Глава 11. Потребность в рефлексии, познании и самопознании



11.1. Рефлексивные способности человека

Рефлексия — понятие многозначное, разные исследователи выдвигали свои понимания рефлексии, их мож­но свести к четырем основным: Д.Н. Узнадзе определял реф­лексию как «объективизацию в смысле», т.е. осознание опре­деленных аспектов внешней ситуации, задачи и идеальное преобразование в этой ситуации; В.В. Столин понимал реф­лексию как «взгляд в себя»; А.Н. Леонтьев связывает рефлек­сию с решением «задачи на смысл»; И.С. Кон представляет рефлексию как процесс разрешения внутренних конфликтов в смысловой сфере, критическую переоценку ценностей, наибо­лее общим выражением которой является вопрос о смысле жизни. Общим во всех этих трактовках является осознание и произвольное оперирование в идеальном плане с определен­ными содержаниями сознания.

По мнению С.Л. Рубинштейна, рефлексия как бы приоста­навливает, прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за его пределы; человек как бы занимает позицию вне ее1.

Рефлексия является одной из функций личности; это свое­образное возвышение над самим собой и противостояние са­мому себе. Необходимо ли это человеку? Что побуждает чело­века противостоять самому себе?

1 Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 232—233.



Глава 11. Потребность в рефлексии, познании и самопознании


u i.l. Рефлексивные способности человека



 


Поиск смысла жизни, обретение смысла Бытия есть ис­ключительно человеческая потребность, имеющая витальное (жизненно важное) значение. Человек сам определяет свое предназначение и смысл жизни. Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о ценности человеческой жизни, причем ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей.

Представления о смысле жизни у каждого человека свое. Но в этих индивидуальных представлениях неизбежно присут­ствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которым принадлежит человек.

Вопрос о смысле жизни человека — ключевая мировоззрен­ческая проблема. От ее решения зависит направленность соци­альной деятельности человека. Смысл жизни человека нельзя искать вне самой его жизни. Правильно определить смысл сво­ей жизни — значит найти самого себя.

Проблема смысла жизни имеет ряд аспектов: философ­ский, социологический, этический, религиозный, социаль­но-психологический. Социологический аспект раскрывает за­висимость смысла жизни от общественных отношений, в кото­рые включен социальный объект, и показывает, что именно общественные отношения дают простор или, наоборот, тормо­зят осуществление жизненных целей. Смысл и назначение че­ловека выявляются только в практической деятельности по из­менению окружающего мира. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, т.е. изменяет и развивает самого себя.

Человек «существует лишь в той мере, в какой он погружен в мир смыслов»1, утверждает В.В. Налимов. Природа смыслов может быть схвачена только через их проявление в Бытии, со­держащем сознание; сознание «предстает перед нами как не­которое устройство, непрестанно и по-новому раскрывающее смыслы»2. Личность выступает как генератор и преобразова­тель смыслов; она открыта миру и способна преобразовывать

1 Цит. по: Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика
смысловой реальности. М., 2003. С. 116.

2 Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и
смысловая архитектоника личности. М., 1989. С. 247.


своими действиями, порождаемыми новыми смыслами. Смыслы делают человека активным, психически здоровым, но

и они не обновляются постоянно в соответствии с меняю-хейся ситуацией, они могут играть и негативную роль - угне-ать, подавлять, догматизировать человека. Тот поиск смы­слов, который ведет личность человека, приводит ее к со­прикосновению с предельной реальностью мира. Раскрывая смыслы мира, активно участвуя в раскрытии потенциально за­ложенных в нем смыслов, человек расширяет и гармонизирует смысловую ткань своей собственной личности, выходя за ее пределы1.

Таким образом, рефлексия и смысл неразрывно связаны в структуре личности. Утрата человеком смысла порождает спе­цифическую форму тревоги. В. Франкл называет утрату чело­веком смысла жизни духовной смертью. У М. Хайдеггера смысл проявляется или строится в пространстве сознания, яв­ляется феноменом сознания, результатом познавательной дея­тельности человека, хотя и относится к явлениям мира, как к своему предмету. Мир предстает как глобальный смыслообра-зующий контекст: все осмысленное получает свой смысл именно в мире как живом пространстве человеческой деятель­ности. По мнению К. Ясперса, смысл — предмет не объясне­ния, а понимания, и, следовательно, смысл жизни определяет­ся тем, как мы определяем свое место в рамках целого. Ясперс, Сартр и другие философы связывали понятие смысла с пробле­матикой смысла человеческого бытия. Этим обусловлено ду­ховное самоутверждение человека; отношение к смыслам или направленность на осмысленные содержания (рефлексивное отношение к себе) прямо связана с витальностью, жизненной и творческой силой человека.

