Глава 6. Потребность в общении и обособлении



6.1. Общение как фактор социализации

Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а так­же в восприятии и понимании партнерами друг друга. В прин­ципе общение характерно для любых живых существ, но лишь у человека процесс общения становится осознанным, связан­ным вербальными и невербальными актами. Человека, пере­дающего информацию, называют коммуникатором, получаю­щего ее — реципиентом.

Общение междулюдьми — важнейший признак именно че­ловеческого существования. Без него невозможны производ­ственная деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, формирование и развитие личности. Общение со­провождает эти процессы, способствует их осуществлению. Однако связь между ним и любыми проявлениями социальной жизни неоднозначна. Общение можно характеризовать как многогранное по следующим причинам: общение реализуется на разных уровнях: общаться могут стра­ны и народы, партии, коллективы и отдельные индивиды. В со­ответствии с этим взаимодействие между сторонами в этом процессе различно по своей социальной значимости; общение может проявляться по-разному: быть непосредствен­ным — в виде общения с другим лицом без посредника или опо­средованным, которое обусловлено внешними факторами, преломляется через них, включает опыт предшествующих по­колений и происходит посредством технических средств мас­совой коммуникации;



Глава 6. Потребность в общении и обособлении


6.1. Общение как фактор социализации



 


о общение может различаться по видам - люди могут обмени­ваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т.д.;

о в основе общения лежат общественные отношения. Охватывая разные стороны функционирования общества, они выступают как определенные для данной формации типы социально-эко­номических, политических, правовых и нравственных отно­шений. В конечном итоге именно они являются содержанием общения.

Главное содержание общения — воздействие на партнера. В общении происходит постоянная реакция на действия дру­гого.

Общение регулирует уровень эмоциональной напряженно­сти, создает психологическую разрядку и формирует тот эмо­циональный фон, на котором осуществляется деятельность че­ловека и который в немалой степени определяет само миро­ощущение.

Каждое общество (а порой и отдельные его социальные группы) вырабатывает определенные регулятивные принци­пы общения, которые не только закрепляются в принятых им нормах поведения, но и воспитываются у людей с большей или меньшей степенью сознательности. Это дает основание ут­верждать, что существует тот или иной уровень культуры обще­ния.

Потребность в общении выступает одной из форм проявле­ния общественной сущности человека. Общение — важнейшая социальная потребность, определяющая личностный смысл в формировании личности. Эта потребность начинает функцио­нировать с момента рождения человека и действует на протя­жении всей его жизни. Она реализуется в таких различных формах, как эмоционально-эмпатийное общение (скрытый коммуникативный, невербальный процесс, посредством кото­рого чувства передаются другому человеку), общение матери с ребенком, игровое общение, познавательное, педагогическое, профессиональное и т.д.

Общение — это форма деятельности, осуществляемая меж­ду людьми как равными партнерами и приводящая к возник­новению психологического контакта, проявляющегося в об-


мене информацией и взаимопонимании. Психологический контакт характеризует общение как двухстороннюю деятель­ность, взаимную связь между людьми. Общение - это процесс взаимодействия личности и социокультурной среды, которая выступает источником формирования этой потребности. Вы­дающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев обозначает общение как коммуникативную деятельность, к основным структурным компонентам которой относятся:

о предмет общения — другой человек, партнер по общению как субъект;

о коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимает­ся общение;

О действия общения — единицы коммуникативной деятельно­сти, целостный акт, адресованный другому человеку (две ос­новные категории действий общения — инициативные и ответ­ные);

о задачи общения — цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены действия, совершае­мые в процессе общения;

о средства общения — операции, с помощью которых осуществ­ляются действия общения;

О продукт общения — образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Общение — универсальное явление общественной жизни, так как оно охватывает все ее стороны1.

Общение включает в себя, во-первых, обмен информа­цией, который может быть охарактеризован как коммуника­тивная сторона общения; во-вторых, взаимодействие об­щающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками; в-третьих, восприятие общающи­мися друг друга.

В процессе общения выделяют три стороны — коммуника­тивную (передача, обмен информацией), интерактивную (вза­имодействие), перцептивную (взаимовосприятие).

Общение между людьми как важнейшая сторона их совме­стной жизни и деятельности всегда осмысливалась ими снача-

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965. С. 37.



Глава 6. Потребность в общении и обособлении


6.2. Виды общения



 


ла на уровне их обыденного, житейского сознания, а затем на более глубоком, теоретическом уровне.

6.2. Виды общения

Общение — сложный многогранный процесс, включающий: формирование определенных образцов и моде­лей поведения, взаимодействие людей, взаимное влияние лю­дей друг на друга, обмен информацией, формирование отно­шений между людьми, взаимное переживание и понимание людьми друг друга, формирование образа внутреннего Я чело­века.

