Глава 1. Общественная мысль о проблеме потребностей человека



В


ВЕДЕНИЕ


 


Рецензенты:

доктора философских наук, профессора А.А. Анисимов (Сергиевопосад-

ский гуманитарный институт),./7. П. Воронкова (Московский

государственный университет им. М.В. Ломоносова)

Ш63

Шиповская Л.П.

Человек и его потребности: Учебное пособие. — М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. - 432 с. (Сервис и туризм).

 

ISBN 978-5-98281-149-3 («Альфа-М») ISBN 978-5-16-003422-5 («ИНФРА-М»)

Дается представление о человеке как социально-природном сущест­ве. Приводятся основные индивидуальные потребности и психофизиоло­гические возможности человека и их связь с социальной активностью, особенности организации деятельности с точки зрения формирования и сознательного управления потребностями. Содержит контрольные во­просы, приложения, глоссарий, именной указатель и библиографический список.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специ­альностям «Сервис», «Социально-культурный сервис и туризм», «Домо-ведение».

УДК 1:159.923(075) ББК87:88.52я73

© Шиповская Л.П., 2008 © «Альфа-М»: «ИНФРА-М», 2008

ISBN 978-5-98281-149-3 («Альфа-М») ISBN 978-5-16-003422-5 («ИНФРА-М»)


Изучение потребностей человека связано с важными проблемами современного общества. Человек — су­щество биосоциальное, и в его становлении и развитии как об­щественного существа определяющими являются социальные факторы. Система социальных потребностей мобильно влияет на поведение различных социальных групп, усиливая или ос­лабляя их активность, направляя социальные потребности то в одно русло, то в другое. Изменения в сфере потребностей стали действенным фактором перемен в экономике, политике, идео­логии, фактором пересмотра жизненных ценностей и устрем­лений. Эти обстоятельства требуют внимательного изучения динамики потребностей с целью прогнозирования социаль­ных изменений и управления ими.

Современная наука о человеке и обществе, выявляя движу­щие механизмы социальной деятельности, опирается на идею о первенстве потребностей среди всех побуждений людей к действию. Сегодня возможности биосферы ставят жесткие пределы расширения материального производства, и жизнен­но важной задачей человечества становится рациональное ре­гулирование динамики потребностей — замедление роста мате­риальных и повышение удельного веса духовных потребностей. Идее разумного регулирования потребностей и потребле­ния только предстоит интегрироваться в систему ценностей мировой культуры в качестве одного из ее императивов.

Формирование и развитие высших человеческих потребно­стей — главная задача общественных институтов и общества в целом. Эта социальная задача рассчитана на долговременную программу, и решение ее в массовом масштабе означало бы создание самого надежного фундамента социально ценной ак­тивности человека, в том числе творческой, а вместе с этим и развитие всех его сущностных сил. Важно не просто раскрыть внутренний «механизм» деятельности человека, чтобы на этой


Введение


Введение


 


основе выявить потенциальные возможности личности, раз­вития ее разумных потребностей, но правильно формировать и развивать ее социально-ценностные характеристики.

Обучение является одной из главных форм общечеловече­ской деятельности. Оно служит основой воспитания и образо­вания. В процессе обучения происходит развитие человека.

Изучение потребностей человека и способов их удовлетво­рения должно привести к осознанию целостности системы природа—социум—потребности человека, зависимости сохра­нения этой системы от разумной деятельности человека, на­правленной на создание комфортной среды жизнедеятельно­сти для человеческого общества. В связи с этим перед сферой сервиса и ее работниками стоит задача не только откликаться качественными услугами на запросы потребителей, но и спо­собствовать формированию разумных потребностей человека и общества в целом. Все это требует от работников сервисной деятельности высокого профессионализма, не только знаний в области оказываемых услуг, но и развитой нравственной сфе­ры, понимание ими сущности человека как сложной биосоци­альной системы.

Дисциплина «Человек и его потребности» рассматривает комплексный подход исследования человека как целостности, дает представление о человеке как социально-природном су­ществе, об общности и в то же время различиях его социальной сущности и биологической природы, знание основных инди­видуальных потребностей и психофизиологических возмож­ностей человека и их связи с социальной активностью.

