем, до начала российско-чеченской войны геополитика в регионе определялась противоборством «малых империй» с их собственными революционными противниками при двусмысленно-своекорыстной ангажированности российского миротворчества в каждой из этих порознь идущих игр. В конце концов, умиротворив Абхазию, а в какой-то мере и Карабах, Москва на несколько лет сохранила свое военное присутствие в Закавказье, но потеря от такого достижения оказалась едва ли не больше выигрыша. Развязавшись с абхазскими делами. в которых она было погрязла ради поддержания северокавказского

престижа, Ичкерия летом 1994 г. окончательно разворачивается против России, вводя в августе свои отряды в Ингушетию и фактически стремясь к созданию на Кавказе третьей «малой империи». Между тем, верхи Грузии и Азербайджана, избыв непосредственную военную угрозу, с конца 1994 — начала 1995 г. начинают проявлять все более живой интерес к планам Евразийского транспортного коридора помимо и в обход России.

Возвращаясь к началу 90-х, важно отметить, что обе закавказские «империи», своевольно вычленившиеся из СССР и сперва воздерживавшиеся от вступления в СНГ, не имели возможности в те годы выступать в своей борьбе под лозунгами статус-кво как поборники отражающего революцию геополитического легитимизма: их собственное революционное происхождение, свежеиспеченность слишком бросались в глаза. Внутри каждой из двух очерченных конфликтных систем антагонисты были на равных, в том смысле, что каждая сторона отстаивала свою предполагаемую «правду» и выступала во имя своих сепаратных ценностей, а не в защиту утвердившихся порядков и норм. «Легитимизм» как четвертая региональная сила выразился иначе — через попытки создания противостоящего КНК своеобразного «священного союза» официальных северокавказских руководств.

Еще в августе 1992 г., когда КНК подняла добровольцев на войну в Абхазии, главы республик края, съехавшись в Армавире, без чеченцев и ингушей, но с участием губернаторов из Ставрополя, Ростова и Краснодара, осудили «подстрекательские» акции «своих» националистов и, не без сочувствия высказавшись о борьбе «малочисленного абхазского народа», потребовали от Ельцина срочно вмешаться в грузинские дела, чтобы не дать войне распространиться на юг России 7. В октябре того же года, встретившись в Пятигорске, те же деятели призвали к «расширению сотрудничества и объединению усилий республик, краев и областей для предотвращения насильственных действий, основанных на национальной, этнической и религиозной нетерпимости». Там же была принята весьма знаменательная Декларация о принципах межнациональных отношений на Северном Кавказе. В нее вошли такие пункты, как уважение территориальной целостности республик, краев и областей; отказ

от насильственного пересмотра их границ; запрет на создание незаконных вооруженных формирований и их засылку с одной территории на другую; а также на вмешательство во внутренние дела друг друга. Однако, похоже, что последний принцип участники Декларации полутора месяцами раньше не были готовы применить к Грузии, не признававшей федералистских норм. Официально все эти принципы, списанные из документов ООН и СБСЕ, как и заявленное намерение создать в будущем Межпарламентский Совет или Союз Региона, были подчинены задаче «координации действий со стороны представителей легитимной власти, ибо запаздывание в реагировании на события, порой с оглядкой на центр, умело используется сепаратистскими элементами» 8.

Этот оригинальный документ, распространивший на внутри-российские территориальные образования Северного Кавказа принципы взаимоотношений независимых государств с суверенными властными режимами, наглядно выразил идущее в регионе перерождение местных администраций из простых звеньев общегосударственной интегративной структуры в политические субъекты с собственными целями, а именно утверждающие легитимность как принцип и последовательнее Москвы стремящиеся противодействовать местному революционаризму. В этом смысле Пятигорская декларация явилась сильным ироническим ответом на требования, выдвинутые несколькими днями раньше КНК в Грозном. Радикалы желали отвергнуть договор с Россией и скрепить, ей в противовес, региональное содружество — но получили они документ о суверенности местных законных властей и их готовности, меньше озираясь на Москву, сообща бороться с радикальной «гидрой». Самим своим вызовом посткоммунистическим администраторам, побуждая их к политическим акциям, национал-радикализм навязывал им превращение в политиков, чувствующих себя главами потенциально «независимых» территорий. Но сохранившееся силовое и финансовое влияние пусть ослабленного и временно дезориентированного Центра заставляло местные номенклатуры воздерживаться от союза с «потрясателями основ» по закавказскому образцу... и суверенизация Северного Кавказа шла под девизом «легитимности», становясь частью общей реальной федерализации России «снизу».