Потребность человека в рефлексии, в поиске смысла своего существования является важнейшей составляющей человече­ского существования. В жизни каждого человека наступают периоды переосмысления сути жизни вообще и своей собст­венной в частности. Конечной причиной, порождающей и сам процесс поиска смысла, и переосмысления смысла жизни, яв-

Налимов В. В. Возможно ли учение о человеке в единой теории знания? // Че­ловек в системе наук / Отв. ред. И.Т.Фролов. М., 1989. С. 85.



Глава 11. Потребность в рефлексии, познании и самопознанир


[1.2. Личностное понимание смысла жизни



 


ляется развитие потребностей. Выходя на более высокий уро­вень развития потребностей, человек формирует свой собст венный мир, определяющим в котором становится осмысле­ние таких вечных понятий, как жизнь, красота, добро, любовь, свобода, творчество (т.е. общечеловеческих ценностей).

Смысл жизни — это осознаваемая ценность, которой чело­век подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели. Вопрос о смысле жизни — это вопрос о смыс­ле смерти человека и его бессмертии. Если человек не оставил после своей жизни тени, значит, его жизнь по отношению к вечности была лишь призрачной.

Вопрос о смысле жизни так или иначе встает перед каждым человеком, если он хоть сколько-нибудь сложился как чело­век, и принадлежит к числу вечно волнующих, неразрешимых вопросов, на который уже несколько десятков столетий пыта­ются ответить народы западного мира. Разум человеческий не мирится со смертью и не может признать разумности своего уничтожения. Смерть больше всего другого заставляла челове­ка добиваться разрешения проблемы о цели и смысле жизни. Человеку, утерявшему истину о непрерывности жизни, смерть действительно должна казаться ужасной бессмыслицей и в по­исках смысла жизни человек хочет спастись от бессмысленно­сти смерти. Во имя чего стоит жить? Во имя какой высшей цели дана человеку жизнь, чтобы он мог признать разумность этой цели и приемлемость ее для всякого?

Идеалы земной жизни, даже наиболее высокие из них, ни­когда полного счастья создать человеку не могут. Несомненно, материальная сторона жизнедеятельности человека не являет­ся чем-то второстепенным, скорее, становится базисом разви­тия духовных потребностей человека, часто определяет уро­вень его социального взаимодействия с окружающими, его статус и роли в обществе. Но нельзя согласиться с современ­ным молодым человеком, который утверждает, что смысл его жизни состоит в удовольствиях, радости, счастье. Удовольст­вие является лишь следствием стремлений человека, а не его целью. Если бы люди руководствовались только принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесценению нрав­ственных действий, поскольку действия двух человек, один из которых потратил деньги на чревоугодие, а другой на благотво-


рительность, были бы равноценными, так как следствием того другого является удовольствие. Что касается радости как

1ысла жизни, то радость сама должна иметь смысл. Радость —

1едствие достигнутой цели.

Смысл жизни выступает наиболее гибкой характеристикой и материальных, и духовных потребностей. В конечном счете сама система потребностей определяется смыслом жизни. Ес­ли таковым является умножение личного богатства, то, естест­венно, это ведет к гипертрофированному развитию материаль­ных потребностей. Наоборот, ставшее целью жизни духовное развитие приводит к доминированию духовных потребностей в структуре личности. Смысл жизни определяется прежде все­го конкретными историческими условиями, интересами и по­требностями, общими историческими задачами данного клас­са, следовательно, смысл жизни определяется объективно су­ществующей системой общественных отношений.

11.2. Личностное понимание смысла жизни

Подлинное понимание смысла жизни является результатом высокого развития и зрелости самосознания и предполагает предвидение, предвосхищение событий жизни. Оно оказывает непосредственное влияние на весь ход жизни. В деятельности носителей подлинного понимания смысла жизни наличествует нерасторжимая связь времен. Для них прошедшее — это не прошлое, безвозвратно ушедшее в небы­тие, а свой собственный опыт, продолжающий воздействовать на течение всей их жизни.

Все это говорит о том, что люди становятся носителями подлинного понимания смысла жизни в результате осмысле­ния своего социального бытия и действительности. Люди, не умеющие ценить своего существования, считают жизнь одно­образной и постоянно озабочены тем, как «убить время». Эти люди сами обесценивают и обессмысливают свою жизнь.

На Земле человек — единственное существо, которому да­рованы способность целесообразной практической деятельно­сти, сила созидания и т.п. Людям необходимо понять смысл


 


 

178 Глава 11. Потребность в рефлексии, познании и самопознании

----------------------------------------------------------------------------------------------------- 1

жизни, найти в жизни свое место и открыть наилучшие пути преобразования бытия. Вопросы о смысле, цели и ценности жизни имеют не только теоретическое, но громадное практи­ческое значение.