Мы рассматриваем человеческую деятельность, ее струк­туру как фактор, детерминирующий формирование потреб­ностей. Открытие учеными роли потребностей человека как определяющей причины его поступков, движущей силы его деятельности явилось началом научного объяснения целена­правленного поведения и психики. Все другие используемые при описании поведения понятия, такие, как установки, цен­ности, интересы, мотивы, являются производными от потреб­ностей, порождаются ими. В сущности, личность представляет собой индивидуально неповторимый набор и внутреннюю со-подчиненность потребностей, а общество или способствует, или тормозит формирование и развитие такого набора (иерар-


хии) потребностей. Поэтому глубокий анализ реального мно­гообразия человеческих потребностей должен был стать цен­тральной задачей современной науки, но этого пока не про­изошло. Сегодня практически отсутствует опыт комплексного исследования взаимосвязей потребностей и стимулов, потреб­ностей и ценностей, реального многообразия потребностей че­ловека, как звеньев социального механизма развития и станов­ления новых личностных потребностей.

Удовлетворение потребностей — это цель любой деятельно­сти человека. Он работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Даже деяние, которое, казалось бы, не приносит никакой пользы человеку, на самом деле име­ет причину. Например, милостыня для того, кто ее дает, явля­ется удовлетворением его высших потребностей, связанных с его психикой. Человек без потребностей — мертвый человек.

В социологии различают нужду и потребность. Нужда — это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать и не осознавать. Понять различие нужды и потреб­ности позволяют простые факты повседневной жизни. Напри­мер, организм человека постоянно нуждается в кислороде, ко­торый поступает в кровь благодаря дыханию. Эта нужда стано­вится потребностью только тогда, когда возникает дефицит в кислороде из-за заболевания органов дыхания, снижения со­держания кислорода в атмосфере. В этих случаях человек, страдая от нехватки кислорода, предпринимает какие-то дей­ствия, чтобы ее устранить, радуется, когда может вдохнуть пол­ной грудью. Таким образом, объективное состояние — нужда — преобразовалось в потребность.

У всесторонне развитого человека представлены все чело­веческие потребности при доминировании высоких социаль­ных побуждений. На основе потребностей возникают интере­сы. Когда у человека есть интересы, он испытывает полноту и счастье жизни. Интерес активизирует состояние коры голов­ного мозга, отмечал И.П. Павлов, побуждает к деятельности, активизирует личность.

Формирование интереса не всегда начинается с осознания потребности, призвания или общественного долга. Интерес может проявиться стихийно и неосознанно вследствие эмо­циональной привлекательности объекта, а уже потом осозна-


Введение


Введение


 


ется его жизненное значение, которое может определяться многими причинами — потребностями, общественными тре­бованиями, способностями.

Потребности делятся на две основные противоположные по своему назначению группы — психические (духовные) и фи­зиологические (биологически обусловленные). В ходе разви­тия человека они дополняются совокупными (сдвоенными) и сознательно-социальными потребностями. Потребности че­ловека определяются состоянием общества, социальной груп­пы, которым он принадлежит. В зависимости от экономиче­ского и общественного строя, системы воспитания и принятых норм поведения человек приобретает разные культурные по­требности, осваивает разные способы и приемы их удовлетво­рения. Однако характерной особенностью всех человеческих потребностей является их фактическая ненасыщаемость: нель­зя удовлетворить какую-нибудь потребность раз и навсегда. Будучи удовлетворенной, она возникает вновь, развивается и при этом побуждает человека создавать все новые и новые предметы материальной и духовной культуры.

Среди факторов, определяющих человеческую деятель­ность, наиболее значимы такие, как стимулы и интересы, цен­ностные установки и мотивы, намерения и цели, наконец, спо­собности и средства достижения цели. Все они возникают и действуют в сложной зависимости от существующих потреб­ностей субъектов и в свою очередь так или иначе, прямо или опосредованно влияют на процессы становления и формиро­вания новых потребностей. И если понятие «потребность», со­отнесенное с другими понятиями, фиксирующими способ де­терминации человеческой деятельности, будет устойчиво функционировать, описывая вместе с ними этот способ, мож­но считать, что мы в какой-то степени постигли и сам феномен потребности. Последовательно выделяя специфическую роль каждого звена в цепи связей, определяющих деятельность ин­дивида, можно установить, каким образом потребность, явля­ясь исходным звеном этой цепи, становится завершением од­ного и одновременно началом другого цикла деятельности. Ду­ховные потребности людей, духовная деятельность по созданию духовных ценностей, духовное потребление и духов­ные отношения между людьми—основные элементы духовной


жизни. Духовные ценности - это своеобразный духовный ка­питал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Они по праву считаются высшими, ибо во многом определяют по­ведение человека в других системах ценностей. Самая высшая и абсолютная ценность - это сам человек, его жизнь. Чело­век - это самоценность, абсолютная ценность. Учебный курс «Человек и его потребности» призван помочь студенту, буду­щему руководителю, специалисту, которому предстоит рабо­тать с людьми, их запросами, познать сущность человеческих потребностей, связь их с качеством жизни, с удовлетворением личностных запросов, что в свою очередь позволит научно ор­ганизовать систему работы с людьми, грамотно удовлетворить их индивидуальные запросы, сделать их жизнь комфортной и счастливой.


