Глава 7. Духовность личности как общечеловеческая ценность
7.1. Духовность и культура
Духовный потенциал общества складывается из духовных потенциалов отдельных личностей. Поэтому личностные характеристики должны включать определенные составляющие. Без этого сегодня трудно рассчитывать не только на эффективность общественного строя, но и на его существование. Решение проблемы духовного преображения во многом зависит от конкретных людей, которые представляют совокупность общественных отношений и проявляют себя через коллективы, выступая в виде личности. Всестороннее развитие общества требует всестороннего развития личности, что невозможно без воспитательного воздействия на все стороны личности — интеллект, эмоционально-волевую сферу, поведение. Духовный потенциал человекапредставляет единство трех структурных компонентов:
0 социальных преобразований, черт и качеств, сформированных во взаимодействии с другими людьми;
О индивидуально-психологических особенностей и свойств;
о биологических структур и сознания.
Духовность любой личности формируется в первую очередь через базисные ценности — мировоззрение и повседневные оценки поведения людей. Без усвоения понятий «добросовестность», «порядочность», «единство прав и обязанностей» каж-
Гиппенреитер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1998. С. 61.
дым человеком трудно говорить о духовном потенциале общества. Усвоение их выражается в высокой культуре труда, цивилизованности, компетентности и нравственности.
|
|
Духовность — это потребность в стремлении преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется и в стремлении к прекрасному, созерцанию природы, классическим произведениям литературы и искусства. «Культура — субстанция духовности, в ней — квинтэссенция духовного человечества»1. «Дух — самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать собственными усилиями»2. По словам Н.А. Бердяева, «человек — малая вселенная», а целостность личности — это средоточие всех духовных способностей человека, его «внутренний экзистенциональный центр», осуществляющий связь человека с миром творчества и свободы3.
Понятие духовности, конкретная духовность человека и его мира (сознания, деятельности, отношений, среды, культуры) имеет множество аспектов и признаков. В широком смысле духовность синонимична и свойственна всему бытию. В узком смысле духовность означает наполненность субъективным духом или его символизацию, отнесенность к нему и характеризует мир смыслов человека. Для духовности существенны такие признаки, как сосредоточенность на идеальном (отношениях, формах, законах, сознании); предпочтение идеальных ценностей материальным; устремленность к идеалам знания, Добра, красоты; насыщенность идеями; нравственность; религиозность. В основе духовности — способность переводить внешнее бытие во внутреннюю вселенную личности на этической основе. В конечном счете духовность освобождает личность от жесткой зависимости от быстроменяющегося мира4.
|
|
' Бережной Н.М. Человек и его потребности. М., 2002. Там же. 3 Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
Крымский СБ. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Во-пРосы философии. 1992. № 12.
104 Глава 7. Духовность личности как общечеловеческая ценность
Духовная культура дает возможность ощутить самоценность каждой человеческой личности. Отсутствие духовности стирает индивидуальные качества, унифицируя их, превращая человека в нечто неотличимое от массы ему подобных.
Человеческий мир является миром культуры потому, что он организован смысловым образом. Его смысловая организованность (пронизанность смыслами) проистекает из того, что создающие его люди живут и действуют «со смыслом», т.е. ставят перед собой определенные цели, воплощают их в действительность. Все люди своеобразны и единственны в своем роде и в своей субъективности, несмотря на кажущееся обилие отдельных сходных черт, и поэтому идут по жизни своим единственным путем.
|
|
В формировании духовности человека, которая придает смысл его индивидуальному бытию, огромную роль играет искусство. От поколения к поколению через века произведения искусства передают художественную информацию о мире людей, об их раздумьях, радостях и страданиях. Эстетическая культура — специфическая часть культуры общества, ее подсистема — проявляется через отношение, чувство, идеал, ценность. Структурно-эстетическая культура состоит из трех составляющих — эстетического сознания, эстетического воспитания и эстетической деятельности. Эстетическое сознание является сложным духовным свойством, вбирающим в себя такие компоненты, как знания и эмоции, убеждения и чувства, представления и потребности, вкусы и оценки, взгляды и идеал. Эстетическое сознание — прежде всего знание об объективной стороне окружающего мира, о свойствах социальной действительности и природы, прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом. По словам немецкого поэта и драматурга Ф. Шиллера, искусство оказывает нравственное действие не только потому, что доставляет наслаждение путем нравственных средств, но и потому, что наслаждение, доставляемое искусством, само служит путем к нравственности.
|
|
Формирование музыкальной культуры должно осуществляться в контексте гармонического развития личности. Воздействуя на ум и сердце, музыка пробуждает в человеке худож-
7.1. Духовность и культура
ника, развивает потребности и способности к творческой деятельности.
Музыка обладает амбивалентным воздействием на людей; она заставляет их плакать и радоваться одновременно. Общечеловеческие ценности в музыке не умирают со сменой эпох, v не уходят в прошлое, а передаются из поколения в поколение, обогащаясь новым содержанием. Социокультурное значение музыкального искусства резко возрастает в условиях радикального преобразования нашего общества. Оно должно обеспечивать усвоение духовных ценностей, образующих фундамент человеческой жизни.
