Глава 9. Потребность в принадлежности. Любовь и дружба
9.1. Фазы и виды любви
Есть три источника влечения человека — душа, разум и тело. Влечение душ порождает дружбу, влечение ума — уважение, влечение тела — желание. Соединение всех трех порождает любовь (древнеиндийский эпос).
Любовь — непосредственное, интимное чувство, предметом которого прежде всего выступает человек, но могут быть также другие объекты, имеющие особую жизненную значимость.
Глава 9. Потребность в принадлежности, любовь и дружба
. Фазы и виды любви
У большинства людей упоминание словосочетания «интимные отношения» ассоциируются с сексом. Скорее всего, такое представление навязано кинофильмами, литературой, СМИ, рекламой. Интимные отношения — это не только секс. Словарное определение слова «интимный» — глубоко личный, сокровенный, задушевный. Значит, к интимным отношениям можно отнести и дружбу, и любовь во всех ее проявлениях, и секс.
Несмотря на многовековые попытки дать исчерпывающее определение любви, оно до сих пор не найдено. Еще в Древней Греции существовала теория о двух видах любви: любовь — эрос, проявляющаяся как потребность и жажда обладания предметом своей страсти, и любовь, выражающаяся в бескорыстной самоотдаче, растворении любящего в заботе о любимом. Сущность любви в идеале — слияние двух индивидуальностей в единое целое, совершенное соединение двух Я в одно большое Мы.
Ничто на свете по яркости ощущений нельзя сравнить с чувством, которое возникает при виде «того самого единственного и неповторимого». Чувство любви проявляется в нескольких формах: в форме любви мужчины и женщины, братской любви, любви родителей и детей, любви человека к самому себе, фанатичной любви к кумиру и т.д. Любая форма любви основана на существовании у человека сложного комплекса моральных, нравственных, духовных и интеллектуальных качеств, составляющих основу личности и позволяющих ему выделить любимого или любимую среди множества других людей. Основополагающей чертой чувства любви, как и дружбы, является ее мотивационная сущность. Настоящая любовь по мере своего развития становится одной из основных внутренних первичных потребностей человека. Это потребность в совершении бескорыстных дел, совершении часто безрассудных, вредящих самому человеку поступков ради объекта любви. Все виды любви — к человечеству, стране или даже к абстрактным образам, тем или иным объектам, явлениям — рассматриваются как проявления основной наиболее выраженной инстинктивной силы и сверхположительного отношения к ним.
|
|
Эротическая, или половая, любовь представляет собой только небольшую часть этой системы биологических потреб-
|
|
ностей человека. Значимость ее для человека очевидна. Это один из базисных инстинктов, одна из базисных потребностей, связанная, в частности, с другим базисным инстинктом — врожденной потребностью продолжения рода. Несомненна важность сексуального инстинкта как проявления потребности продолжения рода. К сожалению, эротическая, или половая, любовь в настоящее время именуется просто секс. О нем пишут, говорят, обсуждают, но, как справедливо заметил С. Агар-ков в своем очерке «Волна и пена сексуальной революции», проблем в этой сфере меньше не стало. Сексуальная революция — противоречивый процесс. Ее результатом, с одной стороны, стало терпимое отношение к сексуальности, понимание того, что она представляет собой важный аспект общественной и личной жизни, одно из проявлений свободы, а с другой стороны — негативные последствия, обусловленные тем, что многие запретительные нормы потеряли свое значение, а новые нормы внутреннего регулирования еще не сложились. Например, наиболее распространенная в прошлом форма половой жизни до вступления в брак и вообще вне брака — проституция — в известной степени утратила свое значение, но не исчезла. Теперь в западной цивилизации, к которой относит себя и Россия,секс до брака не возбраняется.
