Глава 2. Потребность - объективная основа и источник активности (жизнедеятельности) человека
2.1. Влияние потребностей на саморазвитие личности
Функционирование общества как сложной самоуправляющейся системы подчинено внутренней необходимости, существующей в форме его потребностей. Эти потребности выражают внутреннее противоречие общества, а именно: противоречие между потребностями индивидов и коллективов и возможностями их удовлетворения.
Человек как личность - это понятие не только биологическое, но и социальное со свойственными ему потребностями — физиологическими, физическими, материальными, нравственными (этическими), интеллектуальными, эстетическими, духовными. Духовное совершенствование человека - это разумная цель бытия. Духовными благами, такими, как любовь, радость, чистота совести, великодушие, человек может владеть всегда. Но одновременно с научно-техническим прогрессом и достижением высокого уровня жизни в развитых странах отмечается снижение духовно-нравственного потенциала. Комфорт для большинства человечества по-прежнему остается лишь обещанием научно-технической революции, но это обещание настолько заворожило все человечество, что оно забыло не только о духовных и нравственных ценностях, но и о самой своей жизни, не говоря уже о жизни своих потомков. Наслаж-
Фокина О.А. Человек и его потребности. Волгоград. 2003. С. 12-16.
Глава 2. Потребность - основа и источник активности человека
2.2. Теории потребностей
|
|
дение, выгода, власть — компоненты и спутники комфорта — поработили человека.
Современный русский писатель М. Антонов полагает, что существует закон, требующий от человека и общества при росте материальной обеспеченности соответствующего духовного уровня:
Человек не раб потребностей и внешних обстоятельств, он — существо свободное, но телесное и потому нуждающееся в удовлетворении потребностей и испытывающее влияние среды. Очевидно, существует некий, еще не сформулированный наукой закон меры, согласно которому человек, минимум потребностей которого удовлетворен, обязан, во избежание саморазрушения, подниматься на более высокий уровень духовной жизни. Если этот закон не соблюдается, то материальные, плотские потребности получают гипертрофированное развитие в ущерб духовной сущности, причем это справедливо как для индивида, так и для общества...'
Однако «человек, который в материальных благах уже не нуждается, а потребности в духовном развитии не воспитал, страшен»2.
В поведении человека существуют две взаимосвязанные стороны — побудительная и регулятивная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения и связано с потребностями, мотивами, мотивацией, интересом, целью, намерениями, стремлениями, т.е. со всеми внутренними и внешними факторами, которые заставляют человека вести себя определенным образом3, а регуляция отвечает за то, каким оно будет, и обеспечивается психическими процессами, явлениями и состояниями — ощущением, воображением, вниманием, мышлением, способностями, темпераментом, характером, эмоциями. Главное из всех возможных проявлений человека — проявление потребности.
|
|
Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные шаги, прилагать уси-
1 Антонов М. Перестройка и мировоззрение // Москва. 1987. № 9.
2 Там же.
3 Дубинин Н.П. Что такое человек? М., 2002. С. 61.
лия, т.е. осуществлять деятельность. Можно сказать, что потребностью называют такое состояние организма, при котором он нуждается в определенных условиях, недостающих ему для нормального существования и развития. Так, человек постоянно нуждается в пище, питье, различных предметах и окружающих людях. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием чувства неудовлетворенности, вызванного отсутствием того, что в данный момент требуется человеку.
|
|
Потребности испытывают все живые существа, что отличает живую природу от неживой. При этом для живого характерна избирательность реагирования именно на то, что составляет содержание потребностей, т.е. на то, чего организму в данный момент не хватает.
Потребности служат главным источником активности человека. Они стимулируют его поведение, направляют на поиск необходимого. Потребность приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы, поддерживает активность организма до тех пор, пока нужда не будет полностью удовлетворена. Объекты, которые побуждают человека к деятельности, могут быть отражены в разных формах — в форме образа или представления, мысли и понятия, идеи или нравственного идеала.
История развития человека связана с историей развития его потребностей. В процессе труда создаются новые предметы и явления, которые порождают новые потребности. Например, 100 лет назад ни у кого не возникало потребности посмотреть телевизор, так как вто время телевидения не было. Сейчас многие могут удовлетворить потребность снять собственный кинофильм личной кинокамерой. Таким образом, человеческие потребности оказывают воздействие на весь ход истории, определяя их изменение.
|
|
2.2. Теории потребностей
Потребности можно разделить на две группы — материальные, насущные (в пище, жилье, одежде) и духовные (в общении, музыке, книге).
Глава 2. Потребность - основа и источник активности человека
2.2. Теории потребностей
Согласно концепции потребностей известного американского психолога (русского происхождения) Абрахама Маслоу, потребности человека образуют пирамиду (рис. 2.1). Основание пирамиды составляют физиологические потребности (в воде, пище и др.); над ними находится потребность в безопасности (в порядке, защищенности, устойчивости); выше размещаются аффилиа-тивные потребности — в принадлежности и любви (в принадлежности к группе, в признании и принятии); еще выше — потребность в уважении, престиже (в самоуважении, компетентности, авторитете); следующий ряд образуют познавательные потребности (стремление знать, исследовать); далее расположены эстетические потребности (в гармонии, симметрии, красоте, порядке) и, наконец, потребность в самовыражении, самоактуализации (в реализации своих целей, способностей).
