Технология постановки разных групп звуков



 

Выделяют 3 способа постановки звуков (впервые выделены в работах Ф. Ф. Рау): по подражанию (имитативный), механический и смешанный.

 

Имитативныйоснован на сознательных попытках ребенка найти ар - тикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанно - му от логопеда. При этом, помимо акустических опор, ребенок использу - ет зрительные, тактильные и мышечные ощущения. Подражание дополня - ется словесными пояснениями логопеда, какую позицию должен принять артикуляционный орган. В тех случаях, когда необходимые для данного зву - ка артикуляционные позиции выработаны, достаточно их просто вспом - нить. Можно пользоваться приемом постепенного нащупывания нужной артикуляции. Поиск часто приводит к постановке шипящих звуков, парных звонких, а также парных мягких.

 

Механический способосновывается на внешнем, механическом воз - действии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями. Логопед просит ребенка произнести звук, повторить его несколько раз, и во время произнесения при помощи зонда меняет артикуляционный ук -


 


лад. В результате получается требуемый звук. При данном способе ребе - нок самостоятельно не осуществляет поиск, его органы артикуляции толь - ко подчиняются действиям взрослого. После длительных тренировок он са - мостоятельно принимает необходимую артикуляционную позу, помогая себе шпателем или пальцем.

 

Смешанный способосновывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение. При этом способе ребенок оказы - вается активным, а приобретенная с помощью логопеда артикуляцион - ная поза фиксируется в его памяти и легко воспроизводится в дальней - шем без механической помощи.

 

Постановка звука при его искажении осуществляется с опорой на нор - мально произносимые звуки, в артикуляционном укладе которых име - ются общие признаки с нарушенным звуком. При этом учитывается их артикуляционное «родство», которое может быть не одинаково в разных группах звуков. Так, при работе над звонкими согласными звуками опи - раются на их глухие парные звуки, и задача логопедической работы сво - дится к тому, чтобы дополнить общую артикуляторную позу работой го - лосового аппарата. При работе над заднеязычными взрывными звуками в работу включают корневую часть языка, а в качестве его исходной ос - новы берется позиция переднеязычного взрывного. При постановке язы - ка в качестве исходной основы следует обращаться не к изолированно - му сохранному звуку, а к звуку в слоговом сочетании, т. к. слогэто ес - тественная для звука форма его реализации в речи. Это положение явля - ется очень важным в связи с тем, что при постановке изолированного звука переход к слогу оказывается затрудненным. Необходимо предус -

 

мотреть возможные динамичные перестройки артикуляции одной и той же фонемы в разном звуковом окружении. Это достигается без особого труда, если схемы (программы) сочетаний звуков у ребенка не наруше - ны. Исходными для постановки твердых звуков следует избирать звуки в слоге с гласным [ А ], а для мягких согласных следует брать звуки в слоге с гласным [ И ]. В дальнейшей работе подключаются согласные в позици - ях перед остальными гласными. При этом внимание обращается на ла - биализованные гласные, т. к. перед ними многие согласные претерпева - ют существенные артикуляционные изменения.

 

Важными для коррекционной работы являются опорные звуки. Это зву - ки, которые сходны с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимые ребенком правильно.


 

 


ОПОРНЫЕ ЗВУКИ

 

Нарушенные   Опорные звуки  
звуки Звуки,сходные по месту   Звуки,одинаковые по Гласные
  образования   способу образования звуки
[с] -   [ф] [и]
[ш] [т], [р]   [с]  
[р] [ж], [д], [з]   -  
[л] [д]   - [ы]
[к] -   [т]  
[г] -   [д]  
[х] -   [с]  
[j] -   [з’]  

 

    ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ
Звук   Приёмы постановки
с 1. По подражанию.
  2. Произнесение опорных[и], [ф]при артикуляции[с].
  3. Механически от[т]:кончик языка отводят зондом за нижние
  зубы,ребёнок произносит«та-та-та» = «са-са-са».
ш 1. По подражанию.
  2. Механически от[с]:кончик языка отводят зондом за верхние
  зубы,ребёнок произносит«са-са-са» = «ша-ша-ша».
р 1. От [д]: упражнения «Дятел», «Барабанщик». Быстро и отрывисто
  «стучать» кончиком языка по верхним альвеолам, произнося [д] =
  «др».
  2. От чередования[т]и[д]:упражнение«Поезд» (имитация стука
  колёс) = «тр-др».
  3. От сочетания«дж»:упражнение«Заведи моторчик» = «дррр».
  4. Постановка в2этапа:
  1) фрикативный [р] от [ж], [з] или [д], можно от слогов «жа», «за»,
  «да»;
  2) механическое достижение вибрации с помощью шарикового
  зонда= [р],слоги«ра», «дра».
л 1. По подражанию.
  2. От межзубного произнесения[а]или[ы].
к, г, х, й 1. По подражанию.
  2. Механически:с помощью шпателя,усиливая нажим на язык и
  продвигая его спинку назад:
  [к] от [т]: «та-тя-кя-ка»;
  [г] от [д]: «да-дя-гя-га»;
  [х] от [с]: «са-ся-хя-ха»;
  [j] от [з]: «за-зя-jа».
ц 1. По подражанию.
  2. От чередования[т]и[с],постепенно ускоряя темп.
ч 1. По подражанию.
  2. От чередования[т]и[щ],постепенно ускоряя темп.
  3. От слога«ать»:подложить шпатель под язык,поднять его к
  альвеолам,одновременно нажимая на углы губ,добавляя этим
  выдвижение их вперёд как при[ч].
щ 1. По подражанию.
  2. Механически:поднятие зондом кончика языка при произнесении
  «сь» или «ся» = [щ] или слог «ща».

 


 


Мягкие согласные

 

1) По подражанию.

 

Предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное воспри -

 

ятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (папя, ana – апя и т. д.).

 

2) Обходной путь. Ребенку предлагают:

длительно произнести гласный [ и ], а затем слог пи;

повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая [ и ], получа - ется отчетливое [ п ’], с некоторым придыханием;

перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом, затем так, чтобы первый гласный проговаривался

громко, а второй шепотом и кратко: получается сочетание апь;

 

закрепив полученный мягкий звук [ п ] – [ п ’], можно переходить к от - крытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной ([ п ’] –[ а ]), а потом сливая их;

 

затем вводить слоги и слова с другими гласными.

3) Механический способ.

 

В качестве исходных используются согласные [ т ], [ д ], [ н ], так как эти звуки просты по своим укладам и произносятся при полуоткрытых зубах и губах.

При произнесении [ т ] или слога та удерживать кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка): получается [ т ’] в изолированном виде или в открытом слоге (тя, тя, тя ).

Аналогичным путем из слога am получают слог атъ.

 

Тот же механический способ применяется при постановке звуков [ д ’] от [ д ], [ н ’] от [ н ]. Далее произношение других мягких звуков отрабатывает -

ся в следующем порядке: [ ф ’], [ в ’], [ п ’], [ б ’], [ м ’], [ с ’], [ з ’],

Что касается звуков [ к ’], [ г ’], [ х ’], то специальной работы над ними обыч - но не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными [ и ], [ э ] («кирпич», «на руке».

 

Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в заменах твердых согласных парными мягкими звуками, устраняются после постановки и ав - томатизации твердых звуков (по известным методикам), а затемих диффе - ренциации с мягкими вариантами (изолированно, в слогах, словах, фразах).

 


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!