|
|
Появились разногласия и между представителями разных полов, связанные в первую очередь с общественными изменениями. Молодые девушки рано обретают самостоятельность и зарабатывают столько же, сколько молодые мужчины, а иногда и больше их. Кроме того, возникло такое изменение идеологического порядка, как равноправие полов. Теперь, когда женщина наравне с мужчиной может выбирать себе партнера, девушки стали более разборчивы и сосредоточены на собственном удовольствии1. Но мужчины были и остаются консерваторами: они уважают умных, деловитых, предприимчивых, элегантных и стильных женщин, воспринимают их как подруг
' В Швеции эмансипация достигла апогея: девушка полностью берет инициативу в свои руки, сама приглашает парня на свидание, дарит избраннику цветы, оплачивает счет в ресторане. Как отмечает специалист-сексолог Габриель де Пу-тер, несмотря на то, что в Нидерландах секс является такой же темой для разговоров, как погода, учеба и музыка, показатели незапланированной беременности среди молодежи в Нидерландах — 12 из 1000 человек (один из самых низких в мире).
|
|
Глава 9. Потребность в принадлежности, любовь и дружба
или деловых партнеров, но им по-прежнему нравятся нежные, обаятельные, чувственные и женственные создания. «В русском мужчине веками воспитывали уверенность в том, что он должен завоевать женщину. И если она берет инициативу на себя — это пугает, — считает С. Астахов, актер, сыгравший в телефильмах «Побег» и «Охота на изюбря» (2007), — мужчина думает, что у нее проблемы. А с проблемами связываться никто не хочет, даже если женщина очень красивая».
С физиологической точки зрения любовь — очень полезное для здоровья явление. Начало любовных отношений, когда влюбленный еще ничего не знает о своем избраннике, — замечательное, но достаточно тревожное время, которое делает влюбленного счастливым и увеличивает число защитных клеток. В результате выделения кортизона у влюбленных быстрее залечиваются раны и воспаления, реже бывают простуды и грипп. В связи с этим врач и-сексологи сделали вывод, что любовь — лучшее лекарство.
Человек носит в себе некую «формулу любви» и, встречая девушку, о которой ему ничего не известно, он просто проецирует образ, который существует в его мечтах, на реальную девушку. Если выявленные основные черты совпадут с чертами созданного образа, то, возможно, вспыхнет любовь. Так специалисты объясняют феномен любви с первого взгляда. При этом оценка производится в следующей последовательности. За первые 5 с человек определяет цвет глаз будущего избранника и оценивает, достаточно ли он умен. В течение следующих 10 с взгляд сосредоточен на одежде и на руке в поисках обручального кольца. Еще 5 с занимает взгляд на прическу, еще 5 с — на руки: маникюр не обязателен, но общая ухоженность рук приветствуется. Затем взгляд переходит на обувь. В последние 15 с оцениваются манера поведения и походка.
Эта же «формула любви» отвечает за ощущение равновесия и надежности отношений. Когда на первом этапе (знакомство, начало любовных отношений) чувственное влечение полыхает пламенем, мозг вырабатывает вещества одного типа, а на втором (желание успокоиться) — другого. Смена сильных эмоций спокойствием — ключ кровным отношениям. Еще И.М. Сеченов задался вопросом сохранения любви и выделил ее последовательные фазы:
о 1. Фазы и виды любви
1) платоническая любовь с еще не определившимися, «темными»
половыми желаниями; 2)любовь-обладание, в которой место темных, неопределенных
половых стремлений заступают яркие, трепетные ощущения
любви;
3)любовь по привычке (по словам Сеченова, «от частого повторения рефлекса, в котором психическим содержанием является представление любовницы с теми или другими или со всеми ее свойствами, образ ее сочетается со всеми движениями души любовника, и она становится действительно половиной его самого»);
4)неосознанное раздражение, возникающее, если не бороться против однообразия. Партнер начинает рассматриваться через призму недостатков, а не достоинств;
5) разлука или разрыв. Это не одно и то же. Партнерам на этой стадии физически необходимо расстаться. Возможно, после интенсивного отдыха друг от друга пара воссоединится, а может, и нет.
Великий физиолог сделал важный вывод: «Человек, переживший один раз все эти натуральные фазы полной любви, едва ли может любить страстно во второй раз. Повторные страсти — признак неудовлетворения предыдущим».
Психологов волнует вопрос: «В кого мы влюбляемся?» Одни считают, что мы влюбляемся в тех, кто похож на нас, и тем самым приобретаем уверенность в себе; другие полагают, что если тянет к человеку, совершенно не похожему, то скорее всего это «подают голос» комплексы, а если человек смог справиться со своими внутренними проблемами, то он будет искать спутника, равного себе. Кроме того, существует точка зрения, согласно которой любовь — это проявление высшей формы эгоизма как психологической потребности, человек любит кого-то или что-то с целью удовлетворения собственного Эго.