Разрушительное воздействие на традиционные формы музыкальной жизни, как и на состояние духовного мира человека в целом, оказывает научно-техническая революция. Сегодня основной формой удовлетворения музыкальных потребностей является слушание музыки с помощью технических средств. Однако с приходом в каждый дом таких средств удельный вес слушания классической музыки снизился. В последние годы отечественное телевидение, следуя не лучшим западным образцам, обрушило на население поток псевдохудожественной стряпни - фильмы-боевики, поп-музыка, пошлые песенки и танцы идр., которые утверждают дурные вкусы, прославляют жестокость и насилие, смакуют преступления и секс. Государство обязано контролировать телевидение, что происходит во всем мире, защищать потребителя духовных ценностей и не допускать, чтобы средства массовой информации стали антинациональной силой, разрушающей духовность личности. Для того чтобы возвысить духовность людей, поднять их музыкальную культуру, необходимо «оздоровить» телевизионные программы путем их насыщения духовно богатым содержанием1. Самое сильное влияние на психику человека оказывают зрительный и звуковой ряд. Поэтому важно обеспечивать благоприятные условия для всестороннего музыкально-эстетического воспитания людей, в частности создавать специальные развивающие программы для детей.
Музыка — лучшее средство для очищения души и тела. Издавна известно, что звук — одно из самых сильных средств воздействия на человека, поэтому во всех без исключения архаических культурах музыкальный инструмент был обязательным атрибутом колдунов и шаманов, исполнявших в древних обществах функцию целителей. Постигая связь между человеком и Вселенной, они познали, что космическая энергия, в частности энергия звуковых волн, проявляется во
Шиповская Л. П. Музыка как феномен духовной культуры. М., 2004.
Глава 7. Духовность личности как общечеловеческая ценность
7.2. Понятие духовности человека
всех живых и неживых созданиях. В настоящее время механизмы влияния земных и космических ритмов на флору и фауну Земли успешно изучаются профессором Ю.П. Сафроновым'.
7.2. Понятие духовности человека
Духовность человека — это богатство мыслей, сила чувств и убеждений. Прогрессивные мыслители рисовали идеал образованного и духовно развитого человека. Например, Н.Г. Чернышевский считал таким человеком того, «кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык "мыслить", и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, т.е. приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному. Все эти три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова».
Человек демократического общества формируется сегодня. Перед ним открываются горизонты науки и техники. Гуманитарные науки становятся научной основой руководства развитием общества. Полученные знания не только позволяют заняться определенным видом деятельности, но и рисуют общую картину мира, раскрывают общие законы развития природы и общества, благодаря чему человек может выработать научный подход к пониманию явлений. Но, по словам Гегеля, «ни в одной области нельзя быть духовно развитым... не обладая эстетическим чувством». Произведения литературы и искусства воспитывают чувства, помогают глубже познать и понять жизнь, развивают творческую активность. Духовный человек одарен в художественном творчестве и способен строить жизнь по законам красоты. Основы духовного развития человека закладываются с самого раннего возраста, когда у детей создаются представления о природе, об отношениях между людьми, окружающем мире. Насколько широки эти представления, как
Шиповская Л.П. Указ. соч. С. 361.
они развиваются, зависит от родителей, их поведения и общения с детьми.
Эстетическое отношение человека к миру универсально. Не только свои отношения с действительностью, но и отношения с самим собой человек строит также по законам красоты. Подлинно эстетическое начало в самоотношении проявляется в стремлении индивида стать лучше, совершеннее, избавиться от тех привычек, черт характера, которые не соответствуют его представлениям о прекрасном в человеке, его внутреннем мире, отношении к другим людям. В стремлении человека стать лучше сливаются воедино этическое и эстетическое. Как точно заметил К. Либкнехт, «требование эстетического совершенства неизменно влечет за собой и требование совершенства этического».
Понятие «внутренняя духовная красота личности» в равной мере относится к миру этических и эстетических ценностей. Внутренний мир человека духовно богат постольку, поскольку он прекрасен, и прекрасен постольку, поскольку он богат. Образованность, интеллект, хорошие манеры и вкус утрачивают ценность, превращаются в свою противоположность, как только обнаруживают свою безнравственность. Нравственный порок безобразен, каким бы ни был его носитель — образованным или невежественным, внешне красивым или непривлекательным. Он все равно вызывает отвращение у нравственно здорового человека.
Стремление к прекрасному в мире, если только оно по-настоящему деятельно, пробуждает в человеке и стремление к внутреннему совершенству, отталкивает его от безобразного в помыслах, поступках, поведении. «Нравственное ощущение» внутреннего мира есть в то же время неприятие и искоренение не только аморального как такового, но и эстетически некрасивого, отвратительного, пошлого, грязного.
Прекрасное обладает притягательной силой. Оно увеличивает побуждение человека к нравственной чистоте, усиливает его стремление к нравственно-возвышенному и благородному, помогает ему мобилизовать внутреннюю энергию для преодоления в себе порочных наклонностей. Для полноценной нравственной жизни личности недостаточно ориентировать моральное сознание только вовне. Необходимы взгляд на себя,
108 Глава 7. Духовность личности как общечеловеческая ценность
оценка и изменение себя в соответствии с определенными нравственными требованиями, принципами и нормами морали, выдвигаемыми обществом.
Иными словами, необходимо этическое отношение к себе самому. По своему содержанию оно совпадает в главном с этическим отношением человека к миру, поскольку это применение тех же общественных этических ценностных ориентиров (жизнь, здоровье, личная независимость, свобода слова, законность, добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, вера, идеал, стиль, гармония и т.д.) к себе самому с теми же «мерками», с которыми общество подходит к оценке своих членов. Однако человек, направляя требования, оценки и нравственные санкции на себя самого, может выступать по отношению к себе более требовательным или более снисходительным, чем по отношению к другим.