Собственная сущность человека много величественнее и возвышеннее, чем воображаемая сущность всех возможных богов, которые представляют собой лишь более или менее не­ясное и искаженное отображение самого человека1.

Хотя смысл жизни личности не может быть изолирован от смысла жизни других личностей, потому что вне человеческих отношений он теряет всякое значение, но все же поиск и обре­тение смысла жизни каждого человека носит сугубо индивиду­альный личностный характер.

Человек ищет смысл в силу своего стремления к смыслу и находит его. Во-первых, он может усмотреть смысл в дейст­вии, в создании чего-либо. В о - втор ых, он видит смысл в том, чтобы переживать что-то. В-третьих, он видит смысл в том, чтобы кого-то любить. Но даже в безнадежной ситуации, перед которой он беспомощен, он способен видеть смысл2. В жизни не существует ситуаций, которые были бы действительно ли­шены смысла. Осуществляя смысл, человек реализует сам се­бя. Смысл относителен постольку, поскольку он относится к конкретному человеку, вовлеченному в особую ситуацию, а жизнь каждого человека уникальна и никто не может повто­рить ее. Не может быть универсального смысла жизни, есть лишь уникальные смыслы индивидуальных ситуаций.

Смысл следует искать при помощи совести. Действитель­но, совесть руководит человеком в его поиске смысла и может быть определена как интуитивная способность человека нахо­дить смысл ситуации. Кроме того, совесть является творческой способностью.

Античные философы по-разному решали вопрос о смысле жизни: Сократ видел смысл жизни в счастье, достижение кото­рого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношени­ем к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон — в заботах о душе; Аристотель — в стремле-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 593-594.

2 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 79.


11.2. Личностное понимание смысла жизни

|ии стать добродетельным человеком и ответственным граж-шином; Эпикур — в достижении личного счастья, покоя и иженства; Диоген — во внутренней свободе, презрении к бо-^тству; стоики - в покорности судьбе.

Поиски ответа на вечный вопрос не прекращались и на дру­гих этапах развития европейской философии. И. Кант видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга, J1. Фейербах — в стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу, К. Маркс — в борьбе за коммунизм, ф. Ницше — в воле к власти, И. Бентам, Дж. Милль — в дости­жении выгоды, пользы, успеха.

Попытки найти смысл жизни человека можно свести к сле­дующим вариантам:

О смысл жизни — в ее эстетической стороне, в достижении того, что в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчело­веческого величия;

О смысл жизни — в любви, в стремлении к благу того, что вне че­ловека, в стремлении к согласию и единству людей; О смысл жизни — в достижении некоего идеала человека; о смысл жизни — в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личности.

«Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не только для живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить ее спокойно, с достоинст­вом и чувством исполненного долга...»1

Понятие того или иного смысла жизни находится в нас са­мих и зависит от степени интеллектуального и морального раз­вития человека. Если признать стремление к совершенствова­нию целью и смыслом жизни, необходимо сказать, что совер­шенствование может идти лишь в одном направлении — в развитии духовных сил. Никаких других путей к совершенст­вованию быть не может. Но никто и ничто не может устроить судьбу человека, кроме самого человека.

Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия, равно как и пути его достижения, являются обратной стороной пробле­мы смысла жизни. Очевидно, что эти вопросы решаются раз­лично в зависимости от ведущей духовной установки той или

Антонов В.Ю. О смысле человеческой жизни // Человек. 1992. № 4.


180 Глава 11. Потребность в рефлексии, познании и самопознании

иной цивилизации. Сами поиски смысла жизни уже дают ос­мысленность существованию человека. Смысл жизни нельзя найти готовым, раз и навсегда данным и утвержденным в бы­тии. Смысл жизни не дан, а задан.

11.3. Потребность в познании и самопознании

Чтобы рассмотреть, что такое потребность в познании, необходимо разобраться, что есть познание. Позна­ние — это одна из философских категорий, которая неразрыв­но связана с такой категорией, как знание, и определяется сле­дующим образом:

Познание — духовная деятельность, направленная на вос­произведение в субъективной форме мира предметов, состоя­ний и процессов и др., их систематизацию и хранение. Кроме того, познание можно охарактеризовать, как обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Познание есть диалектиче­ский процесс отражения мира в сознании людей. Это движе­ние мысли от незнания — к знанию, от неполного и неточного знания - к более полному и более точному.

Знание — отражение объективной реальности в нашем соз­нании, связующая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью. В своем сознании человек от­ражает объективные, закономерные связи реального мира.

Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, и на каждом этапе раз­вития общества процесс познания осуществляется в многооб­разных социально-культурных формах. Это — обыденно-прак­тическое, игровое, мифологическое, художественно-образное, религиозное, философское познание.

В конечном счете все науки возникли из практических по­требностей людей: математика — из потребностей измерения земельных участков и вместимости сосудов; астрономия — из потребностей мореплавания; медицина — из потребностей борьбы с болезнями и т.д.


 

 

М.З. Потребность в познании и самопознании

Потребности в познании и самопознании играют важную роль в обеспечении нормальной, успешной жизни и деятель­ности человека. Люди познают мир не в силу врожденной лю­бознательности. Познание позволяет раскрыть тайны приро­ды и поставить их на службу человеку. Так, изучение строения атомного ядра позволило человечеству найти новый источник энергии.

Приведем один пример. В джунглях Южной Америки водится кро­шечная лягушка длиной всего 1-3 см и массой 1 г, но у нее - самый сильный из известных до настоящего времени яд животного происхо­ждения: она может убить своим ядом 50 ягуаров. У проживающих там индейцев одного племени нет огнестрельного оружия, и они до сих пор пользуются духовыми ружьями, стреляя из них отравленными ядом стрелами. Необходимый им смертоносный яд они получают от этой лягушки. Данный пример показывает, что практическая потреб­ность заставила индейцев познавать свойства яда этой лягушки. Прак­тические потребности в лечении некоторых заболеваний людей при­вели к открытию того, что в небольших дозах яд может быть использо­ван как лекарство.

Теория познания, или гносеология, оформилась вместе с возникновением философии в качестве одного из ее фунда­ментальных разделов.

Познание — обусловленный прежде всего общественно-ис­торической практикой процесс приобретения и развития зна­ния, его постоянное углубление, расширение и совершенство­вание, процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выяв­ляются разные грани бытия, исследуются внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности — человек исследует челове­ка, т.е. самого себя. Результаты познания не только остаются в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколение, главным образом с по­мощью материальных носителей информации — рисунков, объектов материальной культуры, книг, а сегодня с помощью телевидения, компакт-дисков и др.

В отличие от сознания, которое является единством ощу-Щений, знаний, желаний, переживаний, результатом отраже-



Глава 11. Потребность в рефлексии, познании и самопознании


 


11.3. Потребность в познании и самопознании



 


ния материального мира и сопряжено с материей, познание оз­начает процесс приобретения знаний и соотносится с прак­тикой. Познание осуществляется на основе практической деятельности человека и выступает способом духовного освое­ния действительности. В теории познания исходные понятия-деятельность, практика, познание.

Познание осуществляется в двух основных формах — в фор­ме чувственного познания и в форме абстрактного мышления.

Законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления, более сложной формы познания. Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Переход от чувственного познания к абстрактному мышлению представляет собой скачок в процес­се познания. Это — скачок от познания фактов к познанию за­конов.

Опираясь на предыдущие знания, человек получает воз­можность предвидения, создания планов развития различных отраслей экономики, науки, просвещения и т.д. Активность мышления проявляется в творческой деятельности человека, в способности воображения, научной, художественной и другой фантазии. Абстрактное мышление определяет цель, способ и характер практической деятельности человека. По словам Маркса, самый плохой архитектор отличается от самой лучшей пчелы тем, что он, прежде чем строить что-либо, создает план своей постройки в голове.

Под практикой понимают всю производственную и общест­венную деятельность людей в определенных исторических ус­ловиях — материальную производственную деятельность людей в сферах промышленности и сельского хозяйства, политическую деятельность, научный эксперимент и т.д. Практика является основой и движущей силой познания, потому что все знания вызваны к жизни прежде всего потребностями практической деятельности людей, и в то же время конечной целью познания, поскольку познание осуществляется для последующего исполь­зования полученных знаний в практической деятельности лю­дей. В своей практической деятельности человек сталкивается с различными свойствами предметов и явлений, часто ему непо­нятными. Поэтому он должен изучать природу, чтобы добывать


 


себе материальные блага. В настоящее время практика постави­ла перед человечеством такие глобальные проблемы, как сохра­нение природы на нашей планете, овладение новыми источни­ками энергии, освоение Космоса, ресурсов Мирового океана и др. Познание направлено на решение этих проблем.

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

о познает окружающий мир непосредственно, т.е. сам открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества;

о познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (учится, читает книги, смот­рит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной и духовной культуры).

История развития человечества показывает, что мир позна­ваем и это является условием создания материальной и духов­ной культуры, развития науки и техники.