. Человекопознание. Природа человека и его сущность



 


       
   
 
 


ФИЛОСОФСКАЯ СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Глава 1. Общественная мысль о проблеме потребностей человека

1.1. Человекопознание.

Природа человека и его сущность

С точки зрения субстанциалистского подхода к человеку, стремящегося найти неизменную основу его сущест­вования, неизменные «человеческие качества», «сущность че­ловека» и «природа человека» — однопорядковые понятия. Од­нако если вместе с выдающимися мыслителями XX в. попы­таться преодолеть субстанциалистское понимание человека, то различие между этими понятиями станет очевидным.

Понятие природы человека — предельно широкое, с его по­мощью можно описать не только величие и силу человека, но и его слабость, ограниченность. Природа человека — это уни­кальное в своей противоречивости единство материального и духовного, природного и социального. Однако с помощью это­го понятия мы можем лишь увидеть трагическую противоречи­вость «человеческого, слишком человеческого» бытия, а доми­нирующее начало в человеке, перспективы человека останутся скрытыми. Природа человека — это та ситуация, в которой на­ходится каждый человек, это его «стартовые условия». М. Ше-лер, как и другие представители философской антропологии (М. Ландманн, А. Гелен и др.), склоняется к признанию телес­но-духовной природы человека. Человек не может «выпрыг­нуть» за пределы своей телесной организации, «забыть» о ней. В понятии природы человека отсутствует нормативность, оно характеризует человека с точки зрения «сущего».


Человек способен осознать противоречивость своей при­роды, понять, что он принадлежит к конфликтующим мирам — миру свободы и миру необходимости. Человек, писал Э. Фромм, находится и внутри, и вне природы, он «впервые является жиз­нью, которая осознает самое себя»1. Человек не чувствует себя дома ни в одном из миров, он — и зверь, и ангел, и тело, и душа. Осознание собственной конфликтности делает его одиноким и полным страха. По словам испанского философа X. Орте-ги-и-Гассета, человек — это «воплощенная проблема, сплош­ная и весьма рискованная авантюра...»2

Из всех существ во Вселенной человек единственный, кто точно не знает, что он такое. Человек может перестать быть человечным, но он, даже поступая жестоко, делает это по-че­ловечески. Человечность — нравственная характеристика че­ловека, она отличается от понятия человеческого. Человече­ское — это жизнь, данная вместе с ее осознанием. Из всех жи­вых существ, писал русский философ Вл. Соловьев, только человек осознает, что он смертен.

Природа человека — это противоречие, имманентное (внут­ренне присущее) человеческому бытию. Но природа человека предполагает также осознание этого противоречия как собст­венного внутреннего конфликта и стремление его преодолеть. По мнению Фромма, это не теоретическое стремление, это по­требность преодолеть одиночество, часто — ценой отказа от од­ной стороны своей «природы».

Ответов на вопрос, кто Я, может быть множество, но все они сводятся к двум, считает Фромм. Один ответ — регрессив­ный, он предполагает возврат к животной жизни, к предкам, природе, погружение в первичную коллективность. Человек стремится стряхнуть с себя все, что мешает ему в этом стремле­нии, — язык, культуру, самосознание, право. Философия пред­лагает человеку различные варианты регрессивного ответа: это и натуралистическая «идея человека», и прагматистский ее ва­риант, и торжество «дионисийского человека» Ф. Ницше. Дру­гой ответ, другой путь — прогрессивный. Это путь собственно

' Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 84.

2 Ортега-и-Гассет X. Человек и люди // X. Ортега-и-Гассет. Дегуманизация ис­кусства и другие работы. М., 1991. С. 242.


