Потребление и производство. Особенности их взаимосвязи



Теория человеческой деятельности, которая разрабатывается преимущественно философией и психологи­ей, основывается на том, что движущей силой деятельности яв­ляются потребности людей.

Идея потребностной детерминации поведения и деятель­ности людей существует в европейской философии с антично-


18.1. Потребление и производство. Особенности их взаимосвязи 337

сти и успешно развивается как в материалистической, так и в идеалистической философии человеческой деятельности.

Выявив взаимосвязь между производительной и потреби­тельной деятельностью человека, можно убедиться, что все объективные причины человеческой деятельности, а также субъективные побуждения человека к социальному действию рождаются на едином системном основании, каким являются потребности.

Жизнедеятельность животных, как и вообще всякая биоло­гическая активность, носит принципиально потребительный характер. Даже в тех случаях, когда животные «производят» (птицы строят гнезда, бобры — плотины), их активность ге­нетически обусловлена жизненной программой вида и выте­кающей из нее необходимостью его сохранения. Поэтому био­логическая активность идентична процессу удовлетворения потребностей: она непосредственно детерминирована биоло­гическими потребностями во всех ее проявлениях.

У человека невозможность удовлетворения биологических потребностей биологическими средствами явилась внешним природным фактором появления феномена производительной деятельности. Производительная деятельность возникла также благодаря морфофизиологическим особенностям организма человека — строению головного мозга и передних конечно­стей, прямохождению и т.п. Кроме того, производство мог­ло развиваться только в рамках коллектива, т.е. социального объединения. Если специфически производительная деятель­ность человека есть создание предметов для удовлетворения потребностей других людей, то производство в собственном смысле слова всегда есть общественный процесс. Деятельность предполагает разделение труда, вначале преимущественно в технологических процессах, а после формирования собствен­но производства — социальное, так как удовлетворить свои по­требности человек может лишь во взаимодействии с другими людьми. Специализация и кооперирование труда делают воз­можным обмен продуктами производства, их распределение, а вместе с тем и существование самой производительной дея­тельности. Такая деятельность как общественный процесс не предполагает ни потребления продукта его производителем, ни производства потребителем предмета потребности.



Глава 18. Демонстративное (показное) потребление


18.2. Динамика показного (демонстративного) потребления



 


Развитие общественного производства на протяжении че­ловеческой истории проявляет себя прежде всего как непре­рывное совершенствование техники и технологии производи­тельной деятельности, а также социальных форм объединения людей в процессе этой деятельности. В то же время это разви­тие влечет за собой появление новых средств и способов удов­летворения биогенных потребностей человека, рост разнооб­разия предметов, с помощью которых они удовлетворяются. При этом в процессе общественного производства и на его ос­нове независимо от желания и воли человека рождаются но­вые, «сверхбиологические» потребности человека как объек­тивный результат производительной деятельности, осуществ­ляемой этим человеком.

В общественно-историческом процессе каждый новый акт производства вызывается необходимостью удовлетворения потребностей, возникающих вследствие предшествующей деятельности общества. Но, создавая необходимые условия и средства удовлетворения уже существующих потребностей об­щества и его членов, новая ступень общественного производ­ства порождает и новую фазу эволюции этих потребностей: создает новые потребности, реализует уже имеющиеся, форси­рует рост их объема и т.д. Следовательно, каждый акт произ­водства вызывает к жизни потребности, которые удовлетворя­ются не им, а последующим актом производства. Тем самым воспроизводится необходимость продолжения производст­венного процесса. В результате возрождение и возрастание по­требностей в каждом производственном акте воспроизводят на новом уровне противоречие между потребностями и возмож­ностями их удовлетворения. Вновь возникающие потребности всегда превышают возможности их удовлетворения, что вызы­вает необходимость в беспрерывном возобновлении и разви­тии производственного процесса. Таким образом, постоянно возникающее противоречие между потребностями людей и со­циально обусловленными возможностями их удовлетворения является основным фактором общественного производства, глубинным источником его развития.

Дальнейшее развитие общественного производства обес­печивается путем самодетерминации: производство выступает и специфически социальным способом порождения противо-


речия между потребностями человека и возможностями их удовлетворения, и в то же время универсальным способом раз­решения этого противоречия. Производство создает новые возможности удовлетворения потребностей, реализуемые в процессе потребления, что позволяет субъектам производст­венно-потребительной деятельности действовать в соответст­вии с той внутренней необходимостью, которая выражена в их потребностях. Так, в отличие от пещеры современное жилище служит условием и средством удовлетворения не только физи­ческих потребностей индивида, но и ряда духовных потребно­стей, сформированных в культурно-историческом процессе и приобретенных личностью в ее индивидуальном развитии.