Между потребностями существует иерархическая зависимость. Потребности более высокого уровня начинают управлять поведением человека только после того, как реализованы потребности более низкого уровня. Маслоу утверждает (это утверждение оспаривается многими теоретиками): чем ниже располагается потребность, тем более довлеющей она станет, если не будет удовлетворена. Так, голодающий человек вряд ли станет сильно беспокоиться о самоуважении1.
Высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждаясь в ней как в основании, и рушится без этого основа-
Маслоу А. На подступах к психологии Бытия. М., 1962. С. 32.
ния. Таким образом, большая часть человечества не может проявить свою высшую природу без удовлетворения базовой низшей природы. Однако, по Маслоу, потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух (или более) уровнях потребностей. Маслоу предположил, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так: физиологические - на 85 %, в безопасности и защищенности - на 70 %, в любви и принадлежности - на 50 %, в самоуважении- на 40 %, в самоактуализации - на 10 %.
Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется к удовлетворению потребностей данного уровня и будет стремиться удовлетворить эти потребности в достаточной мере.
Рассмотрим иерархию потребностей Маслоу более подробно.
Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне; только после этого любые потребности более высокого уровня станут актуальными. Человек, которому не удается удовлетворить основные потребности — в пище, воде и т.п., не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку основные потребности очень быстро становятся настолько доминирующими, что необходимость в реализации всех других потребностей отпадает.
Потребности в безопасности и защищенности отражают заинтересованность в долговременном выживании, т.е. это потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Например, предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком можно рассматривать как поступок, отчасти мотивированный поисками безопасности. Другое проявление потребности в безопасности и защищенности можно видеть, когда люди сталкиваются с реальными чрезвычайными обстоятельствами, такими, как наводнение, землетрясение, общественные беспорядки, война и т.д.
Потребности в принадлежности и любви проявляются в стремлении человека установить отношения привязанности с
Глава 2. Потребность - основа и источник активности человека
2.2. Теории потребностей
другими в своей семье или группе. Так, ребенок хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются и он получает много ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности, тянутся к участию в религиозных, музыкальных, спортивных и других сплоченных группах. Молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексуальной близости.
Маслоу определил два рода любви у взрослых:
о дефицитарная любовь — любовь к другим потому, что они удовлетворяют какую-то потребность. Чем больше удовлетворение, тем более усиливается любовь этого рода. Такая любовь возникает из потребности в самоуважении или в сексе, или из страха одиночества и т.п.;
о бытийная любовь — любовь к сущности, к бытию или «существу» другого. Такая любовь не стремится к обладанию и занята больше добром для другого, чем эгоистическим удовлетворением. Маслоу часто описывал бытийную любовь как обнаруживающую даосское отношение невмешательства, способность давать всему идти своим чередом и ценить то, что есть, не пытаясь улучшить что-либо. Например, бытийная любовь к природе выражается в умении любоваться цветами, наблюдать их рост, оставляя их в покое, тогда как дефицитарная любовь выражается в срывании цветов и устроении из них букетов. Бытийная любовь — это идеал необусловленной любви родителей к ребенку, которая может распространяться даже на маленькие несовершенства ребенка. По Маслоу, бытийная любовь богаче, дает больше удовлетворения и более длительна, чем дефицитарная. Она остается живой и свежей, в то время как дефицитарная любовь со временем утрачивает свежесть и остроту.
Потребность в уважении возникает, когда потребность любить других и быть любимыми ими достаточно удовлетворена и ее влияние на поведение уменьшается. Потребности в самоуважении Маслоу разделил на два типа:
о самоуважение, которое включает такие понятия, как компетентность, уверенность, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь; удовлетворение потребностей в самоуважении порождает чувство
уверенности, достоинство и осознание того, что человек полезен и необходим;
о уважение другими — это потребность в престиже, признании, репутации, статусе, оценке и приятии. Здесь человеку необходимо знать: то, что он делает, признается и оценивается. Mac- \ лоу предположил, что потребности в уважении достигают максимального уровня и перестают расти в зрелости, а затем их интенсивность уменьшается.
Потребности в самовыражении — это потребности человека реализовать желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, полностью использует свои таланты, способности и потенциал личности; можно сказать, что самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым можно стать в потенции, достичь вершины своего потенциала. Но, по Маслоу, многие избегают в полной мере использовать свой потенциал, опасаясь ответственности. Они предпочитают ставить перед собой незначительные цели, не стремятся к серьезным жизненным успехам. Это явление Маслоу назвал «комплекс Ионы». Он характеризуется страхом успеха, что мешает человеку стремиться к самосовершенствованию. Корни комплекса Ионы можно усмотреть в том, что человек боится изменить свое неинтересное, ограниченное, но налаженное существование, боится оторваться от всего привычного, потерять контроль над тем, что уже есть. Социализация также оказывает затормаживающее влияние на процесс самоактуализации. Таким образом, людям нужно общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. Еще одно препятствие для самоактуализации — негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Дети, воспитанные в безопасной, дружеской обстановке, более склонны к приобретению здорового представления о процессе самоактуализации.
