ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ДЕТЕЙ



Кущина Е.А.,

магистр педагогики УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Карташев С.А., канд. пед. наук, доцент

 

Музыкальное воспитание как средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры чувств, нравственности — такой подход характерен для современной музыкальной педагогики. Он основывается на специфике музыки как вида искусства, на особенностях содержания музыкального искусства.

Музыка отражает действительность в движении, в динамике развития. Как и в других видах искусств, центром этого движения является человек с его мышлением, субъективным восприятием объективно существующей реальности.

Понимание музыки как искусства идейно-эмоционального, идейно-психологического в своей основе, в котором эмоциональная сущность является основой не только восприятия, но и непосредственно выражения и отображения, — такая тенденция в определении содержания музыки получила признание в высказываниях и трудах эстетиков, психологов, музыковедов, композиторов, ученых. Так, в работе Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей», представляющей собой одну из первых попыток дать глубокое толкование специфики развития музыкальных способностей, дается следующее определение: содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроение. Музыка есть путь к познанию мира человеческих чувств. Лишенная эмоционального содержания музыка перестает быть искусством [1, 34].

Искусство может заражать своими идеями, но лишь эмоционально. Безэмоционалъного искусства быть не может. Эмоции, вызванные искусством, — это особый вид чувствований — художественные эмоции. Они требуют высочайшей деятельности психики, напряженной мысленной работы.

В процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственейшая роль, т.к. жизнь без искусства не формирует и не воспитывает человека целостного, всесторонне и гармонично развитого.

Искусство называют «школой чувств», но в зависимости от содержания его произведений оно может вызывать различные чувства, ценные и ущербные, ведущие к духовному росту или обедняющие человека.

Эти размышления перекликаются с мыслями музыковеда В.Н.Холоповой, по выражению которой, «музыка может волновать и умиротворять, веселить и сострадать, вводить в транс и лечить». И далее: «Эмоции в музыке — это эмоции-волнения, и эмоции-идеи, и эмоции-образы, и эмоции-концепции. Мысль может стареть, чувство же — всегда ново».

Эти идеи имеют прямое отношение к современной музыкальной педагогике, которая уделяет вопросам эстетического воспитания большое внимание. Она строится на принципе единства обучения и воспитания и ставит, прежде всего, задачу развития в человеке духовного богатства творческих сил и художественных способностей. Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, которая помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще [2, 9].

Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняются затем на всю жизнь, влияют на формирование эстетических чувств и вкусов человека. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы, — предупреждал В. А. Сухомлинский. — ... Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство».

Таким образом, цель занятий искусством с детьми — пробуждать творческие силы, воспитывать любовь к прекрасному, любовь к искусству. Педагогика учит нас в процессе эстетического воспитания не ограничиваться лишь пассивным наблюдением; необходимо также и творческое проявление себя в искусстве, овладение навыками коллективного и индивидуального исполнительства [2, 10].

Формирование интереса к музыке, как воспитание любви к прекрасному, любви к искусству находит наиболее яркое воплощение на творческих, нетрадиционных уроках музыки, которые задействуют все достижения психолого-педагогических методов обучения и воспитания, создавая при этом творческую атмосферу с элементами своеобразия и необычности, вдохновляющими детей к самостоятельному открытию волшебного мира музыки.

 

Литература:

1. Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки. / Г.В.Иванченко. – М.: Смысл – 2001. – 264 с.

2. Чепуров, В.Н. Музыка в школе. / В.Н. Чепуров. - 2-е изд. – М.: Просвещение – 1983. – 170 с.

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 607; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!