Глава 16. Социальные потребности



16.1. Соотношение социального и биологического в человеке

Вопрос о сущности человека является предме­том специальной отрасли знания — философской антрополо­гии, которая исследует родовую сущность «человека вообще» независимо от исторического этапа и конкретных условий об­щественной жизни. Во все исторические времена человек был интересен в первую очередь самому человеку. Осмысление ос­новополагающего элемента общества — человека, его целей и устремлений, реализуемых в предметах и процессах, прежде всего в деятельности, подход к развитию общества через взаи­модействие отношений человек — природа, человек — общест­во, человек — человек, человек — его Я позволяют рассматри­вать общество, человека и природу как целостность, что дает


возможность раскрыть сущность общественного сознания че­рез его важнейший «срез» — человечность, духовность. На ос­нове такого подхода можно объяснить не только объективную закономерность развития общества, но и внутренний мир че­ловека, мир его индивидуального сознания, смысл жизни и другие «личностные» стороны общественной жизни, без учета которых общество предстает некой абстракцией, не связанной с человеком.

Философские споры о человеке имеют многовековую исто­рию. Само появление жизни на планете Земля — предмет спо­ров и серьезных исследований многих отраслей науки. Еще В.И. Вернадский подчеркивал, что жизнь выступает не случай­ным явлением в мировой эволюции, но тесно с ним связанным следствием'. Человек есть чудо в том смысле, что он удивитель­ным образом совмещает противоположные начала — «душу» и «тело». Как биологическое тело человек уязвим, смертен, под­вержен как любой вид материи вещественным и энергетиче­ским воздействиям. Тело непреклонно в своих потребностях: нельзя отменить пищу, тепло, отдых, «отключить» систему вы­ведения. Душа, несмотря на неосязаемость, выводит человека из мира животных инстинктов, делает его сильным и стойким, поистине бессмертным в деяниях и идеях. Однако нельзя ут­верждать, что человек обладает двумя самостоятельными сущ­ностями. Сущность человека едина.

Человек обладает мышлением и речью, сложной структу­рой мыслительной и эмоциональной деятельности — сознани­ем. В поведении человека присутствуют биологические ин­стинкты, но они контролируются законами сообщества людей. Человек все делает по-человечески: утоляет голод и жажду, от­дыхает, продлевает себя как вид. Парадокс в том, что биологи­ческая сущность человека определяет его конечность, ставит объективные пределы его жизненным поискам, творчеству, переживаниям, потенциям. Но, как ни странно, именно смерть определяет ценность человеческой жизни, заставляет его искать высокий смысл своего появления и ухода из жизни.

В сжатом концентрированном виде вывод о социальной сущности человека впервые сформулировал Маркс в «Тезисах

1 Вернадский В.И. Живое вещество. М., 1978. С. 43.



Глава 16. Социальные потребности


16.1. Соотношение социального и биологического в человеке



 


о Фейербахе»: «...сущность человека не есть абстракт, прису­щий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»1. Однако и этот тезис нельзя абсолютизировать, так как недопустимо игнори­ровать антропологическое (биологическое и психическое) в этой сущности, в том числе этнопсихическое. Признание со­циальной сущности человека отнюдь не требует растворения индивидуального бытия во всей социальной целостности, пре­вращения общественных отношений в самостоятельную ре­альность в том смысле, что она существует помимо индивиду­альной деятельности людей и над ней. В действительности вся индивидуальная деятельность всех людей данного общества и составляет фундаментальное, первичное содержание общест­венных отношений. Другое дело, что результаты этих дейст­вий, развертывающаяся при этом цепочка событий выходят из-под контроляинди видов, а зачастую и общества в целом.

Нельзя недооценивать и биологической природы человека, так как «без знания человека невозможно проектировать об­щество»2. Н.М. Амосов констатирует:

О наличие природно обусловленных индивидуальных различий между людьми;

О неодинаковую восприимчивостьлюдей к воспитательным воз­действиям, усвоению общественных норм;

о наличие в человеке индивидуалистского начала;

о необходимость учета биологических потребностей в поведе­нии.