Маслоу отмечал, что самоактуализировавшиеся люди, которых он изучал, не были совершенны и даже не были свободны от крупных ошибок. Приверженность избранной работе и своим ценностям делает их подчас безжалостными в стремлении к своей цели, вытесняя другие чувства или потребности. Свою независимость они могут доводить до степени, шокирующей их более конформное окружение. Кроме того, им мо-
Глава 2. Потребность — основа и источник активности человека
2.2. Теории потребностей
гут быть свойственны многие проблемы средних людей: чувство вины, тревожность, печаль, внутренние конфликты и т.д.
В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека:
0 дефицитные мотивы, направленные на удовлетворение дефи-цитарных состояний, например голод, холод, опасность. Они являются стойкими характеристиками поведения;
0 мотивы роста, или метапотребности, иными словами, бытийные потребности имеют отдаленные цели, функция которых состоит в обогащении и расширении жизненного опыта. К ме-тапотребностям можно отнести потребности в целостности, совершенстве, активности, красоте, доброте, уникальности, истине, чести и т.д.
Совершенных людей, к сожалению, нет. Можно найти людей хороших, поистине хороших, можно найти великих людей. Действительно существуют творцы, провидцы, мудрецы, святые, подвижники и инициаторы. Вместе с тем эти же люди могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными, эгоцентричными, злыми или переживать депрессию. Чтобы избежать разочарования в человеческой природе, нужно сначала отказаться от иллюзий относительно нее.
Согласно теории Д. Мак-Клелланда, человеку присущи три типа потребностей:
о потребность власти, выражаемая в желании воздействовать на других людей. Чаще всего люди, испытывающие эту потребность, откровенны и энергичны, не боятся конфликтов, стремятся отстаивать первоначальные позиции, хорошие ораторы. У них отсутствует склонность к авантюризму и тирании, главное для них — проявить свое влияние на других;
0 потребность в успехе, удовлетворяемая доведением работы до удачного завершения. Люди с этой потребностью рискуют умеренно, любят ситуации, которые позволяют им брать на себя личную ответственность за поиск решения проблемы. Они хотят, чтобы достигнутые результаты поощрялись вполне конкретно;
о потребность в причастности, проявляемая в заинтересованности человека в компании знакомых, в оказании помощи другим и налаживании дружеских отношений. Такого человека
привлекает работа, которая предоставляет широкие возможности для социального общения.
Все названные потребности в той или иной, хотя бы в начальной стадии можно обнаружить в каждой личности.
Нельзя не отметить, что в современном мире появились та-кие дополнительные потребности, как принадлежности к группе, продвижения по службе, признания окружающих, гигиеническая потребность. Характер потребностей и сохранение их баланса, или равновесия, зависит от целостного психического склада личности, воспитанности человека.
Если представить бытие как иерархию, то очевидно, что есть физический уровень — низш ий, над ним — биологический, а над биологическим возвышается психический. Еще более высоким уровнем, которому подчинены в человеке и биологические, и психические стороны жизни, является нравственный. Человек ради правды и совести способен пожертвовать своим благополучием, более того, самой жизнью.
Вершиной и средоточием бытия является духовный уровень. Духовное состояние человека определяет всю его жизнь, во всех ее проявлениях. Степень духовности человека почти невозможно оценить извне в силу непроницаемости души для внешнего мира1, тогда как нравственность — это характер отношения человека к окружающему миру, в первую очередь к другому человеку, к обществу и оценивается по поступкам человека, хотя внутренние мотивы их преимущественно остаются скрытыми от других. Поэтому все нравственные деяния человека могут быть одновременно и действительно духовными, т.е. совершаемыми из бескорыстных побуждений добра или ради добра. Характер и степень духовности человека определяется той целью, которую он ставит перед собой в жизни. Какова духовность — таковы и плоды человеческого творчества.
Н.А. Бердяев писал:
В нашем мире иерархия ценностей опрокинута: высшее становится низшим, высшее задавлено... Ставится вопрос даже не о ценностях, творимых человеком, а о ценностях самого человека. Цели человеческой жизни померкли. Человек перестал понимать, для чего он живет,
Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Париж, 1939.
Глава 2. Потребность — основа и источник активности человека
2.3. Взгляд на природу человеческих потребностей
и не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Жизнь человека наполнена средствами к жизни, которые стали самоцелью. Подмена цели жизни средствами есть характерный процесс человеческой жизни, которым многое объясняется1.
Свободное удовлетворение материальных потребностей всех людей освобождает их от таких пороков, как жадность, зависть, воровство, которые возникают в результате ожесточенной борьбы за хлеб насущный. А.С. Макаренко отмечал:
В самом человеческом желании нет жадности. Если человек пришел из дымного города в сосновый лес и дышит в нем счастливой полной грудью, никто никогда не будет обвинять его в том, что он слишком жадно потребляет кислород. Жадность начинается там, где потребность одного человека сталкивается с потребностью другого, где радость или удовлетворение нужно отнять у соседа силой, хитростью или воровством.
