Годы. Обзор войн навахо через краткие биографии их вождей. 3 страница



Год.

12 марта - из-за угроз жителей пуэбло Зуни местному священнику, губернатор Куберо послал туда отделение солдат под командованием де Мадрида Роке, чтобы «найти Отца Гарайкоэчеа, если он еще живой, и обеспечить его безопасность». Таким образом, индейцы зуни остались без пастора, и, следовательно, были «подвергнуты дьявольскому влиянию мятяжных элементов-вероотступников моки (хопи) и языческих апачей-навахо».

Год.

В этом году вскрылось, что некоторые индейцы хопи занимаются подрывной деятельностью в Таосе, и по провинции вновь начали витать слухи о готовящемся широкомасштабном мятеже. Хопи, постоянно питающие враждебные чувства, провели большой совет в долине Ла Пьедра Алумбре. Навахо и тева из пуэбло Сан-Ильдефонсо и Сан-Хуан тоже посетили этот совет, на котором и было запланировано восстание против испанцев. Однако союз вскоре разрушился, когда некие навахо похитили лошадей из пуэбло Санта-Клара. Взятые под охрану несколько навахо указали, что они пошли на союз только ради того, чтобы беспрепятственно проникнуть в какое-либо пуэбло. Затем в стране навахо настали суровые времена, и голодные индейцы надеялись «найти пищу в христианских пуэбло».   

Год.

10 марта - дон Франциско Куэрво де Вальдес становится временным управляющим Новой Мексики. Положение в провинции было тяжелым: частые набеги навахо и апачей, враждебность хопи, к тому же солдаты находились в большой нужде от нехватки нормальной одежды, оружия и лошадей.

19 августа - большая испанская экспедиция, во главе с Мадридом Роке, возвратилась в пуэбло Зиа после кампании против навахо на северо-западе Новой Мексики. Остальные навахо, которым помогали и подстрекали беженцы из пуэбло Акома, укрылись в высоких «пенолес» (скалистые холмы), но разорения были настолько серьезными, что они были вынуждены просить мира.

13 октября - испанская экспедиция преследовала навахо весь сентябрь на северо-западе Новой Мексики. Около двухсот навахо однажды показались, но тут же бежали при виде испанских сил. Испанцы поджигали по пути кукурузные поля и хоганы навахо. Домой они прибыли с хорошим ассортиментом добычи: пленные женщины и дети, шкуры животных, корзины и какое-то количество лошадей и овец. Кроме этого, в свои пуэбло возвратились некоторые христианские индейцы пуэбло, находившиеся в плену у навахо.

В результате навахо вновь возжелали мира. Большинство их предводителей спустились с гор просить снисхождения от имени своих людей. Они имели с собой шкуры, корзины и другие вещи, предназначенные для выкупа их пленников.

Год.

10 января-капитан Раэль де Агуильяр через пятнадцать дней после его прибытия в Санта Фе, согласно приказа губернатора Франциско Куэрво Вальдеса возглавил экспедицию солдат в поисках двух больших групп навахо, похитивших некоторое количество скота из пуэбло Сан Ильдефонсо, Санта Клара и Сан Хуан. Агуильяр записал: «Эти пуэбло непрерывно обеспокоены вторжениями враждебных языческих апачей (навахо), которые убивают многих их людей и расхищают их скудные продовольственные запасы, нападая неожиданно и подвергая постоянной опасности. Эти пуэбло находятся на землях Зуни, Пеноле де Акома, Сан-Хосе-де-Ла-Лагуна, Хемес, Пекос, Пикурис, Таос, Санта-Клара и Ла-Аламеда».  

23 февраля- навахо, в стремлении к миру с испанцами, пришли в  Санта-Фе, неся большую белую шкуру с нарисованным изображением креста. Тремя месяцами раньше, в ноябре 1705 года, Отец Антонио де Миранда из Себольета, написал: «Навахо, используя меня в получении мира, принесли мне святой крест, который я послал дону Франциско Куэрво Вальдесу. Навахо сказали, что они нашли нарисованный крест-символ мира белого человека- по пути в пуэбло моки (хопи)».

18 августа –губернатор Вальдес написал в этот день:  «навахо вели здесь войну с 1693 года до прошедшего 1705-го, когда они были остановлены кампанией, которую я энергично провел против них из-за их тяжелых преступлений, их дерзости и их безрассудных ограблений на границах и в пуэбло этого королевства». Также он коснулся отсутствия миссионеров в стране навахо: «Обширная провинция (территория) навахо является местом, домом и обителью многочисленных ранчерий языческих индейцев под этим названием. Она расширяется приблизительно на 100 лиг с юга на север,-до границы с многочисленными племенами юта, карлана и команчи. На восток примыкает к нашим границам. Таким образом, граница протягивается-от одного ее края к другому- на 300 лиг (примерно 1200 километров). На западе ее естественной границей является большая река (Колорадо), которая, согласно отчету, течет к морю. На всём этом расстоянии живут бесчисленные индейцы, - то же самое племя навахо,- жилища которых разбросаны по всей территории от тех границ до берегов и долин вышеуказанной реки».

