Национальные традиции
Национальные традиции являются важным элементом этнического мира человека. Они складывались на протяжении жизнедеятельности этноса, прочно укоренились в повседневной жизни, передавались новым членам этнической общности в виде правил, норм и стереотипов поведения, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого. Наглядно об этом свидетельствует своеобразие традиционного жилища у различных народов мира: свайные постройки у части меланезийцев и микронезийцев, плавучие жилища у орант-лаутов и некоторых других народов Юго-Восточной Азии, переносные жилища - юрты, чумы, тапи у кочевников Средней Азии, народов Севера, индейцев прерий, дома-башни у народов Кавказа, у части арабов, некоторых народов Афганистана, жилища из снега — иглу у «полярных» эскимосов и т.п.
Весьма часто этнические особенности дают о себе знать в сфере такого компонента материальной культуры, как пища. При этом различия касаются и состава потребляемой пищи, и способов ее приготовления, и времени ее приема. Так, у славянских народов основу пищевого рациона составляют продукты земледелия, у многих народов Севера — мясо, нанайцы, нивхи, ульчи являются ихтиофагами, т.е. употребляют в пищу главным образом рыбу. У многих народов существуют запреты на употребление отдельных видов пищи. В частности, народы Индии в большинстве своем не едят говядины; народы, исповедующие ислам и иудаизм, — свинины; ряд народов почти не употребляет в пищу молока (например, монкхмеры); у некоторых народов еще недавно деликатесом считалось мясо собаки (в частности, у полинезийцев) и т.п.
|
|
Национальные традиции проявляются и в одежде. Например, народный костюм — часть традиционной культуры этноса, ее материально-духовного богатства. Это особый мир традиций, упорядочивающих восприятие окружающего мира и помогающих человеку ориентироваться в ценностях этнической культуры.
Народный костюм как результат творческой активности этноса воплощает в искусстве больше, чем индивидуальные пе-
б-8249Шиповская
Глава 10. Этнические потребности человека
10.3. Национальные традиции
реживания и чувства. Он воплощает эстетические воззрения народа, является метазнаком его культуры, вмещающим традиционное представление о мире, и способом усвоения содержащейся в нем информации.
Создание народного костюма в системе декоративно-прикладного искусства — это не только художественный процесс развития его видов, но и способ освоения действительности — организации пространства вокруг человека.
Орнамент как сакральная информация — завершающий аккорд концепции художественной формы костюма, воплощающей знак в обряде, символ в ритуале и образ в культуре. По сути это — магическое средство закрепления и усиления ее свойств.
|
|
Национальные традиции проявляются не только в одежде, поступках, делах, стиле общения, но даже в движениях, жестах и других еле заметных деталях. У каждого человека есть бессознательный механизм, который фиксирует отношение свой—чужой по едва заметным нюансам проявления психики. Недостаточное знание национальных традиций нередко ведет к серьезным осложнениям в общении с представителями других этносов. Значение национальных традиций, их содержание различны у разных народов. Считается, что англичане буквально преклоняются перед своими традициями, стремятся в любых условиях сохранить свои привычки, вкусы, нравы. Например, англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, следуя традиции, пишет ему: «Дорогой сэр, Вы мошенник», без обращения «дорогой сэр» он не может начать письмо. Христианин, входя в церковь, снимает головной убор, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В Европе цвет траура черный, в Китае - белый.