Любовь — это удовлетворительный ответ на проблему человеческого существования, ибо в любви (во всех ее разновидностях) человек находит единение с окружающим его миром, единение с людьми. Любовь — тот самый ключ, который освобождает человека от одиночества. Любовь в любом из этих значений является эмоциональным состоянием, окрашивающим
Глава 9. Потребность в принадлежности, любовь и дружба
9.1. Фазы и виды любви
все взаимодействия с любимым человеком или вещью и их восприятие.
Влюбленность является особым видом любви. Следует отметить разницу между длительным, устойчивым чувством любви и чувством мгновенной влюбленности, когда человек руководствуется только некоторыми первичными и часто обманчивыми впечатлениями. Отличительной чертой и, как правило, причиной состояния влюбленности является то, что человек часто видит в предмете любви тот идеал, который он сформировал в своем воображении, т.е. он проецирует на внешний мир свои нормы и предпочтения и наделяет некий объект набором идеальных качеств и характеристик. Поэтому с течением времени при более внимательном знакомстве с человеком, при более полном и глубоком узнавании черт его характера влюбленность или проходит, или переходит в любовь, или в фанатичную любовь.
Фанатичная любовь к кумиру основана на том, что человек не в состоянии реально оценить качества объекта любви, его характер, отношение к другим людям. Такой вариант любви достаточно распространен и, как правило, связан с определенным дисбалансом между силой эмоций и выраженностью потребностей в духовных, идеальных качествах объекта любви, таких, как наличие добра, справедливости, таланта, нравственности, а также с отсутствием критической, объективной оценки реальных качеств предмета обожания, составляющих основу любого чувства.
Любовь-поклонение — это форма псевдолюбви, которая нередко встречается и часто воспринимается как «великая любовь». В современном мире этот вид псевдолюбви весьма распространен. Если человек не достиг уровня, на котором он обретает чувство аутентичности собственного Я благодаря продуктивной реализации своих собственных возможностей, он имеет склонность «поклоняться» любимому человеку. Он отчужден от своих собственных сил и проецирует их на любимого человека, которого почитает за воплощение любви, света, блаженства. В этом процессе он лишает себя ощущения собственной силы, теряет себя в любимом человеке вместо того, чтобы находить себя в нем.
В неразделенной любви один из партнеров с той или иной степенью объективности не видит в другом воплощения своего идеала. При этом интересно отметить, что люди становятся жертвами иллюзий: внешние характеристики объекта любви заслоняют душевные качества человека. В случаях неразделен- \ ной любви имеет место объективное расхождение личностных характеристик реального партнера и представлений о необходимых физических и духовных качествах любимого человека, т.е. рассогласование между реальностью и идеалом, что в конечном счете приводит к такому комплексному явлению, как отсутствие взаимности.
Сентиментальная любовь — форма псевдолюбви. Такая любовь переживается только в фантазиях, а не «здесь и сейчас», в существующих отношениях с другим реальным человеком. Наиболее широко распространенная форма такой любви — заместительное чувство любовного удовлетворения, переживаемое потребителями романов, экранных и журналистских любовных историй. Все неосуществленные желания любви, единства и близости находят удовлетворение в потреблении такой продукции.
Любовь к самому себе является нормальным явлением для человека. Это представление формировалось по мере развития общества, по мере все большего признания людьми важности личных интересов.
Можно сказать, что любовь — самая сложная, таинственная и парадоксальная реальность, с которой сталкивается человек.
Любовь в современном мире — относительно редкое явление, и ее место занимают разные формы псевдолюбви, которые на деле представляют собой формы разложения любви. Современный человек отчужден от себя, от своих бл ижних, от природы, и каждый, стараясь быть как можно ближе к другим, остается крайне одиноким, испытывая глубокие чувства тревоги и вины, которые всегда появляются там, где человеческое одиночество не может быть преодолено.
