Основные теории и концепции социального конфликта.



Основными теориями при изучении социальных конфликтов являются теория ограниченных ресурсов и теория человеческих потребностей.

1. Теория ограниченных ресурсов считает, что в любом обществе имеется недостаток ресурсов, а также социальных возможностей и условий, необходимых человеку. В частности, Р.Дарендорф рассмотрел социальный конфликт в аспекте жизненных шансов, по сути являющихся ресурсом, т.е. теми возможностями, которые имеет каждый индивид в конкретном обществе. Общество, стремящееся к устойчивости развития, должно постоянно расширять, увеличивать жизненные шансы, т.е. ресурсы.
Ресурсы в любом обществе ограничены и люди обладают ими в разной мере, поэтому между отдельными людьми и между социальными группами идет постоянная борьба за их перераспределение, что связано с наличием отношений конкуренции, соперничества.

Демократия открыто предполагает существование различий между людьми, признает конфликт при отстаивании этих различий, изменение и перераспределение ресурсов, многообразие интересов и постоянный поиск согласия и компромисса. Таким образом, разрешение конфликта в теории ограниченных ресурсов означает выяснение наличия ресурсов в обществе, возможности их увеличения и распределения. Конфликт может быть одним из методов распределения социальных ресурсов.

 

2. Теория человеческих потребностей, одним из авторов которой является К. Ледерер, анализирует потребности и возможности человека, а также способы удовлетворения этих потребностей. Согласно данной теории, причиной социальных конфликтов является лишь ограниченное число потребностей. Иными словами, всем одновременно нужны жилье, машины, пища, одежда и т.д., а возможности удовлетворить всех одновременно. Рассматривая конфликты как один из двигателей развития человека, общества и отношений, необходимо учитывать, что они не неизбежны. Процесс развития всегда содержит потенциальные конфликты, но управление, предупреждение и профилактика конфликтов делают свое дело. Одним из средств профилактики являются конфликтологическая грамотность и толерантность сознания. Ведь если вчеловеке заложено отношение к другому, иному, чем Я сам, такое же отношение, как к самому себе, то деструктивных конфликтов станет явно меньше. Для сохранения целостности системы, ее стабильности и развития необходимо прежде всего самому быть личностью и научиться в другом видеть такую же личность.

 

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!