ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ



Мурзич О.Б.,

студентка 3 курса УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Лауткина С.В., ст. преподаватель

 

Духовно-нравственное воспитание в настоящий момент рассматривается как одно из равнозначных направлений всей системы воспитания. Оно является базой для воспитания качеств, без которых немыслим человек как существо психофизическое и социальное, и определяет особенности организации целостного воспитательного процесса. В широком смысле духовное-нравственное воспитание понимается как становление собственно человеческого в человеке. В узком смысле – оно является приоритетным перед другими направлениями, однако не имеет четких, определенных границ [1].

Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. В связи с особенностями психофизического и эмоционально-волевого развития у детей с интеллектуальной недостаточностью наиболее сложно формируются нравственные понятия и представления [3]. И это обусловлено следующими причинами: 1) нарушения познавательного развития затрудняют правильное самостоятельное обобщение ребенка; 2) снижение способности к конкретизации обобщений приводят к несогласованности слова и конкретной деятельности; 3) нарушения в эмоционально-волевой сфере снижают самостоятельность, желание быть лучше, способствуя образованию и закреплению отрицательных привычек; 4) имеют место затруднения в оценке собственного поведения, деятельности.

С целью изучения духовно-нравственной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью было проведено эмпирическое исследование на базе УО «Витебская государственная вспомогательная школа». В анкетировании участвовали учащиеся 7-9 классов I отделения девочек количестве 20 человек, из них 12 девочек и 8 мальчиков. Всем испытуемым была предложена анкета «Индекс воспитанности школьников» [2].

Проведенное исследование показало, что для 50% детей характерна ситуационная нравственная воспитанность, для 30% – внешняя, плохая нравственная воспитанность для 15% и лишь для 5% характерна невоспитанность. Никто из детей, принимающих участие в исследовании, не показал этап внутренней нравственности. Это говорит о том, у школьников с умственной отсталостью не сформирована собственная внутренняя потребность в выполнении нравственных норм и правил. Большинство учащихся (50%) способно проявлять нравственное поведение в определенных жизненных ситуациях – ситуационная нравственная воспитанность, без внутренней необходимости. Также данное исследование показало, что детям с интеллектуальной недостаточностью доступно усвоение высших нравственных ценностей и понятий. Поэтому главной задачей духовно-нравственного воспитания детей с данной категорией является воспитание внутренней нравственной потребности, внутреннего собственного нравственного контроля поведения и деятельности. Для этого необходимо обогащать чувственный опыт детей, создавать условия «проживания» различных моральных ситуаций, работать над развитием мотивационной сферы.

 

Литература:

1. Лопухов, Г.А. К проблеме духовно-нравственного воспитания детей с особенностями психофизического развития/ Г.И. Лопухов// Спецыяльная адукацыя. – 2009. - №5. – С. 58-63.

2. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Дону: Феникс, 1997. – 736 с.

3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский; гл. ред. А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982-1984.- Т. 5: Основы дефектологии. – 369 с.

 

 

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5–10 ЛЕТ ПРИ АНАЛИЗЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Павлова С.В., Пугач И.М.,

студенты 3 курса УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Сусед-Виличинская Ю.С., канд. пед. наук, доцент

К сравнительному анализу музыки и речи обращались музыковеды, психологи, лингвисты, этнографы (А.В.Торопова, В.М.Бехтерев, А.М.Антипова, И.А.Назаренко, В.С.Мархасин, В.М.Цеханский, М.О.Гуревич, А.А.Леонтьев). Учеными изучались проблемы восприятия музыкальных и речевых ритмов и их воздействия на психику (А.Н.Леонтьев, О.В.Овчинникова), вопросы эмоциональной окраски музыки и речи (В.П.Морозов, В.Н.Холопова), исследовались закономерности музыкальных и речевых интонаций (Б.В.Асафьев, Е.В.Назайкинский, Н.В.Черемисина).

В педагогике взаимосвязь речи и музыкального искусства находит свое применение в виде создания новых видов деятельности на основе интеграции музыки и учебных предметов. Известны методики использования музыки в преподавании литературы, истории, иностранных языков (Г.Б.Вершинина, Л.В. Куриленко, В.Г. Граф, Н.Ф. Орлова, Т.С. Овчинникова, И.Г. Ревес, И.И. Невежина, Т.Н. Иванова, Н.М. Свирина) [3].

Однако многолетние наблюдения в процессе нашей педагогической деятельности (ясли-сад и средняя школа) помогли сформулировать следующую проблему: дети дошкольного и младшего школьного возраста в большинстве случаев выражают свои мысли и чувства после прослушивания музыкального произведения весьма немногословно (1-2 слова). Можно предположить следующие причины объяснения данной проблемы: дети не умеют выражать свои чувства и мысли при анализе музыкального произведения; у детей не накоплен необходимый словарный запас; коммуникативные способности недостаточно развиты [1;2].

Поэтому целью нашей исследовательской работы является развитие связной речи у детей с помощью воздействия музыки и анализа конкретного музыкального произведения.

Методы: анализ теоретических источников, диагностика, метод математической обработки результатов, практические методы.

На музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях, на уроках музыки в общеобразовательной школе дети должны не только слушать, но и говорить. Для характеристики произведений и рассказе о них наиболее эффективным представляется использование мнемотехники. Мнемо́ника (греч.τα μνημονιχα — искусство запоминания) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей), замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

На музыкальных занятиях для формирования правильной разговорной речи можно использовать речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции; логоритмику, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Другими словами, дети под музыку произносят ритмизованный текст. Принцип использования логоритмических средств предполагает обязательное включение в них речевого материала. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений. Выводы:

Данное исследование предполагает следующие этапы:

· проведение диагностики для выяснения речевых затруднений у детей 5-10 летнего возраста и систематизация полученных фактов;

· разработка упражнений и мнемотаблиц для развития связной речи при анализе прослушанного музыкального произведения на основе проведённой диагностики;

· создание комплекса мероприятий для развития связной речи с учётом возрастной категории ребёнка: воспитанник детского сада, учащийся 1-4 классов общеобразовательной школы;

· апробация разработанного комплекса мероприятий в практической деятельности.

 

Литература:

1. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Ветлугина Н. А. - М.: Просвещение, 1981. - 240 с.

2. Вопросы методики начального музыкального образования / Ред.- сост. B. Натансон, В. Руденко. – М.: Музыка, 1981. – 231 с.

3. Назайкинский, Е. В. Звуковой мир музыки. – М.: Музыка, 1988. – 254 с.

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 752; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!