В психоанализе неоднократно высказывалась мысль о про­тиворечиях между социальным и биологическим в самой пси­хике человека, в структуре и динамике его мотивации. «Если до Фрейда психологи игнорировали биологическое в человеке, считая его существом исключительно социальным и абсолют­но сознательным, сводя психологию к убеждениям, знаниям и морали, то в работах Фрейда раскрылась глубочайшая диалек­тика социального и биологического»3. В отличие от рациона­листических представлений о том, что сознание легко, механи-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 33.

2 Амосов Н.М. Реальность, идеалы, модели// Наука и жизнь. 1989. №5. С: 67.

3 Гильбо Е. Апология доктора Фрейда// Знание-сила. 1989. № 8. С. 54.


 


чески управляет телом, по 3. Фрейду, сознание скорее напоми­нает всадника, оседлавшего норовистую лошадь1. В психике человека с помощью культуры формируется механизм управ­ления бессознательными влечениями. Однако подавленные стремления живут собственной жизнью, пытаются реализо­ваться, что создает мотивационный конфликт. Его разрешение зависит от степени усвоения личностью общественных норм, что обусловлено многими факторами, в частности методами воспитания, взаимоотношениями в семье, характером самих ценностей и норм.

В связи с этим по-новому представляются многие аспекты общественной жизни и индивидуального бытия человека — ценности культуры, цивилизации, охраняющие достижения общества и общественную жизнь в целом от деструктивных тенденций, характерных для всехлюдей. Исходя из понимания глубинных основ человеческой природы, можно лучше понять явления общественной психологии, общественного бессозна­тельного в виде стереотипов мышления, деятельности.

Биологическое начало связано с отдельным индивидом и в некоторой степени — со структурой личности. Поэтому, под­черкивая специфичность личности как явления, формирую­щегося только в социальной среде, не следует жестко противо­поставлять личность индивиду, считая ее социальной от начала до конца. Психологические свойства и способности, являясь необходимым механизмом формирования и развития лично­сти, представляют собой сплав социального и природного.

Таким образом, раскрытие биологического и социального в человеке не должно принижать роли ни того, ни другого. Стремление к синтезу социального и природного особенно оп­равдано в условиях обострившихся глобальных проблем чело­вечества. Финский ученый Пекка Кууси теоретически и мето­дологически разработал биологическо-социологический син­тез, смысл которого состоит в рассмотрении человека и человечества как неотъемлемой органической части всей при­роды и одновременно как продукта и высшей формы ее разви­тия, воплощающей биологические и социальные закономер­ности, взаимно предполагающие друг друга и вместе с тем кон-

Гильбо Е. Указ. соч. С. 54.



Глава 16. Социальные потребности


16.1. Соотношение социального и биологического в человеке



 


фликтующие друг с другом. «Человек - уникальное создание биологической эволюции, развитие которого обусловлено прежде всего третьим этапом эволюционного процесса ~ эво­люцией культуры, последним звеном в цепи длительного пре­образования, начавшегося несколько миллионов лет назад»1. В происхождении человека биологическая и культурная эволю­ции шли рука об руку: биологическая эволюция сформировала необходимые физиологические и поведенческие характеристи­ки, давшие толчок культурной эволюции. Не отрицая роли тру­да, П. Кууси говорит о значительной роли информационного развития: при естественном отборе — эволюция информации, заложенной в ДНК, изменения в нервной системе, развитие мозга; при культурной эволюции - изменение знаний, разви­тие мышления, а также о роли общественного строя в регули­ровании поведения людей, одновременно подчеркивая, что склонность к общественному образу жизни коренится в гене­тическом наследии человека.