Существенно различается у народов мира семейные обычаи и обряды. Наряду с моногамной (единобрачной) семьей, распространенной в настоящее время у подавляющей части человечества, у некоторых народов до сих пор сохраняется полигамия (многоженство) и полиандрия (многомужество). Чрезвычайно многообразны брачные церемонии. Например, у племени пунанов на о. Калимантан для заключения брачного союза достаточно, чтобы жених и невеста в присутствии старейшины рода заявили о взаимном согласии вступить в брак, У
|
|
племени коши в Афганистане свадебная церемония длится двое суток, а у некоторых народов Индии — восемь суток. Для большинства европейских народов характерны свадьбы, на которых присутствуют лишь ближайшие родственники и знакомые, у ряда народов Кавказа на свадьбу по традиции приглашают сотни гостей. Вместе с тем на Кавказе до недавнего времени не была редкостью «свадьба без новобрачных»: обычай запрещал жениху и невесте присутствовать на собственной свадьбе. По-разному обстоит дело и с разводом: у народов католического вероисповедания брак вообще нерасторжим, а у народов, исповедующих ислам, для того чтобы развестись, мужу достаточно объявить об этом жене.
В сфере повседневного поведения этнические особенности бывают настолько своеобразными, что нередко воспринимаются представителями других народов как нечто странное и удивительное. Индийца удивляет, что жена европейца называет мужа по имени, обращаясь к нему в присутствии его матери и без ее разрешения. Когда китаец видит, как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже целует ее, это кажется ему чрезмерно стыдным. Японцу кажется странным, как может человек в жилом доме быть в той же обуви, что и на улице. Болгары в отличие от многих других народов кивают головой в знак отрицания, а в знак согласия покачивают ею из стороны в сторону. Когда японцы рассказывают о печальном событии, они улыбаются, чтобы не огорчать слушателя. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной, вазой или какой-нибудь безделушкой, то хозяин доволен. Но если европеец начнет восторгаться вещицей в доме китайца, то хозяин дарит ему этот предмет — того требует вежливость. В Китае к чашке риса, которую подают к концу обеда, никто не притрагивается — нужно показать, что ты сыт.
|
|
Всем этим и обусловлен тот факт, что в повседневной практике при разграничении этносов-народов, как правило, указывают на такие устойчивые и отчетливо внешне выраженные компоненты их культуры, как язык, религия, народное искусство, устное творчество, обычаи, обряды, нормы поведения, Привычки и т.п., а также принятые жесты вежливости и приветствия, походка, этикет в еде, гигиенические привычки и Многое другое.
Глава 10. Этнические потребности человека
Ю.4. Этносы и их составляющие
Все эти бесчисленные компоненты культуры имеют у отдельных народов свои характерные черты — этническую окраску и, передаваясь из поколения в поколение, образуют этническую культуру, обладающую специфическим для нее стилем1.
Этническая идентичность личности — это осознание себя представителем определенного этноса, переживание человеком своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других. Существует довольно широкий спектр толкований этнической идентичности личности. Условно их можно разделить на две области:
о личностная идентичность, определяемая персональными качествами и характеристиками человека и характеризуемая в основном тремя факторами: местом в отношениях с другими (доминируют понятия этнической структуры и этнических ролей), качествами, которыми этнофор наделяет себя (деловые, поведенческие, интеллектуальные); самооценкой этнофора (адекватная — неадекватная);
о этническая групповая идентичность, описываемая социальными категориями и базирующаяся на анализе этнических групп, к которым человек принадлежит и с которыми себя отождествляет.
Этническая идентичность — это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и ее оценка. Этносу непременно присуща антитеза Мы—Они.
Характеризуя этнос в целом, необходимо упомянуть, что культурное единство его членов неразрывно связано с наличием у них определенных общих черт психики. Относительно устойчивые социально-психологические явления, присущие этническим общностям и представляющие их психический склад в широком смысле слова, однако не исчерпываются лишь такими сложными психическими образованиями, как характер, темперамент и способности.
10.4. Этносы и их составляющие
Этносы — сравнительно большие группы людей, живущих на той или иной территории, специфическим образом присваивающих окружающую природу с целью обес-
' Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 2007. С. 55.
печения себя необходимыми для жизни продуктами, характеризующихся только им свойственными стереотипами поведения. Присвоение природы, потребность выживания обусловливают постоянное воспроизводство численности этноса, что служит основанием для деления каждого из них на такие соци- * ально-демографические группы, как дети, молодежь, зрелое поколение, старики.