Все многообразие видов общения можно разделить на два основных вида:

О формальное общение (ролевое), определяемое служебными и социальными статусами людей; партнеры в этом случае могут ничего не знать друг о друге, так как в этом нет необходимо­сти. Вместо знаний о личности собеседника в этом случае опе­рируют знанием его социальной роли: покупатель—продавец, пациент—врач, пассажир—контролер. Однако формальное об­щение не свободно от личностных отношений. Так, в беседе с пациентом один врач может быть внимательным, доброжела­тельным, а другой, наоборот, — сухим, даже суровым;

о неформальное общение (личностное), определяемое личност­ными статусами и личными целями общающихся, которые пе­реплетаются и могут переходить одна в другую. Высшая форма неформального общения — дружба.

Формальное (ролевое) общение, определяемое служебны­ми и социальными статусами людей, и неформальное (лично­стное), определяемое их личностными статусами и личными целями, переплетаются и могут переходить одно в другое.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить несколько видов общения:

о «контакт масок» — формальное общение, при котором отсутст­вует стремление понять и учесть особенности личности собе­седника. Этот процесс общения получил свое название пото­му, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., т.е.


набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяю­щих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях «контакт масок» необходим для того, чтобы не вступать в лич­ный контакт;

о формально-ролевое общение, в котором и содержание, и сред­ства общения регламентированы социальными ролями парт­неров по общению;

О светское общение, определяемое формальной вежливостью. Его особенность в том, что люди фактически не общаются, го­ворят не то, что думают, а то, что положено говорить в подоб­ных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций;

О манипулятивное общение, направленное на получение одно­сторонней выгоды от собеседника и использующее манипуля-тивную технику воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, слабости, доброты, «пускание пы­ли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника;

о духовное межличностное общение (между людьми), при кото­ром раскрываются глубинные структуры личности и которое характеризуется взаимопониманием между людьми, а в его ос­нове лежит доверие к личности собеседника;

о деловое общение, направленное на согласование и объедине­ние усилий людей с целью налаживания отношений и дости­жения общего результата. Деловое общение можно назвать личностно-ролевым.

Выступая потребителем энергии человека, общение вместе с тем является биостимулятором его жизнедеятельности и ду­ховных устремлений. Русский мыслитель П.Я. Чаадаев остро­умно заметил: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе». Он был прав, поскольку естественным способом существования чело­века является его связь с другими людьми, а сам человек стано­вится человеком только в общении.

Вербальное и невербальное общение. Передача любой ин­формации возможна лишь посредством знаков, знаковых систем. Коммуникация (от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь, наиболее близким к нему по значению яв-



Глава 6. Потребность в общении и обособлении


6.2. Виды общения



 


ляется русское «общение») должна быть эффективной, спо­собствовать достижению целей участников общения, что пред­полагает выяснение следующих вопросов: каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения? Как преодолеть коммуникативные барьеры непони­мания, добиться успешности коммуникации?

Все средства общения делятся на две большие группы: вер­бальные (словесные) и невербальные. Причем невербальные средства так же важны, как и словесные. А. Пиз в своей книге «Язык телодвижения» приводит следующие данные, получен­ные английским профессором А. Мейерабианом: передача ин­формации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) — на 38 %, а за счет невербальных средств — на 55 %.

К аналогичным выводам пришел профессор Р. Бердвислл, который установил, что словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передается с помощью невербальных средств. Между вербальными и невербальными средствами существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по невер­бальному — отношение к партнеру по общению.

Невербальная коммуникация осуществляется с помощью жестов, мимики, поз, прикосновения. Как правило, человек в меньшей степени способен сознательно контролировать канал невербального общения. Иногда все тело человека участвует в передаче сообщения. Например, походка человека - это тоже способ передачи сообщения и самовыражения. Так, человек, смело и уверенно входящий в комнату, демонстрирует либо свое благополучие, либо чувство гнева, а медленно входящий в комнату демонстрирует сдержанность, страх или тревогу. Но чтобы правильно понять сообщение, необходима дополни­тельная информация.

Изучением невербального общения занимается наука ки-несика. Ученые-кинесики доказали, что устную речь контро­лировать легче, чем язык мимики и жестов, которые отражают психическое состояние человека. Канал невербального обще­ния более достоверно выражает чувства и подразумеваемый смысл. Например, открыв дверь квартиры своему знакомому, человек может сказать: «Прошу вас, заходите. Рад вас видеть»,


однако выражение его лица говорит: «Я занят. Хорошо бы вы не заходили».