Потребность человека-коллективиста, говорил А.С. Макаренко, — родная сестра долга. Потребности индивидуалиста носят эгоистический характер. Такой человек стремится получить для себя лично от общественного пирога как можно больше, а до других ему дела нет. Отсюда корыстолюбие, жадность — типичные черты характера эгоиста.
К числу социально-ценностных характеристик личности относятся:
о мировоззрение — система представлений о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, о способе духовно-практического освоения мира человеком;
о идеалы — приверженность к определенным духовным ценностям, последовательная верность и убежденность, стремление к определенной форме жизнедеятельности; идеал всегда конкретен и он постепенно реализуется в истории;
о созидательная направленность деятельности;
о интеллект — высшая рациональная познавательная способность мышления, опыт деятельности;
О этические свойства и качества — мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека в обществе;
Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1909.
о эстетические свойства и качества — миросозерцание человека, интерес к искусству, развитие вкуса, восприятия и оценки красоты, художественная, творческая деятельность человека, ее место в культуре, формирование гармонически целостной, всесторонне развитой личности;
i о самосознание — осознание и оценка человеком самого себя как j личности, своего нравственного облика, интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения, понимание своего положения в обществе.
Характер человека определяется:
о чувством юмора — умением увидеть возвышенное в ограниченном и малом, значительное — в смешном и несовершенном;
о темпераментом — холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик;
о типом — экстравертивный (тенденция направлять свою энергию вовне), интровертивный (озабоченность своими мыслями, обращенность вовнутрь);
о отношением к обществу и другим людям (эгоист, альтруист, человеконенавистник и т.д.); к трудовой деятельности (добросовестный — недобросовестный, дисциплинированный — недисциплинированный, исполнительный - неисполнительный и т.п.);
О отношением к самому себе (аккуратный — неаккуратный, чистоплотный — нечистоплотный, правдивый — лживый, имеет ли чувство собственного достоинства, потребитель или созидатель и т.д.); к своей силе воли (да или нет); к опасной ситуации (трусливый или смелый).
Вся жизнедеятельность человека связана с постоянным удовлетворением своих потребностей.
2.3. Взгляд на природу человеческих потребностей
На природу потребностей и влечений человека существует два взгляда:
о потребности и есть определители целей и задач жизнедеятельности человека, его направленности и связанных с ними психических переживаний (эмоций, мыслей, настроений);
2 - 8249 Шиповская
34 Глава 2. Потребность - основа и источник активности человека
о развитие деятельности человека трансформирует его потребности и порождает новые потребности, в результате чего иерархия потребностей меняется так, что удовлетворение некоторых из них низводится до статуса лишь необходимых условий деятельности человека и его существования как личности. Со временем и в зависимости от конкретных условий потребности меняются.
Потребности человека побуждают его к деятельности. Общественно организованный труд, создавая в процессе производства более совершенные и многообразные способы удовлетворения сначала элементарных потребностей человека, порождал все новые, более многообразные и утонченные потребности, а возникновение новых потребностей побуждало к более разносторонней деятельности для их удовлетворения1. Потребности являются основной побудительной силой познавательной и практической деятельности человека. Чтобы удовлетворить свои потребности, человек должен изыскивать те или иные средства и, следовательно, решать определенные теоретические и практические задачи.
Потребности человека многообразны, они находятся в определенной связи и взаимодействии как между собой, так и с другими побуждениями в целостной системе направленности личности.
Доминирующая конкретная потребность может подавлять все остальные и определять основные цели жизнедеятельности. Например, человек, испытывающий голод и жажду, может думать только о поисках возможности утоления или жажды, или голода. Однако человек, испытывающий нравственную потребность, может не только игнорировать голод и жажду, но и пожертвовать собственной жизнью. Таким образом, потребность может регулировать направленность психической деятельности индивида, но вместе с тем она сама подвергается регуляции со стороны более высоких побуждений, таких, как нравственно-политические убеждения, сознание общественного долга и т.д.
Человек сознательно регулирует свои потребности, учитывая при этом не только внешние условия, но и моральные нор-
1 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. С. 52.
2.3. Взгляд на природу человеческих потребностей
мы поведения в обществе. Воспитанным назовут того человека, кто разумно удовлетворяет свои потребности, учитывая потребности других людей и интересы общества. Согласно распространенному мнению, у человека биологические потребности те же, что и у животных; на них лишь наслаиваются специфически человеческие, социальные и духовные (высшие) потребности. Предмет и способы удовлетворения потребности формируют саму эту потребность. Другой предмет и даже другой способ удовлетворения означают другую потребность. Например, современный человек не будет рвать сырое мясо зубами, не станет брать салат руками и т.д., правила поведения за столом не просто вырабатываются, а создаются и прививаются для очеловечивания индивида. Главное содержание этого процесса — формирование потребностей человеческого типа.