Объективно самого себя оценить труднее, чем других. Это обусловливает возможность внутреннего разлада, раздвоения нравственного сознания личности. Если такой разлад проявляется в нравственном сознании личности, его роль более пагубна, чем просто лицемерие, ибо нарушается целостность ми-роотношения человека. Для духовного развития человека, для самовоспитания особенно нетерпимы снисходительность в требованиях к себе самому, склонность к самопрощению, постоянное потакание своим слабостям, оправдание склонности к внутренней лени, бездумному времяпрепровождению, расслабленности, безволию. Это в конце концов ведет к разрушению нравственного самосознания и деградации личности. Все это обычно находит оправдание в софизмах типа: «и другие не лучше», «самоанализ — моральное самоедство» и т.п. Отношение к миру предполагает органическое единство мироотноше-ния и самоотношения. В этическом плане это выражается в единстве требований, предъявляемых человеком к другим людям и себе самому.
Попустительство своим слабостям рано или поздно приводит к утрате принципиальности и в итоге может обернуться деградацией духовного облика личности. Формирование отношения человека к обществу есть в то же время и формирование самоотношения. Важно овладеть искусством не только «нравственно себя вести», но и «себя растить». Можно ска-
7.3. Потребности и регулятивная роль культуры в духовной жизни 109
зать, что самосовершенствование есть не просто сторона, часть, продолжение, дополнение воспитания. Оно прежде всего выступает существенным моментом воззрения человека на мир и себя самого как на субъекта активной преобразовательной деятельности. Миропонимание и мироотношение как грани мировоззрения включают в себя и самопонимание, и самоотношение человека. Миропонимание неполно, ущербно без самопонимания, потому что в нем отсутствует один из опорных пунктов — воззрение человека на себя самого. Точно также обстоит дело и с мироотношением. Поэтому проблема самовоспитания, самосовершенствования личности — мировоззренческая проблема, проблема социально-этическая, философская.
7.3. Потребности и регулятивная роль культуры в духовной жизни общества
В духовной жизни общества выделяются векторы, обладающие специфическими свойствами и в силу этого по-разному направляющие социальную жизнь. Каждый человек, коллектив или общество имеют тот или иной запас витальных сил, которые находят выражение в аффективных настроениях и действиях. Любовная страсть или ненависть, воодушевление, гнев или апатия, ужас или отвращение, охватывая индивида, становятся источником соответствующих поступков. Общество в целом также может приходить в состояние энтузиазма или апатии, негодования или удовлетворения, агрессивности или усталости в зависимости от складывающейся ситуации, от тех вызовов, с которыми ему приходится сталкиваться и которые в том или ином плане затрагивают (или не затрагивают) его коренные интересы. Важной характеристикой таких настроений является потребность в незамедлительном (или максимально быстром) удовлетворении страсти, владеющей индивидом или обществом, желание снять напряжение или выразить его — через митинг, пикетирование, агитацию, шествие, стачку, погром, голосование и т.д. Всякая полноценная социокультурная система включает в себя специальную сферу, выделенную во времени или в пространстве, где допус-
110 Глава 7. Духовность личности как общечеловеческая ценность
кается и даже поощряется аффективное поведение, нарушающее нормы и ценности, которые считают общепринятыми и нормальными, но обыденными. Таковы многие проявления праздничной культуры, получающие свое наиболее яркое выражение в карнавалах и народных гуляньях, принятых у всех народов. Таковы и проявления массовой культуры, широко внедрившиеся в современном мире, в сферах, отделенных от производства с его жесткой рациональностью и принципами эффективности.
Регулятивная роль культуры заключается в том, что она ограничивает естественные проявления человеческой натуры или социальной группы, выходящие за нормативные рамки. На протяжении многих веков основным средством такой регуляции была религия, подчинявшая поведение человека ценностям и нормам, имеющим безусловную сакральную санкцию. Естественность была греховной и допускалась ограниченно лишь на низших уровнях бытия.
Еще М. Вебер формулировал свою концепцию преобразующего воздействия религии на человеческое поведение как преодоления тех экстатических и оргиастических состояний, которые оказываются временными и преходящими и приводят человека в состояние опустошения, что на религиозном языке обозначается как богооставленность, а на светском — бесцельность и бессмысленность бытия.
Вслед за процессом «разбожествления» мира и уменьшения влияния религии наступила очередь светской нормативной культуры в ее классическом виде. Представители психоаналитического направления, прежде всего 3. Фрейд и Э. Фромм, показали, что сложившийся тип культуры носит во многом репрессивный характер, подавляя индивидуальное эго в его весьма значимых витальных и личностных проявлениях. Обуздание инстинктов — необходимый принцип, так как иначе их разгул грозит обществу самоуничтожением. Фрейд рассматривал различные формы контроля, включая мораль, религию, социальные санкции и государство, как результат компромисса между стихийными влечениями и требованиями реальности. Вытесняясь в сферу бессознательного, эти влечения порождают психологические неврозы и конфликты личности с собой и обществом. Сублимация этих инстинктов является источни-
7.4. Обряд, обычай и традиция - регуляторы поведения человека 111
ком художественного и научного творчества, порождающим высокие достижения религиозной или светской культуры.
