Как объективная причина деятельности



12.1. Цель деятельности

Источником деятельности человека выступают потребности, так как ни природа, ни общественная среда не Дают человеку в готовом виде продукт для удовлетворения по­требностей. Понятием «деятельность» охватываются различ­ные формы человеческой активности (экономическая, по­литическая, культурная и т.д.) и сферы функционирования общества. Все эти понятия объединяет то, что они имеют вое-


204 Глава 12. Потребность как объективная причина деятельности

производящий характер — как бы творят человека вновь, в каж­дом из особенных изменений его бытия.

С точки зрения обыденного сознания деятельность субъ-ектна, объектна, является процессом, предваряющим созна­ние, и непосредственно наблюдаема. Собственно человече­ская деятельность, реализующая «сущностные силы», есть дея­тельность, ориентированная на другого человека, реализация субъект-субъектных отношений, а не только субъект-объект­ных. Конечная ориентация здесь — не преобразование вещи или сообразование с вещью в целях насыщения тех или иных интересов деятеля, а «значимый другой», которому первый ад­ресует свои проблемы и свои ценности.

Таким образом, под деятельностью понимается динамиче­ская связь субъекта с объектами или субъектами окружающего мира, выступающая в виде необходимого и достаточного усло­вия реализации жизненных отношений субъекта. Деятель­ность — специфический вид активности человека, направлен­ный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и ду­ховной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности в природе не существовало.

Благодаря продуктивному, творческому характеру деятель­ности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил со­временные города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную куль­туру и в конечном счете преобразовал самого себя. Историче­ский прогресс в последние несколько тысяч лет обязан своим происхождением именно деятельности людей, а не совершен­ствованию их биологической природы.

Современный человек живет в окружении таких предме­тов, ни один из которых не является чистым творением приро­ды. Ко всем этим предметам, особенно на работе и в быту, в той или иной степени приложены руки и разум человека, вследст­вие чего их можно считать материальным воплощением чело­веческих способностей. В них как бы опредмечены достиже­ния разума человека. Усвоение способов обращения с такими


 

 

ll2.1- Цель деятельности

1редметами, включение их в деятельность выступают как соб-гвенное развитие человека. Всем этим человеческая деятель­ность отличается от активности животных, которые не произ-эдят ничего подобного, а для удовлетворения своих потреб-эстей пользуются только тем, что им дает природа. Иными (ювами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребитель­ский характер.

Человек способен создать себе условия и обитать в любой среде и в любой точке земного шара (а в последние десятилетия и вне Земли). Ни одно живое существо не в состоянии срав­ниться с ним по разнообразию, распространению и формам активности.

Всякая деятельность подразумевает цель, средство, резуль­тат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемле­мой характеристикой деятельности является ее осознанность. Разгадка природы деятельности коренится не в ней самой, а в том, ради чего она совершается, где формируются цели челове­ка и строится образ действительности, какой она должна быть в результате деятельности. Наличие цели определяет качест­венное отличие человеческой деятельности от процессов, про­исходящих в неживой природе. Поведение человека всегда со­образуется с некоторой целевой программой поведения, т.е. имеет целесообразный характер.

С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев чаще всего представляют деятельность следующими компонентами: потребности, мо­тивы, действия, условия, операции и результаты. Психолог Н.К. Платонов упрощает схему: цель—мотив—способ—резуль­тат. Р.Х. Шакуровым предложена системно-динамическая струк­тура деятельности, дополнительно включающая представле­ния о фазах деятельности—ориентировка, программирование, реализация, завершение, а также понятие «барьер» деятельно­сти. Следует ориентироваться на активизацию следующих сто­рон деятельности:

мотивационно-потребностной — желания, интересы, ценно­сти, установки;

содержательной — проблемная ситуация, проблема, цели, за­дачи, ориентировка в заданной ситуации, исполнение про­граммы;


 



Глава 12. Потребность как объективная причина деятельности


12.2. Характеристики деятельности человека



 


0 процессуальной - логичные методы, эвристические, методы самоорганизации, методы самоконтроля.

Первым свойством человеческой деятельности, которое фиксируется при самом поверхностном взгляде на нее, являет­ся предметность.

12.2. Характеристики деятельности человека

Деятельность человека имеет следующие основ­ные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ра­ди чего она осуществляется. В качестве мотива обычно высту­пает конкретная потребность, которая удовлетворяется в ходе данной деятельности и с ее помощью. Мотивы человеческой деятельности бывают самые различные:

о органические, которые направлены на удовлетворение естест­венных потребностей организма (на создание условий, в наи­большей степени этому способствующих). Такие мотивы свя­заны с ростом, самосохранением и развитием организма;

0 функциональные, которые удовлетворяются с помощью раз­ного рода культурных форм активности, например игр и заня­тий спортом;

0 материальные, которые побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности;

0 социальные, которые порождают различные виды деятельно­сти, направленные на то, чтобы человек занял определенное место в обществе, получил признание и уважение окружаю­щих;

о духовные, которые составляют основу видов деятельности, связанных с самосовершенствованием человека.

Любая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами, но тип дея­тельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он мо­жет представлять собой реальный физический предмет, созда­ваемый человеком, а также знания, умения и навыки, приобре-


\таемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства). Цель деятельности не завнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности Совпадают. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту ке цель (конечный результат), могут побуждаться и поддержи-аться разными мотивами, и, наоборот, в основе ряда деятель-костей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может вы­ступить как средство удовлетворения материальных потребно­стей (продемонстрировать знания и получить высокооплачи­ваемую работу), социальных (добиться расположения окру­жающих), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития). Такие раз­ные виды деятельности, как приобретение модных, престиж­ных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выра­ботка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну цель — добиться чьего-либо расположения.

Предметом деятельности называется то, с чем деятельность непосредственно имеет дело. Так, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — компетенции, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт.

Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, дей­ствием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги в библиотеке, ее чтение.