Мимика человека является очень богатым источником ин­формации о его эмоциональном состоянии. Посредством ми­мики можно передать любое психическое состояние человека. Все люди независимо от национальности и культуры, в кото­рой они выросли, почти одинаково понимают эмоциональное состояние, выраженное мимикой на лице собеседника. На­пример, когда человек страдает, его рот закрыт, уголки рта опу­щены, глаза сужены, брови сдвинуты к переносице, внешние уголки бровей подняты вверх, на лбу и переносице — верти­кальные складки, лицо застывшее. Лицо достаточно долго со­храняет устойчивое выражение (печальное, безразличное, злое, доброе и т.п.).

Психологи считают, что лицо человека — это своеобразный центр приема и передачи социальных сигналов. Как отмечают многие, самое выразительное в лице — глаза. Об этом свиде­тельствуют и поговорки, и фразы: «читать душу по глазам», «сверкать глазами», «недобрый взгляд», «ест глазами», «пря­тать глаза» и т.д. Выразительный взгляд способен передать смысл не только сказанного, но и недосказанного или невы­сказанного. В некоторых случаях взглядом можно сказать больше, чем словами. Поэтому взгляд «глаза в глаза» — важней­ший канал невербального общения. «Взгляд запускает и под­держивает общение на всех его этапах; значимость его осо­бенно растет при доверительном общении "глаза в глаза"... В глазах другого всегда открывается тайна непостижимого, связанного...с тайной живой души другого»1. Визуальный кон­такт свидетельствует о расположенности к общению. Глаза пе­редают самые точные сигналы о состоянии человека, посколь­ку расширение или сужение зрачков не поддается сознательно­му контролю. Например, если человек возбужден, его зрачки расширяются в 4 раза больше, чем обычно, а если он сердит — зрачки сужаются. Именно глаза позволяют собеседнику опре­делить выражение лица. По данным исследований, более 50 % времени общения собеседники смотрят в глаза друг другу.

1 Большой толковый психологический словарь. М., 2002. 4 - 8249 Шиповская



Глава 6. Потребность в общении и обособлении


6.2. Виды общения



 


В языке жестов большую роль играют руки, причем не только, когда говорящий показывает руками форму обсуждае­мого предмета, указывает направление или комментирует ка­кое-либо событие. Руки передают и эмоциональное состояние. Так, беспокойство может проявляться в непрерывном движе­нии рук, «заламывании пальцев» и т.д.

Речь как необходимая составляющая общения является универсальным средством коммуникации, поскольку при пе­редаче информации с ее помощью менее всего теряется смысл общения. Речь — естественный звуковой язык, система фоне­тических знаков, включающих два принципа - лексический и синтаксический. Благодаря речи осуществляются кодирова­ние и декодирование информации. Речь обязательно дополня­ется неречевыми знаковыми системами (невербальной комму­никацией). Речь имеет общественно-историческую природу. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на друга, для чего и служит речь. Используя речь, люди обмениваются мыслями и знания­ми, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намере­ниях.

Общаясь друг с другом, люди употребляют слова, пользу­ются грамматическими правилами того или иного языка. Язык есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь - это процесс использования языка в целях общения людей. Язык и речь не­разрывно связаны, представляют собой единство, которое вы­ражается в том, что исторически язык любого народа создавал­ся и развивался в процессе речевого общения людей, а язык как орудие общения существует исторически до тех пор, пока люди говорят на нем. Когда люди перестают использовать тот или иной язык в речевом общении, он становится «мертвым язы­ком»; таким стал, например, латинский язык.

Познание закономерностей окружающего мира, умствен­ное развитие человека совершается в процессе обучения путем усвоения знаний, выработанных человечеством в процессе об­щественно-исторического развития и закрепленных с по­мощью языка, с помощью письменной речи. Язык в этом смыс­ле есть средство закрепления и передачи от поколения к поколе-


 


нию достижений человеческой культуры, науки и искусства. Каждый человек в процессе обучения усваивает знания, приоб­ретенные всем человечеством и накопленные исторически.

Связь мышления и речи. Речь служит не только средством об­щения между людьми, но и является средством мышления. Эта важнейшая функция речи вытекает из положения о том, что мышление осуществляется в речевой форме. Речь, в частности внутренняя речь, - внутренний беззвучный речевой процесс, с помощью которого человек мыслит «про себя»

Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи человек мыс­лит словами, которые он произносит всЛух или проговаривает про себя. Человек, одинаково хорошо владеющий нескольки­ми языками, четко осознает, на каком языке он мыслит в каж­дый данный момент. Только глухонемые от рождения, не вла­деющие даже кинетической («ручной») речью, мыслят на ос­нове образов.

Иногда мысль трудно выразить словами и может показать­ся, что она существует вне словесной оболочки. Но это означа­ет, что мысль еще неясна самому человеку, что это скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой. Неправильно и мнение о том, что мысль и речь по существу одно и то же, что мышление — это речь, лишенная звучания, — «речь минус звук», а речь — «озвученное мышление». Это мнение ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на раз­ных языках разными звукосочетаниями. Так, существуют сло­ва-омонимы — слова с одинаковым звучанием, но разным смыслом, например корень у растения — квадратный корень, девичья коса — речная коса — коса для покоса, скрипичный ключ — ключ от замка, реакция химическая — реакция человека на какой-либо поступок другого человека, т.е. одно и тоже сло­во может выражать разные мысли, разные понятия.