Следовательно, общественное производство в его развитых формах обусловлено внутренней социальной необходимо­стью, выражающейся как невозможность удовлетворения по­требностей людей иными средствами. Во всеобщем аспекте оно становится единственным способом преодоления этой не­обходимости. Но и создаваемая производством возможность удовлетворения потребностей людей тоже представляет собой лишь абстрактно-всеобщую возможность. Конкретные воз­можности удовлетворения потребностей конкретного челове­ка или коллектива определяются не только (и даже чаще всего не столько) общим уровнем производства и потребления, но и степенью участия человека в общественном процессе произ­водства, а также его социальным положением. Последнее обусловливает появление демонстративных потребностей.

18.2. Динамика показного (демонстративного) потребления

Потребление, основным мотивом которого яв­ляется демонстрация своего высокого социального положения (прежде всего социально-экономического), называют показ­ным, престижным (потребление во имя завоевания престижа), статусным (цель - демонстрация высокого статуса). Средст­вом демонстрации статуса является высокая цена демонстра­тивно потребляемых вещей. Американский экономист и соци­альный теоретик конца XIX в. Т. Веблен ввел в научный оборот



Глава 18. Демонстративное (показное) потребление


18.2. Динамика показного (демонстративного) потребления



 


понятие, обозначающее это явление: «показное (демонстра­тивное) потребление» (Conspicuous Consumption), а также «по­казной (демонстративный) досуг», «показные траты».

Демонстративное потребление - это «использование по­требления для доказательства обладания богатством», потребле­ние «как средство поддержания репутации»1. Этот стиль потреб­ления, по мнению Веблена, был характерен для так называемого праздного класса — богатых «новых американцев», которые ста­рались подражать высшему классу Европы, но в отличие от него выставляли свое потребление напоказ. Это показное потребле­ние позволяло праздному классу укрепить свое представление о себе как об элите американского общества.

Примерно в то же время аналогичный феномен потребле­ния как смысла повседневной жизни изучал немецкий социо­лог Георг Зиммель на материалах Берлина.

В период между двумя мировыми войнами идеи Веблена и Зиммеля были забыты. О них вновь вспомнили в 1980-е гг., ко­гда проблема потребления была выдвинута в центр внимания социальных и экономических наук. Демонстративное потреб­ление осуществляется в значительной мере для окружающих, чтобы показать: «Я богат. Я респектабельный человек. Я преус­певаю». В той или иной мере тенденция к показному потребле­нию характерна для всех эпох.

В основе тяги к демонстративному потреблению лежит по­требность в принадлежности к группе богатых и могуществен­ных. Будучи неудовлетворенной, эта потребность у части лю­дей может вызывать чувство дискомфорта.

Развитие демонстративного потребления подталкивает ак­тивизация общения между людьми. «Средства коммуникации и подвижность населения представляют индивида на обозрение многих людей, не имеющих никаких других возможностей су­дить о его почтенности, кроме тех материальных ценностей (и, вероятно, воспитания), которые он, находясь под непосредст­венным наблюдением, в состоянии выставить напоказ»2.

Индустриализация стимулирует переселение людей в горо­да. Человек в городе постоянно находится в толпе и при этом

1 Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. С. 108.

2 Веблен Т. Указ. соч. С. 122,


остается одиноким. Весь день его окружают тысячи человек, которых он не знает и которые не знают его. В этой ситуации лишь через демонстрацию потребления можно обозначить свой социально-экономический статус.

В деревне общение носит менее анонимный и широкий ха­рактер, чем в городе. Отсюда различие в масштабах демонстра­тивного потребления. В деревне все знают друг друга лично и с разных сторон. Человек может надеть дорогую одежду, но од­носельчане видят, сколько у него во дворе домашних животных и каких размеров его дом, знают, как его семья питается. Здесь демонстративное потребление имеет мало смысла: богатство на виду, а бедность не скрыть хорошей одеждой.