Операцией именуют способ осуществления действия. Раз­личных операций можно выделить столько, сколько есть раз­ных способов выполнения действия. Характер операции зави­сит от условий выполнения действия, выработанных челове­ком умений и навыков, наличных инструментов и средств осуществления действия.

В качестве средств осуществления деятельности для челове­ка выступают те инструменты, которыми он пользуется, вы­полняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего Деятельность становится более продуктивной и качественной.

Мотивация деятельности может изменяться. Так, у трудо­вой или творческой деятельности со временем могут появиться


           
   
     
 
 

 

208 Глава 12. Потребность как объективная причина деятельности

другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда дей­ствие, ранее включавшееся в состав деятельности, выделяется из нее и приобретает самостоятельный статус, превращается в деятельность с собственным мотивом; тогда отмечают факт рож­дения новой деятельности. С возрастом по мере развития чело­века происходит изменение мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то преобразуются мотивы его деятельности Прогрессивное развитие человека характери­зуется движением мотивов в направлении их все большего оду­хотворения.

Любая человеческая деятельность имеет внешние и внут­ренние компоненты. К внутренним компонентам относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвую­щие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и со­стояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, свя­занные с практическим выполнением деятельности. Соотно­шение внутренних и внешних компонентов деятельности не постоянно: по мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонен­тов во внутренние.

Современный человек может осуществлять множество ви­дов деятельности, число которых примерно отвечает числу его потребностей. Если обобщить и выделить основные виды дея­тельности, свойственные всем людям, то они будут соответст­вовать общим потребностям людей. Это — общение, игра, уче­ние.

Человеческая деятельность невозможна без участия психи­ческих процессов, которые выступают как неотъемлемые внут­ренние компоненты, при этом они в ней развиваются и пред­ставляют собой особые виды деятельности.

Важнейшими компонентами любой человеческой деятель­ности выступают такие психические процессы, как воспри­ятие, внимание, воображение, память, мышление, речь.

Восприятие в процессе практической деятельности приоб­ретает свои важнейшие психологические качества, в деятель­ности формируются ее основные виды — восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства.


12.2- Характеристики деятельности человека

Воображение тоже связано с деятельностью, поскольку че­ловек не в состоянии представить или вообразить такое, что не выступало в опыте, не было условием или моментом какой-ли-> деятельности. Фактура воображения является отражением, гь и не буквальным, опыта человеческой деятельности.

Запоминание — один из основных процессов памяти, осуще-^вляется в деятельности и само представляет собой мнемиче-скую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему запомина­нию (осмысление, структурирование, ассоциирование и др.).

Мышление в ряде случаев идентично практической деятель­ности (практическое мышление). В более развитых формах — образной и логической деятельности - момент мышления выступает в виде внутренних мыслительных действий и опера­ций. Однако процессуальный, динамический аспект мышле­ния не тождествен операциональному. Не операции порожда­ют мышление, а процесс мышления порождает операции, ко­торые затем в него включаются. Мыслительная деятельность, или мышление как процесс поиска и открытия нового, являет­ся формирующимся, т.е. изначально полностью не заданным, не запрограммированным, поэтому вся его детерминация объ­ективно выступает как процесс, как нечто образующееся, ди­намичное, а не заранее и целиком готовое. Это значит, что не только интеллектуальные операции, но и мотивация мышле­ния формируется в этом процессе, а не привносится извне уже в законченном виде.

Речь также является особого рода деятельностью, и часто, характеризуя ее, пользуются словосочетанием «речевая дея­тельность».

Жизненный путь человека тесно переплетен с деятель­ностью. Именно в деятельности формируются профессиональ­но-личностные особенности человека. Формирующая роль Деятельности раскрывается при сравнении психики людей, за­нятых в различных областях труда. Устойчивые качества лич­ности позволяют по отдельным проявлениям в поведении, а иногда и по внешнему облику определить профессию челове­ка. Так, для учителя становятся типичными подтянутость, вни­мательность, постановка голоса, продуманность слов, воздей­ствующих на человека, умение объяснить просто сложный во-


210 Глава 12. Потребность как объективная причина деятельности


12.3. Потребность в развитии деятельности. Виды деятельности 211


 


прос, убежденность и многие другие личностные качества. Знания на различных уровнях отражения регулируют деятель­ность. Например, на уровне ощущений и восприятий дози­руются мускульная сила, темп и ритм движений; решение мыслительной задачи направляется образами и понятиями, за­висит от опыта человека. Регулирование деятельности проис­ходит одновременно на разных уровнях. Решая задачу, ученик мобилизует умственную деятельность, мыслительные процес­сы, но, производя арифметические вычисления, он подписы­вает результаты один под другим, управляя процессом выпол­нения действия на уровне восприятия.

Таким образом, человек в деятельности выступает как лич­ность, движимая определенными мотивами и преследующая намеченные цели. Поведение человека определяется не врож­денными стремлениями, а побуждениями, возникающими под влиянием жизненных условий. Наряду с органическими по­требностями у человека появляются потребности, порождае­мые общественно-историческими условиями жизни. Но по­требность сама по себе еще не является мотивом целенаправ­ленного сознательного действия. Для возникновения такой деятельности необходимо соотнести потребность с предметом, которым можно удовлетворить потребность. Иначе говоря, мотивом поведения становится осознанная потребность. Для поведения человека характерна динамичность; с изменением обстоятельств могут измениться и мотивы поведения, и сред­ства, необходимые для достижения цели, и потребности.

