Глава 20. Человек и экология



20.1. Биологическая адаптация человека

Биосоциальная природа человека отражается в том, что в его жизнь входят как биологические элементы, так и социальные. Это вызывает необходимость не только его биоло­гической адаптации, но и социальной, т.е. приведения межин­дивидуального и группового поведения в соответствие с доми­нирующими в данном обществе нормами и ценностями путем усвоения знаний об этом обществе. Биологическая адаптация означает стремление человека сохранить не только свои биоло­гические, но и социальные функции. Последнее обстоятельство имеет важное экологическое значение и нашло свое отражение в экологическом подходе к определению понятия «человек».

Человек — один из видов животного царства со сложной со­циальной организацией и трудовой деятельностью, в значи­тельной мере «снимающими» (делающими малозаметными) биологические, в том числе этологические (первично-пове­денческие), свойства организма.

В последнее время в науках о человеке стало осознаваться влияние окружающей среды на состояние организма, психи­ки, что определяет чувство его комфорта или дискомфорта.



Глава 20. Человек и экология


20.2. Природные (естественные) ресурсы



 


Жизнь человека в большей мере, чем предполагалось ранее, за­висит от явлений природы. Зависимость состояния организма человека от природных процессов — от перепадов темпера­туры, колебаний геомагнитных полей, солнечной радиации и т.д. — выражается чаще всего в его нервно-психическом со­стоянии и вообще в состоянии организма. Влияние большин­ства природных явлений на человеческий организм до сих пор не изучено. Но, например, известно, что, если человека помес­тить в безмагнитную среду, он немедленно погибнет. Человек существует в системе взаимодействия всех сил природы и ис­пытывает самые разные воздействия. Если ценностные ориен­тиры социума направлены не на гармонию с природой, а, на­против, изолируют его от нее, то человек, воспринявший эту ценностную ориентацию, становится раньше или позже жерт­вой своей собственной ценностной установки. Кроме того, у человека образуется своеобразный средовой вакуум, как бы не­достаток сферы деятельности и никакие социальные условия не могут возместить ему психологические потери, связанные с «отчуждением» природы.

Человек как биологический вид. Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Появление человека (Homo sapiens) произошло 3,5—5 млн лет назад. Еще 1,5 млн лет назад продолжительность жизни человека не превышала 20 лет. Как и любой вид, человек не только зависит от среды, но и воздействует на нее. Природа наделила человека интеллек­том, который позволил ему найти «противоядие» против одно­го из важнейших экологических факторов — нехватки пищевых ресурсов: примерно 10 тыс лет назад он создал сельское хозяй­ство — скотоводство и земледелие, стал строить свою собствен­ную экологическую систему.

Способность человека мыслить, создавать орудия труда по­зволили ему преодолевать действие абиотических и биотиче­ских факторов, в том числе лимитирующих, но тем не менее он еще не победил их полностью. Человек остается зависимым от климатических явлений — от жары и холода, засухи и дождей и т.п. Собственно природа всегда будет составлять неотъемле­мую часть окружающего человека мира, куда входят искусст­венно созданная им среда, общественные отношения и соци­альные институты (социум).


Искусственная среда обитания также воздействует на чело­века, причем как на биологические, так и на социальные про­цессы в человеческих популяциях.

Генетическая программа Homo sapiens, записанная в моле­кулах ДНК, определяет его как биологический вид и представ­ляет собой самый драгоценный природный ресурс.

Генофонд - это вся совокупность генов населения (любого биологического вида), обитающего на конкретной историче­ски сложившейся территории, т.е. и человеческой популяции. Различные социальные условия приводят к формированию людей определенного генотипа.

Все люди на Земле образуют популяционную систему — че­ловечество. Рост этой популяции ограничен доступными при­родными ресурсами и условиями жизни, социально-экономи­ческими и генетическими механизмами. Человек, зная доста­точно о роли этих ограничивающих факторов, пока мало придает им значения.