Освобождение человека от репрессивной культуры ограничено социокультурными рамками. Аффективное поведение, отклоняющееся от нормативного, может принять характер де-виантного с различной степенью асоциальности и криминальности.
Самые простые типы поведения складываются на основе целостных, привычных образцов поведения, обычаев, традиций, обрядов, ритуалов, нравов.
7.4. Обряд, обычай и традиция -регуляторы поведения человека
Обряд и ритуал - формализованные варианты привычного поведения, принятые в определенных частях совокупной культурной регуляции. Они имеют прежде всего символическое значение, лишенное непосредственной целесообразности, но способствуют упрочению связей либо между постоянными членами группы, либо во взаимодействии между группами, снимая напряжение, недоверчивость и повышая уровень коммуникабельности. К числу важнейших обрядов, имеющих универсальное распространение в каждой культуре, относятся бракосочетание и похороны.
Термин «нравы» обычно отражает сложившиеся формы регуляции массового поведения. В культурологическом контексте под термином «нравы» подразумевают подвижный, изменчивый и не уходящий далеко в прошлое слой привычного поведения, подверженный дифференциации в зависимости от социальной среды, психологического состояния тех или иных слоев, исторической ситуации и т.д. Война, революция, реформы, «шоковая терапия», модернизация и т.п. — процессы, предполагающие крупномасштабные перемены в нравах, которые влекут за собой постепенный сдвиг в широких сферах культуры.
Обычай и традиция выступают в качестве основного регулятора поведения лишь в примитивных этнических обществах, в Устойчивой бытовой среде, инертных социальных группах, но
112 Глава 7. Духовность личности как общечеловеческая ценность 7 4. Обряд, обычай и традиция - регуляторы поведения человека 113
они присутствуют и на всех более продвинутых ступенях социального развития. Социально признанные образцы складываются в обычаи, которые передают накопленный опыт поведения из поколения в поколение и от индивида к индивиду. К обычаям можно отнести традиционные трудовые приемы, формы поведения, жизненного уклада, воспитания. В повседневной жизни обычаем регулируются время и условия приема пищи, сна и досуга. Выбор пищи диктуется отнюдь не только потребностями организма. Например, в России не принято есть змей, собак, лягушек, кошек. Индусы не едят говядины, а мусульмане — свинины. В обществах с традиционной кочевой культурой употребляют в пищу конину. Выбор пищи обусловлен не ее питательностью, а традициями. При входе в жилище европеец первым делом непременно снимает головной убор, а восточный человек прежде всего вспоминает об обуви. Не всегда можно прямо соотнести то и другое с ситуацией, но таков обычай. Обычаи общепризнаны и утверждены силой массовой привычки. Они, как правило, не получают объяснения и могут не осознаваться самими членами группы. На вопрос «Почему вы так поступаете?» они отвечают: «Так принято». Обычаи играют немалую роль в воспитании, способствуя приобщению к культуре ребенка или взрослого. При этом включение в культурную деятельность сводится к знакомству с образцами: «Поступай так, как поступает такой-то взрослый или окружающие». Суть поведения не объясняют, а просто знакомят с обычаем, который выполняет функцию обязательного для исполнения образца поведения. Образец может быть положительным (так надо поступать) или отрицательным (так не надо поступать). Обычай может выступать как решительное вмешательство в жизнь индивида, резко изменяет его естественную или привычную жизнь. Обрядами называют формализованные обычаи, совершаемые в определенном месте и в положенное время по специальным поводам. В выборе обряда человек еще менее свободен, чем в обычае, так как обряд связан с выполнением публичных действий, имеющих высокий знаковый статус в обществе. В каждом обществе существуют обряды посвящения индивида |
вданное общество или в возрастную группу (наречение имени, крещение, запись имени, инициация, получение паспорта и т.д.), дни рождения и юбилеи, свадьбы и похороны и т.п. Существуют коллективные, общественные и государственные обряды, напоминающие о целостности общества, зафиксированные в юбилеях, памятных датах, днях общественного траура и т.д. Обряд утверждает преемственность нового и старого, принятие нового положения как утвердившегося в обществе, что происходит, например, в случае утверждения нового главы государства: венчание на царство, клятва нового президента и т.п.
Норма в отличие от обычая охватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то принцип, параметр деятельности, что определяет меру вариативности поведения и его усложнение. Любое общество или отдельная социальная ячейка и группа должны упорядочивать отношения в своей среде, ослаблять тенденции, ведущие к разладу и произволу, устранять влияние стихийных настроений, согласовывать действия отдельных личностей и групп, приводить их в соответствие с общими интересами данной ячейки или всего общества. Установление порядка может быть достигнуто через насилие и принуждение, через политическое, идеологическое и психологическое манипулирование обществом, что может повлечь за собой ответную психологическую реакцию отторжения источника такого принуждения. Разоблачение манипулирования ведет к росту недоверия, двоемыслия и цинизма, что также разрушает социальное взаимодействие.