Потребность в познании осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, вырабо­танных в ходе истории человечества, она пронизывает всю жизнедеятельность человека, так как человека от рождения до самой смерти интересует все, что было и будет дальше.

Потребность в познании жизни, объективного мира реали­зуется в следующих основных направлениях:

о посредством научных знаний, когда целью познания является истина. Ведущая черта, особенность такого познания — объек­тивность знаний. Чем более научным является знание, тем бо­лее оно становится объективным, не зависящим от субъектив­ных устремлений, позиций, предпочтений человека. Такие знания расширяют возможности человека, делают его более защищенным, позволяют принимать адекватные, правильные решения, прогнозировать свои действия и поступки;

о посредством искусства, в котором проявляется стремление к непосредственному, образному, субъективному восприятию, познанию и пониманию жизни, человека. Цель такого позна­ния - в познании правды жизни. Во всех видах и жанрах искус­ства представлено субъективное видение социальной жизни, ее отдельных граней. Центральное место в литературе, поэзии, музыке, живописи и других видах искусства занимают образ человека, его интересы, переживания, мысли, поступки. Ис-


 



Глава 11. Потребность в рефлексии, познании и самопознании


ц.4. Потребность в социальном познании



 


кусство выступает одним из источников познания психики людей;

о посредством религии, так как значительная (может, даже большая) часть населения планеты (наша страна в этом отно­шении не является исключением) живет с религиозным миро­ощущением и миропониманием. Поэтому современный спе­циалист должен знать научную и религиозную картины мира;

о посредством собственного социального, этнического, профес­сионального и другого опыта и знаний.

Потребность в познании — неотъемлемая часть развития общества и человека. Если все члены общества будут высоко­грамотным и образованными, то будет меньше конфликтов разного рода (экономических, юридических, социальных и др.), однако, чтобы этого достичь, необходима заинтересо­ванность в этом каждого человека. Кроме того, человек полу­чает знания не только в мирных целях, но и для ведения кон­фликтов и войн. Поэтому потребность в познании, как и вся­кая другая потребность, должна соизмеряться с моральными принципами. Потребность в познании дала человечеству много открытий и изобретений во многих отраслях науки. Од­нако, к сожалению, не все открытия пошли на пользу челове­честву.

Потребность в познании можно классифицировать сле­дующим образом: потребность в социальном познании, науч­ном познании и во вненаучном познании.

11.4. Потребность в социальном познании

Человек не может развиваться с социальной точки зрения, если у него не будет развита потребность в соци­альном познании, т.е. в познании политических, экономиче­ских, исторических и других процессов, происходящих в обще­стве. Удовлетворив потребность в социальном познании, чело­век самостоятельно может анализировать процессы в обществе и делать свои выводы. Многочисленные акции протеста, сооб­щения о которых приходят из разных стран, свидетельствуют именно о том, что у людей развита потребность в социальном познании. Можно сказать, что чем больше познаний человек


будет иметь, тем более благоприятно он будет чувствовать себя в обществе.

Специфика социального (гуманитарного) познания прояв­ляется в нескольких моментах:

1.Предмет социального познания — мир человека, а не просто
вещь как таковая. Это значит, что данный предмет имеет субъ­
ективное измерение, в него включен человек как «автор и ис­
полнитель своей собственной драмы», которую он же и позна­
ет. Гуманитарное познание имеет дело с обществом, социаль­
ными отношениями, где тесно переплетаются материальное и
идеальное, объективное и субъективное, сознательное и сти­
хийное и т.п., где люди выражают свои интересы, ставят и реа­
лизуют определенные цели и т.д. Обычно это прежде всего
субъект-субъектное познание.

2.Социальное познание ориентировано прежде всего на процес­
сы, т.е. на развитие общественных явлений. Главный инте­
рес — динамика, а не статика, ибо общество практически ли­
шено стационарных, неизменных состояний. Поэтому глав­
ный принцип его исследования на всех уровнях — историзм,
который был гораздо раньше сформулирован в гуманитарных
науках, чем в естествознании.

3.В социальном познании исключительное внимание уделяется
единичному, индивидуальному (даже уникальному), но на ос­
нове конкретно-общего, закономерного.

4.Социальное познание — всегда ценностно-смысловое освое­
ние и воспроизведение человеческого бытия, которое всегда
есть осмысленное бытие.

5.Социальное познание неразрывно и постоянно связано с
предметными ценностями (оценка явлений с позиции добра и
зла, справедливого и несправедливого и т.д.) и «субъективны­
ми» (установки, взгляды, нормы, цели и т.п.). Они указывают
на человечески значимую и культурную роль определенных
явлений действительности. Таковы, в частности, политиче­
ские, мировоззренческие, нравственные убеждения человека,
его привязанности, принципы и мотивы поведения и проч. Все
указанные и им подобные моменты входят в процесс социаль­
ного исследования и неизбежно сказываются на содержании
получаемых в этом процессе знаний.