20.2. Природные (естественные) ресурсы

Естественные ресурсы — это природные объек­ты и явления природы, которые человек использует для созда­ния материальных благ, обеспечивающих не только поддержа­ние существования человечества, но и постепенное повыше­ние качества жизни.

Организмы дикой природы, являясь частью биогеохимиче­ских циклов, черпают ресурсы непосредственно из окружаю­щей природной среды. Эти ресурсы можно рассматривать и как экологические факторы, в том числе как лимитирующие. Но человек не может довольствоваться дарами природы только в той мере, при которой не должно нарушаться ее равновесие, поэтому он использует и те природные ресурсы, которые ему необходимы для создания материальных благ — металлы и не­металлическое сырье, строительный лес и многое другое.

Природные ресурсы, используемые человеком, многооб­разны и по источникам происхождения подразделяются на следующие виды:



Глава 20. Человек и экология


20.3. Место человека в мире



 


о биологические — все живые компоненты биосферы, т.е. ресур­сы растительного и животного мира;

0 минеральные - все пригодные для употребления веществен­ные составляющие литосферы, используемые в хозяйстве как минеральное сырье или источники энергии;

о топливно-энергетические — сырье, используемое как топливо (уголь, нефть, газ, древесина, атомная энергия) и одновремен­но как источник энергии в двигателях;

0 энергетические — совокупность энергии Солнца и Космоса, атомно-энергетических, топливно-энергетических, термаль­ных и других источников энергии.

По использованию ресурсов в производстве выделяют:

о земельный фонд — все земли в пределах страны и мира (миро­вой земельный фонд — 13,4 млрд га), входящие по своему на­значению в следующие категории: сельскохозяйственные, на­селенных пунктов, несельскохозяйственного назначения (промышленности, транспорта, горных выработок и т.п.);

0 лесной фонд — часть земельного фонда Земли, на котором про­израстает или может произрастать лес, выделенный для веде­ния сельского хозяйства и организации особо охраняемых природных территорий; является частью биологических ресур­сов;

о водные ресурсы — подземные и поверхностные воды, которые могут быть использованы для различных целей в народном хо­зяйстве (особое значение имеют ресурсы пресных вод);

о гидроэнергетические ресурсы, которые способны дать реки, приливно-отливная деятельность Мирового океана и т.п.;

о ресурсы фауны — число обитателей вод, лесов, отмелей, кото­рые может использовать человек, не нарушая экологического равновесия;

о полезные ископаемые (рудные, нерудные, топливно-энерге­тические ресурсы) — природное скопление минералов в зем­ной коре, которое может быть использовано в народном хозяй­стве.

С природоохранной точки зрения ресурсы классифициру­ются по признаку «степень истощаемое™». Истощение при­родных ресурсов с экологических позиций — это несоответст­вие между безопасными нормами изъятия природного ресурса из природных систем и недр и потребностями человечества


(страны, региона, предприятия). Поданному признаку ресур­сы подразделяются следующим образом:

0 неисчерпаемые - непосредственно солнечная энергия и вы­званные ею природные силы, например ветер и приливы суще­ствуют вечно и в неограниченных количествах;

0 исчерпаемые ресурсы имеют количественные ограничения, но некоторые из них могут возобновляться, если для этого есть ес­тественные возможности или даже с помощью человека (ис­кусственная очистка воды, воздуха, повышение плодородия почв, восстановление поголовья диких животных и т.п.). Одна­ко очень важная группа ресурсов не возобновляется — это топ­ливо, железная руда и др.

20.3. Место человека в мире

Термин «экология» (от греч. oikos — дом, роди­на) до последнего времени обозначал отрасль науки, иссле­дующей отношения между человеком и окружающей его при­родой — их естественным «домом». При этом предметом рас­смотрения экологии были два взаимосвязанных процесса: с одной стороны, воздействие на природу производственной деятельности человека, творящего материальную культуру, а с другой — влияние природной среды на здоровье человека, его популяцию и генофонд.

