Глава 21. Потребность в новых информационных технологиях и виртуальная реальность
21.1. Информационные технологии
Применение информационных технологий ориентировано в первую очередь на автоматизацию профессионального труда конкретных специалистов. Эта задача решается за счет использования современных технических средств обработки, хранения и передачи информации. Они выбираются исходя из объема и сложности выполняемых задач, уровня развития информационных технологий в данной сфере человеческой деятельности. В современном офисе используются такие технические средства, как компьютеры, сетевое оборудование, средства коммуникации, устройства ввода-вывода информации, устройства хранения информации, устройства мультиме-
372 Глава 21. Потребность в новых информационных технологиях
диа и виртуальной реальности, оргтехника, дополнительные средства.
Для обеспечения функционирования технических средств и решения с их помощью задач пользователя необходимо соответствующее программное обеспечение. Обычно используют компьютерные программы: Microsoft World, Microsoft Excel, Microsoft Outlook, Outlook Express, Microsoft Power Point. Microsoft Outlook и Outlook Express предназначены для работы с электронной почтой, а также для чтения групп новостей или групп обсуждений.
Работа групп новостей осуществляется через сервер новостей. Эти программы включают в себя адресную книгу, которая обеспечивает доступ к каталогам интернета, упрощающим процесс поиска обычных адресов электронной почты. В программе адресной книги уже настроен доступ к нескольким каталогам.
|
|
Подключение к интернету дает следующие преимущества: организация виртуального офиса, продажа своих услуг в режиме on line, быстрый и удобный доступ к справочным материалам (каталогам, справочникам, энциклопедиям), работа с клиентами из территориально отдаленных регионов, доступ к удобной и дешевой системе коммуникаций (электронная почта, цифровая телефонная связь, видеотелефон), реализация эффективной рекламы, проведение маркетинговых исследований в сети, участие в электронных ярмарках, выставках, биржах, аукционах, безналичные дистанционные взаиморасчеты, круглосуточная работа в оперативном режиме 365 дней в году, использование электронных баз данных с информацией по странам и направлениям, получение оперативного прогноза в различных странах мира, анализ эффективности принятой рекламной стратегии.
21.2. Воображение и фантазия
Человек всегда испытывал потребность в погружении в виртуальную реальность. Главным инструментом ее создания на всех этапах человеческой истории было искусство, формирующее «вторую реальность». Когда первобытный
21.2. Воображение и фантазия
|
|
художник изобразил на стене пещеры сцену охоты, это была первая фиксация на материальном носителе виртуального взгляда человека на окружающий мир. Ведь сознание — это инструмент, отражающий мир в представлениях, позволяющих человеку выжить в обстоятельствах, которые чаще всего он не сам себе выбирает. В основе виртуальной реальности лежит такое свойство человеческой психики, как воображение, фантазия. Воображать — «изображать в уме чувственные и отвлеченные предметы; возможность сочетания и мысленного живописания умственных картин»1. Термином «воображение» пользуются и наука, и искусство, и здравый смысл. Под воображением могут пониматься «сны наяву», фантазии, мечтательность и т.п. В психологии воображение понимают «как психический процесс, заключающийся в создании новых образов... на основе трансформации и рекомбинации элементов прошлого опыта человека»2. Содержанием образов может стать и то, что человек никогда не воспринимал непосредственно: картины далекого прошлого или будущего; неизвестные ему места; существа, которых нет на Земле. Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Воображение как основа любой творческой деятельности проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что создано рукой человека, весь мир культуры в отличие от мира природы является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.
|
|
Возможность воображения «забегать» вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем свидетельствует о тесной связи воображения и мышления. Подобно мышлению, воображение возникает в проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности, обусловлено уровнем развития общественного сознания. Воображение, или фантазия, представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной
' Даль В. Воображать// Толковый словарь живого великорусского языка (Современное написание слов). М., 1998.