К сожалению, «человеческое счастье» сегодня состоит в том, чтобы развлекаться. Развлекаться — это значит получать Удовольствие от употребления (злоупотребления) товаров, зрелищ, пищи, напитков, людей, лекций, книг, кинокартин. Характер современного человека приспособлен к тому, чтобы об-
Глава 9. Потребность в принадлежности, любовь и дружба
9.2. Брачные отношения
менивать и получать, торговать и потреблять; все предметы, как духовные, так и материальные, становятся объектом обмена и потребления.
В современном обществе любовь как сексуальное взаимное удовлетворение и любовь как «слаженная работа» и убежище от
одиночества — общепринятые формы обесценения любви.
■ ■
9.2. Брачные отношения
Одно из самых значительных выражений современной любви, особенно брака с его отчужденной структурой, — идея «слаженности». Авторитарная, или традиционная, семья в основном уходит в прошлое. Она господствовала в тех условиях, когда женщина вела дом, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто — единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семейства, т.е. существовала объективная основа для авторитарной семьи. Совсем другое дело, когда женщина имеет более высокий уровень образования, чем у мужа, активно участвует в экономическом обеспечении семьи, является совладельцем собственности. В этом варианте больше условий для формирования равноправных отношений между членами семьи. Конечно, есть и другая сторона медали. Рост экономической самостоятельности женщины, ее активное участие в общественном производстве ведут к перегрузке женщины, снижаются ее возможности в воспитании детей, увеличивается число разводов, сокращается рождаемость и т.п.
Содержание брачных отношений определяется степенью развитости общества. Чем примитивней общественные отношения, тем больше места в семейно-брачном союзе занимают чисто физиологические и хозяйственно-экономические моменты. К примеру, приведем рассуждения Ж. Эзерта, автора «Общей социологии»: мужчина, от природы беспокойный умом и телом, предпочитает действовать свободно, следовательно, ему нужна помощь, которая дала бы ему волю, освободив от забот домашнего хозяйства. Женщина подчиняется этой участи потому, что ее физиологические недостатки и забота о ребенке, который является ее уделом, вынуждают ее быть при-
вязанной к дому, нравится ей это или нет. Таким образом, оба скрепляют сделку, не равную, но верную, делающую сотрудничество предпочтительней, чем жизнь врозь.
Чем более развито общество, тем большую роль в брачных отношениях играют социально-психологические, этические, эстетические и, конечно, сексуальные моменты.
Традиционные мужские функции в семье существенно изменились. Муж перестал быть единственным кормильцем, в городе исчезли многие виды мужских занятий - заготовка воды, топлива, сложный ремонт и т.д. Поэтому главенство мужа в семье в смысле единоличного принятия решений, распоряжений денежными средствами исчезло. Семейным бюджетом, повседневными расходами в большинстве семей занимаются женщины.
В одном из современных социологических исследований семьи выяснилось, что мужчины назвали себя главой семьи в 6 раз чаще, чем жену; женщины в свою очередь в 3 раза чаще назвали себя главой семьи, чем мужа. Мужчины явно заблуждаются, приписывая себе главенствующую роль в семье, поскольку они не участвуют в решении главных вопросов — контроль семейного бюджета и повседневных расходов. Мужское главенство пока утратило экономическое обоснование и сохранилось лишь как морально-этическое явление, связанное с традицией. Однако изменения в социально-экономической обстановке могут создать предпосылки для упрочения власти мужчины в семье. Об этом говорят современные жизненные стратегии мужчин и женщин, ориентированные на мужа-кормильца, отвечающего за материальное благосостояние в семье.
Роль женщины в семье — ключевая. Но в современной жизни рост образования, профессиональная карьера, обогащая интеллектуальный и эмоциональный мир женщины, резко сокращают количество времени, которое она может посвятить семье и воспитанию детей. Кстати, отмечена и обратная корреляция между уровнем профессиональной занятости и уровнем рождаемости.
Более полной реализации социальной роли матери, воспитательницы будет способствовать развитие социальной сферы, службы быта. В нашей стране вся служба быта берет на себя лишь пятую часть домашнего труда. Свою негативную роль иг-
Глава 9. Потребность в принадлежности, любовь и дружба
9.3. Личностное и общественное значение потребностей семьи
рает и общественная психология — традиционное деление домашнего труда на мужские и женские виды. Почему-то получилось так, что общество механизировало и автоматизировало те виды домашнего труда, которые традиционно выполняли мужчины. В результате у женщины получается двойной рабочий день.