Каждый человек от рождения располагает генетически унаследованным «стандартным» набором потребностей (еда, сон, безопасность). Но по мере освоения человеком социаль­ного способа жизнеобеспечения его потребности, биологи­ческие по происхождению, все больше социализируются, «очеловечиваются», индивидуализируются. Появление соци­альных форм и средств удовлетворения биологических потреб­ностей ведет к их качественному преобразованию — превраще­нию в биогенные потребности. Эти биологические по своему происхождению, но социальные по способу функционирова­ния (существования и удовлетворения) потребности обычно обозначаются как естественные, витальные, фундаменталь­ные, элементарные и т.п. Именно они выступают наиболее адекватным выражением биосоциальной природы человека. Здесь социальное проникает в биологическое и видоизменяет его настолько, что оно в сущности теряет свой биологический характер, становится социальным.

Вместе с тем развитие индивида порождает потребности собственно социального его существования — социогенные по­требности. Человек обеспечивает самосохранение путем взаи-

Кууси П. Этот человеческий мир. М., 1988. С. 47.


модействия с внешним миром и в особой форме, какой являет­ся социальная деятельность.

Итак, человеческие потребности не адекватны природной среде, они не могут быть удовлетворены посредством физиоло­гической адаптации. Их удовлетворение требует активного из­менения природной среды. Но отсюда следует, что понимание специфики потребностей человека не может основываться на анализе его природной организации; эту специфику можно «вывести» лишь из системы социальной деятельности, прежде всего трудовой, субъектом которой он является, из ее содержа­ния, а также из социальных условий и отношений, в которых она совершается.

Социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, как биологические и материальные, не побуждают че­ловека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако, ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества. Человек, с одной стороны, представляет собой биологический орга­низм, особь вида Homo sapiens, а с другой - всегда выступает как член того или иного социального организма, как предста­витель общества на определенной ступени его развития, сле­довательно, как представитель определенного класса, про­фессии, той или иной социальной группы. Человек — сущест­во в буквальном смысле слова диалектическое, а не существо, которое можно расчленить, хотя бы мысленно, на две сторо­ны: «с одной стороны — социальное существо, а с другой — биологическое».

Это значит, что любое социальное отправление, любое дей­ствие, любое проявление социальной жизни в человеке обес­печиваются биологическими механизмами, прежде всего ме­ханизмами нервной системы. В то же время все биологические функции организма человека подчинены выполнению его со­циальных функций. Поэтому всегда возникает возможность двух полярных толкований любого конкретного, любого част­ного случая: можно рассматривать биологические функции организма как форму проявления социальных, исторически определенных функций данного индивида, а можно, наоборот, рассматривать социальные функции как форму проявления естественно-природных, «родовых» особенностей человече-



Глава 16. Социальные потребности


16.1. Соотношение социального и биологического в человеке



 


           
   
 
 
   

ского организма, как внешнюю форму обнаружения органиче­ски встроенных в этот организм функций.

Анализируя отношения биологических и социальных явле­ний, нередко говорят об обусловленности биологического со­циальным. Наглядным примером могут служить социогенные болезни — устойчивые психофизиологические отклонения от нормы, которые обусловлены факторами общественной жиз­ни: профессиональные заболевания, так называемые социаль­ные болезни, а также болезни, вызываемые или стабильно под­крепляемые нарушением экологического равновесия. Вместе с тем можно говорить о биологическом как детерминанте соци­ального (например, в случаях, когда природные характеристи­ки человека задают контрольные параметры в тех или иных об­ластях общественной практики). Это касается прежде всего учета психофизиологических допусков в медицине (в фарма­кологии это качественный состав и дозировка медикаментов), при решении проблем техники и норм безопасности, в проек­тировании машин, оборудования, мебели, одежды, сооруже­ний и т.д-.

При рассмотрении соотношения биологического и соци­ального компонентов человеческого поведения конечный ре­зультат нередко определяется сочетанием, наложением или конфликтом генетически унаследованных и обретенных в ходе воспитания (социализации) форм поведения. Включенность человека сразу в два мира — в мир общества и в мир органиче­ской природы — порождает немало проблем, касающихся акту­ального существования людей и связанных с объяснением са­мой природы человека.