Совершенно иная ситуация в городе. Здесьлюди судятдруго друге в основном по отдельным штрихам, которые нередко яв­ляются сознательно сконструированными символами в виде стиля потребления или использования отдельных вещей. По­этому горожане тратят на поддержание благопристойного вида существенно больше денег, чем деревенские жители. Это ведет к изменению структуры потребления: траты на его видимые фор­мы в городе растут за счет экономии на скрытых формах потреб­ления. Благосостояние горожанина — в его одежде, автомобиле, а сельского жителя — в обильном столе, прочном доме. Жители крупных городов часто свысока смотрят на скромно и немодно одетых сельчан, но те, попадая в города, также свысока смотрят на своих городских родственников, экономящих на питании.

Первоначальное накопление капитала и демонстративное потреб­ление. Наиболее ярко показное потребление проявляется в пе­риоды первоначального накопления капитала, когда возника­ют «новые богачи» (nouveau riches — «нувориши» — термин, заимствованный из французского). В США, во многих запад­ноевропейских странах это была вторая половина XIX в. Ана­логичный процесс развернулся в России 1990-х гг.; тогда воз­ник термин «новые русские». Человеку тем или иным путем достаются большие деньги. Он удовлетворяет все природные потребности и хочет признания, уважения, зависти окружаю­щих. К этому толкает извечная человеческая страсть к сопер­ничеству, достижению победы в игре, разновидностью кото­рой является показное потребление. В таком случае важно не



Глава 18. Демонстративное (показное) потребление


18.2. Динамика показного (демонстративного) потребления



 


столько потребление самой вещи, услуги, сколько отражение потребления в глазах окружающих.

Демонстративное потребление не ограничено небольшой группой богатых. Основная масса людей не богаты и не бедны, но хотели бы, чтобы их считали богатыми. Поэтому механизм показного потребления движет в первую очередь ими.

Существуют две стороны потребления — демонстративная и скрытая от посторонних глаз: «В результате того предпочте­ния, которое отдается демонстративному потреблению, семей­ная жизнь многих классов сравнительно убога в контрасте с той блистательной частью их жизни, которая проходит на виду. Как вторичное следствие того же предпочтения люди скрыва­ют свою личную жизнь от чужих глаз»1. В русской живописи этот феномен ярко иллюстрируется картиной П. Федотова «Завтрак аристократа»: человек «белой кости» с утра жует ко­рочку хлеба и с испугом оглядывается на дверь, опасаясь быть застигнутым в своей бедности. Этот феномен характерен и для современной России: дорогие автомобили, припаркованные у ветхих рабочих «малосемейных» общежитий.

Демонстративное потребление свойственно всем слоям об­щества. Однако в абсолютном своем выражении оно сущест­венно различается. К атрибутам внешнего вида у средних и высших слоев в первую очередь относятся одежда и средства передвижения: в былые века — кареты, лошади, сейчас — авто­мобили. Для многих автомобиль — это уже не столько средство передвижения, сколько средство завоевания репутации преус­певающего человека. Чем выше социальный слой, тем выше нормы потребления. В результате и бедные, и богатые «выби­ваются из сил», стремясь поддерживать приличный уровень потребления. Мировая литература прошлого полна историями о помещиках, чиновниках, буржуа, которые тонули в долгах, но организовывали балы, содержали экипажи и конюшни, по­купали дорогую одежду, жили в огромных домах и держали много неэффективно используемых слуг.

Наше время не является исключением. «Новые богатые» дают начало потребительской гонке, и в нее волей-неволей втягивают­ся и те, у кого нет денег для этого соревнования. Для обозначения

----------------

1 Веблен Т. Указ. соч. С. 123.


своего статуса они вынуждены потреблять на грани своих финан­совых возможностей. Потребление реструктурируется так, что первоочередным становится показное потребление, а более на­сущные, но малозаметные для постороннего глаза его формы ог­раничиваются. Показное потребление — это не болезнь отдель­ных людей, это норма культуры, которая диктует иррациональ­ное по своей сути поведение. В такой культуре невозможно быть скромным, прислушиваться только к своим естественным по­требностям. Не участвующий в потребительской гонке рискует оказаться в изоляции и подвергнуться насмешкам.

Разумеется, люди, втянутые в престижное потребление, в этом обычно не признаются ни себе, ни тем более посторон­ним. Они говорят, что носят только то, что удобно, комфортно, практично. Но, как подметил Т. Вольф, эта «комфортная, практичная» одежда всегда оказывается недавно купленной в наиболее дорогих магазинах и соответствует текущим прави­лам показного потребления1.