 



 



Глава 11. Потребность в рефлексии, познании и самопознании


Ц.5. Научное познание и его особенности



 


6. В социальном познании важное значение имеет процедура по­
нимания как приобщение к смыслам человеческой деятельно­
сти и как смыслообразование.

7. Социальное познание имеет текстовую природу, т.е. между
объектом и субъектом социального познания стоят письмен­
ные источники (хроники, документы и т.п.) и археологические
источники (материальные остатки прошлого). Иными слова­
ми, здесь происходит отражение отражения: социальная ре­
альность предстает в текстах, в знаково-символических выра­
жениях.

8. Весьма сложным и опосредованным является характер взаимо­
связи объекта и субъекта социального познания. Здесь связь с
социальной реальностью обычно происходит через источни­
ки — исторические и археологические. Если естественные нау­
ки нацелены на веши, их свойства и отношения, то гуманитар­
ные — на тексты, которые выражены в определенной знаковой
форме и которым присущи значение, смысл, ценность. Тексто­
вая природа социального познания — характерная его черта.

9. Особенностью социального познания является его преиму­
щественная ориентация на «качественную окраску событий».
Явления исследуются со стороны качества, а не количества.
Поэтому удельный вес количественных методов в социальном
познании намного меньше, чем в науках естественно-матема­
тического цикла.

 

10.В социальном познании нельзя пользоваться ни микроско­
пом, ни химическими реактивами, ни тем более сложным на­
учным оборудованием. Все это должна заменить сила абстрак­
ции. Поэтому здесь исключительно велика роль мышления,
его форм, принципов и методов.

11.В социальном познании исключительно важную роль играют
«хорошая» философия и верный метод. Только их глубокое
знание и грамотное применение позволяет адекватно постичь
сложный, противоречивый, сугубо диалектический характер
социальных явлений и процессов, природу мышления, его
формы и принципы, их пронизанность ценностно-мировоз­
зренческими компонентами и их влияние на результаты по­
знания, смысло-жизненные ориентации людей, особенности
диалога (немыслимого без постановки и разрешения противо­
речий-проблем) и т.д.


Познавательный процесс не ограничивается способностью сознания отражать мир. Этот процесс включает творческий созидательный потенциал, основанный на продуктивном во­ображении, интуиции, фантазии, обусловленной социокуль­турным опытом, как индивидуальным, так и коллективным. Рассматривая механизм освоения бытия в мире, следует при­нимать во внимание его социокультурную обусловленность, помня о принципе конкретности истины и абстрактном харак­тере познания, тяготеющего к определенному схематизму и формализации; так, в философских концепциях потребность в познании сводит частное к общему и в общем видит отражение частных проявлений бытия. Кроме того, следует учитывать традиционную рациональную направленность гносеологии, вследствие чего из ее поля зрения выпадают сферы внерацио-нального или ненаучного знания (практическое знание обы­денного, мифологического и религиозного сознания).

В результате сложилась проблемная ситуация. Поскольку гносеология «закрывает глаза» на внерациональную реаль­ность, то на ее поле вырастают ложные спекуляции, включая оккультное постижение бытия, паранормальное и медиатив­ное познание, приумножающие такие недуги «больного разу­ма», как крайний эмпиризм, панрационализм, эклектику, ме­ханицизм, софистику и т.д.1 Из этого вовсе не следует необхо­димость объявить внерациональное знание вне «закона» или повесить на него ярлык неполноценности. Направления ино-научного освоения бытия надо не клеймить, а изучать и не де­лать вид, что их нет, ибо «их не должно быть». В противном слу­чае существенно сократится гносеологическое пространство философии, а в сфере инонаучного, внерационального знания бал будут править невежество и эмоции. Не следует поддавать­ся высказыванию: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда» (это касается вненаучного познания). Рассуж­дая таким образом, мы не сможем принять теорию относитель­ности А. Эйнштейна, которую он получил иррациональным путем.

1 См.: Природа и дух: мир философских проблем. Кн. 2: Виды и формы освое­ния бытия. СПб., 1995.



Глава 11. Потребность в рефлексии, познании и самопознании


11.5. Научное познание и его особенности



 


11.5. Научное познание и его особенности

Наука выступает главной причиной бурно про­текающей научно-технической революции, перехода к по­стиндустриальному обществу, повсеместного распростране­ния информационных технологий, появления «новой эконо­мики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, система­тизации, поиска и обработки и др. Все это убедительно доказы­вает, что основная форма человеческого познания — наука — в наши дни становится все более и более значимой и существен­ной частью реальности.