Источник развития потребностей — взаимосвязь производства и потребления материальных и духовных благ. «Размер так называемых необходимых потребностей, равно как и способы их удовлетворения, сами представляют собой продукт истории и зависят в большей мере от культурного уровня страны»1. Потребности общества, прежде всего экономические потребности как основа всего общественного производства, объективны. Осознанные обществом и индивидами потребности выступают в качестве их интересов и являются побудителями активности личности. Целенаправленность жизнедеятельности человека на удовлетворение интересов (потребностей) определяется и зависит от его способностей, трудоустройства.
Существуют важные различения потребностей: потребности как внутреннего условия, как одной из обязательных предпосылок деятельности и потребности как того, что направляет и регулирует конкретную деятельность субъекта в предметной среде. «Голод способен поднять животное на ноги, способен придать поискам более или менее страстный характер, но в нем нет никаких элементов, чтобы направить Движение в ту или другую сторону и видоизменять его сообразно требованиям местности и случайностям встреч», — писал И.М. Сеченов. Здесь потребность выступает лишь как со-
' Коломенский Я.Л. Человек: психология. М, 1980. С. 61.
Глава 2. Потребность - основа и источник активности человека
2.3. Взгляд на природу человеческих потребностей
стояние нужды организма, которое само по себе не способно вызывать никакой определенно направленной деятельности; ее функция — в активации соответствующих биологических отправлений и общем возбуждении двигательной сферы, проявляющемся в ненаправленных поисковых движениях. Лишь в результате встречи потребности с отвечающим ей предметом она впервые становится способной направлять и регулировать деятельность. Встреча потребности с предметом есть акт чрезвычайный. Суть его — в опредмечивании потребности, наполнении ее содержанием, которое черпается из окружающего мира. Это переводит потребности на собственно психологический уровень, на котором происходит развитие их предметного содержания. Именно это обстоятельство позволяет понять, как у человека появляются новые потребности, в том числе такие, которые не имеют аналогов у животных, отделены от биологических потребностей организма и в этом смысле автономны. Их формирование объясняется тем, что в человеческом обществе предметы потребностей производятся, благодаря чему производятся и сами потребности.
Итак, потребности управляют деятельностью субъекта, но они способны выполнять эту функцию лишь при условии, что они являются предметными. Собственно потребность — это всегда потребность в чем-то и при том она имеет две стороны. Во-первых, это предметы, отвечающие потребностям субъекта, выступающие перед ним своими объективными сигнальными признаками. Во-вторых, сами потребностные состояния, которые сигнализируются, чувственно отражаются субъектом, а в простейших случаях — возникают в результате действия интероцептивных раздражителей. При этом важнейшее изменение состоит в возникновении подвижных связей потребностей с отвечающими им предметами. Дело в том, что в самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не определен. До своего первого удовлетворения потребность не знает своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате этого потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет — свою функцию, становится мотивом. Ключевое значение для пони-
мания природы функциональных потребностей человека имеет выделение факта трансформации потребностей через предметы в процессе их потребления. В отличие от развития потребностей у животных, которое зависит от расширения круга потребляемых ими природных предметов, потребности чело-века порождаются развитием производства. Производство есть непосредственно и потребление, создающее потребность. Иначе говоря, потребление опосредуется потребностью в предмете, его восприятием или мысленным его представлением. В этой отраженной форме предмет выступает в качестве идеального, внутренне побуждающего мотива.
Само собой разумеется, что субъект как индивид рождается наделенным потребностями. Но потребность как внутренняя сила может реализоваться только в деятельности. Иначе говоря, потребность первоначально выступает лишь как условие, как предпосылка деятельности, а когда субъект начинает действовать, тотчас происходит ее трансформация и потребность перестает быть тем, чем она была виртуально, в себе. Чем больше развивается деятельность, тем более эта ее предпосылка превращается в ее результат.
Ведущие потребности человека оказывают существенное влияние на его жизнь, деятельность и поведение. Эти потребности находятся в определенном иерархическом расположении в их связях и отношениях между собой, и их актуализация обусловлена как жизненными обстоятельствами, так и взаиморасположением в системе иерархических взаимосвязей. Например, ведущие потребности требуют первостепенного удовлетворения по сравнению с последующими потребностями, которые начинают более активно и сильно действовать на человека после удовлетворения предыдущих потребностей. Способы удовлетворения потребностей более высокого уровня более разнообразны, нежели способы удовлетворения потребностей низшего уровня. При этом человек всегда испытывает действие каких-либо потребностей: место реализованной потребности занимает другая актуализированная потребность, обычно также проявляющаяся в системе многих Других.
Глава 2. Потребность - основа и источник активности человека
2.4. Виды потребностей и их классификация
2.4. Виды потребностей и их классификация
В основу классификации потребностей человека положен принцип направленности личности на тот или иной объект, в соответствии с которым выделяют потребности физиологические, физические, психические, в общении, нравственные, духовные и др.