Породив и продолжая совершенствовать предметы потреб­ления, человек кроме способностей развивает свои потреб­ности (состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их существования), которые, оказав­шись связанными с предметами материальной и духовной культуры, приобретают культурный характер, чем деятель­ность человека отличается от активности животных. Если ак­тивность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается и под­держивается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это — потребности в научном и художественном творчестве, в


Нравственном самосовершенствовании и др. Формы и спосо-5ы организации человеческой деятельности также отличаются i активности животных. Почти все они связаны со сложными квигательными умениями и навыками, которых нет у живот- яых, — умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения. Уже с ранних лет ребенка специально обучают пользовать­ся предметами домашнего обихода, различными инструмента­ми, которые преобразуют заданные от природы движения ко­нечностей. Они начинают подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело. Движения рук и ног человека преобразуются, подчиняясь правилам культуры использова­ния соответствующих предметов, т.е. становятся искусствен­ными, более совершенными и социально обусловленными. Возникает предметная деятельность, связанная с предметами материальной и духовной культуры, которые используются че­ловеком в качестве или инструментов, или предметов удовле­творения потребностей, или средств собственного развития. В то же время деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Предметная деятельность людей не дана им с рождения. Она есть продукт истории, «задана» в культурном предназначении и способе ис­пользования окружающих предметов. Такую деятельность формируют и развивают в процессе обучения и воспитания. Деятельность отличается от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание неко­торого продукта. Поведение спонтанно («куда поведет») —дея­тельность организована; поведение хаотично — деятельность систематична.

12.3. Потребность в развитии деятельности. Виды деятельности

Видов деятельности столько, сколько сущест­вует потребностей человека (с учетом полимотивированности его деятельности). Для того чтобы представить и описать все


 


212 Глава 12. Потребность как объективная причина деятельности

эти виды деятельности, необходимо перечислить наиболее важные потребности, что чрезвычайно сложно. Проще опреде­лить основные параметры, с помощью которых можно описы­вать систему человеческих потребностей и, пользуясь ими, ха­рактеризовать виды деятельности, присущие конкретному че­ловеку. Таких параметров три — сила и число потребностей, их качество (своеобразие).

Под силой потребности понимается значение соответст­вующей потребности для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал. Более сильная потребность является более значимой, возникает чаще, доми­нирует над другими потребностями и заставляет человека вес­ти себя таким образом, чтобы в первую очередь была удовле­творена именно она.

Число потребностей — параметр, характеризующий те по­требности человека, которые со временем становятся для не­го актуальными. У некоторых людей число потребностей отно­сительно невелико, и они вполне успешно справляются с их систематическим удовлетворением, получая удовольствие от жизни. Однако некоторые люди имеют множество различных, порой противоречащих друг другу, несовместимых потребно­стей. Они обычно жалуются на нехватку времени и испытыва­ют неудовлетворение от жизни, так как вовремя не успевают делать все дела.

Под своеобразием потребности имеются в виду предметы и объекты, с помощью которых та или иная потребность данного человека может быть достаточно полно удовлетворена, а также предпочитаемый им способ удовлетворения этой и других по­требностей. Например, познавательная потребность одного человека может быть удовлетворена в результате систематиче­ского просмотра только развлекательных передач по телевиде­нию; другому для полного удовлетворения этой потребности необходимо чтение газет, книг, прослушивание радио и про­смотр телепередач; третьему помимо перечисленного требует­ся систематическое общение с людьми — носителями полезной информации познавательного характера, а также включение в интересную самостоятельную творчески поисковую работу.

Основные виды деятельности, свойственные всём людям, соответствуют общим потребностям, которые можно обнару-


12.3. Потребность в развитии деятельности. Виды деятельности 213

практически у всех людей, а точнее, — видам социальной человеческой активности. Это — общение, игра, учение и труд.

Общение возникает в процессе индивидуального развития человека и рассматривается как вид деятельности, направлен­ный на обмен информацией между общающимися, установле­ние взаимопонимания, деловых отношений и т.д.

Игра преследует цель получения отдыха, имеет характер не только развлечения, но и обучающий характер или служит средством символической разрядки напряженности. Сущест­вуют такие типы игр, как индивидуальные и групповые, пред­метные и сюжетные, ролевые и игры по правилам, а также сме­шанные — предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры по правилам и т.п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле, что играющими они не принимаются всерьез и не служат основанием для выводов о человеке. Игровые отноше­ния мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых. Тем не менее игры имеют боль­шое значение в жизни людей: для детей — преимущественно развивающее значение, а для взрослых — средство обучения, разрядки. Некоторые формы игровой деятельности приоб­ретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого яв­ляется приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и неорганизованным, приобретать характер самообразования. Учебная деятельность прямо служит средством психологического развития индиви­да.

Труд занимает особое место в системе человеческой дея­тельности. Именно благодаря труду человек построил совре­менное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом связаны создание и со­вершенствование орудий труда, которые в свою очередь стали фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художе­ственного творчества. Благодаря творческому характеру дея-


 


               
   
 
 
 
     
 
     

 

Глава 12. Потребность как объективная причина деятельности

тельности человек выходит за пределы своей природной огра­ниченности, т.е. превосходит свои генотипически обусловлен­ные возможности.

Волевая регуляция. Деятельность всегда активна, нацелена на создание некоторого продукта. Однако нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать, че­ловек не спешит выполнить нужные действия, даже для удов­летворения остро необходимых потребностей. При решении сложной задачи один человек, столкнувшись с трудностями, прекращает свои попытки, а другой в такой же ситуации дейст­вует с удвоенной энергией. Эти явления связывают с такой особенностью психики, как воля. На личностном уровне воля проявляется в таких первичных, или базовых, волевых качест­вах личности, как сила воли, энергичность, настойчивость, вы­держка и др. Вторичные качества — решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе — отличают волевого чело­века и развиваются обычно несколько позже, чем первичные. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характе­рологические. Третичные качества, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориен-тациями — ответственностью, дисциплинированностью, прин­ципиальностью, обязательностью. К этой же группе можно от­нести те качества, в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду, — деловитость, инициатив­ность; обычно они формируются только к подростковому воз­расту.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятель­ности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Если возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, то участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, по­вышенную ценность данной деятельности, найти дополни­тельные стимулы для ее выполнения, доведения до конца. Так, если целью является обучение чему-либо, то волевой характер приобретают действия, связанные с напряженной работой мышления. Волевая регуляция может включиться в деятель­ность на любом этапе ее осуществления:


12.4. Потребность в творчестве. Духовно-практическая деятельность 215

О на этапе инициации деятельности, когда индивид, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочита­ет другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредст­венным побуждениям;

о выбора средств и способов ее выполнения, когда индивид, соз­нательно отказавшись от привычного способа решения задачи, избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него;

о следования намеченному плану или отклонения от него;

О контроля исполнения, когда индивид сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных дейст­вий, хотя сил и желания делать это уже почти не осталось. Осо­бые трудности в плане волевой регуляции представляет для че­ловека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности.

