ЭВРИСТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА НА УРОКАХ МУЗЫКИ



 

Калист Е.Л.,

аспирант 1 курса УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Голешевич Б.О., канд. пед. наук, доцент

 

Как известно, неэксплицируемые эмоциональные состояния, вызванные прослушиваемой музыкой, в частности, нелинейно или непосредственно влияют на характер любой деятельности человека. От степени эмоциональной чувствительности зависит показатель его адаптивности к общественной среде, уровень комфортности ощущений в процессе межличностных взаимодействий. Положительный эмоциональный тонус становится предпосылкой соответствующей материализации целевых установок человека в продуктах его технического и художественного творчества. Этим обусловлена объективная необходимость внедрения в современной школе личностно ориентированных технологий образования, отвечающих потребностям современного общества и персональным возможностям ребенка. Природные свойства музыки естественным образом обусловливают необходимость подобного преподавания ее как учебного предмета.

На пути решения существующей проблемы весьма перспективной видится популяризация теории эвристического образования. Личностные духовные, материализующиеся и предметные «открытия» учащихся более фундаментальны и практически адаптируемы, чем знания, приобретенные рецептивным путем, в которых наглядные словесные определения не всегда подкрепляются визуальным восприятием соответствующих им объектов. В эвристическом обучении ученик изначально конструирует знания в исследуемой области реальности, для этого ему предлагается реально значимый объект, но не знания о нем. Полученный ребенком творческий продукт (гипотеза, сочинение, эссе) затем с помощью учителя сопоставляется с культурно-историческими аналогами, в итоге ученик переосмысливает, перерабатывает и достраивает свой результат [2, с. 20].Несмотря на декларирование урока музыки как урока искусства, методика его проведения во многом сводится к накоплению известных истин и канонических знаний учащихся. А между тем, процесс восприятия, элементарного сочинительства, аранжировки, личностной исполнительской интерпретации знакомых художественных произведений обусловлен творческой природой музыкального искусства [1, с. 60]. Методика эвристического обучения основывается на открытых заданиях, которые не имеют однозначных правильных ответов. Приведем примеры эвристического подхода к преподаванию урока музыки: учащимся предоставляется право самим предложить версию возникновения музыкальных звуков, объяснить графическую форму длительностей нот, сочинить мелодию, сформулировать правило написания литературного текста к музыке, исследовать логику развития музыкальной мысли в инструментальных и вокальных произведениях.В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что реализация эвристического типа образования, используемого на уроке музыки, может быть осуществлена в результате:1) личностного целеполагания ребенка в музыкальном творчестве;2) первичности признания учета музыкальных предпочтений учащихся и их певческого диапазона;3) организации музыкального восприятия с использованием 2-3 произведений без предварительного представления их авторского названия;4) инструментального исполнения разучиваемой песни, при котором определение лада, ритмической основы, мелодического рисунка, художественного образа осуществляется вне влияния побочных факторов, а именно объективно музыкально;5) комплексного запоминания текста и мелодии с целью динамизации творческого процесса;6) музыкально-ритмического творчества, основанного на воспроизведении, преобразовании и подборе принципиально новых вариантов сопровождения мелодии на ударных инструментах или с использованием сэмплов компьютерных программ;7) модификации учебного задания и решения творческой задачи учащимися самостоятельно наиболее доступными для них средствами художественной выразительности;8) личностно ориентированного домашнего задания, содержащего стимул к нестандартным, оригинальным решениям. Литература:

1. Голешевич, Б.О. Эвристические основы педагогики общего музыкального образования: монография / Б.О. Голешевич. - Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2009 – 272 с.: ил.

2. Хуторской, А.В. Педагогические средства реализации эвристического потенциала образования // Педагогика. – 2009. - № 3. - С. 17 – 24.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 864; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!