Современная наука развивается очень быстрыми темпами: объем на­учных знаний удваивается каждые 10—15 лет. Около 90 % всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. За 300 лет человечество сделало огромный рывок: около 90 % всех науч­но-технических достижений рождены в наше время.

Научное познание есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развиваю­щуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или, что более характерно, искусственном (математическая симво­лика, химические формулы). Научное познание вбирает в себя опыт обыденного (житейского) познания, но, обобщая факты в системе понятий, углубляется и развивается до таких форм, как теория и закон. Оно не просто выделяет последние (как и другие абстракции), но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Научное познание отличается от всех других видов познания использованием специально разрабо­танных методов.

Для научного познания характерны строгая доказатель­ность, обоснованность полученных результатов, достовер­ность выводов и наряду с этим имеют место гипотезы, догадки, предположения, вероятные суждения и т.п. Для развития на­уки важнейшее значение имеют логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, посто-


янное совершенствование мышления, умение правильно при­менять законы и принципы науки. Однако философская мето­дологическая подготовка разделила исследователей на идеали­стов и материалистов, которые не могут доказать друг другу достоверность своих взглядов: идеалисты не могут доказать ма­териалистам существование Духа, а материалисты не могут до­казать идеалистам его отсутствие.

Наука столь продуктивна, поскольку располагает разви­той системой методов, принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный метод помогает талантливому ученому познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Число мето­дов, которые разрабатывает наука для познания действитель­ности, постоянно увеличивается, и сколько их точно, никто не возьмется определить: в мире существует около 15 тыс. наук, и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет ис­следования.

Все методы конкретных наук находятся в связи с общенауч­ными методами, на которых они, как правило, базируются, и со всеобщей методологией, так как методология и есть теория познавательной деятельности, теоретическое обоснование ме­тодов и форм научного познания. Это обстоятельство является одной из причин, которые определяют важность знания фило­софии любым ученым. Именно философия как наука о наибо­лее общих закономерностях бытия и развития мира занимается изучением тенденций и путей развития научного познания, его структуры и методов исследования, рассматривая их через призму своих категорий, законов и принципов.

Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно выделить два основных:

материально-технический (генетически исходный) — произ­водство средств к жизни, труд, практика; духовный (идеальный), в рамках которого познавательные от­ношения субъекта и объекта — лишь одно из многих других.

Рассмотрим основные особенности научного познания. Основная задача научного познания — обнаружение объектив­ных законов действительности — природных, социальных (об­щественных), законов самого познания, мышления и др. Сущ-


190 Глава 11. Потребность в рефлексии, познании и самопознании

ностьнаучного познания заключается в достоверном обобще­нии фктов, втом, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее и на этой основе осуще-ствляетпредвидение различных явлений и событий. Научное познание стремится вскрыть необходимые, объективные свя­зи, которые фиксируются в качестве объективных законов. Ес­ли этого не происходит, то нет и науки, ибо само понятие науч­ности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного позна­
ния -объективная истина, постигаемая преимущественно ра-
ционамыми средствами и методами, но, разумеется, не без
участи живого созерцания. А. Эйнштейн писал: «То, что мы
называем наукой, имеет своей исключительной задачей твердо
установить то, что есть».

3. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен
формулой, данной Эйнштейном: «Знать, чтобы предвидеть,
предвшеть, чтобы практически действовать». Прогресс науч­
ного знания связан с возрастанием силы и расширением диа-
пазоганаучного предвидения. Человек всегда стремился к по­
знаний будущего. Одной из ключевых функций философии
являйся прогностическая функция, смысл и назначение кото­
рой втом, чтобы дать обоснованные прогнозы относительно
будущего. На протяжении истории в философии активно дис­
кутировался вопрос: возможно ли вообще какое-либо досто­
верное прогнозирование, видение будущего. Современная
философия на данный вопрос дает утвердительный ответ.

Вобосновании возможности предсказания будущего выде­ляются следующие аспекты:

о онтологический — предвидение возможно из самой сущности бытия- его объективных законов, причинно-следственных связей Исходя из диалектики, механизм развития до каждого качестзенного скачка остается неизменным, и поэтому «про­следить» будущее можно;

о гносеологический — возможности познания безграничны (со-гласноотечественной философской традиции), а прогнозиро­вание-также вид познания, поэтому само прогнозирование возмошо;

о логический — законы логики всегда неизменны;


 

 

Ц.5. Научное познание и его особенности

Ф нейрофизиологический — сознание и мозг способны к опере­жающему отражению действительности;

Ф социальный — человечество стремится моделировать будущее исходя из собственного опыта развития. Социальное прогно­зирование является особым видом прогнозирования. Оно за­нимается предвидением процессов, происходящих в обществе. Данное направление - прогностика - в отличие от футуроло­гии характеризуется большей конкретностью, изучает соци­альные процессы, их будущее, а не будущее вообще.