Типичным случаем включения воли в управление деятель­ностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовмес­тимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же мо­мент времени выполнения различных действий. Тогда созна­ние и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, отыскивают дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели в начале.

12.4. Потребность в творчестве. Духовно-практическая деятельность человека

Творчество остается во многом непознанным объектом в силу своей сложности и латентного характера раз­вития. Многие исследователи представляют его как один из видов мыслительной деятельности, связанной с умением легко генерировать идеи, выбирать оптимальные варианты решения задач, подвергать критическому анализу свои и чужие мысли,


               
   
 
 
   
 
   

 

Глава 12. Потребность как объективная причина деятельности

переносить приобретенную информацию из одной области знаний в другие. Творческое начало в деятельности мозга обес­печивается механизмом сверхсознания (термин К.С. Стани­славского), суть которого в рекомбинации элементов ранее на­копленного опыта. В результате этого возникает нечто новое, отсутствовавшее в предшествующем опыте субъекта и в куль­туре, которой он принадлежит. Сверхсознание защищает зарож­дающиеся замыслы от консерватизма сознания, чрезмерного давления непосредственных наблюдений и усвоенных догм. За сознанием остается отбор идей и образов, их теоретико-кон­цептуальная и художественно-концептуальная трактовка. Для процесса творчества значимы не только функции сознания и сверхсознания (творческой интуиции), но и функции подсоз­нания и бессознательного. В сфере подсознания — это ранее накопленный опыт, проявляющийся в умениях, навыках, при­вычках, нормах поведения, а в сфере бессознательного — это природные задатки, темперамент, инстинкты, влияющие на поведение человека. Но в этих сферах отсутствует начало, предполагающее преодоление сложившихся ранее стереоти­пов и норм1.

Всякий труд включает в той или иной мере интеллектуаль­ные, мыслительные процессы более или менее высокого уровня, и в какой-то мере в труде всегда представлен момент творчества. Потребность в творчестве заложена в самом формировании и функционировании человеческого общества. Творчество — сложное единство труда умственного и физиче­ского, интуитивного познания, мысли и чувства. В широком смысле творчество присуще в той или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности. Творчество, вклю­чаясь в труд, открывает новый аспект в проблеме деятельности в целом. В трудовой деятельности, направленной вообще на созидание определенного объективного продукта, личность должна подчинить свои порывы и силы внешней цели, продук­ту своего труда. Деятельность и творчество художника, артиста, ученого, изобретателя имеют свои специфические интеллекту­альные задачи, свои навыки и свои формы. Бытуют представ­ления о вдохновении, особенно распространенные именно по


12.4. Потребность в творчестве. Духовно-практическая деятельность 217

отношению к художественному творчеству — работе писателя, поэта, художника, музыканта, архитектора, но и художествен­ное творчество — прежде всего большой напряженный и часто кропотливый труд. Художественное творчество предполагает создание новых эстетических ценностей, т.е. новаторство как в содержании, так и в форме художественного произведения.

Творческий процесс — духовно-практическая деятельность человека, непосредственно направленная на создание произ­ведения, отражающего своеобразие личности художника, жан­ра и вида искусства. В творчестве можно выделить две тесно связанные друг с другом основные стадии — формирование ху­дожественного замысла, который в конечном счете возникает как следствие образного отражения реальной действительно­сти, и непосредственная работа над произведением, его творе­ние. Характер творчества обусловливает специфику мысли­тельной деятельности человека, способы ее развертывания и реализации. Вначале происходит осмысление творческой за­дачи и мысленное создание общей конструкции будущего про­изведения. Затем осуществляются практические поиски образ­ного решения темы в нескольких направлениях. Разрыв между осознанием существа творческой задачи и нахождения спосо­бов ее решения устраняет мастерство. «Мастерство — это когда, что и как приходят одновременно»1. Это требует от художника сосредоточенности, воли и настойчивости.

Продуктивной основой художественного мышления явля­ется эмоциональная активность сознания художника. Эмоции влияют на весь процесс художественного творчества. Художе­ственные эмоции, полагал Л.С. Выготский, «суть умные эмо­ции». Но чтобы, никого не повторяя, идти в искусстве вперед, необходимо в возможно полном объеме знать опыт своих пред­шественников. Можно сказать, что художественное творчест­во с необходимостью включает в себя освоение культурного наследия. В то же время становление индивидуальности в ис­кусстве предполагает принятие и развитие определенных тра­диций, играющих роль стимула к самостоятельной работе. Так как художественное творчество есть образное отражение объ­ективного мира, его новое видение и осмысление, то оно вы-


 


 

Симонов П.В. Мотивированный мозг. М., 2001. С. 104.


1 ЛукА.Н. Мышление и творчество. М., 1976. С. 33-47.


       
 
   
 


 

Глава 12. Потребность как объективная причина деятельности

ступает и как актуализация личности художника. Субъектив­ное в подлинном искусстве не противоречит объективному, а является органической формой его преломления в произведе­нии. Самовыражение оказывается тогда и выражением обще­значимых (национальных, общечеловеческих) представлений, их интеграцией. Свобода воображения, широта кругозора художника, стремление к всестороннему познанию бытия — непременные компоненты творчества. Творчество великих ху­дожников всегда отличалось глубиной духовного проникнове­ния в сущность общественных отношений и яркой эмоцио­нальной насыщенностью, благодаря чему их произведения стали общечеловеческим культурным достоянием. В творче­ском труде, который создает нечто объективно значимое и вме­сте с тем новое, привнесенное личностью, оригинальное, объ­ективная и личностная значимости деятельности могут макси­мально совпадать.