Общие затраты времени на ведение домашнего хозяйства в стране оцениваются в миллиарды человеко-часов и сопоставимы с затратами времени во всем общественном производстве. Но если мужчина тратит на домашнюю работу в среднем 1 ч в день, то затраты женщины — 4—5 ч.
Социология семейно-брачных отношений исследует ген-дерные или социально-культурные различия между мужчинами и женщинами. Тендерные проблемы связаны с социальным аспектом в понятии «мужское» и «женское». Стереотипы настойчиво требуют соответствовать тем стандартам «настоящих» мужчин и женщин, которые приняты обществом в данное время. Правда, женская проблематика в социологических исследованиях является традиционной, чего нельзя сказать о специфически мужских проблемах. Иногда создается впечатление их незначительности или полного отсутствия. Беспро-блемность мужского социального бытия стала стереотипом общественного сознания.
Устойчивость брака стала глобальной современной проблемой во всем мире. Брак утратил пожизненный характер. Свобода расторжения брака зафиксирована в правовых нормах всех государств демократического устройства.
Социологи, юристы, медики, педагоги изучают причины нестабильности современной семьи. Чаще всего семья распадается из-за пьянства, неверности супругов, низкой культуры поведения, отсутствия сексуальной культуры, неподготовленности к браку. По общему мнению, молодежный брак оказывается хрупким из-за завышенных ожиданий, которые разбиваются о «прозу жизни». Это свидетельство инфантильности, безволия, эгоистических установок у вступающих в брак молодых людей. Практика семейной жизни резко меняет мироощущение молодых супругов по сравнению с добрачным периодом. Самое большое разочарование испытывают и мужчины, и женщины относительно проявлений заботливости и нежности
партнера. Оказывается, это самые дефицитные свойства молодых супругов. После распада брака желание иметь статус семейного человека сохраняет всего каждый десятый из бывших супругов. Основа супружеской совместимости — это совпадение главных ценностных ориентации. Супруги должны быть единомышленниками, сотоварищами, и тогда исчезает проблема стирки, уборки, мытья посуды. Каждый добровольно берет на себя свою долю обязанностей.
Идеал современного счастливого брака — это идеал исправно функционирующей слаженности: муж должен «понимать» свою жену (делать благосклонные замечания по поводу ее нового платья и вкусного блюда), помогатьей. Она в ответ должна «понимать» его, когда он приходит домой усталый и расстроенный; должна внимательно его выслушать, когда он говорит о своих деловых затруднениях; не сердиться, а «понимать», когда он забывает о ее дне рождения. Весь набор этих видов отношений сводится к хорошо отлаженной связи двух человек, остающихся чужими друг другу на протяжении жизни. Они никогда не достигают «глубинной связи», но любезны друг с другом и стараются сделать друг для друга жизнь как можно приятнее. При таком понимании любви и брака («команда», взаимная терпимость) главный акцент делается на отыскании убежища от непереносимого в других случаях чувства одиночества. Создается союз двоих против одиночества, и его ошибочно принимают за любовь и близость.
9.3. Личностное и общественное значение потребностей семьи
Большинство россиян живет в семьях, обшее их число более 40 млн. Обычная семья состоит из супружеской пары с одним или двумя детьми. Удельный вес основных типов семьи в России по структурному признаку: 0 нуклеарная семья - около 80 % (нуклеарная семья состоит из одной брачной пары, т.е. ее основной признак — автономность, вторая ее черта — малодетность);
* неполная семья (как правило, мать с детьми) — около 19 %;
* сложная семья;
Глава 9. Потребность в принадлежности, любовь и дружба
9.3. Личностное и общественное значение потребностей семьи
о семья с несколькими брачными парами и многодетная - 1 %.
Преобладающий тип семьи в развитых странах нашего времени — мононуклеарная, малопоколенная, малодетная.