Согласно характеристике Маркса сущности человека как совокупности общественных отношений, он предстает суще­ством социальным. Вместе с тем человек — часть природы, и с этой точки зрения он принадлежит к высшим млекопитаю­щим, образуя особый вид Homo sapiens, следовательно, чело­век — существо биологическое. Биологическая и социальная формы движения материи «соседствуют» в эволюционной кар­тине мира: в ходе поступательного развития материи на базе ее биологической формы возникает качественно новое явление — общество. Взаимодействие закономерностей этих уровней действительности создает сложный комплекс проблем, касаю-


щихся роли и места каждого из них в различных сферах соци­ального.

Будучи биосоциальным существом, человек испытывает на себе взаимодействие генетической и социальной программ. Носителем генетических свойств служат молекулы ДНК, но­сителем социальной программы является опыт человечества, который передается новым поколениям путем обучения и вос­питания. Естественный отбор уже давно не имеет решающего значения в жизнедеятельности людей. Как свидетельствует ге­нетика, наследственный потенциал человека неисчерпаем и может сохраняться неограниченно долгое время. В то же время социальные условия существования людей стали все больше

Человек представляет собой целостное единство биологи­ческого (организменного), психического и социального уров­ней, которые формируются из двух — природного и социально­го, наследственного и прижизненно приобретенного. При

1 Черепкова Л.В., Краснощекова Е.И., Соколова Л.В. Психофизиология в схемах и комментариях. М., 2006. С. 216.



Глава 16. Социальные потребности


16.2. Виды социальных потребностей



 


этом человеческий индивид — не простая арифметическая сум­ма биологического, психического и социального, а их инте­гральное единство, приводящее к возникновению новой каче­ственной ступени — человеческой личности (рис. 16.1).

Индивидуальные различия человека, проявляющиеся в его психической деятельности и поведении, обусловлены как на­следственностью, т.е. природой его организации, так и его жизненным опытом, приобретенным в результате обучения и воспитания. Таким образом, индивидуальность и личность человека представляют единство природного и социально­го. Природные предпосылки обусловливают такие психиче­ские свойства человека, как темперамент, способности, харак­тер, на формирование которых также влияют личностные свойства и качества и их выражение в поведении и деятельно­сти. Субструктуры индивидуальности, на которые воздейству­ют биологические и социальные факторы, включают мотива­ции, темперамент, способности и характер. Они связаны через самообразующие признаки — эмоциональность, активность, саморегуляцию, побуждения.

16.2. Виды социальных потребностей

Социальные потребности рождаются в процес­се деятельности человека как общественного субъекта. Челове­ческая деятельность представляет собой адаптирующую, пре­образовательную активность, направленную на производство средств удовлетворения тех или иных потребностей. Посколь­ку подобная деятельность выступает как практическое приме­нение человеком социокультурного опыта, то в своем разви­тии она приобретает характер универсальной общественной производственно-потребительной деятельности. Человече­ская деятельность может осуществляться только в обществе и посредством общества, она совершается отдельным человеком во взаимодействии с другими людьми и представляет со­бой сложную систему действий, определяемую различными потребностями.

Социальные потребности возникают в связи с функциони­рованием человека в обществе. К ним относятся потребность в


общественной деятельности, самовыражении, обеспечении социальных прав и т.д. Они не задаются природой, не заклады­ваются генетически, а приобретаются в ходе становления чело­века как личности, его развития как члена общества, рождают­ся в процессе деятельности человека как общественного субъ­екта.

Отличительная черта социальных потребностей при всем их разнообразии заключается в том, что все они выступают тре­бованиями к другим людям и являются принадлежностью не отдельного человека, а группы людей, так или иначе объеди­ненных. Общая потребность определенной общественной группы не только слагается из потребностей отдельных людей, но и сама вызывает у отдельного человека соответствующую потребность. Потребность любой группы не тождественна по­требности отдельного человека, а всегда в чем-то и как-то от­личается от нее. Человек, принадлежащий к определенной группе, опирается на общие с ней потребности, но группа вы­нуждает его подчиняться ее требованиям, а подчиняясь, он входит в число диктующих. Так возникает сложная диалектика интересов и потребностей отдельного человека, с одной сторо­ны, и тех сообществ, с которыми он связан, — с другой.