Действенное регулирование отношений достигается через нормы, которые обеспечивают стабильное, добровольное и сознательное сотрудничество людей, опираются на формализованные мотивы и потребности, соответствующие общественно одобряемым целям, стимулируют устойчивые отношения в коллективе, опирающиеся на привычные ожидания (эс-пектации). Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения. Норма формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим. Содержательная сторона норм определяется целями той
Глава 7. Духовность личности как общечеловеческая ценность
7.5. Классификация норм
конкретной сферы деятельности, к которой они относятся. При этом различные виды деятельности нормированы не в одинаковой степени, содержание и способы нормирования различны в разных культурах. Например, в сфере производства действуют технические нормы, обусловленные практическими интересами, устройством механизмов и машин, свойствами материалов; сфера взаимоотношений между гражданами и социальными институтами регулируется юридическими нормами. В большинстве культур существуют довольно строгие нормы, касающиеся приема алкоголя и наркотиков, которые, правда, стираются в условиях городской массовой культуры. Нет обществ, в которых отсутствовали бы нормы, регулирующие сексуальные отношения, более того, нет данных, указывающих, что такие общества вообще когда-либо существовали. Не произволен и выбор одежды. Общество не безразлично к манере ходить, говорить, пожимать руку, смеяться, смотреть на другого человека. В сложном урбанизованном обществе нормы имеют весьма дифференцированный и иерархичный характер.
7.5. Классификация норм
Приведенная ниже классификация норм разработана американским социологом Т. Парсонсом:
о нормы, поддерживающие формализованный порядок как в обществе в целом, так и в составляющих его группах; например во всяком обществе принято разделение обязанностей, в частности мужчины должны выполнять сложные технические работы и служить в армии, а женщины — вести домашнее хозяйство и рожать детей;
о экономические нормы, дающие приемлемые критерии хозяйственной деятельности, целесообразности и профессионализма, практичности и эффективности, определяются как некая средняя величина, характеризующая принятую меру расхода ресурсов и выработки продукции, качество работы и т.д. В этой сфере норма зависит от состояния производительных сил; в частности, требования выполнения нормы, предъявляемые работнику, не допускают излишних расходов материала, време-
ни, собственных сил и диктуют обязанность работать профессионально, т.е. производить вещи или услуги, отвечающие принятым требованиям;
политические нормы, фиксирующие обязанность поддерживать общие принципы политической системы своей страны, вести борьбу «по правилам», соблюдая законы и конституцию;
культурные нормы, поддерживающие устойчивые принципы коммуникации, взаимодействия между индивидами и различными группами. Так, принято говорить на «своем» языке, читать и писать, любить музыку своего народа, поддерживать стиль и символику своей культуры. «Выпадение» из принятых норм может рассматриваться как ненормальное поведение, если, конечно, оно не получит статус оригинальности или талантливости.
Принято различать нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные. Требования, вытекающие из разных видов норм, нередко расходятся. Так, группа может требовать от своих членов действий, осуждаемых обществом. Два лица могут следовать в своих отношениях правилам, которые они не считают общезначимыми и даже возражали бы против попыток возвести эти правила во всеобщий закон. Иногда группа проявляет терпимость к нарушениям норм, неукоснительное соблюдение которых требуется обществом.
Нормы дифференцированы по социальным структурам. Они поддерживают классовое разделение, дистанцию между классами, сословиями, профессиональными группами, обеспечивая механизм распределения знаний и типов деятельности и соответственно социального статуса и привилегий.
Нормы поведения, общения, ритуалы, приветствия, этикет формализуют требования к участникам общения, выделяемого из массовой и обыденной деятельности, и используются в таких случаях, когда совместная деятельность разных групп требует соблюдения социальной дистанции - в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и женщинами, начальниками и подчиненными, рядовыми и командным составом, студентами и преподавателями.
116 Глава 7. Духовность личности как общечеловеческая ценность
Нормы различаются по степени обязательности. Можно выделить побуждающие нормы (самосовершенствуйся!) и запрещающие (не лги!).
Некоторые нормы (например, в хозяйственной, научно-технической деятельности) устанавливаются сознательно, на основе расчета или соглашения, а другие (в сфере общественных отношений и быта) поддерживаются многовековой традицией. Нормы обладают большой степенью императивности по отношению к наиболее сильным чувствам, например эротическим и честолюбивым, препятствуя возникновению враждебных чувств у тех, кто должен жить и работать вместе, а также интимных связей, которые могут нарушить социально необходимую дистанцию. Например, если в трудовом коллективе работают муж, жена и сын, они должны обращаться друг к другу независимо от родства только по имени и отчеству.
Определенность норм зависит от специфики объекта нормирования. Более вариативны нормы в практике воспитания — от жесткой требовательности закрытого заведения до распущенной уличной среды, в которой действуют свои нормы. Нормируется и духовно-психологическая активность: всегда в той или иной степени нормированы объем памяти, типы аффектации и другие психические процессы, поскольку они протекают в конкретной социальной среде. Их содержание, направленность, интенсивность обусловлены не только физиологической активностью психики и ситуацией, но и сложившимися нормами.
Устойчивые нормы сохраняются в течение многих поколений, получают нравственное обоснование, нередко освящаются авторитетом религии и поддерживаются законом. Некоторые нормы сохраняются еще долгое время после того, как они потеряли свою эффективность, превращаясь в пустые ритуалы, в устаревший стиль.