Семья — первичный и важнейший институт общества благодаря тем функциям, которые она выполняет. Именно через семью сменяются поколения людей, в ней появляется на свет человек, продолжается человеческий род, происходят первичная социализация и воспитание детей, наконец, реализуется такая благородная функция, как забота о престарелых. На семью ложится организация быта, потребления, а также значительная часть хозяйственно-экономических функций.
Структура семьи — совокупность отношений между ее участниками, втом числе отношений власти. Выделяются авторитарные семьи, в которых складывается жесткое подчинение главе семьи, чаще — мужу, детей — родителям, и семьи демократического типа, где распределение ролей, власти происходит не в соответствии с традициями, а на основе личностных качеств, способностей супругов, для них характерно равноправие в принятии решений, добровольное распределение обязанностей.
Основные ролевые отношения в семье — муж, жена, мать, отец, теща, свекровь, старший ребенок, младший ребенок и т.п.
Сферы жизнедеятельности семьи непосредственно связаны с удовлетворением потребностей ее членов.
Потребность продолжения рода — важнейшая и ничем не заменимая функция современной семьи. Но весь опыт человечества свидетельствует: чем выше уровень развития цивилизации, тем меньше в семье число детей. Иначе говоря, чем выше уровень и качество жизни населения, культура и образованность, тем ниже рождаемость. Происходит сокращение популяции, старение населения. На уровне рождаемости сказываются соотношение городского и сельского населения, религиозные и национальные традиции, генетический фонд, социально-экономические условия; по медицинской статистике, до 15 % семей не имеют детей из-за бесплодия мужа или жены, причем в соотношении 40:60.
Потребность в воспитании, реализуемая семьей, обеспечивает социализацию подрастающего поколения. Воспитательная функция состоит в удовлетворении индивидуальных по-
требностеи в отцовстве и материнстве, в воспитании детей и их самореализации, самореализации самих себя.
Воспитание детей — важнейшая потребность семьи. Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее сильное — в первые годы жизни, когда закладываются нравственные, психологические, эмоциональные основы личности. В семье реализуется индивидуальный подход к ребенку, и родители могут вовремя заметить его положительные и отрицательные качества. У каждой семьи есть свои пределы воспитательных возможностей, и не только экономические, образовательные, временные, но и нравственные: авторитет родителей должен строиться не на дидактических назиданиях, физических наказаниях или материальном поощрении, а наличном примере.
Развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи. Современная наука накопила массу данных о роли семейного воспитания в стимулировании интеллектуального развития ребенка: чем более содержательно и многообразно общение в семье, тем быстрее ребенок накапливает знания, навыки речи, мышления. Для детей, оставшихся без попечения родителей, государство в настоящее время организует нетрадиционные детские дома, детские дома семейного типа.
Однако существуют факторы, способствующие нарушению реализации воспитательной функции семьи. К ним могут быть отнесены: неполный состав семьи, недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей, негативные отношения между родителями, конфликтность семьи (не только по вопросам воспитания, но и по иным вопросам), вмешательство родственников в воспитание детей, определенные условия жизни семьи.
Потребности семьи в симпатии друг к другу, в удовлетворении, уважении, признании, психологической защите реализуются посредством эмоциональной функции. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает эмоциональную стабилизацию не просто членов семьи, но членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.
Потребность общества в первичном социальном контроле обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи, особенно теми, кто уже или еще не может строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами. Это каса-
152 Глава 9. Потребность в принадлежности, любовь и дружба
ется пожилых людей, детей и членов семьи с ограничениями жизнедеятельности (какой-либо физический недуг).
Потребность в сексуальной воспитанности предполагает усвоение необходимых знаний об интимных сторонах жизни человека, правильных взглядов на взаимоотношения полов, знание того, как беречь свою любовь.
Стабильная благополучная семья возможна только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи является начальный период брачной жизни. В этот период происходят первоначальное вхождение в мир друг друга, распределение труда и обязанностей в семье, решение жилищных, финансовых и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, освоение роли мужа и жены, накопление жизненного опыта, взросление и возмужание. Супруги, особенно молодые, обычно драматизируют любую спорную ситуацию и считают, что единственный путь выхода из нее -развод, и обычно с трудом приходят к мысли о необходимости временной разлуки. О полезности временной разлуки писал еще К. Маркс, отмечавший, что «...постоянное общение порождает видимость однообразия, при котором стираются различия между вещами. Даже башни кажутся вблизи не такими уж и высокими, между тем как мелочи повседневной жизни, когда с ними близко сталкиваешься, непомерно возрастают».