Удовлетворение потребности в предвидении будущего дает возможность контролировать процессы и управлять ими, т.е. сознательно формировать будущее.

4. Научному познанию присущи строгая доказательность, обос­нованность полученных результатов, достоверность выводов. В современной методологии выделяют также такие критерии научности, как внутренняя системность знания, его формаль­ная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроиз­водимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т.д. В других формах познания рассмотренные критерии тоже могут использоваться (в разной мере), но не яв­ляются определяющими.

Методы научного познания. Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) представляет совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой прин­ципов, требований, правил, руководствуясь которыми он мо­жет достичь намеченной цели. Владение методом означает зна­ние того, каким образом, в какой последовательности совер­шать действия при решении тех или иных задач, и умение применять это знание на практике. Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности конкрет­ных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, дости­жении определенного результата в данной сфере деятельности. Метод дисциплинирует поиск истины, позволяет (если пра­вильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчай­шим путем. Основная функция метода — регулирование позна­вательной и иных форм деятельности.



Глава 11. Потребность в рефлексия, познании и самопознании


Ц.5. Научное познание и его особенности



 


Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Ее представители считалшравильный метод ориен­тиром в движении к надежному, истинному знанию. Так, Ф. Бэкон сравнивал метод познаник фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темнота Р. Декарт писал: «Под методом я разумею точные и проствправила, строгое соблю­дение которых... без лишней траты умственных сил, но посте­пенно и непрерывно увеличивая зшия, способствует тому, что ум достигает истинного познаншсего, что ему доступно».

Методология - область знания,которая специально зани­мается изучением методов. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения,сущности, эффективности и других характеристик методов позшия. Классификация об­щенаучных методов основывается i понятии уровней науч­ного познания. Различают два уровшаучного познания - эм­пирический и теоретический. Одниоощенаучные методы при­меняются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие -только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моде­лирование) — и на эмпирическом, на теоретическом.

Эмпирический уровень научного сознания — это непосредст­венное исследование реально сущепвующих, чувственно вос­принимаемых объектов. Особая рои эмпирии в науке заклю­чается в том, что только на этом давне исследователь непо­средственно взаимодействует с изучаемыми природными или социальными объектами. Здесь преобладает живое созерцание (чувственное познание), а рационашый момент и его формы (суждения, понятия и др.) присутсшют, но имеют подчинен­ное значение. Поэтому исследуемш объект отражается пре­имущественно в своих внешних свих и проявлениях, доступ­ных живому созерцанию и выражавших внутренние отноше­ния. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объекте, явлениях путем наблю­дений, экспериментов, измерений, производится первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таб­лиц, схем, графиков и т.п.; следешем обобщения научных фактов может стать формулирование некоторых эмпириче­ских закономерностей.


Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм мыслительных операций. Так как непо­средственное практическое взаимодействие с объектом отсут­ствует, он может изучаться только опосредованно, в мыслен­ном эксперименте, но не в реальном. Однако живое созерца­ние здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретический уровень — более высокая ступень научного познания. Резуль­татом теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимо­связаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпириче­ское исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспе­риментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые более сложные задачи. В то же время теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в по­исках новых фактов, способствует совершенствованию его ме­тодов и средств и т.п.

В научном познании функционирует сложная, динамич­ная, целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действий, направленности и т.п., которые реализуются с учетом конкретных условий.

Частнонаучныеметоды научного познания включают мето­ды, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления. Каж­дая частная наука (биология, химия, геология и т.д.) вырабаты­вает свои специфические методы исследования.

Дисциплинарные методы представляют собой системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс Дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои методы исследования.

Методы междисциплинарного исследования являются сово­купностью ряда синтетических, интегративных способов (воз-

' ~ 8249 Шиповская



Глава 11. Потребность в рефлексии, познании и самопознании


11.6. Потребность во вненаучном познании



 


никших как результат сочетания элементов различных уров­ней методологии), нацеленных главным образом на стыки на­учных дисциплин.

Метод сам по себе еще не предопределяет успеха в позна­нии тех или иных сторон материальной действительности. Важно еще умение правильно применять научный метод в про­цессе познания. Академик П.Л. Капица образно сказал, что на­учный метод «является как бы скрипкой А. Страдивари, самой совершенной из скрипок, но чтобы на ней играть, нужно быть музыкантом и знать музыку. Без этого она будет так же фаль­шивить, как и обычная скрипка».


Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!