Кризис показного потребления. Дорогая, броская одежда, зо­лотые украшения играют важную роль в показном потребле­нии только в относительно бедных странах. Одежда из дорогих магазинов используется в основном для престижного потреб­ления представителями среднего класса, а высший класс ищет штучный товар от лучших модельеров.

На нижней ступени социально-экономической иерархии свои ориентиры показного потребления. Как правило, это то­вары из категории, которая в комплексе доступна только сле­дующему более высокому слою. Полностью скопировать такой потребительский комплекс не позволяют материальные воз­можности.

В России социальная структура находится в стадии транс­формации, субкультуры многих социальных групп только формируются, поэтому попытки жить по чужим стандартам (экономить на хлебе, чтобы пить французский коньяк, жить в общежитии и ездить на престижной иномарке) здесь встреча­ются гораздо чаще, чем в странах с устоявшейся социальной структурой и культурой. Иностранцев из богатых стран, приез-

' См.: LurieA. The Language of Clouthes. The Definitive Guide to People Watching through the Ages//Hamlyn Paperbacks. 1983. P. 117-118.



Глава 18. Демонстративное (показное) потребление


18.3. Рациональное зерно демонстративного потребления



 


жающих в Россию, часто удивляет обилие предметов высоко­статусного потребления (например, новых «Мерседесов») при низком уровне потребления.

Когда «новые богачи» становятся уже не совсем новыми, обычно появляется тенденция к подражанию аристократам: культивирование собственного достоинства, которое нельзя купить ни за какие деньги, равнодушие к зависти в глазах пе­шеходов, ограничение показного потребления своим узким кругом. Этот тип потребления не исчезает, но становится ме­нее броским, ориентируется на внутригрупповое восприятие: банкир конкурирует в потреблении с банкиром, а не с бывшим однокашником. Обычно эта тенденция к умеренности начина­ет проявляться во втором поколении, когда вырабатывается устойчивая субкультура богатства.

Образцом субкультуры богатства для многих богатых людей мира является британская аристократия. Ее стиль имитирова­ли и имитируют во многих странах мира. Ему пытаются следо­вать представители высшего класса США. Особенность этого типа показного потребления состоит в том, что оно наполнено символами «для тех, кто понимает». Язык потребления британ­ского высшего класса столь усложнен, полон таких тонкостей, что человек, имеющий большие деньги, но не выросший в этой среде, пытаясь имитировать, оказывается смешным, посколь­ку «говорит» с грубыми ошибками. В Великобритании и США обычно выделяют старый и новый высший класс. Первый представляет собой статусную группу с длительной историей; члены этой группы с ранних лет впитали тонкости неброского языка показного потребления «для тех, кто понимает». Новый высший класс — это статусная группа богачей, которые вырос­ли в среднем, а то и в рабочем классе и несут на себе отпечаток его субкультуры. Они подражают старому высшему классу, по­купая схожие предметы, но они не могут виртуозно говорить на языке этих предметов, поэтому, несмотря на свое богатство, они обречены испытывать на себе взгляды «сверху вниз» пред­ставителей «аристократии».

В России, по всей видимости, эта тенденция к относитель­но скромному потреблению примерно на уровне своего статуса или даже ниже него наметилась быстрее, чем в других странах.


18.3. Рациональное зерно демонстративного потребления

Показное потребление не всегда является про­сто средством удовлетворить тщеславие. Порой в нем просле­живается и рациональное зерно, суть которого в том, что сим­волическое потребление обозначает реальный потенциал ин­дивида или компании. Поскольку в бизнесе нередко очень важно внушить партнерам доверие к своему финансовому бла­гополучию, то приобретение на последние деньги дорогого «Мерседеса» не всегда экономически иррационально. Это ка­сается и огромных особняков, часто в дальних странах, где жить не придется. Подобный демонстрируемый уровень ино­гда является залогом для получения кредитов. На уровне ново­го среднего класса дорогая деловая одежда, превосходящая по своей стоимости реальные возможности индивида, зачастую выступает средством получения хорошей работы, поскольку создает образ (ложность которого проявится не сразу) преуспе­вающего человека с хорошим вкусом. Однако здесь эта страте­гия требует очень развитого чувства меры, так как легко может дать противоположный результат. Например, служащий, оде­вающийся лучше своего шефа, не всегда может рассчитывать на понимание. В условиях, когда реальные доходы уже извест­ны, чрезмерные по существующим стандартам траты на по­требление могут создать дурное впечатление.