Социальные потребности — это потребности, определяе­мые обществом (социумом), как дополнительно-обязательные к основным потребностям. Например, для обеспечения про­цесса еды (основной потребности) социальными потребностя­ми будут являться: стул, стол, вилки, ножи, тарелки, салфетки и т.п. В различных социальных группах эти потребности раз­личны и зависят от норм, правил, менталитета, особенностей проживания и иных факторов, характеризующих социальную культуру. Вместе с этим наличие у индивида предметов, кото­рые общество считает необходимыми, может обусловливать его социальный статус в обществе.

При большом разнообразии социальных потребностей че­ловека можно различать более или менее отчетливо выделяю­щиеся отдельные уровни потребностей, на каждом из которых видны и его специфика, и его иерархические связи с нижестоя­щими и вышестоящими. Например, к таким уровням можно отнести:

И - 8249 Шиповская



Глава 16. Социальные потребности


16.2. Виды социальных потребностей



 


о социальные потребности отдельного человека (как личности, индивидуальности) - они выступают как готовый, но и изме­няющийся продукт общественных отношений;

о социальные потребности семейно-родственные — в разных случаях они бывают более или менее широки, конкретны и сильны и наиболее тесно примыкают к потребностям биологи­ческим;

О социальные потребности общечеловеческие — возникают, так как человек, мысля и действуя индивидуально, в то же время включает свою деятельность в деятельность других людей, об­щества. В результате появляется объективная необходимость в таких действиях и состояниях, которые одновременно обеспе­чивают индивиду и общность с другими людьми, и его само­стоятельность, т.е. существование в качестве особой личности. Под влиянием этой объективной необходимости развиваются потребности человека, направляющие и регулирующие его по­ведение по отношению к самому себе и к другим людям, к сво­ей социальной группе, к обществу в целом:

о потребности в справедливости в масштабе человечества, обще­ства в целом суть потребности в улучшении, «исправлении» об­щества, в преодолении антагонистических общественных от­ношений;

О социальные потребности в развитии и саморазвитии, совер­шенствовании и самосовершенствовании человека относятся к высшей ступени иерархии потребностей личности. Каждому человеку в той или иной степени свойственно стремление быть более здоровым, умным, добрым, красивым, сильным и т.п.

Социальные потребности существуют в бесконечном мно­гообразии форм. Не пытаясь представить все проявления со­циальных потребностей, классифицируем эти группы потреб­ностей потрем признакам:

о потребности «для других» — потребности, выражающие родо­вую сущность человека, т.е. потребность общения, потреб­ность защиты слабого. Наиболее концентрированно потреб­ность «для других» выражается в альтруизме — в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность «для других» реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип «для себя». Существование и даже «сотрудничество» в одном человеке противоположных тенденций «для себя» и «для дру-


 


гих» возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубин­ных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо дру­гих — о потребностях служебных и их производных. Притяза­ние даже на самое значительное место «для себя» легче реализовать, если при этом по возможности не задевать притя­зания других людей;

О потребность «для себя» — потребность самоутверждения в обще­стве, потребность самореализации, потребность самоидентифи­кации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т.д. Потребности «для себя» потому называ­ются социальными, что они неразрывно связаны с потребностя­ми «для других», и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности «для себя» выступают как иносказательное выражение потребностей «для других»; О потребности «вместе с другими» объединяют людей для реше­ния назревших задач общественного прогресса. Наглядный пример: нашествие немецко-фашистских войск на террито­рию СССР в 1941 г. стало мощным стимулом для организации отпора, и эта потребность носила всеобщий характер.