Молодые не должны истолковывать вступление в брак как конечную цель, после достижения которой можно «расслабиться и отдохнуть». Наоборот, для них свадьба должна стать исходной точкой борьбы за семейное счастье. Это значит, что супругам не следует останавливаться в своем развитии. Для современных браков идеалы романтической любви, несмотря на «достижения» сексуальной революции, начинают рассматриваться как эталонные, предполагая галантность и бережность, основанные на точном знании границ взаимной пристойности и привлекательности.
Для преодоления негативных последствий, возникающих в процессе семейной жизни, необходимо повышение культуры взаимоотношений супругов, последовательное формирование в себе уживчивости, доброжелательности, чуткости и сдержанности. «Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно,
9.4. Дружба
лучше меня, я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть луч-ще себя» (М.М. Пришвин).
Потребность семьи во внимании и заботе о престарелых родителях в настоящее время претерпевает трансформацию. Семья сталкивается с необходимостью оказывать помощь прародительской семье, чтобы компенсировать угасающие силы прародителей. Установлено, что к среднему возрасту детей отношения между ними и прародителями становятся наиболее взаимными и равными, чем когда бы то ни было. Однако, по некоторым данным, этот процесс может занимать от 20 до 40 лет. С годами определенный тип отношений фиксируется, связи становятся более ригидными, их значительно труднее изменить. Особенно явно это наблюдается, если отношения родителей к детям строились на авторитарной основе. Взаимные роли и обязательства при этом чаще носят формальный характер и меньше поддаются изменению.
Несмотря на всевозможные трудности, человек способен сделать свою жизнь удачной, творческой, счастливой. Но надо вовремя понять причины трудностей, найти возможный выход из тупика и двигаться в этом направлении, не жалея ни физических, ни духовных сил, постепенно освобождаясь от всего показного, мелочного, эгоистического, словом, от всего того, что является антиподом личностного роста.
9.4. Дружба
Дружба от любви отличается большей рассудочностью и более строгими нормами взаимного поведения. Под Дружбой еще со времен Аристотеля понимают высокоиндиви-Дуализированные и свободные от эротических элементов отношения между людьми. Эти отношения устойчивы к внешним воздействиям, положительны, длительны, основаны на духовной близости, т.е. на наличии общих интересов, на добровольной совместной деятельности в области, интересующей тех, кто дружит. Условиями дружеских отношений являются полное доверие, открытость, преданность, бескорыстие и готовность оказать помощь друг другу. Люди, находящиеся в отношениях дружбы, по-лУчают удовольствие, доставляя приятное другому человеку, у
Глава 10. Этнические потребности человека
10.1. Этнические грани личности
них возникает и развивается соответствующая мотивация, внутренняя потребность в дружбе. Именно в этом смысле следует понимать известное выражение «дружить надо уметь». Особенно активное развитие мотивации дружбы обычно происходит в детском и юношеском возрасте, в период становления характера человека, формирования его внутреннего мира, самосознания, усвоения моральных норм и законов. У человека, который способен к дружбе, на первом месте его ценностной системы стоит потребность делать приятное другу, бескорыстно жертвовать для него материальными и нематериальными благами.
Важным условием дружеских отношений является близость уровней духовного развития и систем духовных ценностей, хотя дружеские чувства возникают и при различии интеллектуального развития людей; примером может служить дружба взрослого и ребенка. Развитые духовные и интеллектуальные составляющие как условие для существования дружеских отношений позволяют по-новому рассмотреть классический вопрос о возможности дружбы между мужчиной и женщиной. Действительно, уровень внутренней культуры человека, уровень его интеллектуального развития, моральные, этические и нравственные нормы определяют возможность дружеских отношений данного человека с представителями другого пола. Вопрос сводится к тому, способен ли, например, мужчина увидеть в женщине не только существо другого пола, но и личность, обладающую набором перечисленных качеств.
Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!