Глава 10. Этнические потребности человека



10.1. Этнические грани личности

Будучи единым биологическим видом Homo sapiens, развиваясь по общим социальным законам, человече­ство вместе с тем распадается на многочисленные группы. Од­ним из основных типов биологических (антропологических) подразделений людей являются расы, на которые распадается все ныне живущее человечество. Расы отличаются друг от друга


прежде всего внешними, фиксируемыми обыденным сознани­ем, физическими признаками — цветом кожи, волос, глаз, фор­мой носа, чертами лица, ростом, формой черепа и др. Соответ­ственно всех представителей одной расы объединяют генети­чески унаследованные свойства и каждая раса представляет собой общность-объединение, основанное прежде всего на диа-хронных связях. Эти связи уходят в далекое прошлое — ко вре­мени палеолита, когда в ходе расогенеза сформировались ос­новные современные расы1. Вместе с тем в межпоколенном воспроизводстве расы важнейшая роль принадлежит синхрон­ным связям — репродуктивным отношениям между ее члена­ми. При научной (антропологической) классификации насе­ления мира принято выделять большие расы — негроидную, ев­ропеоидную, монголоидную, просто расы или малые расы — их насчитывают обычно более двух десятков, а также антрополо­гические типы, представляющие низшую в таксономическом отношении единицу2. Разновидность биологических общно­стей людей представляют популяции. Особое место в чрезвы­чайно сложной иерархии человеческих объединений занима­ют общности, именуемые в специальной научной литературе этносами. Для термина «этнос» одним из таких «ориентиро­вочных» понятий в нашей отечественной науке традиционно выступает слово «народ».

Вычленяя этносы среди других общностей людей, нельзя не обратить внимание на наличие и у племени, и у народно­стей, и у нации, и у национальностей одного общего весьма на­глядного и вместе с тем непременного внешнего признака: каж­дое из этих образований имеет свое самоназвание — собствен­ное имя. Нет и не было ни племени, ни народности, ни нации, ни национальности, у которых бы оно отсутствовало. Все они, будь то кривичи, сиу, эвенки, каталонцы, японцы и т.д., имеют свои самоназвания3.

' Алексеев В.П. О самом раннем этапе расообразования и этногенеза // Этнос в Доклассовом и раннеклассовом обществе. М, 1982. С. 32—55.

2 Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1963. С. 347-429.

При этом оставим в стороне вопрос о происхождении того или иного самоназ­вания этнических общностей: возникло ли оно спонтанно внутри данной общнос­ти, или же из названия, которое первоначально было дано со стороны, соседями, а затем превратилось в ее имя собственное (см.: Никонов В.А. Этнонимия // Этнони-мы.М., 1970. С. 12-13).



Глава 10. Этнические потребности человека


10.1- Этнические грани личности



 


Общеизвестно, что люди, принадлежащие к разным наро­дам и этническим группам, различаются своим поведением, культурой, нравами, обычаями. Так, пунктуальность, высоко ценимая немцами и британцами, сравнительно мало значит в Испании и еще меньше — в странах Латинской Америки. Севе­роамериканцы зовут друг друга только по имени, но это вовсе не означает дружбы или интимной близости, которые такое об­ращение предполагало бы в России. Этнические особенности ярко проявляются в искусстве, особенно народном. Не нужно быть искусствоведом, чтобы отличить русскую мелодию от итальянской или узбекской, украинский орнамент от индий­ского, английский юмор от французского. Люди обычно без особых затруднений перечисляют черты, типичные, как они думают, для их собственного и для чужих народов, и нередко (хотя далеко не всегда) подобные характеристики и самохарак­теристики совпадают, принимаются без возражений. Но все или почти все подобные характеристики субъективны, а то и вовсе произвольны.

Те черты, которые мы воспринимаем как специфические особенности национального характера, — это продукт опреде­ленных исторических условий и культурных влияний. Они производны от истории и изменяются вместе с ней.