Идеологические потребности относятся к числу сугубо со­циальных потребностей человека. Это потребности человека в идее, в объяснении жизненных обстоятельств, проблем, в по­нимании причин происходящих событий, явлений, факторов, в концептуальном, системном видении картины мира. Реали­зация этих потребностей осуществляется через использование данных естественных, социальных, гуманитарных, техниче­ских и других наук. В результате у человека складывается науч­ная картина мира. Посредством усвоения человеком религиоз­ных знаний у него формируется религиозная картина мира.

У многих людей под влиянием идеологических потребно­стей и в процессе их реализации складывается многополюсная, мозаичная картина мира с преобладанием, как правило, науч­ной картины мира у людей со светским воспитанием и религиоз­ной — у людей с религиозным воспитанием.

Потребность в справедливости является одной из актуали­зированных и функционирующих в социуме потребностей. Она выражается в соотношении прав и обязанностей в созна­нии человека, в его взаимоотношениях с общественным окру­жением, во взаимодействии с социальной средой. В соответст-



Глава 16. Социальные потребности


16.3. Потребность в активном отдыхе. Туризм



 


вии со своим пониманием того, что является справедливым, а что несправедливым, человек оценивает поведение, действия других людей.

В этом плане человек может быть ориентирован:

о на отстаивание и расширение прежде всего своих прав;

О на преимущественное исполнение своих обязанностей по от­ношению к другим людям, социальной сфере в целом;

О на гармоничное сочетание своих прав и обязанностей при ре­шении человеком социальных и профессиональных задач.

Эстетические потребности играют важную роль в жизне­деятельности человека. На реализацию эстетических устрем­лений личности оказывают влияние не только внешние об­стоятельства, условия жизни и деятельности человека, но и внутренние, личностные предпосылки — мотивы, способно­сти, волевая подготовленность личности, понимание канонов красоты, гармонии в восприятии и осуществлении поведения, творческой деятельности, жизни в целом по законам красоты, в соответствующем отношении к безобразному, низменному, уродливому, нарушающему естественную и социальную гар­монию.

Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человече­ского фактора. Здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и самосо­вершенствованию человека, поэтому первая и важнейшая по­требность человека — это здоровье. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимо­действии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья. Пополнять резервы своего здоровья необходимо через отдых.

16.3. Потребность в активном отдыхе. Туризм

В качестве частного примера развития и реали­зации социальной потребности рассмотрим туризм.

Туризм в представлении большинства людей связан с отды­хом, новыми впечатлениями, удовольствием. Он прочно вошел в жизнь человека с его естественным стремлением открыть и по-


знать незнакомые края, памятники истории и культуры, обычаи и традиции разных народов. Туристский отдых является само­стоятельной сферой человеческого бытия, не уступая по своей значимости другим сферам жизнедеятельности человека.

Туризм можно представить какдеятельностный, активный досуг, отличающийся полифункциональным разнообразием.

Желание владеть землями и ресурсами и торговать всегда двигало человечество в другие местности, территории, страны и даже континенты. Несомненно, что первыми путешествен­никами были торговцы и паломники.

В древнеримскую эпоху появились первые туристы: богатые аристо­краты с разрешения императора совершали путешествия с целью от­дыха в Египети другие страны1. Знаменитый греческий историк Геро­дот еще в V в. до н.э. описал известные путешествия и географические открытия своего времени. Географ и исследователь Пифий оставил уникальный труд «Об океане» с множеством описаний географиче­ских открытий2; сам он предпринял в 320 г. до н.э. фантастическое по тем временам путешествие вокруг Европы, обошел в прибрежных во­дах остров Британия и даже добрался до Норвегии и предположитель­но до Исландии.