2 Гостев А.А. Образная сфера человека. М., 1992. С. 53-54.
374 Глава 21. Потребность в новых информационных технологиях
деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Несмотря на то что в воображении у человека возникают образы предметов и явлений, ранее ему не встречавшихся, всегда можно найти реальные аналоги составляющих их элементов. Даже в изображении марсиан писателем-фантастом Гербертом Уэллсом можно найти земные реалии: голова марсианина похожа на металлический цилиндр с клювом птицы, ноги напоминают конечности насекомого и в общем марсианин похож на огромного спрута. Создавая новый предмет, человек мысленно представляет его собранным из известных ему частей и деталей. Поэтому, чем больше знаний имеет человек, чем богаче его опыт, чем разнообразнее его впечатления, тем более интересные и неординарные образы возникают в его воображении.
|
|
Воображение людей обслуживает их «ролевые игры», обеспечивающие пребывание в виртуальном мире, как в реальном. Образы воображаемого мира участвуют в вымышленных приключениях и деформированных в благоприятном (или неблагоприятном) для субъекта виде реальных историях. Каждый человек «живет» в придуманном мире, но эти «придумки» должны укладываться в диапазон общепринятых значений, иначе возможна патология — полная идентификация воображаемого мира с миром реальным, т.е. патологически неадекватное восприятие действительности.
Человек издревле объяснял себе реальность с помощью мифов, сказок, персонажей религий и т.д. Языческие божества, олицетворявшие силы природы, — гром и молния, Солнце и огонь, духи гор, лесов, озер, вод и домов — все это принадлежит виртуальной реальности. В сказаниях и легендах всех древних народов присутствуют образы сверхчеловека (Прометей, познакомивший людей с огнем), в религиях — пророки и святые, в волшебных сказках и эпических песнях — рыцари, спасающие пленных принцесс, побеждающие драконов, сражающиеся с гигантами и людоедами.
Сновидения также являются видом виртуальной реальности. Во сне человек «живет» в фантастическом мире, где самые невероятные вещи кажутся простыми и естественными. Сюжеты сновидений неправдоподобны, в них обычно отсутствует
21.2. Воображение и фантазия
логика и нарушены законы привычной реальности. Однако сны являются важной частью психической жизни людей.
Психологи полагают, что измененные состояния сознания играют важную роль в жизни человека. Известны ритуалы, приводящие людей в состояние экстаза с помощью таких раздражителей, как, например, ритмические танцы. В древности подобный массовый экстаз служил средством «общения» с добрыми и злыми духами, и сейчас монотонное пение шамана, интонирование определенных мантр и сур способны приводить к измененным состояниям сознания.
Воздействие искусства на человека объясняется похожими механизмами. Произведение искусства выступает для зрителя, слушателя как постоянный источник прозрения, которое тот постигает постепенно, с большей или меньшей ясностью, возможно, без всякой логической полноты, хотя его душевное переживание также пробуждает характерную эмоцию, называемую чувством красоты, эстетической эмоцией, эстетическим удовольствием. В частности, аристотелевский катарсис, являющийся результатом сопереживания, включения зрителя в художественный сюжет, по своему характеру близок к виртуальным состояниям, вызываемым иными средствами.
Возможности искусства создавать «вторую действительность» многократно усилил кинематограф. Эффективность этой новой системы виртуальной реальности была продемонстрирована на первых киносеансах братьев Люмьер, когда зрители в ужасе бежали от поезда, который, как им казалось, двигался с экрана прямо на них. Действительно, кино всегда создавало виртуальный мир. «Кино не отражает реальность, оно создает свою реальность, творит ее, как бог, со своими законами, противоречащими законам физики»1. Из всех видов искусства кинематограф наилучшим образом умеет показывать границу иллюзорного и реального и столь же тесно связан со сновидением и бессознательным. То, что снято и отражено на экране, кажется настоящим, но только кажется, как кажется спящему реальностью то, что он видит во сне.