В цивилизованных обществах представления о месте чело­века в мире, об отношениях между людьми в обществе и о смысле жизни формирует культура, также как цели и побужде­ния, которые руководят стремлениями и поступками людей, этические понятия, т.е. представления о том, что хорошо, а что плохо, что допустимо, а что нет. Возрастающие темпы соци­ального и научно-технического прогресса радикальным об­разом изменяют способ существования и жизнедеятельность человека, его отношения с миром. Человеческое сознание вы­деляет два класса объектов — естественный мир и мир искусст­венный, созданный самим человеком. И тот, и другой включа­ют в себя как природные объекты, так и социальные, и это оз-,. Начает, что в человеческой жизнедеятельности эти объекты пересекаются. Мир искусственный создан человеком и подчи-



Глава 20. Человек и экология


 


20.3. Место человека в мире



 


нен его целям. Это мир культуры, техники и технологии, архи­тектуры и искусства, мир, который в соответствии со своими законами становится нормативным (по человеческим мер­кам). Искусственный мир, созданный человеком в процессе деятельности, включает в себя: новые орудия и средства преоб­разования природы, социальные технологии и средства преоб­разования общества (системы и средства образования, здраво­охранения, политики, идеологии, системы связи, управления, информации и проч.); новые средства поддержания и развития культуры человеческой жизни (архитектура, искусственные экосистемы, средства культуры отдыха и труда, сфера сервиса, системы и средства совершенствования человеческого тела и т.п.).

Системы, созданные и подчиненные целям человека, обра­зуют новые состояния мира, которые не возникли бы без уча­стия человека. Их существование само по себе не противоречит естественным, природным законам. Однако системы, создан­ные человеком, становясь все более мощными, способны при­вести к непредвиденным последствиям в ходе их изменения, демонстрируя глобальность возможных последствий деятель­ности человека (экологические, техногенные и социогенные катастрофы).

Результат изменения мира представляет собой совокуп­ность всех материальных, энергетических и информационных преобразований, которые осуществляет человек для преодоле­ния неблагоприятных условий природной среды (для выжива­ния), удовлетворения все возрастающих витальных, интеллек­туальных, духовных потребностей (для повышения качества жизни).

Человек живет в той среде, которую сам создал и которая сама формирует его. Правда, мы практически не понимаем, ку­да идет наша цивилизация, и привычно воспроизводим прове­ренные опытом прототипы среды. Человечество слишком мед­ленно подходит к пониманию масштабов опасности, которую создает легкомысленное отношение к окружающей среде. Но решение (если оно еще возможно) таких грозных глобальных проблем, как экологические, требует неотложных энергичных совместных усилий международных организаций, государств, регионов, общественности.


Окружающая среда (биосфера) нашей планеты создана биотой — биологическими микроорганизмами, которые своей жизнедеятельностью регулируют состояние этой среды, под­держивая определенные климатические характеристики, тем­пературу Мирового океана, состав воздуха, поверхности воды, суши, почвы и т.д. Биота перерабатывает отходы жизнедея­тельности человека. Без нее не будет кругооборота веществ в природе, а значит, и самой жизни на Земле. Сейчас объем до­пустимого воздействия на биосферу в целом превышен в не­сколько раз. Более того, человек выбрасывает в окружающую среду тысячи тонн веществ, которые в ней никогда не содержа­лись и зачастую не поддаются или слабо поддаются переработ­ке. Вследствие этого биота уже не способна выполнять функ­цию регулятора окружающей среды. За время своего существо­вания, особенно в XX в., человечество уничтожило около 70 % всех естественных экологических (биологических) систем на планете, которые способны перерабатывать отходы человече­ской жизнедеятельности. По утверждению специалистов, че­рез 30—50 лет начнется необратимый процесс, который на ру­беже XXI—XXII вв. приведет к глобальной экологической ката­строфе.