Род в архаическом обществе соединял и производство средств жизни, и воспроизводство самой жизни.
Племя составляли два рода. Род был самостоятельной социальной единицей, но племя позволяло более эффективно конкурировать ему с другими родами по поводу прежде всего при-сваемого ландшафта.
Народность — форма этноса, возникновение которой связано со становлением цивилизации. Основу народности составляли не родственные, а территориальные связи. Присвоение внешней территории выходило на первый план по сравнению с присвоением внутренней территории. Народность предполагала определенные формы публичной государственной власти, пришедшей на смену личной власти родовых старей шин и племенных вождей. В духовной жизни на смену мифологическому сознанию приходили более развитые системы религиозного типа. Народность — характерная форма существования этноса в традиционных обществах.
Нация — форма этноса, появившаяся в Новое время. В становлении нации важную роль играли урбанизация, развитие национальных столиц. В разных странах эти процессы шли и идут до сих пор неравномерно.
Выявление различий, желание сохранить свою неповторимую индивидуальность заставило народы задуматься над истоками и смыслом своей самобытности, углубляясь в анализ собственных исторических корней и производя переоценку привычных добродетелей, ценностей и идеалов, веками и даже тысячелетиями господствовавших в их общественном сознании, укоренившихся в социальной психологии и поддерживающих их менталитет.
Рост национального самосознания закономерно сопровождался двумя идеологическими процессами - усилением патриотизма и оформлением национализма.
Глава 10. Этнические потребности человека
10.4. Этносы и их составляющие
Патриотизм зародился еще в период существования первобытных родов, племен, общин и у античных народов. В Средневековье патриотизм разных народов окрашивался в религиозные цвета, ибо религиозная идеология была тогда господствующей формой общественного сознания. Патриотизм в значительной мере помог самоопределению народов (в форме наций) в Новое время, когда изменилась внутренняя и внешняя ситуация, упростился поиск ими новой роли и места среди соседей в своих регионах и в мире в целом.
Национализм был той особой формой, в которую облеклись исторически конкретная идеология и соответственно социальная психология нации — принципиально нового типа этноса, характерного для новоевропейской цивилизации. С известной долей условности можно сказать, что национализм вырос из патриотизма, поскольку многое заимствовал у него, в частности такие ценности, как гордость за свой народ и героические страницы его истории, стремление отстаивать свободу родины и независимость от посягательств извне, представления о самобытности, самоценности, «непохожести», уникальности каждой нации, что позволяло в этот период оценивать его в целом положительно.
В Новое и Новейшее время для основных этнических подразделений характерно, с одной стороны, сокращение их числа, с другой - повышение среди народов мира удельного веса крупных образований этого типа и увеличение их численности. В наше время возрастает взаимодействие общностей, чему немало способствуют средства массовой информации. Происходит усиление удельного веса тех элементов культуры, которые в той или иной мере распространены по всему земному шару, т.е. приобретают общепланетарный характер. Основными точками формирования таких элементов культуры стали города, а технико-экономической основой для их появления послужило промышленное развитие. Важная роль в распространении элементов промышленно-городской культуры принадлежит проницаемости национальных перегородок в глобальных масштабах.
Особенно наглядно процессы интернационализации проступают в материальной культуре, прежде всего в широком распространении как в сфере производства, так и сбыта разно-
образных промышленно стандартизованных изделий — от станков и автомашин до повседневно-бытовых аксессуаров (одежда, обувь, мебель, пища и т.п.). Все более интернациональный характер приобретают и стереотипы повседневного поведения, например рукопожатия, правила уличного движения и т.п. Интеграционные тенденции проявились и в сфере духовной культуры благодаря развитию средств массовой коммуникации, в первую очередь различных способов тиражирования книг, фильмов, распространению интернета, а также проведению международных фестивалей искусств, контактам между деятелями культуры разных стран и т.д. Вследствие этого применяются в глобальных масштабах одни и те же элементы духовной культуры — от произведений искусства и художественной литературы до таких повсеместно принятых развлечений, как массовые зрелища, спорт, туризм.