В виртуальных мирах, создаваемых всеми видами искусства, живет сегодня все больше людей.
Руднев В. Словарь культуры XX века. М, 1997. С. 131.
376 Глава 21. Потребность в новых информационных технологиях
Удовольствие от искусства, по словам Д. Дидро, возрастает пропорционально воображению, чувствительности и знаниям. Ни природа, ни искусство, ее копирующее, ничего не говорят человеку глухому, бесчувственному и мало говорят человеку невежественному. Другими словами, способность создавать и наслаждаться художественными творениями не является врожденной чертой, которой отдельные люди могут быть наделены в большей или меньшей степени; она зависит в первую очередь от уровня общего развития человека, накопленных им знаний, развитости его интеллекта и чувств.
21.3. Виртуальная реальность как потребность
Для современной эпохи характерна новая — компьютерная коммуникативная виртуальная реальность, способствующая новым взаимодействиям человека и общества. Компьютерные сети начинают играть роль пространства сознания.
В последние годы развитие информационных технологий привело к появлению технических и психологических феноменов, которые в популярной и научной литературе получили название «виртуальная реальность». Развитие техники программирования, быстрый рост производительности полупроводниковых микросхем, разработка специальных средств передачи информации человеку, а также обратной связи (надеваемых на голову стереоскопических дисплеев, перчаток и костюма, в которые встроены датчики, передающие на компьютер информацию о движениях пользователя) — все это создало новое качество восприятия и переживаний, осознанных как виртуальные реальности.
Внешний эффект состоит в том, что человек «попадает» в мир или весьма похожий на настоящий, или предварительно задуманный, инсценированный программистом (например, попадает на Венеру, участвует в космических путешествиях или космических войнах), или получает новые возможности в плане мышления и поведения. Наиболее впечатляющим достижением новой информационной технологии, безусловно,
21.3. Виртуальная реальность как потребность
является возможность для человека, попавшего в виртуальный мир, не только наблюдать и переживать, но действовать самостоятельно.
Собственно говоря, человек и раньше мог, причем довольно легко, попасть в мир виртуальной реальности, например, погружаясь в созерцание картины, кинофильма или просто увлеченно читая книгу. Однако во всех подобных случаях активность человека была ограничена его позицией зрителя, читателя или слушателя — он сам не мог включиться в действие как активный персонаж. Совершенно иные возможности предоставляют системы виртуальной реальности: самому включиться в действие, причем часто не только в условном пространстве и мире, но и в как бы вполне реальных, во всяком случае с точки зрения восприятия человека. Все это предопределило бум потребностей в новых информационных технологиях и соответственно быстрое их развитие. Однако широкое распространение и внедрение таких технологий порождают множество совершенно особых проблем и тенденций, с которыми человечество не сталкивалось ранее. Широкую известность и популярность понятие «виртуальная реальность» и все, что связано с ним, обрело сравнительно недавно — уже в эпоху персональных компьютеров и глобальной сети интернет, однако идеи, приведшие к возникновению этого феномена, зародились гораздо ранее.
Слово «виртуальный» (от лат. virtus) в «виртуальной реальности» восходит к лингвистическому разграничению, сформулированному еще в средневековой Европе. Средневековый логик Дуне Скотт утверждал, что понятие вещи содержит эмпирические атрибуты не формально (как если бы вещь существовала отдельно от эмпирических наблюдений), но виртуально. Хотя для понимания свойств вещи нам может понадобиться углубиться в наш опыт, сама реальная вещь уже содержит в своем единстве множество эмпирических качеств, но содержит виртуально, в противном случае все они не закрепились бы как качества этой вещи. Термин «виртуальный» Скотт использовал для того, чтобы преодолеть пропасть между формально единой реальностью (предполагаемой нашими концептуальными ожиданиями) и нашим неупорядоченно разнообразным опытом.