7.6. Духовные ценности человека
Культура — совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результаты этой деятельности, воплотившиеся в материальных и духов-
7.6. Духовные ценности человека
ных ценностях. Под ценностями понимаются материальные и идеальные объекты, способные удовлетворить какие-либо потребности человека, класса, общества, служить их интересам и целям. Мир ценностей многообразен — это природные, этические, эстетические и другие системы. Системы ценностей историчны и, как правило, иерархичны. Один из высших уровней такой иерархии занимают общечеловеческие ценности. Подчеркивая разницу между материальными и духовными ценностями, многие исследователи разграничивают материальную и духовную культуру.
Под материальной культурой понимается совокупность материальных благ, средств и форм их производства, способов овладения ими.
Духовную культуру определяют как совокупность всех знаний, форм мышления, сфер идеологии (философия, этика, право, политика и т.д.) и способов деятельности по созданию духовных ценностей. Социальный характер культуры обусловлен тем, что культура — неотъемлемая сторона жизни общества и неотделима от человека как социального существа. Не может быть общества без культуры, как и культуры без общества. Поэтому с философской точки зрения неверно то обыденное понимание культуры, с которым мы часто сталкиваемся: «Это некультурный человек, ему неведомо, что такое культура». Говоря так, обычно имеют в виду, что человек, о котором идет речь, плохо воспитан или недостаточно образован. Однако с точки зрения философии человек всегда культурен, ибо он есть социальное существо, а общество без культуры не существует. Любое общество всегда создает соответствующую культуру, т.е. совокупность материальных и духовных ценностей и способов их производства. При этом степень развитости культуры зависит от конкретного исторического этапа развития общества, условий, в которых развивается человечество, возможностей, которыми оно располагает.
Культура — цемент здания общественной жизни, потому что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. Члены одной культурной группы в большей степени испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем
Глава 7. Духовность личности как общечеловеческая ценность
7.6. Духовные ценности человека
«посторонним». Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры. Но культура не только укрепляет солидарность между людьми. Она может стать причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка — главного элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы, а с другой — общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит несколько иначе.
Высокая культура — изящное искусство, классическая музыка и литература — создавалась и воспринималась элитой. Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и т.п., принадлежала преимущественно бедным. Продукты каждой из этих культур предназначались для определенных социальных групп, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, телевидения, массовых печатных изданий, интернета) произошло стирание различий между высокой и народной культурой, возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Культура становится «массовой», когда ее продукт стандартизируется и распространяется среди широких слоев населения.
Во всех обществах существуют подгруппы, имеющие различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называют субкультурой; она формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, возраст, религия, место жительства и т.п. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов подгруппы.
Культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей. В отличие от норм, которым необходимо следовать, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые определяют статус человека в обществе. Ценности помогают обществу и человеку разделить хорошее и плохое, идеальное, истину и заблуждение, красоту и безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т.д.
Объем таких понятий, как интерес, потребность, стремление, долг, идеал, ориентация и мотивация, уже, чем понятие «ценность». Под интересом или потребностью обычно понимаются социально обусловленные влечения, связанные с социально-экономическим положением различных социальных слоев, групп или отдельных индивидов; в этом случае остальные ценности (идеалы) — лишь отвлеченное отражение интересов.
Между ценностью и повседневными ориентациями может возникать разрыв — расхождение между долгом и желанием, должным и практически реализуемым, идеально признаваемым состоянием и реальными жизненными условиями. Расхождение между признанием высокой значимости какой-либо ценности и ее недостижимостью человек может осваивать по-разному. Он может увидеть причину во внешних обстоятельствах, действиях соперников или врагов или в своей недостаточной активности и эффективности деятельности. Классический пример драматического расхождения между ценностью и действием, ориентированным на ее достижение, дает трагедия У. Шекспира «Гамлет». Почти до самого конца пьесы датский принц оттягивает действие (а если и действует, то ситуативно, по настроению) — и не только для того, чтобы еще и еще раз удостовериться в преступлении, совершенном королем, но и потому, что глубоко сомневается в необходимости действовать. В отличие от него герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников не только убедил себя в том, что жизнь «вредной старушонки» не имеет ценности, но и в самом деле убивает ее, и это влечет за собой глубокое раскаяние.
Важным средством снятия разрыва между ценностью и поведением является воля, снимающая колебания и неуверенность и заставляющая человека действовать. Воля может проявляться и как внутреннее побуждение, и как внешняя сильная мотивация в форме приказа.
Классификация ценностей. Любая классификация ценностей по типу и уровню условна в силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения. К тому же трудно отнести ту или другую ценность, имеющую свою многозначность (напри-
Глава 7. Духовность личности как общечеловеческая ценность
7.7. Воздействие звука на организм человека
мер, семья), к определенному классу. Тем не менее можно дать следующую условно упорядоченную классификацию ценностей:
0 витальные — жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, физическое состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление, комфорт, уровень потребления и т.д.;
0 социальные — социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, труд, профессия, семья, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, социальное равенство, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, локальная (почвенная) или сверхлокальная (государственная, интернациональная) ориентация;
0 политические — свобода слова, гражданские свободы, государственность, законность, порядок, конституция, гражданский мир;
о моральные — добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям;
0 религиозные — Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание, церковь;
0 эстетические — красота (или, напротив, эстетика безобразного), идеал, стиль, гармония, следование традиции или новизна, эклектика, культурная самобытность или подражание престижной заимствованной моде.