Музыкальное творчество является одной из особенных форм художественного творчества. Оно имеет дело не с мысля­ми вообще, а с эмоционально окрашенными мыслями.

Разнообразные эмоции являются стержнем музыкального произведения, вызываются самим содержанием музыкального образа. Поэтому музыка, как архитектура и поэзия, может быть названа эмоциональным видом искусства.

Воображение — необходимый атрибут творческого процес­са — возникает на эмоциональной почве. Специфическую функцию воображения составляет синтез, воспроизведение «целого раньше частей», и в этом смысле — преодоление спе­циализации духовных способностей человека как практиче­ского субъекта эпохи. Искусство, особенно музыкальное, вла­деет средствами воссоздания и удержания художественного образа. Сила воображения в музыкально-художественном творчестве позволяет комбинировать и воспроизводить пред­ставления и впечатления, хранящиеся в памяти. Оно имеет много разновидностей: романтическое у Ф. Шопена, фантас­магорическое у Г. Берлиоза, религиозно-философское у И. Ба­ха, строго реалистическое у Д.Д. Шостаковича и т.д.

Проблему индивидуального музыкального творчества не­возможно решить вне контекста развития музыкальных спо­собностей. Б.М. Теплов, внесший значительный вклад в созда-


 

12.4. Потребность в творчестве. Духовно-практическая деятельность 219

ние теории музыкальных способностей, рассматривал данный феномен как один из видов специальных способностей. На ос­новании серии исследований он пришел к выводу, что уровень творчества зависит от уровня развития данных способностей, при этом чем выше степень развития музыкальных способно­стей (одаренность, талант, гений), тем масштабнее творческая отдача. Лучшее свидетельство этой закономерности музыкаль­ная продукция классиков — Л. ван Бетховена, П.И. Чайковско­го и др. Имя Никколо Паганини приобрело широкую извест­ность не только как композитора, но и как непревзойденного скрипача. Виртуозность Паганини была фантастической, воз­действие ее на слушателей невероятно и необъяснимо. Совре­менникам он казался загадкой, феноменом, одни считали его гением, другие — шарлатаном.

Художник черпает материал для своего творчества только из действительности. Пропуская его через свой духовный мир, он создает новую реальность, которая обладает свойством правдоподобия, обусловлена особенностями культуры данно­го общества и социально-психологическими качествами твор­ца (мировоззрение, нравственность, ценностные установки, мышление, чувства, воля и др.).

По своей глубинной сущности художественное творчество не религиозно, а реалистично1.

Названные особенности творчества не являются проявле­нием божественной одержимости, как утверждал Платон. Многовековой опыт человечества подтверждает, что творцами так же, как и интеллектуалами, не рождаются, а становятся. Все зависит от того, какие возможности предоставит окруже­ние для реализации потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому человеку. Творческие способности не создаются, а высвобождаются. Конечно, на­следственные факторы ставят определенные границы разви­тию творческого потенциала человека. Но для его реализации нужны не только природные, но и социально-исторические предпосылки. Если таких предпосылок нет, то творческий по­тенциал не трансформируется в творческие достижения, а ос­тается абстрактной возможностью.

' Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1989. С. 16.


220 Глава 12. Потребность как объективная причина деятельности

Для того чтобы понять, как развилась творческая деятель­ность, надо оценить не только и даже не столько необходимый для этой деятельности базовый уровень интеллекта, сколько личность человека и пути ее формирования. Как известно, лю­бая система воспитания, созданная обществом, основана на конформизме. Это самый надежный путь к обеспечению един­ства всех членов социальной общности, но одновременно и са­мый верный способ подавить развитие творческого мышле­ния. Действительно, в основе своей творческой личности чужд конформизм. Именно независимость суждений позволяет ей пойти по пути, на который из боязни показаться смешными не осмеливаются вступить остальные люди. Творческий человеке трудом входит в жизнь социальной группы, хотя он открыт для окружающих и может пользоваться популярностью. Он при­нимает общепринятые ценности только в том случае, если они совпадают с его собственными. В то же время он мало догмати­чен, его представления о жизни и обществе, о смысле собст­венных поступков могут быть весьма неоднозначными. Твор­ческий человек эклектичен, любознателен, предпочитает но­вые и сложные вещи привычным и простым. Чаще всего творческие люди сохраня ют детскую способность к удивлению и восхищению. Обычно это мечтатели, которых можно при­нять за сумасшедших из-за того, что они претворяют в жизнь свои «бредовые идеи», одновременно принимая и интегрируя иррациональные аспекты своего поведения1.

12.5. Потребность человека

в самосовершенствовании. Спорт,

физическая культура, физическое

состояние

С ранних лет и до глубокой старости человек соревнуется и самоутверждается вначале в игре, а затем во всех видах и формах своей деятельности. В обучении, труде, обще­нии человек сохраняет игровой момент сравнения, сопостав­ления себя с другими с тем, чтобы получить очередной стимул к самосовершенствованию или испытать чувство превосходст-

Волошин М.А. Лики творчества. Л., 1988. С. 81.


 

 

12.5. Потребность человека в самосовершенствовании

ва, радость достижения, счастье победы. Реализуя это естест­венное, инстинктивное стремление, человечество создало спорт как вид деятельности, в котором соревнование становит­ся центром, целью, итогом многолетних усилий. Спорт — луч­шая модель извечного, глубинного стремления сильного чело­века стать первым. Поэтому спорт психологичен по своей сути. Но человек соревнуется не только с другими, но и с самим со­бой, чтобы видеть: сегодня я стал лучше, чем вчера. В соревно­вании с другими у человека формируется и совершенствуется в основном чемпионская сторона характера, в соревновании с собой — рекордсменская. Победа над собой и победа над други­ми — это звенья одной цепи, ведущей к достижению истинной цели — самоутверждению, переживанию чувства удовлетво­ренного честолюбия, своей компетентности, значимости.