Этническая картина мира, присущая каждому традиционному социуму, структурирует все аспекты бытия и динамическим образом соотносит с человеком, живущим и действующим в мире. В обществе всегда живут традиции, унаследованные от ушедших поколений, и в то же время происходит становление новых традиций, представляющих собой квинтэссенцию опыта сегодняшнего дня — опыта, из которого будут черпать знания новые поколения. Сохранившиеся от прошлого традиции являются важными функционирующими компонентами каждого жизнедействующего общества, причем процесс возникновения новых традиций нельзя привязывать к гибели старых традиций, поскольку между новыми и старыми традициями могут существовать органические связи, в результате чего некоторые традиции, появившиеся в далеком прошлом, вообще долго не исчезают, а в соответствии с новым общественным бытием обогащаются и развиваются как по содержанию, так и по форме.
Понятие «традиция» тесно связано с понятием «обычай». Подчас их даже отождествляют. Однако, хотя это однопоряд-ковые понятия, они все же далеко не идентичны. Одним из компонентов традиций являются обряды (ритуалы), выступающие эффективным средством социального регулирования, — стереотипные формы массового поведения, выражающегося в повторении стандартизованных действий. Смысл
Глава 10. Этнические потребности человека
10.4. Этносы и их составляющие
ритуала заключен не в самих составляющих его движениях, а в том, что они символизируют (обозначают). В силу своего сим волического характера обрядовые действия лишены непосредственной целесообразности, но в конечном счете такие действия выполняют ряд немаловажных для этноса функций. Прежде всего ритуал играет роль механизма регуляции внутри-этнических связей. К числу важнейших аспектов этой роли относятся: кооперирование деятельности индивидов посредством их включения в систему социальных институтов; поддержание определенной иерархии социальных статусов; установление психологических сопереживаний, групповой солидарности; снятие возникающих в повседневном общении людей эмоциональных напряжений; утверждение социальной значимости жизненных состояний (рождение, наступление половой зрелости, вступление в брак, смерть) и поведенческих актов индивидов как форма их социальной оценки и контроля и т.д. Ритуал также выполняет функцию воспроизводства этнической специфики жизненного уклада и форм общения людей1.
Рассматривая этнические функции культуры, следуетчетко отграничивать собственно традиции, передаваемые устно или путем непосредственного наблюдения, от культурной преемственности, обеспечиваемой письменностью. Если письменная информация может существовать определенное время независимо от человеческого сознания, то устно-зрительные традиции непременно предполагают постоянное их сохранение в живой памяти людей. Устно-зрительные традиции требуют непосредственных межличностных контактов, а письменная информация может осуществляться и без таких контактов и в этом смысле имеет «опосредованный» характер. Наиболее «эт-ничный» слой культуры в узком смысле слова определяется двумя основными параметрами — надиндивидуальностью (коллективностью, массовостью) и устойчивостью (традиционностью, повторяемостью).
Наиболее характерные свойства этноса непосредственно сосредоточены в бытовой культуре, при этом имеется в виду не вся бытовая культура, а лишь обыденное сознание, обиходный язык и традиционная составляющая бытовой культуры. При
всей многогранности своей внутренней структуры культура каждой этнической общности представляет определенную целостность, состоящую из множества взаимопроникающих систем и подсистем. Именно поэтому культура этноса способна сопротивляться внешним воздействиям и самовосстанавливаться, когда какая-то ее часть оказывается разрушенной1.