7.7. Воздействие звука (произнесенного слова) на организм человека
Мир звуков никогда не был столь угрожающим для человека, как в наше время. К сожалению, мы перестали серьезно относиться к возможностям музыки и оказались неподготовленными к той звуковой перегрузке, которую испытываем каждый день. От зачатия и до смерти человек окружен морем звуков или, если говорить языком физики, — вибрация-
ми. Как мы знаем, каждый орган имеет свою плотность, а каждая клетка имеет свои микроколебания, следовательно, каждый орган человека имеет свою музыкальную вибрацию, свою тональность. Мы уже не замечаем, что театры, в которых используются современные звукоусилительные комплексы, снижают качество восприятия спектакля, а концертные мероприятия на стадионах приводят к «экстазам», за что многие слушатели расплачиваются неврозами, сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушениями отдыха и сна. К этому можно прибавить увлечение наушниками, где вибрация напрямую воздействует на мозг. К сожалению, все это начинается в детском возрасте, чуть ли ни с колыбели, когда организм только развивается.
Медицинская наука доказала, что устранение шумового барьера нормализует артериальное давление у больных. По данным Академии медицинских наук России, у рабочих, подвергшихся действию высокочастотного шума (93 децибела (дБ) и более), гипертоническая болезнь обнаруживалась в 2 раза чаще, чем у людей, находившихся в условиях с меньшей интенсивностью шума. Из-за шума у людей, особенно пожилых, замедляется психическая реакция, нарушается обмен веществ и появляется раздражительность. Специалисты-гигиенисты подтвердили, что школьники подвергаются воздействию шума от 40 до 110 дБ, что гораздо выше допустимой нормы, так как уже при шуме в 65 дБ у детей снижается внимание на 12—15 %, увеличивается число ошибок, ухудшается зрение. Проведенные в 1960-х гг. в нашей стране исследования показали, что на транспортных магистралях шум не превышал 60 д Б. В 1990-е гг. он достиг уже 100 дБ и более. Чтобы эти цифры стали более понятными, приведем данные медицины: порог слышимости человека — 0 дБ; шелест травы — 10 дБ; реактивный самолет — 120—140 дБ; болевой порог — 130 дБ. Учеными доказано, что шум в 150 дБ для человека непереносим, а шум в 190 дБ вырывает заклепки из металлических конструкций1. Шумы оказывают наибольшее влияние на поведение, когда они очень громкие, редкие и неожиданные. Есть положительная корреляция
1 Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. Харьков, 1998.
Глава 7. Духовность личности как общечеловеческая ценность
7. Воздействие звука на организм человека
между шумом и такими патологиями, как умственные расстройства. В психосоматике шумы могут быть причиной язвы.
Считается практически доказанным, что отделы головного мозга, как и другие органы человека, имеют свои индивидуальные частоты вибраций. Если звук или музыка совпадают по частоте и резонируют с частотой вибрации какого-либо внутреннего органа человека, то это может оказать на него определенное воздействие, которое будет значительно усиливаться, если повторять четкий ритм таких звуков. Именно на этом свойстве основана музыкотерапия - одно из терапевтических направлений традиционной медицины. Главной задачей му-зыкотерапии является восстановление душевного и физического здоровья человека. Но нельзя исключить, что клеточные реакции на ту или иную музыку в виде неспецифического акустикобиорезонансного эффекта при определенных частотах и режимах звучания могут иметь негативные последствия (например, стимулировать патологически измененные клетки) в результате эскалации рок- и поп-музыки на радио и телевидении, которая несет явную угрозу, особенно для подростков. Поэтому необходимы, с одной стороны, клиническая апробация музыкально-терапевтических программ и стандартизация акустических воздействий на человека, а с другой — медицинский контроль над музы кой, регулярно звучащей вокруг нас — с экранов телевизоров, радиорепродукторов.
Традиционная медицина Индии называет микроскопические вибрации всех атомов, клеток и ткани организма, находящихся в невидимой связи, «первородным звуком». Доктор Дипак Чопра утверждает: «Те микроскопические колебания, которые удерживают вместе ДНК, являются самой великой силой в природе. Если в результате болезни или несчастного случая порядок и последовательность молекулы ДНК нарушаются, то медицина рекомендует применять специально подобранный первородный звук в качестве шаблона, но не чисто физически, а с помощью вибраций или звуков, которые доходят до сердца каждой клетки».
Несомненно (и это признается и врачами-ортодоксами), что хорошая музыка всегда положительно воздействует на человека. Подбор необходимых звуков и мелодий для положительного воздействия как на отдельные органы человека, так и на весь его организм с целью общего оздоровления, повышения работоспособности и улучшения эмоционального состояния — задача весьма непростая. Так, музыка, использовавшаяся для лечения человека несколько тысяч лет назад, не очень подходит для лечения современного человека, а классическая
музыка сочинялась для концертов, а не для лечения. Музыкальные программы, собранные из разных музыкальных произведений, не имеют точного психоэмоционального воздействия.
Особое значение музыке стали придавать в эпоху становле-ния института религии. Во всех религиозных ритуалах (как в политеистических религиях, так и в монотеистических) музыке отводилось особое место, она была неотъемлемой составной частью любых религиозных действ. Священные инструменты (гонги на Дальнем Востоке, колокола на Руси и т.д.) также играли в жизни людей большую роль и использовались для массового воздействия.
Молитвы, заклинания, заговоры, любые другие виды ритуально-магических и религиозных обрядов являются своеобразными звуковыми мантрами, рассчитанными на представителей определенной этнической группы, и действуют со значительно большей силой, если произносятся нараспев или под определенную ритмическую музыку.