12 Глава 1. Общественная мысль о проблеме потребностей человека

бытия, на котором человек обретает свою сущность. Сущность человека — это путь творчества, самопожертвования, интен­сивного самосознания. В христианском мироощущении чело­веческая сущность — это образ Божий. Фромм выражает сущ­ность человека в понятии бытия в противоположность обла­данию. Для К. Маркса сущность человека — это универсальное отношение к миру, способность быть «всем». Для Ортеги-и-Гассета сущность человека — это постоянный риск, опас­ность, постоянное выхождение за пределы себя, способность человека к трансцендированию, к разрушению устойчивого образа Я, это не «вещное» бытие. Вещь всегда тождественна са­ма себе, а человек может стать кем угодно. Вл. Соловьев писал:

Человеку естественно хотеть быть лучше и больше, чем он есть в дей­ствительности, ему естественно тяготеть к идеалу сверхчеловека. Если он взаправду этого хочет, то и может, а если может, то и должен. Но не есть ли это бессмыслица — быть лучше, выше, больше своей действи­тельности? Да, это бессмыслица для животного, так как для него дей­ствительность есть то, что его делает и им владеет; но человек, хотя то­же есть произведение уже данной, прежде него существовавшей дей­ствительности, вместе с тем может воздействовать на нее изнутри, и следовательно, эта его действительность есть так или иначе, в той или другой мере то, что он сам делает...1

Итак, сущность человека — это результат его свободного выбора из двух возможностей, которые предоставлены ему его собственным существованием, его «природой». «Сущность че­ловека» — это понятие из мира должного, это притягательный образ сверхчеловека, это образ Божий. Даже, казалось бы, вполне приземленное определение сущности человека как со­вокупности общественных отношений, данное Марксом («Те­зисы о Фейербахе»), при внимательном рассмотрении обнару­живает идеальную нормативность, недоступность для полного и окончательного воплощения. Как отдельный человек может воплотить в своей конечной жизни простоту и монолитность жизни в первобытной общине, иерархию взаимоотношений сословного общества и т.д.? Из всех земных существ, заметил Вл. Соловьев, один человек способен критически оценить сам


1.1. Человекопознание. Природа человека и его сущность 13

способ своего бытия как не соответствующий тому, что должно быть. Соответственно сущность человека это тот «образ че­ловеческий», который может стать ценностным ориентиром индивида, свободно совершающего свой жизненный выбор. Сущность человека — это не совокупность определенных ка-, честв, которыми конкретный индивид может завладеть навсе­гда. Мостиком, который соединяет изначальную конфликт­ность человеческой природы, существование человека и его сущность, является свобода, следовательно, свободное дейст­вие. Свобода, свободное действие — это самодетерминирован­ность, самоопределение, способность быть и оставаться при­чиной самого себя. Однако попытка представить абсолютно свободное, ничем и никем не определяемое действие сталкива­ется с парадоксами. Жизнь человека неотделима от внешних обстоятельств. Но эти обстоятельства разнообразны, они пре­доставляют различные возможности действия человеку, кото­рый совершает выбор. За совершением конкретного поступка, за определением конкретного способа действий стоит выбор, истоки которого коренятся в самой человеческой природе, — выбор ценностных ориентиров, смысла, направленности всей жизни в целом. «Мы свободны по принуждению», — писал Ор-тега-и-Гассет. Свобода тесно связана с осознанием противо­речивости, лежащей в основе человеческой природы; с не­возможностью уклониться от выбора как «жизненного» раз­решения этого противоречия; с постоянными усилиями по поддержанию в себе человеческой сущности. Свобода неотде­лима от сущности человека. «Истинная свобода, — писал рус­ский философ С.А. Левицкий, — есть не безответственная игра возможностями, а осуществление своих неповторимых воз­можностей, отягощенное ответственностью»1.

Человек — одна из самых больших загадок для... человека, по мнению французского мыслителя Б. Паскаля, «самое непо­стижимое явление природы». Уже Августин Блаженный тщет­но вопрошал: «Что же я такое, Боже мой? Какова природа моя?» Когда-то весьма известный, даже знаменитый Н. Мальб-ранш в предисловии к своему главному труду «О разыскании истины» (1674) писал:


 


1 Соловьев Вл. Идея сверхчеловека//В.С. Соловьев. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. II. С. 613.


' Левицкий С. А. Трагедия свободы. М.: Посев, 1984. С. 202.


14 Глава 1. Общественная мысль о проблеме потребностей человека

Из всех человеческих наук наука о человеке наиболее достойна его внимания. Однако это не самая почитаемая и не самая разработанная из всех наук, коими мы располагаем... Среди тех, кто прилежно зани­мается наукой, очень мало посвятивших себя ей и еще меньше - в ней преуспевших.

Великий И. Кант, обозначивший четыре главные пробле­мы философии: (1) что я могу знать; (2) что мне надлежит уз­нать; (3) на что я смею надеяться и (4) что такое человек — имел все основания сказать, что в сущности все проблемы можно было бы свести к последней из них. В трудах Канта немало цен­ных замечаний, помогающих познать человека: об искренно­сти и лжи, об эгоизме, о мечтательности, фантазии, даже ясно­видении. Но вопрос, что такое человек, он даже не ставит. По­жалуй, нет ни одного значительного мыслителя, который бы не обозначил проблему, как и нет мыслителя, который сколь­ко-нибудь удовлетворительно решил бы ее.