Заметим, что если воздействие природно-климатических условий осознается (люди говорят о пониженной или повы­шенной температуре, о перепадах давления и т.п.), то наличие экологических загрязнений не всегда очевидно. Эти загрязне­ния среды могут проявляться в таких факторах, как загрязне­ние воздушной среды, пыль, некачественная питьевая вода, шум, электромагнитные воздействия, вибрации, интенсивное транспортное движение, сброс промышленных стоков, утили­зация отходов. Установлена корреляция между загрязнением атмосферы и уровнем сердечно-сосудистых заболеваний, бо­лезнями щитовидной железы, заболеваниями дыхательных пу­тей: чем хуже экологическая обстановка, тем больше таких за­болеваний. Информация о качестве окружающей среды долж­на быть открытой и доступной для населения. Органы власти не справятся с экологическим загрязнением, если население будет безразлично к проблемам экологии, не будет знать, на I что обращать внимание и как реагировать на возникающие си­туации. Формирование экологического сознания, т.е. умения



Глава 20. Человек и экология


20.3. Место человека в мире



 


понимать отдаленные последствия выбора способа жизнедея­тельности или использования технологических достижений, — задача современного образования и средств массовой инфор­мации.

Биологи, генетики, медики предупреждают об опасности разрушения человека как вида, деформации его телесных основ. Не исключена возможность непоправимого изменения основ­ного генетического кода человека в результате непродуманных вмешательств в его структуру. Повсеместно фиксируется ослаб­ление иммунного аппарата человека под воздействием ксено­биотиков, многочисленных социальных и личных стрессов.

Есть зримые последствия этого явления — СПИД — первая в истории глобальная пандемия. Ряд исследователей полагает, что это не просто болезнь, а некоторый этап в биологическом существовании человеческого рода, связанный с массовым вторжением людей в природные основы их собственного бытия. Сегодня СПИД — не только медицинская, а подлинно общечеловеческая проблема. К этому можно добавить нарас­тание наследственно отягощенных уродств, ростженского бес­плодия и мужской импотенции. Налицо признаки физическо­го вырождения в ряде регионов, эпидемическое развитие нар­комании, алкоголизма.

Созданный в результате преобразовательной деятельности человека искусственный мир (или технологическая среда) можно характеризовать следующим образом:

о развитие технологической среды происходит неравномерно в силу социально-экономических, этноконфессиональных фак­торов, поэтому для создания достойного уровня существова­ния человека, снижения социальной напряженности в отдель­ных регионах, странах необходимы усилия всего человече­ского сообщества для выравнивания уровня техносферы в планетарном масштабе;

о разнообразие технологических комплексов связано с ростом ресурсов (человеческих, материальных и проч.) и затрат на их поддержание и развитие;

0 чем больше и сложнее технологический мир, тем больше тре­буется затрат на его существование. Не всегда результат — удов­летворение потребностей человека — адекватен затратам и по­следствиям развития технологического мира;


 

>развитие технологической среды не зависит от воли и желания
человека и осуществляется необратимо в одном направлении —
повышение качества и числа удовлетворяемых человеческих
потребностей; остановка в технологическом развитии равно­
сильна прекращению человеческой цивилизации;

>технологический мир одновременно и развивает, и подавляет
человека, жизнь и деятельность в нем человека изменили и про­
должают менять его интеллектуально-духовную сущность и фи­
зиологию, к сожалению, не всегда в направлении к улучшению;

>высокие темпы роста потребностей человека и общества ведут
к ускорению темпов развития технологической среды, что тре­
бует от специалистов в различных областях производства и об­
щественно-политической жизни усилий их творческого по­
тенциала и навыков постановки и решения неординарных за­
дач в экономике, производстве, образовании и т.д.