В настоящее время в музыкотерапии существует несколько направлений. Одни терапевты, использующие в своей практике этот метод, акцентируют внимание на функциональном воздействии высоты звука (частоты колебаний) различных инструментов (функциональный подход), а другие - на эмоционально-психическом воздействии различных мелодий и ритмов.
В лечении музыкой применяют два способа терапии — пассивный и активный. Первый представляет собой простое прослушивание подобранной и рекомендованной специалистом музыки с целью ее терапевтического воздействия. Активный способ терапии может быть подразделен на несколько разновидностей — танец, пение, игра на музыкальных инструментах.
Музыкотерапия может использоваться и как самостоятельная методика, и в сочетании практически со всеми другими направлениями терапии. Как считают врачи, музыкотерапия особенно эффективна при лечении психосоматических заболеваний и нет никаких противопоказаний к ее применению.
Сегодня старая, почти забытая терапевтическая методика преобразилась в интересное, научно обоснованное направление традиционной медицины, которое находит новое прикладное применение.
124 Глава 7. Духовность личности как общечеловеческая ценность
7.8. Потребность в религии.
Роль религии в духовной жизни человека
К духовной жизни, к жизни человеческой мысли относят, как правило, знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь человека невозможна без окрашивающих внутренний мир личности переживаний — радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Чем более развит человек, чем выше уровень его культуры, тем богаче его духовная жизнь.
Современная духовная культура располагает безграничным разнообразием научных и религиозных учений, политических теорий, этических и эстетических представлений и идеалов. В них воплощено достигнутое человечеством знание о месте, положении и назначении человека.
Религия воздействует на духовную жизнь человека, прежде всего на нравственность. Нравственные правила, обращенные к внутреннему духовному миру человека, не только не утратили своего значения, но и приобрели новый глубокий смысл. С их помощью люди, уставшие от непрекращающихся социальных катастроф, могут заглянуть в себя и еще раз задуматься о смысле своей жизни. Влияние церкви особенно возрастает в переломные моменты истории: когда старые идеалы общества утратили свою ценность, а новые еще не успели закрепиться, на помощь приходит религия со своими вечными нравственными заповедями.
Религия издревле была носительницей культурных ценностей. Она сама является одной из форм культуры. Величественные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, прекрасные литературные и религиозно-философские произведения, церковные обряды, нравственные заповеди чрезвычайно обогатили культурные фонды человечества. Одна из главных задач церкви — сохранение этих культурных памятников, и она ее успешно решает.
Церковь играет немаловажную роль в политической жизни общества. Несмотря на отделение церкви от государства, во многих странах ее политическое влияние сохраняется. Об этом говорят, например, такие факты, как присяги на Библии в суде
К
7 8. Потребность в религии. Роль религии в духовной жизни человека 125
и при вступлении на некоторые должности, скажем, на должность президента в США. Об участии церкви в политической жизни многих государств свидетельствует наличие в ряде стран Западной Европы партий, которые объединяют верующих и выражают их интересы.
Церковь сегодня выступает активным участником борьбы за мир, за равноправие народов. Поэтому не случайно центральное место в деятельности христианских проповедников занимает проблема устранения войн из жизни человечества.
Религиозные деятели принимают участие в решении экологических проблем.
Однако различие в религиозных взглядах может служить фактором, разъединяющим людей. Одной из наиболее острых проблем современного мира, истоки которой восходят еще к Средневековью, является проблема религии и войны.
Мировые религии оказывают наибольшее влияние на развитие современных цивилизаций.
Буддизм (в переводе просветление) — самая ранняя по времени появления мировая религия. Наиболее широкое распространение она получила в Азии. Центральную область буддийского учения составляют нравственность, нормы поведения человека. Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству.
Христианство — вторая по времени возникновения мировая религия. Ныне это самая распространенная на Земле религия, насчитывающая свыше 1024 млн приверженцев в Европе и Америке. Центральными в христианстве являются идея греховности человека как причины всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения обид безгранична. В 1054 г. христианство раскололось на два самостоятельных направления — западное (католическое) и восточное (православное).
Ислам (мусульманство) — самая поздняя по времени возникновения мировая религия. На Земле насчитывается около 1 млрд ее приверженцев. Наибольшее распространение ислам получил в Северной Америке, Юго-Западной и Южной Азии. Характерной особенностью мусульманской религии является то, что она энергично вмешивается во все сферы жизни людей.
Глава 8. Нравственность — объективная потребность общества
Личная, семейная, общественная жизнь верующих мусульман, политика, правовые отношения, суд — все должно подчиняться религиозным законам.
Несмотря на различия мировых религий, у проповедуемых ими духовных, нравственных ценностей много общего. Это делает возможным не только диалог культур, но и диалог религий. Он находит выражение в терпимости к чужой религии и признании ее права на свободное существование, в свободе совести — праве личности исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
Таким образом, история духовной человеческой культуры — это история человеческого разума. Исторический опыт поколений воплощен в созданных культурных ценностях. При общении человека с ценностями прошлого культура человеческого рода как бы переливается в духовный мир личности, способствуя ее интеллектуальному и нравственному развитию. Духовность — это синтез Истины, Красоты и Добра, которые человек способен творить сам. В христианской философии это выражается триадой Вера—Надежда—Любовь.
Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!