В этом контексте надо подходить и к «осетинскому феномену». Его смысл определила комбинация двух конфликтов, в которые осетины надолго вовлеклись внутри причерноморской конфликтной системы — к северу и к югу от Главного хребта. Своей разделен-ностью между двумя «империями» они несколько напоминали лезгин, обретающихся по сторонам российско-азербайджанской границы. Но это сходство простирается не слишком далеко. Ибо на уровне 1992 г. лезгинские этнодемократы из движения «Садвал», оспаривая как суверенитет Азербайджана над частью его земли, так и унитарное строение Дагестана, брали на себя революционную роль по обе стороны границы, ими отвергавшейся. В осетинском же ареале геополитически революционный характер изначально имело лишь очень сильное движение на юге «Адмон Ныхас» («Народный Совет»)9, которое возглавляли заместитель Председателя Верховного Совета Южной Осетии А. Р. Чочиев и премьер-министр этой республики, исключительно много поработавший для ее милитаризации в 1991— 1992 гг. О. Д. Тезиев. Это движение добивалось немедленной и полной независимости от Грузии для бывшей Юго-Осетинской АО, самочинно объявившей себя республикой, а также ее скорейшего соединения с Северной Осетией. В своем бунте против закавказской «империи» южные осетины накануне ликвидации Советского Союза оказались вполне солидарны с установками Конфедерации горских народов Кавказа, будущей КНК. Когда в 1991 г. глава парламента этой сепаратистской республики Т. Г. Кулумбе-ков был вывезен режимом Гамсахурдиа в Тбилиси и отдан под суд, КГНК, даже без ведома Кулумбекова, объявила его своим вице-президентом |0. А осенью 1992-го уже КНК из Грозного домогалась от северокавказских администраций признать независимость Южной Осетии, где при официальном председательстве Кулумбекова политику делали Тезиев и Чочиев. Южные осетины могли бы, подобно абхазам, вписаться в круг революционных сил региона. Но статус осетин как целостности оказался резко осложнен (и, как это ни парадоксально прозвучит, обогащен) их вовлеченностью на севере во второй конфликт — в жесткое противостояние с ингушами из-за прилегающего к Владикавказу Пригородного района.

Основные факты этой истории общеизвестны и прозрачны. До 1934 г. Владикавказ, лежавший в приграничье Северной Осетии и Ингушетии как отдельная административная единица, осколок распавшейся в 1924 г. Горской республики, в то же время представлял местопребывание и осетинских и ингушских правительственных учреждений. Будущий Пригородный район в 1934 г. влился в Чечено-Ингушскую республику как земля существовавшей в 1920-х и в начале 30-х автономной Ингушетии. Он пользовался славой «родины» ингушского народа, фокуса его расселения в XVIII — начале XIX в., хотя позднее эта территория была на какое-то время отторгнута Империей в пользу казачества. Итак, между 1934-м и 1944 г. во время слияния Ингушетии с Чечней Владикавказ-Орджоникидзе выступает как столица Осетии, обретаясь на прямом стыке с ингушским — теперь уже формально централизованным вокруг Грозного— пространством. В 1944 г. в пору сталинских переделов и депортаций часть ингушских земель передается в Северную Осетию, заселяясь, в основном, перемещенными из Грузии осетинами, и Владикавказ под совсем уж древним именем Дзауджикау сдвигается в глубь расширившейся республики. В 1957 г. при реабилитации Чечено-Ингушетии кусок ее под именем Пригородного района во исправление старого перекоса вместе с ингушской «прародиной» остается у осетин, образуя промежуток между столицей и границей. К началу 90-х возникает ингушская Демократическая партия «Нийсхо», добивавшаяся не только возврата к границам 1934— 1943 гг., то есть передачи Пригородного района в Чечено-Ингушетию, но потенциально и «отвоевания» наиболее развитой, якобы «исторически ингушской» части Владикавказа. Напряжение усиливается в 1991—1992 гг., когда режим Дудаева, объявив независимость Ичкерии, дает ингушам повод отслоиться в надежде получить от России «свое», тем более что их надежды распаляет и сама ельцинская Россия, законодательно посулив «территориальную реабилитацию» былых репрессированных.


Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!