Деструктивное общение (обида). Обида возникает, когда заде­вают чувство собственного достоинства человека и он сознает, что его унижают. Обида соединяет подчеркнутую жалость к се-



Глава 6. Потребность в общении и обособлении


6.3. Потребность в обособлении



 


бе с не всегда осознаваемыми мстительными, агрессивными побуждениями. Часто такой неадекватный способ реагирова­ния на мнимое ущемление интересов и потребностей человека является выражением сильной эгоцентричной и инфантиль­ной природы «страдальца»1.

Пространство действия обиды обязательно включает в себя два источника — обидчика и обиженного, которые общаются друг с другом. Это пространство оказывается насыщенным сильными аффективными и эмоциональными стимулами, ко­торые значительно изменяют деятельность тех, кто участвует в общении, и серьезно разрушают это общение. При этом обид­чик проявляет агрессию, основная цель которой — стремление причинить психологическую боль другому человеку. Обижен­ный может испытывать гнев, направленный на себя или друго­го человека. Переживание обиды — тонкое душевное явление, которое определяется специфическими действиями обижен­ного, направленными на поиск причин возникновения отри­цательных эмоциональных ощущений. Обида вносит напря­женность и конфликт в общение. При дальнейшем развитии обида, даже основанная на реальной несправедливости, не приносит ни удовлетворения, ни пользы человеку, а со вре­менем становится своеобразной эмоциональной привычкой в виде хронической раздражительности и обидчивости. Пос­тоянно ощущая себя жертвой несправедливости, человек на­чинает мысленно входить в роль субъекта, подвергающегося гонениям окружающих или даже всего мира. На основе хро­нического чувства обиды у человека формируется страте­гия общения, цель которой — объяснить собственные неудачи пристрастным отношением окружающих и их несправедли­востью2.

Из хронического чувства обиды рождается жалость к само­му себе. Это одна из сильных эмоционально насыщенных при­вычек. Когда обе привычки достаточно прочно укоренятся, че­ловек в их отсутствие уже перестает чувствовать себя комфорт­но и начинает в буквальном смысле искать несправедливого к себе отношения.

1 Петровский А. В. Психология о каждом из нас. М, 1992. С. 81.

2 Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. М., 1998. С. 27.


Сформировавшиеся привычки обижаться и жалеть самого себя идут рука об руку с невыразительным, неполноценным образом собственного Я. В своем воображении человек начи­нает рисовать себя ничтожной, достойной сожаления лично­стью, жертвой, которой сама судьба предопределила быть не­счастной. С затаенной обидой человек просто не в состоянии вообразить себя самостоятельным, независимым и уверенным в своих силах. Бразды правления переходят в руки других. Те­перь они диктуют хронически обиженному, как ему себя чувст­вовать, как поступать1.

6.3. Потребность в обособлении

Потребность в обособлении проявляет свое действие наряду с потребностью в общении. Ее реализация создает дополнительные возможности для развития и самораз­вития личности, ее становления и социализации.

Удовлетворение этой потребности осуществляется посред­ством обособления личности в референтной социальной груп­пе (семья, дружеская компания и т.д.). В социальной психоло­гии референтной принято считать группу, интересы, цен­ности, отношения, нормы, правила которой совпадают с личностными; человек, воспринимая их как свои личные, чув­ствует себя комфортно, ощущает свою защищенность, свобод­но проявляет свою индивидуальность, реализует свои значи­мые потребности, в частности потребность уединения с самим собой.

Различают две формы уединения — умозрительное и в виде предметно-практической деятельности.

Умозрительное (теоретическое) уединение проявляется в том, что человек хочет остаться наедине с собой для того, чтобы осмыслить происшедшие события, наметить программу дейст­вий, прогнозировать результаты своего поведения и деятель­ности. В подростковом, юношеском (и не только) возрасте та­кое уединение является сложным процессом внутренней ин­теллектуально и эмоционально насыщенной жизни человека. Умозрительное обособление играет исключительно большую

' Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. М., 2001. С. 104.


 



Глава 7. Духовность личности как общечеловеческая ценность


7.1. Духовность и культура



 


роль в развитии и вообще в жизнедеятельности человека, фор­мировании его самосознания, самооценки, притязаний, кор­рекции своих позиций, отношений, оценок, установок.

Предметно-практическая деятельность проявляется в том, что человек хочет уединиться, чтобы заняться, например, чте­нием, вязанием, рыбной ловлей и т.д.1


Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!