Физиологические потребности — в пище, воде, избегании вредного воздействия и т.д. задаются человеку самой природой. Тем не менее характер производства, социальный строй и конкретные условия, в которых находятся люди, накладывают на них свой отпечаток. Степень их развития, формы проявления, способы удовлетворения видоизменяются и совершенствуются по мере развития производительных сил и производственных отношений. Например, потребность в жилище из простейшей нужды в крыше над головой сегодня превратилась в высокоразвитую потребность в благоустроенном жилье.
Физические потребности — это внешние потребности по отношению к организму, например в тепле, жилье. Физические потребности включают в себя и чисто физиологические, в частности потребность в двигательной активности, сне и т.п. Они могут удовлетворяться и без участия материальных благ и услуг.
Психические потребности — это такие, как потребность в привязанности, любви, безопасности.
Потребность в общении выражает социальную природу человека и стимулирует развитие личности. В общении человек познает не только других, но и себя, овладевает опытом социальной жизни. Общение с людьми обогащает личность интеллектуально и эмоционально, стимулирует обмен знаниями, опытом, мнениями. В результате общения, основанного на сотрудничестве и пересечении интересов, новый характер приобретает потребность человека в существе другого пола, которая становится потребностью человека в человеке. Потребность в общении порождает дружбу и любовь.
Нравственные потребности — это поведение, соответствующее моральным принципам общества, добро, истина.
Общественные потребности возникают в процессе развития общества в целом, социально-экономических групп населения, отдельных его членов; их можно разделить на две группы: о потребности общества, определяемые необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним от- \, носятся потребности в государственном управлении, обеспечении конституционных гарантий членам общества, охране окружающей среды, обороне;
о личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека и выступают как специфическая экономическая категория, выражающая общественные отношения между людьми по поводу производства, обмена и использования материальных и духовных благ и услуг. Личные потребности называют также потребностями населения. Личное потребление происходит не на производстве, а за его пределами и включает в себя потребление людьми пищи, одежды, жилища и т.д.
В зависимости от сферы жизнедеятельности человека, в которой проявляются личные потребности, выделяют две группы личных потребностей — материальные (экономические) и духовные.
Материальные потребности — основа жизнедеятельности человека — пища, одежда, жилище. Они сформировались в процессе филогенетического (эволюционная история вида), общественно-исторического развития человека и составляют его родовое свойство. Материальные потребности возникают в сфере материальной жизнедеятельности человека. В качестве объекта таких потребностей выступают материальные блага и услуги (продукты питания, предметы одежды, жилище и домашняя обстановка, коммунальные и бытовые услуги и т.п.). Материальные потребности — часть физических потребностей, которая удовлетворяется с помощью материальных благ и услуг (например, потребность в пище, жилье, одежде и т.д.).
Поступки людей определяются их интересами, прежде всего экономическими. Экономическая жизнь общества включает в себя производство, распределение, обмен и потребление. Конечной целью производства является потребление. Производство может быть нормальным только при условии нормального свободного потребления. Между производством и по-
Глава 2. Потребность - основа и источник активности человека
2.4. Виды потребностей и их классификация
треблением — сложная, теоретически противоречивая связь, и при всей важности производства оно имеет смысл только в том случае, если есть свободное потребление - цель и движущие мотивы производства, определяющие объем, структуру и качество общественного производства. Потребление материальных благ не однозначно: производительное потребление представляет собой процесс производства, где потребляются средства производства (орудия и предметы труда), а также сила человека, т.е. происходит расход его физической и духовной силы.
Если в производительном потреблении продукт создается, то в личном — уничтожается. В производстве потребляют средства производства, а люди потребляют предметы потребления. Связь между производством и потреблением взаимно обусловливается, т.е. производство определяет потребление, но в то же время потребление определяет производство. Производство порождает потребность в произведенных продуктах, т.е. создает импульс потребления. Можно сказать, что производство всегда ведет за собой потребление, определяющее в конечном счете его объем и многообразие, а потребление активно влияет на производство. Когда вещь не нужна для потребления, утратила свое значение как полезный продукт, производство ее прекращается. В то же время потребление каких-либо продуктов требует их создания и по мере удовлетворения старых потребностей побуждает и вызывает к жизни новые потребности людей.
Духовные потребности — высшие человеческие потребности, чувственная форма познания прекрасного, обращенная к созерцанию или воображению, эстетическому наслаждению. Они связаны с духовной деятельностью человека, под которой понимается не только интеллектуальная, но и любая другая деятельность, порождаемая внутренним состоянием человека. Следовательно, духовные потребности шире интеллектуальных. В круг таких потребностей человека входят и потребность в пользовании культурными ценностями (включая памятники архитектуры, живопись, концертно-исполнительскую деятельность и т.п.), и потребность в эстетическом наслаждении (которые могут удовлетворяться как материальными благами, созданными трудом человека, так и природой), и, говоря сло-
вами Энгельса, непреходящая потребность человеческого духа - преодолеть все противоречия.
Интеллектуальные потребности — рациональные мыслительные функции человеческой психики, познавательные процессы в целом - рождаются разумом человека и связаны с его ч интеллектуальной деятельностью. Это потребности в познании окружающего мира, образовании, повышении квалификации, в различных видах творческой деятельности (в том числе творческой самодеятельности). Эти потребности созданы обществом, развиваются вместе с развитием человека, повышением его интеллектуального уровня, приобретаются в процессе становления человека как личности. Решающую роль в этом играет общественная среда, в которой находится и воспитывается человек. Этот вид потребностей зависит от воспитываемой обществом индивидуальности.