Спорт с момента своего зарождения имеет не только аполо­гетов, но и критиков. При всей его несомненной социальной значимости нельзя не признать, что побудительная, мотиви­рующая основа занятий спортом высших достижений в значи­тельной мере эгоцентрична. Мир, такой великий и многообраз­ный, всего лишь окружает Я спортсмена, его потребности, цели, мотивы, интересы, установки, желания, взгляды, убеждения и проч. Хотя мир, существующий сам по себе, — это не более чем абстракция для л юбого человека, однако в отражении и отноше­ниях каждого субъекта мир существует как бы для него.

Педагоги, психологи, гигиенисты, физиологи, философы, медики говорят о врожденном характере стремления к движе­нию и большом значении двигательной активности для жизне­деятельности человека. Естественная потребность в движении имеет огромное значение для всех функций человеческого ор­ганизма, включая психическую. Подавление потребности в движении отрицательно сказывается на органической жизни человека, его интеллектуальной деятельности, протекании психических процессов, психических состояний вплоть до по­давления личности. «Одним из условий проявления активно­сти личности являются двигательные потребности. Двигатель­ные потребности, превратившиеся в привычку, активизируют все другие потребности личности»1.

1 Пономарев Н.Н. Человек и физические нагрузки. Воронеж, 1980. С. 27.


 


222 Глава 12. Потребность как объективная причина деятельности

Основная задача физического воспитания заключается в том, чтобы развить врожденную органическую потребность в движении в потребность осознанную. Целенаправленное и осознанное удовлетворение данной потребности в образо­вательной, соревновательной, прикладной или рекреатив­но-реабилитационной деятельности приводит к формирова­нию физической культуры личности.

Известно, что по мере повышения физической нагрузки увеличивается тренированность. Особенно это проявляется при занятиях спортом, когда потребность в движении имеет тенденцию к возрастанию, для чего требуется еще большая на­грузка. Одним из важнейших факторов обеспечения эффек­тивности деятельности спортсмена является уровень психиче­ского напряжения. При этом целостный процесс психической регуляции деятельности личности включает три главных ком­понента — интеллектуальный, эмоциональный и волевой. Не случайно в подготовке спортсменов высокой квалификации наряду с физическими, техническими, тактическими компо­нентами выделяют волевую и психическую подготовку. Такое разделение в достаточной мере условно, так как ни разум, ни чувства нельзя вычленить из целого.

Психическое напряжение проявляется на тренировке и со­ревнованиях. Напряжение в тренировочном процессе связано главным образом с необходимостью выполнять все более воз­растающую физическую нагрузку. В экстремальных условиях соревнований к нему добавляется психическое напряжение, диктуемое целью достижения результата. Условно напряжение в тренировке можно назвать процессуальным, а в соревнова­нии — результативным. Обычно они проявляются не только в деятельности, но и до нее, с той разницей, что процессуальное напряжение возникает непосредственно перед тренировкой, а результативное может возникать задолго до соревнования. Со­стояния психического напряжения, так же как и физического утомления, чередуемые с отдыхом, являются средством дости­жения фазы суперкомпенсации, т.е. целью спортивной трени­ровки. Однако те супернагрузки, которые характерны для со­временного спорта высших достижений, могут привести к пе­реутомлению, психической напряженности и соответственно


 

 

12.5. Потребность человека в самосовершенствовании

К понижению функций организма, что может рассматриваться как отрицательный фактор.

Утомляемость. Человек, выполняющий какую-либо на­пряженную работу, через некоторое время ощущает, что вы­полнять ее становится все труднее. Это можно объективно за­метить по ряду видимых признаков, таких, как напряжение мимической мускулатуры, появление испарины. Одновремен­но в организме происходят и более глубокие физиологические изменения. Несмотря на возрастающие затруднения, человек некоторое время может сохранять прежнюю интенсивность работы благодаря большим усилиям. Такое состояние получи­ло название фазы компенсированного утомления. Если при возросших волевых усилиях интенсивность работы снижается, наступает фаза декомпенсированного утомления. Утомлением называется вызванное работой временное снижение работо­способности, выражаемое в повышении трудности или в не­возможности продолжать деятельность с прежней эффектив­ностью.

В зависимости от специфики видов деятельности различа­ют несколько типов утомления — умственное, сенсорное, эмо­циональное, физическое. Хотя в любой деятельности в той или иной степени представлены так или иначе компоненты всех перечисленных типов утомления, для сферы физического вос­питания имеет значение преимущественно физическое утом­ление, вызванное мышечной деятельностью.

Показатели выносливости. Выносливостью называется спо­собность противостоять утомлению в какой-либо деятельно­сти. Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать за­данную интенсивность деятельности. Пользуясь этим крите­рием, выносливость измеряют прямым и косвенным способа­ми. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание и определяют предельное время работы с Данной интенсивностью. Этот способ не всегда удобен, и на практике чаще применяют косвенные способы измерения вы­носливости. Поскольку работоспособность в двигательной Деятельности зависит от многих факторов, следует учитывать Два типа показателей выносливости: абсолютные — отвлечен-


 


12.6. Потребность в интеллектуальной деятельности



 


ные от конкретных показателей силы и быстроты у данного че­ловека и относительные (допустимые).

Регулярные занятия спортом дают несравненно больший эффект, чем эпизодические. Вопрос в том, какими основными чертами должна характеризоваться регулярность процесса фи­зического воспитания и как она увязывается с оптимальным чередованием нагрузки и отдыха, поскольку функциональные и структурные изменения, происходящие в организме во время занятий физическими упражнениями и в их результате, обра­тимы, т.е. они претерпевают обратное развитие в случае пре­кращения занятий.

Одно из главных положений принципа систематичности состоит в том, что в процессе физического воспитания недо­пустимы перерывы, так как они приводят к утрате положитель­ного эффекта занятий. В процессе физического воспитания возможны и целесообразны различные формы чередования за­нятий и отдыха, однако в любом случае должна сохраняться не­прерывность процесса.