378 Глава 21. Потребность в новых информационных технологиях
21.4. Виды виртуальной реальности
Предшественником виртуальной реальности, несомненно, является телевидение. Фактически оно уже давно используется массой людей для ухода в несуществующую, выдуманную реальность, вовлекая их в виртуальные события «мыльных опер», телевизионных игр, мультсериалов или триллеров. При этом некоторые люди оказываются втянутыми в виртуальную жизнь настолько, что воспринимают телевизионных персонажей так, как если бы те были равноправными членами их семьи; сопереживают происходящим с ними событиям так, как если бы они происходили с близкими им людьми. Такое восприятие не может не оказывать воздействия на психику.
Восприятие насилия влияет на отношение к насилию: человек начинает относиться к нему как к общепринятому явлению и как к приемлемому способу решения проблем. Однако здесь не все столь однозначно: исследования показали, что это влияние сильнее сказывается на индивидах с большим относительным уровнем агрессивности, т.е. тот, кто предрасположен к агрессии, ищет повод ее выразить и может это сделать без компьютеров и ТВ. Греческие слова «катарсис» и «мимезис» в древности использовались для объяснения влияния художественного изображения насилия в произведениях искусства. Слово «мимезис» относилось к процессу научения детей через наблюдение и восприятие. «Катарсисом» называлась эмоциональная разрядка зрителей во время представления трагедии. Наблюдатель художественной сцены, изображающей насилие, испытав катарсис, может изгнать из своей души атавистических антисоциальных демонов и стать менее агрессивным после представления. Но динамика его поведения может принять и форму мимезиса, и зритель, выбежав на улицу, начнет воспроизводить и тиражировать сцену насилия, которую только что воспринял.
Телевидение, книги и другие средства массмедиа не могут считаться настоящей виртуальной реальностью, поскольку не обладают возможностью интерактивного взаимодействия. Другими словами, они не дают обратной связи: человек наблюдает некое действие на экране телевизора, однако его реакция никак не может повлиять на это действие, чтобы изменить его
21.4. Виды виртуальной реальности
ход. В этом смысле следующий, более глубокий уровень вовлеченности в виртуальность дают компьютерные игры. Хотя события, происходящие в игре, безусловно являются менее «настоящими», чем те, которые можно наблюдать на телеэкране, однако тот факт, что игрок непосредственно участвует в этих событиях, создает гораздо более мощный эффект погружения в виртуальный мир. Кроме того, исследования показали, что, будучи не совсем настоящим и оставляя простор для фантазии, такой мир часто становится более привлекательным, чем тот, который является фотографической копией реальной действительности.
Чрезмерная увлеченность компьютерными играми часто приводит к зависимости от них. Психологи выделяют компьютерную зависимость 1-го и 2-го порядка. Зависимые 1-го порядка чувствуют себя в приподнятом настроении во время игры. Они любят играть группами в сети, получают позитивное подкрепление от группы, когда становятся победителями, и именно это является для них главным. Компьютер для них — средство получить социальное вознаграждение. Эти люди используют компьютерные игры для своего развития и социализации. Их зависимость сродни зависимости от мольберта и кисточек юных любителей рисовать или зависимости от спортзала юных любителей спорта. Зависимые 2-го порядка — настоящие жертвы «виртуальной зависимости». Они используют компьютер для бегства от чего-либо в своей жизни, и их привязанность к компьютерной игре — симптом более глубоких проблем (например, физические недостатки, низкое самоуважение и т.д.). «Виртуальная зависимость» может привести к социальной и эмоциональной изоляции, психическим расстройствам и информационным перегрузкам, к индивидуализму и отчуждению.