Прошедший век не внес ясность в этот вопрос. По мнению Н.А. Бердяева, человек по-прежнему «загадка в мире и вели­чайшая, может быть, загадка». Он и сегодня хотел бы знать, «кто он, откуда он пришел и куда он идет». М. Бубер подчерки­вает: человек загадочен, необъясним, он представляет собой некую тайну, достойную удивления.

С незапамятных времен человек знает о себе, что он предмет, достой­ный самого пристального внимания, но именно к этому предмету во всей его целостности, со всем, что в нем есть, он как раз и боится при­ступить. Порой он делает такую попытку, но уже вскоре, подавленный множеством возникающих здесь проблем, отступаете безмолвной по­корностью и либо пускается в размышления о всевозможных матери­ях за исключением человека, либо расчленяет этого человека, т.е. са­мого себя, на составные части, которыми удобно оперировать по­рознь, без особых хлопот и с минимальной ответственностью1.

Попытки выявить «механизм» и основные этапы становле­ния человека предпринимались наукой не раз, но и сегодня проблема кажется непомерно сложной. Бесспорных фактов мало, по сути их вообще нет. Уходящая в глубь тысячелетий предыстория человечества настолько многообразна, запутана,

См.: Вальяно М.В. Философия. М., 2003. С. 367.


1.2. История общественной мысли о проблеме потребностей 15

перегружена случайностями разного рода, что выделить даже существенное, определяющее можно лишь с большей или меньшей долей вероятности. Некоторые исследователи срав­нивают проблему с «черным ящиком» - на входе его, во мгле ушедших тысячелетий, маячит стадная особь, мало отличимая х от общих у человека и обезьян предков, на выходе — Homo sapiens (человек разумный).

1.2. История общественной мысли о проблеме потребностей человека

Вся история человечества — это история ответа на вопрос «Что делает человека счастливым?». Стремление к счастью, довольству, благополучию бросало человечество то в пучину борьбы, войн, то заставляло «брать время» на размыш­ление о сущности человеческой природы, о смысле появления человека на Земле. «Познай самого себя» было высечено на ко­лонне при входе в храм Аполлона в Дельфах. Античные мысли­тели, размышляя о «вожделеющих началах» человека, стреми­лись понять причины его поступков, внутреннюю противоре­чивость побудителей человеческой деятельности. Платон в своих размышлениях о двойственной природе человека — ра­зумном начале души и «яростном начале» — стремился донести мысль о необходимости гармонического воспитания разума и ярости, «вожделеющего начала».

Начало вожделеющее составляет большую часть души каждого чело­века и по своей природе жаждет богатства. За ним надо следить, что­бы оно не умножилось и не усилилось за счет так называемых телес­ных удовольствий и не перестало бы выполнять свое назначение: иначе оно может попытаться поработить и подчинить себе то, что ему не родственно, и таким образом извратить жизнедеятельность всех

начал'.

Сократ связывал проблему счастья человека с осуществ­лением таких добродетелей, как благо, мудрость, справедли­вость, причем при условии, что человек согласует свои стрем-

' Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмер­тии. Древний мир — эпоха Просвещения. М.: Политиздат, 1991. С. 96.


16 Глава 1. Общественная мысль о проблеме потребностей человека

ления и желания с нуждами всего общества. Сам Сократ де­монстрировал личной жизнью правильность своих убеждений: аскетизм Сократа хорошо известен всем.

Эп и кур утверждал, что полное удовлетворение своих же­ланий, вожделений (потребностей) — единственно правиль­ный путь достижения счастья. Мерилом человеческого счастья Эпикур провозгласил наслаждение, отсутствие страданий и безмятежное состояние души, призывая к соблюдению меры в удовольствиях.

Когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то разумеем не удовольствие распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые, не знающие, или не соглашающиеся, или неправильно понимающие, но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не наслаждения мальчиками и женщинами, не наслаждения рыбою и прочими яствами, которые доставляет рос­кошный стол, рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, ис­следующее причины всякого выбора и... изгоняющее лживые мнения, которые производит в душе величайшее смятение1.