Взаимопроникновение различных культур, определенная стандартизация образа жизни, прогрессирующая урбаниза­ция, характерные для современной эпохи, вызывают у разных народов стремление самоутвердиться в своих специфических культурно-психологических ценностях. Культурное само­отождествление теснейшим образом связано с проявлением этнического самосознания народов. Это специфическое этни­ческое отражается в первую очередь в духовной культуре, по­вседневном быте народа, его жизненных ориентациях, типе мировосприятия. Различные науки пытаются объяснить при­чины возникновения этнических особенностей как некой «коллективной» психологии, определяющей поведение, эмо­ции и представления членов этноса. В.Г. Белинский отмечал, что тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде или кухне, а в их манере понимать вещи.

В качестве фактора, определяющего формирование этно­психологических свойств народов, этнографы выделяют вли-


яние культурной среды. Собственно, культура начинается с то-ро, что на поведение индивидов накладываются те или иные ограничения, так как целостность культурной среды предпола­гает выработку единых правил поведения, общей памяти, еди­ной картины мира у представителей конкретного этноса. В процессе исторического развития каждый народ создает соб­ственную однородную систему культурных ценностей, кото­рые используются его представителями для выражения своего мироощущения и этнического самосознания. Примером это­му может служить национальное искусство, которое в своих различных формах способствует сохранению этнического ду­ха, традиций, выступая действенным механизмом адаптации этноса к деструктивным воздействиям внешних исторических сил. Многие авторы пытаются увязать процесс существования определенной этнической общности с генезисом и функцией институциональных отношений, которые как особый регуля­тивный механизм образуют общепринятые нормы социальной действительности и этнического самосознания и во многом определяются особенностями этнических взаимоотношений, сложившихся в данной культурной среде.

Язык выступает как своеобразная копилка исторического опыта народа. Любой язык сопряжен с этическими, правовы­ми, религиозными формами общественного сознания. В част­ности, В. Гумбольдт ставил задачу реконструкции «духа наро­да» через особенности «внутренней формы языка» (грамма­тики, семантической структуры). В функциональном плане структура языка в значительной степени направляет структуру мышления индивидов.

Среда со своими природными и исторически сложивши­мися социокультурными особенностями накладывает отпеча­ток на особенности психики этноса, что проявляется не столь­ко в определенных видах культуры, сколько в поведении чле­нов этноса. Этот субъективный этнический склад узнается в его объективации как совокупности реакций народа на обстоя­тельства жизни, в которых он участвует. В социальной жизни этническая общность проявляется лишь тогда, когда входящие в нее люди не только говорят на одном языке, живут на одной территории, но и чувствуют себя принадлежащими именно к этой общности.



Глава 10. Этнические потребности человека


10.2. Национальный характер



 


10.2. Национальный характер

Национальный характер определяется как ис­торически сложившаяся совокупность устойчивых психологи­ческих черт представителей той или иной этнической группы, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социаль­но-бытовой среде, окружающему миру, труду (такие черты, как деловитость, практичность, аккуратность, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, пассивность, неорганизо­ванность), своей и другим этническим общностям. Причем от­ношение к окружающим раскрывает особенности этнического (национального) сознания людей. К этой группе черт нацио­нального характера относятся консерватизм, религиозность, оптимизм, пессимизм.

Если рассматривать характер просто как совокупность ка­ких-то черт, то даже просто описать его практически невоз­можно; например, в Словаре русского языка СИ. Ожегова -полторы тысячи прилагательных, описывающих характер. Поэтому современная психология рассматривает характер не как простую сумму черт, а как определенную целостную структуру. Однако вопрос о природе данной структуры оста­ется спорным.

Эта многозначность сказывается и в литературе о нацио­нальном характере. Термин «национальный характер» — не аналитический, а описательный; он появился первоначально в литературе о путешествиях с целью выразить специфику об­раза жизни того или иного народа. Одни исследователи, говоря о национальном характере, подразумевают темперамент, осо­бенности эмоциональных реакций индивидов, а другие фик­сируют внимание на социальных ориентациях, нравственных принципах, отношении к власти, труду и т.п.