Распространение интернета порождает проблемы психологической зависимости, сходные с зависимостью от компьютерных игр. Дезадаптированный человек сегодня может «уйти» в интернет, где вместо персонажей игры по другую сторону экрана окажутся живые люди (у которых тоже могут быть свои проблемы и интересы). Сегодня в социальный процесс, запущенный этой новой фазой информационной революции, вовлечены миллионы людей. Пока общение в интернете в ос-
380 Глава 21. Потребность в новых информационных технологиях
новном происходит с помощью текста. Здесь нет интонаций и мимики, однако это не значит, что здесь нет чувств. Эмоциональная вовлеченность в обсуждаемую тему преодолевает чисто «интеллектуальную» сущность медиума - компьютера, и люди устанавливают эмоциональные отношения, влюбляются, ссорятся, радуются и переживают. Воображение заполняет пустоты, оставленные ощущениями. Если для пользователей с серьезными психологическими проблемами виртуальное общение станет основным, это усугубит их проблемы. Типичная ситуация: он или она не умеет общаться, заводить друзей и испытывает непреодолимую робость в общении с представителями противоположного пола, и тут на помощь приходит сеть — место, где рады любому, любой человек с легкостью найдет единомышленников, друзей или, на худой конец, собеседников. Если есть такая возможность быть выслушанным и понятым, отпадает необходимость в старых связях, в реальных отношениях. World Wide Web может стать настоящей паутиной, из которой очень нелегко вырваться.
Психопатологии в интернете носят несколько иной характер, чем в реальной жизни, во многом благодаря тому, что в виртуальном пространстве можно действовать инкогнито. Анонимность в коммуникации может подтолкнуть человека, который никогда бы не повел себя каким-то неподобающим образом публично, реализовать свои деструктивные фантазии в сети. Люди с легкостью способны находить единомышленников в киберпространстве, какими бы экзотическими, странными и даже девиантными ни были их интересы, и создавать на основе этого группы, которым нет аналогов в реальной действительности. Для таких людей коммуникация в киберпространстве является крайне притягательной и стимулирующей — в этой среде им удается избегать фрустраций, связанных с реализацией их патологических желаний, и удовлетворять последние. Причем иногда удовлетворение девиантных потребностей в интернете бывает даже защищено законом. Как и всякая технология, интернет может быть использован и как противоядие психопатологиям, и как инструмент психотерапии. Сегодня существуют такие понятия, как «терапия в киберпространстве», «online психологи», сетевые психотерапевтические сервисы, а также множество центров, использующих тех-
21.5. Перспективы развития виртуальной реальности
нологии как средство защиты от них самих и помогающих при «виртуальной зависимости», в частности при интернет-зависимости.
21.5. Перспективы развития виртуальной реальности
Несомненно, что дальнейшее развитие и распространение виртуальных технологий способны привести к коренным изменениям в научно-технической сфере, а также повлечь за собой существенные социальные преобразования. Сейчас невозможно себе представить, каким будет в связи с этим истинное положение дел через несколько десятилетий.
Интернет представляет собой идеальное средство для реализации извечного стремления человека к свободе. В любом сообществе индивид всегда приобретает тот или иной статус, определяющий сферу его полномочий и накладывающий разнообразные ограничения. Однако интернет упраздняет понятие статуса как таковое и заменяет его на понятие интенции: свобода, интенционально понимаемая, есть открытая свобода. Это означает, что как только человек покидает среду статусно ориентированной коммуникации, среду институциональных отношений, отношение теряет свою вторую сторону, превращается в интенцию, точечный вектор, в запрос не к иной стороне в отношении, а в запрос интенциональный - направленный посыл без адресата. В такой среде невозможны никакие государственные институты, никакой контроль, никакие ограничения, поскольку участник интенциональных отношений фактически виртуален и его личность в общем случае не может быть установлена никакими методами, если только он сам этого не пожелает.
Вторжение виртуальности в нашу жизнь может породить различные психологические проблемы, которые будут представлять собой отягощенный вариант описанной выше компьютерной зависимости. Уже сейчас многие бегут от трудностей реальной жизни в интернет или мир компьютерных игр.