Путь к счастью через наслаждения оказывается сомнитель­ным, так как в жизни довольно трудно соблюдать меру в удо­вольствиях. Это хорошо понимали античные мыслители. До­стижение счастья через самоограничение, через презрение к материальным благам наиболее ярко продемонстрировал сво­им образом жизни Диоген: жил в бочке, ходил в рубище, пи­тался отбросами ради того, чтобы быть свободным от всех и за­ниматься самосовершенствованием. А древнеримский фило­соф Сенека проповедовал в своих сочинениях: «Я рожден для высших устремлений, и я выше того, чтобы быть рабом моего тела; в теле своем я вижу не что иное, как цепи, сковывающие мою свободу»2.

В Средневековье естественные жизненные потребности рас­сматривались как низменные. Тяжелые жизненные условия людей приводили к мысли, что земная жизнь — это только под­готовка к настоящей жизни, потусторонней. Эту идею как спо­соб оправдать нищенское существование миллионов простых

1 Человек. Мыслители прошлого и настоящего... С. 127-128.

2 Там же. С. 135.


1.2. История общественной мысли о проблеме потребностей 17

тружеников активно поддерживала церковь. Служители церкви утверждали, что идеал счастья в смиренной материальной скудо­сти, в уповании на загробное блаженство. По словам Августи­на^ молитвах к Богу человек должен просить Христа «низло­жить тяжесть плотских желаний и земных похотей». Высшими провозглашались духовные потребности, по сути равнозначные потребности любви к Богу. Тело греховно и смертно, а душа веч­на, потому и потребности человека должны существовать как потребности души. Фома Аквинский утверждал: «Потен­циями мы именуем способности роста, способность чувствен­ного восприятия, способность желания, способность простран­ственного движения, способность умопостижения»1.

Новое время изменило взгляд на природу человека и его по­требности. Взгляды мыслителей отражали те противоречивые общественно-политические процессы, которые были обуслов­лены ростом производства, появлением фабрик, увеличением материальных благ и в связи с этим ростом потребления, а так­же появлением новых социальных классов — буржуазии и на­емной рабочей силы. Борьба буржуазии за политическое влия­ние в обществе и ее экономическое влияние породили новое философское воззрение на природу человека, его потребности. Мыслители Нового времени отказались от античного аскетиз­ма земной жизни, средневекового презрения ежедневных жиз­ненных потребностей человека и провозгласили любовь к че­ловеку, свободу, равенство и братство. Впервые потребности и интересы человека стали рассматриваться как природные, а не божественные по своей природе, отмечался их противоречи­вый характер. Так, Т. Гоббс писал: «Люди от природы подвер­жены жадности, страху, гневу и остальным животным "стра­стям", они ищут "почета и выгод", действуют "ради пользы и славы", т.е. ради любви к себе, а не к другим»2. Ларошфуко замечал, что «страсти — это единственные факторы, доводы ко­торых всегда убедительны», страсти рождены самой природой человека и основываются «на непреложных законах»3. По сути мыслители Нового времени реабилитировали природу челове-

1 Боргош Ю. Фома Аквинский. М.: Мысль, 1966. С. 195.

2 Гоббс Т. Избранные произведения. М.: Наука, 1964. Т. 1. С. 292, ЗОО-ЗО1.

3 Человек. Мыслители прошлого и настоящего... С. 289.



Глава 1. Общественная мысль о проблеме потребностей человека 1 1.2. История общественной мысли о проблеме потребностей



 


ка, противоречивую, но живую, находящуюся в постоянном поиске и обретении своей человеческой сущности.

Основополагающим во взглядах мыслителей Нового вре­мени было понимание человека и общества как природных по своей сути явлениях (натуралистический подход). В связи с этим потребности человека связывают его с природой, так как через естественные потребности природа подчиняет себе чело­века, в свою очередь естественные потребности проявляются в общественной жизни в виде интересов и стремлений к пользе. Именно через потребности осуществляется сведение социаль­ного к индивидуальному, физическому по своей природе и тем самым сведение общественных законов к естественным, рас­творение общества в природе. Побудителями человеческой дея­тельности являются сами потребности, что стимулирует разви­тие человеческого ума, по мнению Ж.Ж. Руссо, впервые вы­сказавшего мысль о воспитании людей в связи с развитием их потребностей и общественного строя.

П.А. Гол ьбах одним из первых предпринял попытку клас­сифицировать потребности на «первые» и «мнимые». Первые вложены человеку природой, это естественные потребности в пище, одежде, жилище, семье — все то, что необходимо челове­ку для поддержания биологического существования. Естест­венные потребности выступают побудителями человеческой деятельности и заставляют его трудиться. С естественными по­требностями связаны страсти, чувства, интересы человека. При удовлетворении «первых» потребностей возникают «мни­мые», или «утонченные», потребности — результат действия воображения индивида. По Гольбаху, потребности первичны по отношению к интересам; интересы он понимал как ориен­тированность на личное благо, на личную пользу. Однако эгоистическая природа человека под воздействием общества, воспитания способна примирить личное и общественное бла­го; так как общественное благо включает в себя и личное благо каждого, то оно должно быть критерием нравственного пове­дения людей. Залогом этого является природное равенство лю­дей. Каждому человеку, полагали мыслители Нового времени, независимо от рождения и положения должно быть дано рав­ное право преследовать свои интересы, свою пользу, если это не вредит общественному благу.