Рациональное построение процесса физического воспита­ния характеризуется повторяемостью и вариативностью, т.е. широким видоизменением упражнений и условий их выпол­нения, динамичностью нагрузок и разнообразием методов их применения, обновлением форм и содержания занятий.

Во время спортивных занятий важно испытывать радость от физической активности и ощущать результаты тренировок, однако при этом необходимо полностью отказаться от погони за «рекордами» и духа соперничества, чтобы исключить чрез­мерную физическую и психологическую нагрузки. Ученым удалось установить, почему физические нагрузки действуют на человека как антидепрессант. Положительный эффект оказы­вает химическое вещество фенилэтиламин, благоприятно влияющий на настроение, помогающий сосредоточиваться. Уровень его повышается во время занятий спортом и после них. Регулярные занятия спортом могут действовать на на­строение не хуже лекарств. Например, 75 % тех, кто регулярно посещает тренажерные и фитнес-клубы, стараются таким об­разом снять стресс или поднять настроение.

С социологической точки зрения следует понимать спорт не как изолированное явление, а как особую социальную систему-


Это означает, что изменения в спорте должны рассматриваться как следствия изменений, происходящих в обществе в целом.

12.6. Потребность в интеллектуальной деятельности

Рациональные мыслительные функции чело­веческой психики, познавательные процессы в целом, рождае­мые разумом человека, связаны с его интеллектуальными по­требностями. Это потребности в познании окружающего мира, в образовании, повышении квалификации, различных видах творческой деятельности (в том числе творческой самодея­тельности). Эти потребности созданы обществом, развиваются вместе с человеком, повышением его интеллектуального уров­ня, приобретаются в процессе становления человека как лич­ности и вместе с тем тесно связаны с биологическими потреб­ностями. Решающую роль в этом играет общественная среда, в которой находится и воспитывается человек. Данный вид по­требностей зависит от воспитываемой обществом индивиду­альности.

Интеллектуальные потребности — это дружба (добрые отно­шения), обретение статуса, сохранение индивидуальности, достижения, обучение, творчество, самообразование, само­реализация. Кроме того, к ним можно отнести потребность принадлежать к некоторой группе людей, поддерживать с ни­ми добрые отношения, потребность в признании деловых ка­честв и обретении определенного статуса, потребность в твор­честве, обучении и развитии своих способностей, потребность в самореализации. Чтобы удовлетворить свои интеллекту­альные потребности, человек должен обладать всей совокуп­ностью способностей, т.е. эмоциональными и интеллектуаль­ными способностями.

Интеллектуальные потребности, инициируемые тягой че­ловека к познанию внешнего и внутреннего мира с помощью Разума, можно разделить на две взаимосвязанные разновид­ности:

информационные — потребности в бытовой информации, про­фессиональной, социально-культурной;

8 - 8249 Шиповская


 


226 Глава 12. Потребность как объективная причина деятельности

о образовательные, обусловленные необходимостью приобрете­ния определенных компетенций для профессиональной само­достаточности, а также совершенствования и всестороннего развития личности. Данная разновидность интеллектуальных потребностей наиболее успешно формируется и развивается, в частности, за счет природной любознательности. К факторам, определяющим образовательные потребности, можно отне­сти: физическое и умственное развитие личности, уровень об­разования, профессию, материальные возможности, мотива­цию к получению знаний и т.д.

Интеллектуальные потребности, как и социальные, отно­сятся к потребностям не первой необходимости и удовлетворя­ются после того, как наступает определенная степень удовле­творения первоочередных потребностей. Прямо они не оцени­ваются, так как во многом зависят от уровня культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Воз­можность удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека можно оценить по величинам рабоче­го, нерабочего и свободного времени.

Нет ни одного человека, которому интеллектуальная по­требность в той или иной форме не была бы свойственна. Чело­веку даны ощущения, восприятия, представления и их комби­нации, т.е. различные формы интеллектуальной деятельности. Эти явления имманентно присущи человеку. Как человек, по­ка живет, не может не есть, не пить, не двигаться, так он не мо­жет не ощущать, не воспринимать, не иметь представлений.

Познавательная деятельность в простейших формах — раз­личения и элементарного синтеза — появляется уже в мире жи­вотных, тем более она присуща человеку. Конечно, степень и формы интеллектуальных потребностей различны у разных индивидов, но в той или иной форме они свойственны всем представителям Homo sapiens. Наличие развитой нервной сис­темы обусловливает возможность интеллектуально-познава-тельнай деятельности, а различение представляет собой про­стейшую форму познавательной деятельности. Точно так же вместе с развитой нервной системой человеку дана синтетиче­ская (комбинирующая) деятельность. Ученый в своей лабо­ратории синтезирует и комбинирует воспринимаемые явле­ния согласно определенным нормам, правилам, гипотезам-


 

 

12.6. Потребность в интеллектуальной деятельности

Невежда также синтезирует и комбинирует, хотя бы и фанта­стическим, детским, абсурдным образом. К такой комбинаци­онно-синтетической деятельности людей толкает инстинкт. Часто соединяют (и устанавливают связи, хотя бы и фантасти­ческие) вещи сходные, иногда противоположные, комбиниру­ют исключительные явления с редкими вещами... Люди имеют склонность давать логическое обоснование поступкам, у них имеется синтетическая тенденция, незаменимая для практиче­ских потребностей.

Люди хотят мыслить, а плохо или хорошо они мыслят, это уже другой вопрос. На почве удовлетворения интеллектуальной по­требности выросла не только наука, но и все абсурдные обобще­ния, абстракции, олицетворения, персонификации и понятия вроде добра, справедливости, солидарности и т.д. Непререкае­мым и красноречивым доказательством наличия у человека ин­теллектуальной потребности служит не только факт существова­ния науки, но еще в большей степени факт существования оши­бочных абсурдных теорий, представлений, понятий, суеверных и наивных объяснений, нелепых умственных комбинаций, фанта­стичных интеллектуальных образований — анимистических, фе­тишистских, тотемических и других нелепейших теорий, кото­рые создавало и создает человечество начиная с первобытных людей и кончая «дикарями современной культуры». Теориями, которыми люди объясняли и объясняют окружающие их явле­ния, полна история человечества, и мы находим их всюду, где на­ходим человека. Если бы не было интеллектуальной потребно­сти, то не могли бы возникнуть эти уродливые детища мысли. Че­ловеку свойствен интеллектуальный голод в такой же степени, в какой ему присущ голод физиологический.