Потребность в познании — переменная личности, отражающая степень, в которой индивид получает удовольствие от познавательной деятельности, требующей приложения усилий. Потребности в познании бывают общие (в ориентировке, познании мира как целого) и частные (страсть к познанию специфических явлений действительности).
Потребность в научном познании образуется на основе потребности в познании, когда познание становится не целью, а средством удовлетворения потребности в творчестве. Человек с высокой потребностью в познании жаждет информации, ему нравится анализировать сложные ситуации, он получает удовольствие от решения проблем, особенно трудных.
Потребность в эстетическом наслаждении занимает в жизни человека большое место. Испытывая эту потребность, человек стремится сделать свой быт, отдых, свою жизнь красивой. Созерцание эстетических ценностей в действительности и искусстве облагораживает личность, возвышает ее.
Потребность в художественном творчестве проявляется в том, что человек не просто овладевает готовыми эстетическими ценностями, но создает их новые виды и формы.
Социальные потребности — потребности в достижении определенного статуса в обществе и развития своих социально-ценностных характеристик — возникают в связи с функционированием человека в обществе в процессе деятельности
Глава 2. Потребность - основа и источник активности человека
2.4. Виды потребностей и их классификация
человека как общественного субъекта. В отличие от физических потребностей они не задаются природой, не закладываются генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности, его развития как члена общества. К ним относятся потребность в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечении социальных прав и т.д.
Потребность в общественной деятельности вытекает из условий и образа жизни человека в обществе. У всесторонне развитого человека представлены все человеческие потребности при доминировании высоких социальных требований, предъявляемых к личности. Социальная группа, трудовой коллектив представляют для человека жизненное условие, без которого немыслимо удовлетворение многих других его потребностей и интересов. Человек испытывает глубокое удовлетворение, когда находит себе оптимальное место в коллективе и получает признание своей деятельности в организации, и чувствует глубокую неудовлетворенность, если по тем или иным причинам не признан коллективом.
Потребность в труде проявляется как жизненно необходимая и приятная деятельность. В таком случае человек не может не трудиться. Если он временно лишается этой возможности, то испытывает напряжение и неудовлетворенность. Труд, ставший первой потребностью жизни человека, дает ему ощущение успеха и самоудовлетворения. Воспитание потребности в труде является непременным условием совершенствования и развития личности. Труд — источник материальных и духовных благ, культуры в целом. Отсутствие (или минимизация) такой потребности у человека ведет к сужению материального и духовного потенциала социума, а потребительское отношение личности к обществу — к ее деградации. Как отмечает академик РАН А.В. Петровский, паразитические потребности, не регулируемые трудом, могут стать и нередко становятся источником антиобщественного и даже преступного поведения.
Развитие базовых потребностей можно представить следующим образом:
О потребность в активности — от потребности в «разрядке энергии» до потребности в труде;
о потребность в общении — от неопределенной надобности в другом человеке до высших форм привязанности к конкретной личности (группе людей);
о потребность в познании — от элементарного любопытства до страстного поиска истины;
о потребность в отдыхе — от надобности в релаксации и сне до временной изоляции от привычных форм общественной жизни.
По степени конкретизации все потребности подразделяются на две группы:
О общие потребности — потребности, вытекающие из какого-либо вида жизнедеятельности человека. К ним относятся, например, потребности в пище, одежде, жилье, в образовании, информации и т.д. Каждый вид общих потребностей может удовлетворяться различными наборами конкретных благ и услуг;
о конкретные потребности — потребности, объектом которых служат отдельные блага и услуги, например потребность в хлебе, мясе, в мебели, телевизоре, книгах и т.п.
Общие и конкретные потребности взаимосвязаны: каждая общая потребность как бы распадается на ряд конкретных, а набор отдельных конкретных потребностей может составить одну общую.
По количественной определенности и возможности удовлетворения всю совокупность потребностей подразделяют на следующие группы:
о абсолютные потребности — выражают желание обладать товарами. Они не ограничены ни возможностями производства, ни доходами потребителей, носят абстрактный характер, не связаны с конкретными предметами потребления;
О действительные потребности — формируются в рамках достигнутого уровня производства. Как и абсолютные, они не ограничены платежеспособными возможностями потребителей, но в отличие от них носят конкретный характер, т.е. направлены на определенный предмет или услугу, которые производятся и предлагаются потребителям;
* платежеспособные потребности — определяются платежеспособными возможностями потребителей, что их отличает от абсолютных и действительных потребностей. В то же время они носят абстрактный характер, как и абсолютные потребно-
Глава 2. Потребность — основа и источник активности человека
2.4. Виды потребностей и их классификация
сти, т.е. отражают абстрактное желание обладать товарами вообще (в рамках имеющихся у потребителей платежеспособных возможностей) без увязки с каким-либо конкретным товаром. Платежеспособные потребности, как правило, выносятся на рынок и принимают форму платежеспособного спроса; о удовлетворенные потребности — потребности, которые фактически удовлетворяются благами и услугами в зависимости от достигнутого уровня развития производства и платежеспособных возможностей потребителей. Платежеспособные потребности превращаются в удовлетворенные, когда на рынке достаточно товаров и услуг, потребительские свойства которых соответствуют требованиям покупателей; в противном случае они остаются неудовлетворенными.