Но с точки зрения психологической науки национальный характер подразумевает свойства не отдельного индивида, а целой этнической общности (группы). Такая группа должна иметь общую культуру, символы, традиции, обычаи и т.п. Но можно ли из общности культуры делать вывод об общности (и специфичности) психологического склада конкретного этно­са? Например, Питирим Сорокин писал, что свойства разроз-


ненных частей автомобиля не тождественны свойствам целого автомобиля как организованной системы; свойства человече­ского организма как системы нельзя понять, изучая его отдель­ные органы или клетки. Точно так же и свойства социаль­но-культурной системы нельзя понять, ограничив себя изуче­нием отдельных членов общества. На этом основании Сорокин считал принципиально невозможным психологиче­ское исследование национального характера.

Аналогии, проводимые Сорокиным, касаются взаимоотно­шений части и целого, элемента и структуры. Например, дере­во определенного вида обладает своими неповторимыми ин­дивидуальными особенностями, но оно вместе с тем несет в се­бе некоторые основные черты, характеризующие вид как целое. Это относится и к человеку. Его психологические свой­ства «заданы» не столь жестко, как биологические. Когда гово­рят, что такому-то человеку (имеется в виду определенный со­циальный характер) свойственны такие-то черты, это значит, что они действительно присутствуют, хотя и в разной степени и в разных сочетаниях у значительного числа индивидов, состав­ляющих данную этническую группу.

История народов, особенно история больших современных наций, сложна и противоречива. Национальный характер каж­дой современной нации напоминает пергамент, на котором поверх старого, более древнего текста написан новый; стоит смыть верхний слой, и под ним появляется невидимая вначале, иногда сильно поврежденная, но все-таки сохранившаяся древняя надпись. Так и в истории народа каждый этап истори­ческого развития оставляет свои неизгладимые следы. Чем длиннее и сложнее путь, пройденный народом, тем сложнее и противоречивее его национальный характер. С характером эт­носа неразрывно связана типичная для его членов система по­буждений — совокупность их потребностей, интересов, ценно­стных ориентации, установок, убеждений, идеалов и т.п. Опре­деляя в конечном счете направленность характера, эта система охватывает все сферы человеческой психики — от потребно­стей до идеалов, миропонимания и нравственных принципов. Все подобные компоненты психики, будучи изменяемыми ес­тественными и общественными условиями существования эт-Носа, в конечном счете предопределяют характер его членов.


 



Глава 10. Этнические потребности человека {()3 Национальные традиции



 


Изменение этих условий неизбежно влечет за собой изменение системы побуждений, а вслед за ней и этнического характера.

Понятие «национальный темперамент» используется для понимания этнической специфики. Своеобразие националь­ного темперамента объясняется влиянием климатической среды, образа жизни, рода занятий, специфической этниче­ской культурой и определяет различия в эмоциональных ре­акциях на жизненные ситуации, явления привычной и непри­вычной среды. В научно-популярной литературе, как прави­ло, выделяют южный (субтропический) темперамент южных народов и холодный темперамент северных. Принято гово­рить не о национальном темпераменте, а о преобладании оп­ределенных типов темперамента, тех или других его особен­ностях или о доминировании, а также специфическом сочета­нии его свойств у представителей конкретной этнической общности. Например, немцы и англичане по темпераменту — образцовые сангвиники, итальянцы и испанцы — явные хо­лерики, славянские народы отличаются социальной эмо­циональностью, а прибалтийские — некоторой флегматич­ностью.

Национальные чувства и настроения являются важным эле­ментом психологической специфики личности человека. На­циональные чувства выражают прежде всего эмоциональное отношение к собственно этнической реальности. К ним при­числяют чувство гордости за свой народ, приверженность к на­циональным ценностям. Объективно оценивая свою значи­мость в обществе, включая личные интересы, помыслы и уст­ремления в общественную деятельность, человек понимает свою ценность, осознавая чувство собственного достоинства. Национальное настроение выполняет функцию регуляции психической активности людей, функцию установки воспри­нимать и действовать определенным образом. Настроение че­ловека детерминировано историческими событиями жизни этноса, судьбой его членов, политическими, экономическими условиями функционирования этноса.

Чувство национальной гордости и достоинства этноса кар­динально противоположны гипертрофированному чувству своего этнического превосходства и исключительности, женных в национализме.


Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!