В истории человечества отношение к среде обитания изме­нялось. В первобытный период человек не отделял себя от при­роды. Он синкретичен: все, что его окружает, -деревья, звери, вода, солнце - обладает и душой, и разумом, а сам он произо­шел от какого-нибудь животного-тотема. Следы такого миро­понимания присутствуют в сказках. Человек находится в непо­средственном контакте с одушевленной природой, он чувству­ет себя частицей природы.

В античный период человек осознает в себе силу, отличаю­щую его от естественной природы. Разум позволяет ему ощу­тить свое превосходство, и он начинает отгораживаться от при­роды, создавая границы собственного бытия. Создавая жили­ще собственными руками из природных материалов, человек вкладывал в них свою любовь. Вещи сохраняли тепло его души и энергию живой природы.

В раннем христианстве и Средневековье свобода сознания человека ограничена властью Бога. Разум ограничен, но не природой, а религиозными рамками. Предметная среда созда­ется по канонам в соответствии с принятыми правилами, но она рукотворна и одухотворена.

В период Возрождения и Просвещения сознание освобож­дается от религиозных оков, но утрачена и естественная связь с природой. Человек создает первые механизмы, способные за­менить его руки, но не его чувства.

13 - 8249 Шиповская



Глава 20. Человек и экология


21.1. Информационные технологии



 


В середине XIX в. человечество пережило резкое измене­ния качества среды — на смену рукотворной среде пришли ве­щи, сделанные машиной.

До появления механизмов весь предметный мир создавался рукотворно и каждый предмет нес отпечаток человеческой любви, мысли, был в своем роде уникален и неповторим. В XIX в. предметный мир стал утрачивать теплоту. Люди пыта­лись сохранить уходящую красоту, декорируя предметы, но постепенно механизмы отвоевывали у них все больше вещей.

С появлением в 1960 г. индустриального способа строи­тельства, когда форма, размеры нового жилища определяются не человеческими мерками, а технологическими условиями, которые вытеснили рукотворную среду обитания, человек по­степенно, шаг за шагом удаляется от здоровой среды, утрачива­ет естественный контакт с природой.

Человек существует не только и не столько в материаль­но-физиологическом измерении. Вырвавшись за его пределы, он создал ноосферу — чисто человеческую среду, и теперь у не­го два «дома», две «родины» — породившая его Природа и порож­денный им самим мир духовных, культурных ценностей. По­этому в последние годы термин «экология» был распространен на сферу культуры, вызвав к жизни такие понятия, как «эколо­гия души», «экология культуры», «экология музыки». Разли­чать традиционную биологическую экологию и экологию культуры первым предложил Д.С. Лихачев: «...экологию нель­зя ограничивать только задачами сохранения природной био­логической среды. Для сохранения жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Со­хранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необхо­дима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его "духовной оседлости", для его привязанности к родным местам, для его нравственной са­модисциплины и социальности... Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равноду­шен и к своей стране... Убить человека биологически может не­соблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии культурной».


Мысли Лихачева, предложившего термин «гомосфера» (че­ловеческая сфера), созвучны учению В.И. Вернадского, раз­граничивавшего биосферу и ноосферу как два различных, но взаимосвязанных понятия и говорившего о тесном взаимодей­ствии живой и неживой природы, хозяйственной и духовной деятельности человека.

Человеку надо вернуть экологическую самость, иными сло­вами, ответственность за окружающую среду. Для этого необ­ходимо, считает норвежский философ Арне Несс, информиро­вать население о тех условиях, в которых оно живет, обучать экологической этике (экологической рефлексии). Но в дейст­вительности этого недостаточно, поскольку знания и умение отстаивать свои права основываются на научных достижениях человечества, которые не полны. Чтобы сохранить природу, нужно к ней вернуться, вернуться к контакту с природой.

Остается констатировать: в мире нет, пожалуй, ничего более ценного для человечества и его будущего, чем сохранившаяся и пока работающая естественная экологическая система.


Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!