Немецкая философия конца XVIII - начала XIX в., отвергая предшествующее понимание человека как природного по сво­ей сути существа, перешла к социально-исторической трактов­ке человека. Несмотря на зависимость развития человека от исторического развития общества, немецкие философы не от-казывали человеку в собственной активности, признавали его деятельную сущность. Однако человек трактовался ими как порождение не природы, а некой духовной силы (абсолютного Я у И.Г. Фихте, Абсолюта уФ.В. Шеллинга, абсолютной идеи у Г.В.Ф. Гегеля).

Гегель утверждал, что в процессе своей жизнедеятельности человек добивается удовлетворения своих потребностей, инте­ресов, страстей, но попутно осуществляет и нечто большее, что не осознается им, но скрыто в его деятельности. Именно этот результат Гегель связывал с неким мировым разумом, абсо­лютной идеей, осуществляющей себя в истории через много­образие потребностей, интересов и страстей человека. Опира­ясь на принцип противоречивости развития, Гегель высказал идею о динамичности и разнообразии потребностей человека, ибо активен сам человек, противоречива его сущность, дина­мична и разнообразна общественная жизнь. Однако человек у немецких философов был оторван от природы и отдан во власть абсолютного духа.

К. Маркс и Ф. Энгельс в XIX в. внесли существенный вклад в понимание человека и его потребностей. Несмотря на то что в центр своей теории они поставили угнетенный класс — пролетариат, им удалось глубоко исследовать проблему зависимости потребностей человека от конкретно-историче­ских условий. Они утверждали, что происхождение и развитие человеческих потребностей связано с функционированием ис­торически конкретных способов производства, т.е. обусловле­ны общественно-историческим процессом, в котором участву­ют многие разнопорядковые факторы и прежде всего произво­дительные силы и производственные отношения. Чаще всего потребности рождаются прямо из производства или из поло­жения вещей, основанного на производстве1. Маркс и Энгельс рассматривали потребности в качестве внутренних, сущест-

' Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М.: Политиздат, 1964. Т. 4. С. 80.


20 Глава 1. Общественная мысль о проблеме потребностей человека

венных побудительных сил, источника человеческой деятель­ности и активности, существенного момента в содержании от­ношений индивида к окружающему миру, как проявление сущностных сил человека.

«Философия жизни» стала первой критикой марксистского классового подхода к человеку и его потребностям. А. Шо­пенгауэр, родоначальник «философии жизни», в своей рабо­те «Афоризмы для усвоения житейской мудрости» утвердил са­мое ценное для человека — его личность. Счастье человека, считал он, заключается в том, чтобы открыть в себе самом как можно больше источников наслаждения, ибо внешние источ­ники счастья ненадежны, преходящи, а те, что находятся в лич­ности, сохраняются дольше всего. При этом, по Шопенгауэру, духовные потребности для человека гораздо важнее материаль­ных и физических. Для людей с узким, обывательским кругозо­ром проблема в том, что «ничто идеальное не доставляет им ни­какого интереса и развлечения, и они, чтобы уйти от скуки, по­стоянно нуждаются в реальностях. Но эти последние отчасти скоро исчерпываются и тогда, вместо того чтобы развлекать, утомляют, отчасти же навлекают всяческие бедствия; тогда как идеальное неисчерпаемо и само по себе невинно и безвредно»1. Как видим, и Шопенгауэр односторонне понял природу чело­века и его потребностей, поставив в центр идеальное в жизне­деятельности индивида, и недооценил роль материальных по­требностей и интересов в жизни как человека, так и общества в целом, хотя и не отрицал материальное богатство как универ­сальное средство для удовлетворения всех потребностей чело­века. «Всякое другое благо... может удовлетворить только од­ному желанию, одной потребности: еда хороша для голодного, вино — для здорового, лекарство — для больного, шуба — для зимы, женщины - для молодости... Следовательно, все они хо­роши только относительно. Одни деньги хороши, безусловно, это абсолютное благо, ибо они отвечают не только одной по­требности... но потребности вообще»2. Установка «философии жизни» была безоговорочно принята многими западноевро-

' Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. М.: ACT: Фолио, 2001. С. 56-57. 2 Там же. С. 60-61.