В Средние века великий арабский путешественник и ученый Ибн Бат-тута (1304-1368), начав путешествие в 1321 г., обошел пешком прак­тически все страны Востока. Итальянский купец Марко Поло (1254-1324) совершил уникальное путешествие в Китай, где прожил 17 лет и собрал обширные сведения об этой стране; записанное с его слов произведение, названное «Книга», долгое время служило для ев­ропейцев источником сведений о Китае. Португальский мореплава­тель Ф. Магеллан (1480-1521) совершил первое кругосветное путеше­ствие, Васко да Гама (1469-1524) открыл для европейцев морской путь в И нди ю, Христофор Колумб (1451 -1506) в 1492- ] 493 гг. на трех каравеллах пересек Атлантический океан. Российская история славна такими путешественниками, как игумен Даниил, совершивший па­ломничество в Афон и на Святую землю в 1065 г., Афанасий Никитин, побывавший в Персии и Индии в 1471 —1474 г. и оставивший уникаль­ное произведение «Хождение за три моря», внесшие свой вклад в есте­ственную науку путешественники Н.Н. Миклухо-Маклай (1846-1888), Н.М. Пржевальский (1839-1888), В.И. Беринг (1681-1741) и многие другие.

' Биржаков М.Б. Введение в туризм. М; СПб., 2000. С. 13.

2 Ходорков Л.Ф., Немоляева М.Э. Международный туризм вчера, сегодня, зав-

тра. М., 1995. С. 153.


 



Глава 16. Социальные потребности


17.1. Общение работника сферы сервиса и клиента



 


Начало групповому туризму положил Томас Кук. Именно он первым стал продавать туристские услуги в пакете — пере­возку, проживание, экскурсии и питание. Такая комплексная услуга понравилась туристам, и Кук создал туристскую фирму. В 1841 г. он организовал речные экскурсии по Темзе, позже организовал железнодорожные экскурсии выходного дня из Лейчестера в Ливерпуль и другие города Англии. За счет орга­низации плановых туристских групп ему удалось получить су­щественную скидку в цене переезда по железной дороге, на размещение и другие услуги. В дальнейшем к экскурсионным услугам прибавилась услуга размещения в отеле с питанием, ставшая в последующем определяющей. Компания Кука пер­вой выпустила дорожные чеки для путешественников. Это по существу изобретение века — безопасные деньги1.

Правильно организованное и хорошо проведенное путеше­ствие укрепляет здоровье человека. Путешествуя, туристы не только знакомятся с природными богатствами, исторически­ми и культурными памятниками, но и закаляют свой организм, развивают силу, выносливость, настойчивость и дисциплини­рованность. Кроме того, все туристы стремятся получить в пу­тешествии и на отдыхе множество услуг, совершить покупки, причем тратят денег на развлечения и покупки в один день зна­чительно больше, чем в обычной ситуации. Собственно сво­бодная трата денег как процесс и составляет расслабление и удовольствие для многих индивидов.

Социальный туризм — разновидность любых видов туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условий для путешествия, отдыха школьни­кам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государствен­ные и негосударственные фонды оказывают социальную под­держку как наименее обеспеченной части населения при реа­лизации их права на отдых. Туристские путевки, санаторные курсовки в пансионаты, санатории, курорты, дома отдыха и т.п. предоставляют работникам предприятий, пенсионерам, учащимся и студентам со значительной дотацией, иногда дос­тигающей 70—90 % общей стоимости, или вовсе бесплатно.

Биржаков М.Б. Безопасные деньги: Справочник. СПб., 1996. Вып. 1. С. 111—127.


Дети и молодежь всегда получают скидки при перевозках. Молодежь в возрасте до 25 лет и студенты в системе социального туризма получают существенные скидки при размещении и пи­тании. Практически во всех странах мира функционируют мо­лодежные дешевые гостиницы типа студенческих общежитий, способствующие осуществлению путешествий категории моло­дых. Молодые несемейные люди должны посмотреть мир, уз­нать, как живут другие народы, обогатиться знаниями и жиз­ненным опытом. Цивилизованное общество помогает им в этом.

Уровень социального туризма и его доля в общем объеме туристских услуг, потребляемых населением, адекватно отра­жают социальные достижения данного общества1. Социальная политика государства должна содействовать созданию наибо­лее благоприятных, оптимальных условий для туристского от­дыха, развития духовных и творческих способностей людей.


Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 34; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!