Показное потребление часто проявляется не только в каче­стве престижных предметов, но и в их количестве. Такой вари­ант показного потребления в силу экономической доступности уже широко встречается и в разных слоях в России. Идеальные модели этого типа — французская королева Мария Антуанетта, российские императрицы Елизавета Петровна, Екатерина II, которые никогда не надевали один и тот же наряд дважды. Ко­нечно, для массы людей со скромными доходами такая форма показного потребления может иметь тяжелые экономические последствия. Нередко люди пытаются обозначить свой статус частотой смены недорогой одежды.

Стиль, ставший элементом культуры данного общества, со­держит ядро, читаемое более или менее единообразно. В этом основа взаимопонимания в процессе общения. В каждом об-



Глава 18. Демонстративное (показное) потребление


19.1. Удовлетворение рекреационных потребностей



 


ществе складывается свой господствующий стереотип богато­го человека. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос населения России, пытаясь выяснить символы, которые масса населения читает как обяза­тельные признаки богатых людей. На первые места вышли иномарка, большая квартира и отдых за границей1.

В результате социологического опроса экспертов (ИЗО пред­принимателей, чиновников, депутатов, адвокатов и т.п., т.е. групп, которые более всего склонны к показному потреблению), прове­денного Институтом социально-экономических проблем наро­донаселения РАН (1997), выявлены главные признаки богатст­ва — личная охрана (77 %), загородный коттедж (76 %), престиж­ная квартира (75 %), престижный автомобиль (71 %), вклады в зарубежных банках, вертолет или самолет. Только треть опро­шенных назвала признаком богатства дорогую одежду.

Если сгруппировать символы богатства, то на первом мес­те — недвижимость, включающая не только жилье, но и офис, на втором месте — средства передвижения (автомобили, само­леты и вертолеты), на третьем — большое число подчиненных, включая охрану, на четвертом — обладание предметами роско­ши (драгоценности, картины, антиквариат), на пятом — совре­менные средства связи2.

Соответственно человек, стремящийся считаться в глазах окружающих богатым, должен придерживаться описанного выше языка потребительских символов.

Для демонстрации высокого статуса используется весьма широкий набор предметов потребления, услуг, стилей жизни. В принципе эту функцию может выполнять любой товар или услуга, которые имеют высокую цену и открыты для более или менее широкого обозрения. Главный атрибут вещей, исполь­зуемых для показного потребления, — их дефицитность, недо­сягаемость для широкой публики, которая может их видеть, но не может их иметь. Поэтому если в производстве товаров мас­сового потребления залогом коммерческого успеха является рост объемов продаж, то в производстве предметов престижно­го потребления маркетинговая стратегия основывается натша-

1 Коростикова Т. Богатого делают часы. М., 1998. С. 114.

2 Там же. С. 119-120.


тельном ограничении этих объемов. Автомобиль «Майбах», выпущенный массово по доступной цене, автоматически утра­тит свою престижность и привлекательность.

Некоторые предметы веками выполняют функцию языка показного потребления — ювелирные украшения, меха всегда выступали символом богатства. Традиционно важное место в демонстративном потреблении занимают часы.

Эксперт аукциона Сотби по часам так разъяснил язык часов: «Высо­кокачественные часы говорят: "Узнай меня", и это выражается двумя средствами - ценой и редкостью. Если мужчина или женщина имеют достаточно средств, чтобы приобрести стильные "Rolex Daytona" -часы, которые сейчас невероятно редки, то они этим говорят: "Я при­надлежу к узкому кругу. Я связан с ним". В то же время баснословно дорогие часы говорят также: "Смотри! Я могу надеть «Porsche» на за­пястье"». Цены на часы, демонстрирующие принадлежность к выс­шим доходным слоям, достигают очень высокого уровня. Так, на аук­ционе Сотби были проданы стальные часы «Patek Philippe Chronograph» по цене на 95 тыс. долл. выше первоначально запрошен­ной суммы 25 тыс. долл., а та же менее редкая золотая модель - за 30 тыс. долл.' Зафиксированная рекордная цена ручных часов -1,715 млн долл. Такая сумма была в 1996 г. выплачена в Женеве за часы «Patek Philippe Calatrava», которые в 1981 г. были куплены за 155 тыс. долл.2


Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 29; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!