Все рассмотренные потребности взаимосвязаны. Так, абсолютная потребность под влиянием достигнутого уровня производства превращается в действительную. Действительная потребность в результате распределения общественного продукта принимает форму платежеспособной, которая затем выносится на рынок и удовлетворяется благодаря приобретению и потреблению товаров и услуг. Часть потребностей населения остается неудовлетворенной по разным причинам — из-за недостаточного уровня развития производительных сил, услуг, низкого уровня доходов потребителей. По мере развития общественного производства, совершенствования производственных отношений, роста доходов населения все большая часть неудовлетворенных потребностей удовлетворяется. Но вместе с тем появляются новые неудовлетворенные конкретные потребности.
По степени рациональности потребности разделяют на разумные и иррациональные.
Разумные (рациональные) потребности — потребности, соответствующие научным представлениям о потреблении благ и услуг, здоровом образе жизни человека, всестороннем гармоничном развитии личности. Они определяются уровнем производительных сил и формируются в соответствии с законом возрастающих потребностей. Например, разумные потребности в питании складываются на основе знаний и достижений естественных наук — физиологии, биологии, медицины — и формируются наукой о питании. Разумные потребности — это
общественно полезные потребности, удовлетворение которых обеспечивает раскрытие физических, духовных и творческих способностей человека. Эти потребности можно определить с помощью рациональных норм и нормативов. Однако все эти нормы и нормативы (за исключением рациональных норм потребления продуктов питания, которые строятся на основе относительно точных данных науки о питании) весьма приблизительны и носят условный характер. Но поскольку не выработано ничего лучшего, они используются сейчас для определения фаниц разумных потребностей в отдельных товарах, а также для расчетов степени удовлетворения этих потребностей.
Иррациональные потребности выходят за рамки разумных, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы. Такие потребности называют негативными, и они связаны с присутствием чего-то, что мешает нормальной жизни. Бывает, что в мироощущении даже самых активных людей появляется желание избежать чего-то. Сегодня это ощущается многими и проявляется в охране окружающей среды, защите человека от внешних последствий развития техники. Иррациональные потребности могут складываться одновременно у довольно широкого круга людей. Наибольшее распространение иррациональные потребности получили в питании; с ними связаны ожирение, нарушение обмена веществ и появляющиеся по причине этого болезни. К иррациональным относятся и потребности в алкоголе, наркотиках и т.п.
Каждый человек характеризуется неповторимым сочетанием потребностей. Ценность личности определяется в первую очередь тем, какие потребности в ней преобладают и как они реализуются.
Существует тенденция рассматривать потребность как эквивалент влечения. Этот способ употребления расширяет базовые и биологические потребности. Приравнивание потребности к влечению наделяет состояние потребности мотива-Ционными свойствами. Однако имеются потребности, для которых нет никаких влечений, например потребность в кислороде, так как то напряжение, которое человек чувствует, когда задерживает дыхание, — это не влечение к кислороду, но стремление снизить уровень содержания углекислого газа.
Контрольные вопросы
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
К главе 1
В чем сущность природы человека?
2. |
От чего зависит выбор человеком ценностных ориентиров, смысла, направленности всей жизни в целом?
3. |
Можно ли выделить из предыстории человечества нечто существенное, определяющее человека?
4.
Расскажите о внутренней противоречивости побудителей человеческой деятельности на примере размышлений античных мыслителей.
5. Как рассматривались естественные жизненные потребности в эпоху
Средневековья?
6. Охарактеризуйте взгляды мыслителей Нового времени на природу че
ловека и его потребностей.
7. Кто из философов утверждал, что происхождение и развитие челове
ческих потребностей связано с функционированием исторически
конкретных способов производства?
8. Что отражали теории понимания человека и его потребностей в запад
ной обществоведческой мысли середины XX в.?
К главе 2
1. Расскажите о пирамиде потребностей А. Маслоу.
2. Какие свойства и качества человека учитываются при оценке соци
ально-ценностных характеристик личности?
3. Что побуждает человека к деятельности?
4. Что является источником развития потребностей?
5. Какое обстоятельство переводит потребности на собственно психо
логический уровень?
6. Какие потребности человека оказывают существенное влияние на его
жизнь, деятельность и поведение?
7. Какой принцип положен в основу классификации потребностей че
ловека?
8. Перечислите и охарактеризуйте основные потребности человека.
9. К какому виду потребностей относятся: чувственная форма познания
прекрасного, созерцание природы, эстетическое наслаждение и т.д.?
10. Охарактеризуйте общие и конкретные потребности.
ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ИХ РОЛЬ В САМОПОЗНАНИИ ЛИЧНОСТИ
Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!