Этнические потребности человека играют особую роль в жизнедеятельности человека и социума в целом. Основу их составляют три ведущие биологически обусловленные потребности:
о в самосохранении;
0 в продлении рода (формой выражения этой потребности является сексуальное влечение);
о в сохранении вида (формами выражения этой потребности выступают материнский инстинкт защиты потомства, самопожертвование во имя других представителей своего этноса и др.).
Эти три потребности проявляются и у животных, обеспечивая существование вида. У человека названные потребности и содержательно, и по средствам, способам, формам реализации имеют социально-культурную окраску и наполнение. При этом лишь проявление, действие всех этих трех потребностей обеспечивает существование и развитие социума, этноса. Разрушение, размывание хотя бы одной из них приводит к разрушению этноса.
Это означает, что если у человека размыты или отсутствуют потребности в сохранении вида и продлении рода, то потребность в самосохранении не может обеспечить высокую энергетику (у престарелых людей, бомжей) его поведения, деятельности, а потому и достаточный уровень его жизни.
Этнические потребности обладают значительной устойчивостью и силой; они регулируются соответствующими нормами их удовлетворения. В тех случаях, когда эти нормы оказываются под угрозой, отрицаются или кто-то покушается заменить их другими, этнические потребности обостряются, актуализируются и даже могут превратиться в доминирующие именно в своем этническом качестве.
Бромлей Ю.В. Указ соч. С. 134.
Бромлей Ю.В. Указ. соч. С. 141.
Глава 10. Этнические потребности человека
5. Этнические стороны развития общества
10.5. Этнические стороны развития общества
Одна из важных задач современной этнологической науки связана с исследованием этнических процессов в развитии общества. Актуальность решения этой научной задачи возрастает в период трансформации общества, характеризующейся ломкой политико-экономической формации, сменой в массовом сознании устоявшихся систем общественных ценностей и идеалов на другие, нередко противоположные, пример чего дает наша страна. Кардинальные перемены в социально-экономических и этнополитических условиях жизни различных регионов бывшего СССР в постсоветский период значительно обострили проблемы миграции населения и адаптации его на новых местах жительства.
В Москве, городе с уникальными политическими, социально-экономическими и культурными условиями, реформирование многих сфер общественной жизни осуществляется наиболее активно. Оставаясь в основном русским городом, Москва является и полиэтническим мегаполисом, издавна заселенным представителями разных национальностей. Массовое прибытие в Москву инонационального населения наряду с позитивными моментами (приток трудовых ресурсов, капитала) вызвал ряд острых проблем, иногда взрывоопасных, в разных сферах жизни городского сообщества, в том числе связанных со сложностями во взаимоотношениях представителей разных национальностей. Ставя перед собой в основном экономические цели, многие московские мигранты не задумываются о том, сумеют ли они «вписаться» в этнокультурную среду Москвы, станут л и здесь «своими», смогут ли принять местные особенности быта и нравов, не будет ли их поведение, обычаи, привычки диссонировать с принятыми в Москве. Это в свою очередь вызывает отрицательную реакцию постоянных жителей Москвы, которые воспринимают многочисленных приезжих, особенно отличающихся своей внешностью, манерами, темпераментом, как чужаков, нарушающих привычный уклад жизни.
Процессы ассимиляции иммигрантов в каждой стране имеют свои особенности, причем различные по своему происхож-
дению иммигрантские группы подвержены ассимиляции не в одинаковой степени. Первостепенная роль во включении иммигрантов в социально-культурную жизнь этнического большинства страны их пребывания принадлежит языку. Язык, сформировавшийся в условиях богатых научных традиций и соответственно располагающий развитой терминологией, естественно, обладает преимуществами в выражении специальных знаний по сравнению с языком, не имеющим таких традиций. Если неверно полагать, что И. Кант на китайском языке создал бы совершенно иную философскую систему, то нельзя отрицать и того, что китайский, немецкий и эскимосский языки не находятся в совершенно одинаковых условиях для создания подобных концепций. Ошибочно думать, что Кант мог бы изложить свои философские взгляды на эскимосском языке ничуть не хуже, чем на немецком. Немецкий язык к тому времени обладал сложной и развитой философской терминологией, сделавшей его удобным для отвлеченных рассуждений1.