Интеллектуальные потребности тесно связаны с духовны­ми потребностями и соответственно духовной деятельностью человека, под которой понимается не только интеллектуаль­ная, но и любая деятельность, порождаемая внутренним со­стоянием человека.

Интеллектуальные потребности и наука. Аристотель усматри­вал начало науки в удивлении, которое является интеллекту­ально-эмоциональным состоянием психики человека. Это, Например, любопытство, страх перед неизвестным, недоверие,


неуверенность. Они до сих пор подробно не исследованы, но даже поверхностный анализ обнаруживает в них наряду с эмо­циональными факторами интеллектуальный элемент, жажду знаний. Эта жажда относится к фактам, значимым для отдель­ных индивидов или для всехлюдей. Так, влюбленный, которо­го мучает неуверенность в чувствах любимой, был бы рад по­знакомиться с фактом, значимым для него одного. Но каждый человек со страхом (перед неизвестным) и любопытством ду­мает о смерти, напрасно стараясь проникнуть в ее тайну.

Наука не заботится о стремлении индивидов, а изучает то, что может возбудить жажду знаний в каждом человеке. Поэто­му той дополнительной ценностью, которой кроме истинно­сти должно обладать каждое высказывание, принадлежащее науке, является способность вызывать либо удовлетворять не­посредственно или опосредованно интеллектуальные общече­ловеческие потребности, т.е. такие, которые может воспринять каждый человек, стоящий на определенном уровне умственно­го развития. Никому не нужно знание, сколько раз буквы «а» и «б» появляются в неком стихотворении и какова связь между их числом. Высказывание В.В. Маяковского о падении каран­дашей не найдет места в учебниках физики, ибо стремление к познанию уже удовлетворяет общий закон о всемирном тяго­тении. Утверждение немецкого математика К.Ф. Гаусса о воз­можности разложения простых чисел вида An + 1 на сопряжен­ные компоненты известно лишь ученым, но оно принадлежит науке, ибо открывает удивительную закономерность чисел, а законы чисел возбуждают заинтересованность в каждом мыс­лящем человеке. Существование планеты Венера касается да­леко не всех, но этот факт подтверждает представление И. Ньютона о строении Солнечной системы и, следовательно, опосредованно относится к удовлетворению интеллектуаль­ной потребности, испытываемой человечеством с давних вре­мен.

Как искусство произросло из потребности красоты, так науку создало стремление к знанию. Поиск целей науки вне сферы мышления является такой же большой ошибкой, как и ограничение искусства требованиями его полезности. Интел­лектуальной потребностью к жизни вызвано бесчисленное множество представлений и теорий, истинных и ложных, от-


12.7. Регулирующее влияние потребностей на деятельность человека 229

носящихся к явлениям неорганического, органического, со­циально-психического мира. И научные дисциплины, и рели­гиозные представления, и концепции, и теории о душе, праве, справедливости, жизни и смерти, красоте и добре, все сужде­ния «А есть 5» и «А не есть В», из комплекса которых составля­ются системы, мировоззрения, дисциплины; суждения, начи­ная с «паук имеет шесть ног» или «дьявол покупает человече­скую душу» и завершая комплексом их, составляющим физику, химию, биологию, психологию, социологию, гносео­логию и т.д., — все это плоды, родившиеся из удовлетворения данной потребности. Потребность в интеллектуальной или ум­ственной деятельности столь же реальна, как и потребность в питании.

12.7. Регулирующее влияние потребностей на деятельность и поведение человека

Понятия «труд» и «деятельность» нередко упот­ребляются как однозначные. Действительно, в большинстве случаев различие между трудом и деятельностью несуществен­но. Можно сказать, что деятельность — это более широкое оп­ределение труда, а труд один из видов деятельности, опреде­ляющий все ее другие виды. Определяя в «Капитале» труд как «прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой...», Маркс подчеркивал, что «труд есть целесообраз­ная деятельность для созидания потребительных стоимостей... вечное естественное условие человеческой жизни»1.

Одной из закономерностей современного научно-техниче­ского прогресса является увеличение опосредующих звеньев между человеком и природой, превращение материального производства в контролируемый человеком относительно не­зависимый от природы процесс. Человек вытесняется из непо­средственного производительного труда в сферу обслуживания научно-технического и художественного творчества.

Такой труд перестает быть работой, диктуемой лишь «внеш­ней целесообразностью», и превращается в свободную дея­тельность. Гуманистическая миссия человеческой истории со-

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 195.


 


 


230 Глава 12. Потребность как объективная причина деятельности

стоит в том, чтобы способствовать этому прогрессу. Именно такую заданность исторического процесса видел Маркс, фор­мулируя гуманистический идеал будущего, где труд выступает «уже не как труд, а как полное развитие самой деятельности, где обусловленная природой необходимость исчезает в своей непосредственной форме»1. Но это возможно лишь в условиях общества, построенного на началах социальной справедливо­сти и равенства.

«Нетрудовая» деятельность осуществляется в различных сферах общественной жизни (культура, наука, воспитание, спорт и др.). В ней цель, средства, предмет, результат менее точно определены, чем в труде, их выбор более многообразен, связь между ними и субъектом деятельности менее жесткая. Этот характер связи внутренних компонентов деятельности обусловливает более широкую, чем в труде, сферу активности личности, более высокую степень самостоятельности и свобо­ды. Если труд есть по существу преодоление сопротивления природной материи и серьезная затрата физических сил, то деятельность не требует такой затраты физических сил, но свя­зана с большими затратами умственных усилий и нервных пе­регрузок.


Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 29; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!