1.2. История общественной мысли о проблеме потребностей 21

пейскими философскими школами в воззрениях на человека XX в.

Философия экзистенциализма (существования), появив­шись в XX в., во многом продолжила идеи «философии жиз­ни». Несостоятельность классового подхода к человеку, отчу-жденность положения индивида, его незащищенность и оди­ночество — причины популярности идей экзистенциализма, утверждавшего человека центром человеческого общества, индивидуальный гуманизм как более развитую и конкретную форму теории и практики человеколюбия.

Исследуя положение человека в индустриальном обществе, экзистенциализм приходит к выводу, что человек существует в неподлинном бытии. Один из классиков экзистенциализма М. Хайдеггер объясняет это положение человека. В непод­линном бытии господствует некая безличная «Ман», которая побуждает человека действовать не из своих собственных, ин­дивидуальных потребностей, а исходя из истолкования себя по аналогии с другими («как все», «так модно», «необходимо об­ществу» и т.д.). В связи с этим человек приходит в состояние отчуждения от себя, от своего подлинного бытия. Современ­ное индустриальное общество с его «нивелированной индиви­дуальностью», где каждый вынужден быть, как другой, а не са­мим собой, и есть образец неподлинного бытия.

Напротив, подлинное существование выступает как осоз­нание человеком своей конкретной историчности и свободы. Это возникает лишь в условиях, когда человек попадает в по­граничную ситуацию, ситуацию выбора между жизнью и смер­тью. Только в таком случае к нему приходит озарение, понима­ние подлинности своего бытия и человек возвышается над обыденностью, обретает свободу, выражает свою индивиду­альность. Свобода выбора - это единственное, от чего несво­боден человек, и именно эта несвобода выражает подлинную свободную сущность человека. Как утверждал Ж.П. Сартр, че­ловек обречен на свободу — свободу выбора.

Однако экзистенциализм, принимая конкретно-историче­ское понимание человека, оказался несвободным от субъекти­визма. Это выразилось в том, что фундаментальная категория «существование» трактуется как поток эмоционально окра­шенных переживаний человека, как субъективно идеальное:


22 Глава 1. Общественная мысль о проблеме потребностей человека

жизнь человека сводится полностью к духовному, нематери­альному существованию. Такое существование имеет ирра­циональную природу, неподвластную разуму, непознаваемо, и человек может воспринимать его в чувственно-эмоциональ­ном плане как страдающее, озабоченное, преисполненное страхом, беспомощностью и отчаянием. Таким образом, эк­зистенциализм представляет собой своеобразное отражение чувственно-эмоционального положения человека в индустри­альном обществе, где господствует технико-технологическая мощь современной цивилизации.

В середине XX в., в период перехода индустриального об­щества к более высокой фазе развития — информационной ци­вилизации — в западной обществоведческой мысли сложился ряд сменявших друг друга теорий понимания человека и его потребностей, которые в совокупности отражали высокий ди­намизм и сложный характер современного развития человече­ства. Человек выступает в этих теориях не только как индивид, но и как материальное существо, его динамично сменяющиеся потребности являются решающим фактором развития не толь­ко экономики, но и всего общества. В 1950-1960-х гг. в наибо­лее развитых странах мира сформировалось новое общест­во, качественно отличающееся от индустриального общества начала XX в., — общество массового потребления. Соответст­вующий подход в отличие от классового основывался на пони­мании семьи как социальной и потребительской ячейки, на новом представлении о богатстве общества как потоке устой­чивого потребительского спроса, на демократических формах решения острых социальных и политических проблем, на мас­совой занятости населения и высокой оплате труда, а также на надежной системе социального обеспечения населения. Вы­дающейся теорией такого общества стала теория «общества изобилия» американского экономиста Дж. К. Гэлбрейта. Даль­нейшее научно-техническое развитие человека, которое при­вело к утверждению информационной цивилизации в наи­более развитых странах мира, породило качественно новое состояние общества, названное А. Тоффлером «информаци­онным обществом». Главной формой богатства такого общест­ва становится развитый интеллектуальный, духовный мир человека. Тенденции развития информационного общества


 

 

2.1. Влияние потребностей на саморазвитие личности

наиболее полно и глубоко систематизированы в теории мега-тенденций Дж. Несбита и П. Абурден. Все теории человека и его потребностей, которые появились в конце XX в., нацелены на активизацию индивидов и рационализацию их действий в условиях демократизации общества1.


Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 36; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!