Интересные экспериментальные данные, касающиеся локализации в человеческом мозгу речевой деятельности, получил японский ученый Т. Цунода2.
В ходе этого эксперимента были обследованы представители нескольких десятков этнических групп (европейских, азиатских и африканских). Полученные материалы показали, что у всех обследованных слоги вызывали доминантность правого уха (соответственно левого полушария), чистые тона — доминантность левого уха (правого полушария). Однако относительно гласных обнаружились межгрупповые различия. Если у представителей подавляющего большинства обследованных групп они вызывали доминантность левого уха (правого полушария), то у лиц, родным языком которых был японский или один из полинезийских (тонга, восточно-самоанский и маори), - доминантность правого уха (левого полушария). Было выяснено также, что такого рода различия в характере доминантности вызваны не генетическими факторами, а лингвистической и слуховой средой. В свете этого Цунода пришел к выводу, что причина различий заключается в общем для японского и полинезийского языков свойстве: присутствии в них большого числа слов, состоящих только из гласных, и слов, состоящих из двух или более гласных и согласных. «В этих богатых
1 Брутян Г.А. Гипотеза Сепира-Уорфа. Воронеж, 1997. С. 58-60.
2 Барабин Г. Родной язык и мозг. Интересное открытие японского эксперимен
татора// Курьер ЮНЕСКО. 1982. Март. С. 10-13.
Глава 10. Этнические потребности человека
1.1. Рефлексивные способности человека
гласными языках гласные столь же важны в узнавании слов и предложений, как и согласные. В результате гласные звуки обрабатываются в левом, или "речевом", полушарии1. Это всвою очередь позволило выдвинуть предположение, что у "японского типа" доминантности вместе с гласными в левом полушарии обрабатываются также звуки, связанные с эмоциями, "и эта левая доминантность укореняется по мере развития речевой способности"».
Таким образом, родной язык, дифференцирующий восприятие человеком звуков из окружающей среды, «тесно связан с формированием уникальной культуры и психического склада каждой этнической группы»2.
Психика не существует вне людей, и конкретными носителями всех ее этнических особенностей являются члены этнической общности. В рамках той или иной этнической общности подчас на протяжении ряда поколений функционируют традиционные для нее психические черты. Это происходит не в силу их полной независимости от изменений внешней среды, а лишь потому, что эти психические черты обладают некоторой инерцией, обеспечиваемой социальными средствами межпоколенной передачи общественно-исторического опыта.
Часто затрагивают вопрос о различиях между этносами в такой сфере психики, как способности. Следует подчеркнуть, что равная первичная природная основа способностей (задатки) обнаруживается у всех народов мира, притом не только в сфере умственных способностей, но и специальных (сценической, музыкальной, художественной и т.п.).
Цивилизация, предоставляя человеку полный арсенал средств насладиться «второй природой» без каких-либо усилий, последовательно извлекает из человека его творческое естество, а каноничный вещный мир этноса сегодня представляет ценность Человека и его право быть собой в единстве с окружением. Суть возрождения материальной культуры не состоит лишь в воспроизведении ее внешних параметров, но в воссоздании полноценного бытия культурной традиции, являясь ее жизненным пространством. Это возможно при адекватной государственной политике в сфере культуры: в восстановлении
1 Барабин Г. Указ. соч. СИ.
2 Там же. С. 12.
(культурной базы данных» этноса в содружестве научного зна-я и прикладных сфер его бытия. Богатство мировой культу-
ibi немыслимо без наследия традиционных культур, несущих в Лвоем содержании гуманистические ценности. Обращение к Исконным корням традиции важно в осмыслении исторического прошлого, что составляет суть культуры и определяет ее дальнейшую судьбу.
Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!