В фильме «Матрица» люди до такой степени ушли в виртуальный мир, что в конце концов полностью утратили ощуще-
Контрольные вопросы
Контрольные вопросы
ние реальности. Их жизнь и деятельность оказываются всего лишь иллюзией, тщательно смоделированной сверхмощными компьютерами, а на самом деле они просто придатки машин, служащие для них дешевым энергетическим сырьем. Хотя фильм снят в жанре боевика и многие его построения не выдерживают никакой научной критики, некоторые идеи все же заставляют задуматься. Возникает вопрос: если технология способна достичь такого уровня, при котором виртуальную реальность невозможно отличить от реальной жизни, то есть ли гарантия, что мир, где мы живем, — не виртуальный, что он не был создан кем-то искусственно с той или иной целью?
О перспективах развития виртуальной реальности можно много говорить. Время рассудит, как все обернется на самом деле: выйдет ли наша цивилизация на новую ступень развития или, напротив, будет отброшена назад.
Однако прогресс остановить невозможно, и ясно, что виртуальная реальность так или иначе займет свое место в нашей жизни. Поэтому задача Человека Разумного — использовать свой разум так, чтобы извлекать из новых достижений максимум пользы (по возможности получая от этого удовольствие), но никогда не допускать, чтобы виртуальная реальность стала ему иллюзорной заменой реального мира.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
К главе 14
1. По каким параметрам определяется и характеризуется качество жиз
ни?
2. Какая потребность составляет основной принцип личностного бы
тия?
3. Как формируется теоретическая модель человека-потребителя?
4. При преобладании каких потребностей личность направлена к духов
ному миру, развивает свой внутренний потенциал и обладает опреде
ленным уровнем духовности?
5. Какая потребность составляет основной принцип личностного бы
тия, его содержание и цель?
6. Когда знания и ум превращаются в личностные характеристики?
7. Человеческие ценности можно разделить на несколько групп. Оха
рактеризуйте их.
8. Что являет собой предельную цель в жизни человека?
9. Что может служить основанием классификации ценностей жизни и
культуры?
10. Что включает в себя понятие «сфера сервиса»?
11. С какими сферами общественной жизни тесно взаимодействует сфе
ра сервиса?
К главе 15
1. Какие вещества относят к пище?
2. Назовите один из главных принципов здорового образа жизни.
3. Что понимается под безопасностью пищевых продуктов?
4. Каким образом распространяются пищевые инфекции?
5. С какой целью применяются пищевые добавки?
6. Что включает в себя понятие «гигиена»?
7. Какую роль сыграл М.В.Ломоносов в становлении гигиены в России?
8. Личная гигиена и ее значимость.
9. Какие гигиенические требования предъявляются к жилищу?
10. Как влияет загрязнение атмосферного воздуха на здоровье населения
и гигиенические условия жизни в городах?
Кглаве 16
1. Что определяет ценность человеческой жизни, заставляет человека
искать высокий смысл своего появления и ухода из жизни?
2. Какие потребности выступают адекватным выражением биосоциаль
ной природы человека?
3. Что первично в человеке: биологическое или социальное?
4. Чем обусловлены индивидуальные различия человека, проявляю
щиеся в его психической деятельности и поведении?
5. Какие особенности человека понимают под способностями?
6. В чем отличительная черта социальных потребностей?
7. В каких условиях может осуществляться человеческая деятельность?
8. Что выступает фундаментальным, объективным побудителем челове
ческой деятельности?
Кглаве 17
1. Как зависит спрос на различные услуги от пола, возраста и индивиду
альных особенностей клиентов?
2. Существуютли потребности, которые можно удовлетворить на 100 %?
3. Какие дополнительные факторы оказывают влияние на принятие ре
шения о приобретении услуги?
4. В каких случаях качество услуг признается потребителем удовлетво
рительным?
Потребность в выборе потребности
Вместо заключения.
Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!