Год.  

В январе губернатор Хосе Чакон Медина Салазар (годы правления 1707-1712) получил сообщение от Альбукерка, что  новая вилла атакована апачами, которые бежали с похищенным домашним скотом в Сьерра-де-Лос-Ладронес. Губернатор послал на их поиски капитана Фелиза Мартинеса во главе 30 солдат и 60 союзных индейцев. Когда эти апачи были  найдены, оказались, что это навахо, и их было намного больше преследователей. Поэтому последние благоразумно отступили. В связи с этим была объявлена всеобщая кампания, в котору. Должны были войти ввсе имевшиеся в наличии солдаты. Индейцев пуэбло также обязали в этом участвовать.

31 марта -делегация, состоявшая из четырех навахо, которые представились послами от имени «всех капитанов ранчерий с гор Навахо», прибыла в пуэбло Санта-Клара, чтобы «возобновить понимание с испанцами в том, что навахо желают жить в мире».

6 апреля -губернатор написал Герцогу Альбукерскому, что племя навахо непрерывно воюет с моки (хопи), но, что они в мире с Зуни, куда «навахо всегда вступают с миром». На тот момент долина Рио-Чама была главными воротами для мародеров навахо, наносящих удары по пуэбло, распологавшиеся в долине Рио-Арриба.  

Год.

21 февраля- губернатор Маркес де Ла Пенуэла, издал декрет, согласно которому Роке де Мадрид Маэстре де Кампо, уполномачивался на сбор милиции и преследование навахо, недавно соверших налет возле пуэбло Санта-Клара. В этом году навахо также соваершали набеги за скотом из каньона Чимайо в окрестности Санта-Крус, и даже атаковали пресидио и пуэбло Эль-Пасо.  

8 июня -навахо обрушились в неожиданном нападении на пуэбло Хемес и местную церковь, оскверняя обрядовые сосуды. Но затем они были рассеяны в их собственной стране экспедицией во главе с Роке де Мадридом и были вынуждены просить о мире.

В этот день католический священник в Хемес похоронил семью из отца, матери и их четверых детей - все убитые в вышеупомянутой атаке.

В течение первых двадцати дней августа Роке Мадрид вел около 100 испанских солдат, гражданских и 300 союзников пуэбло в 312-ти мильном переходе по стране навахо на северо- западе Новой Мексики, сжигая  их поля и дома. За это время три раза даже доходило до рукопашной схватки.

8 декабря– за весь 1709 год было проведено пять кампаний против навахо. В этот денб губернатор признался: «Несмотря на ранее предпринятые меры, должно быть совершено шестое и главное усилие». Следовательно, Роке Мадрид, этот бывалый и опытный воин, вновь повел солдат и союзников пуэбло в страну навахо. Он вторгся в Пьедро-Алумбре, долину на расстоянии приблизительно в 45 миль от Санта-Фе. Там они заметили в отдалении около 25 навахо, в итоге убив 10-12 из них, а остальные скрылись в горах. Эти кампании закончились перемирием, которое навахо запросили в 1710 году.

На карте, составленной Джоном Сенексом, “Apaches of Navajo” распологаются к северу от деревни хопи, и имеется примечание, что «это племя распространено далеко на запад».

Год.

Торговля с апачами и навахо за пределами охраняемых границ часто  вызывала трения, что вынудило губернатора дон Хуана Игнасио Флореса Могольона издать циркулар, заррещавший поселенцам торговать с языческими индейцами под угрозой тюремного заключения на два месяца и закрытие любого поста, который содержал испанский маклер. Это прямое указание на то, что местные представители власти были среди главных правонарушителей.

Год.

16 мая - пришло сообщение, что индеец тано, бенжавший к навахо после мятежа пуэбло 1696 года, возвратился в пуэбло Санта-Клара или Сан-Ильдефонсо.  

4 июня -два навахо нанесли визит в пуэбло Санта-Клара. Они были приняты Роке Мадридом, а затем сопровождены к губернатору Могольону, который задавал им вопросы через переводчика из Пикурис. Губернатор решил их задержать до тех пор, пока Мадрид не выявит какие-либо признаки наличия враждебных в округе. Эти навахо объявили об их дружеском расположении к испанцам.

Весной навахо засеяли поля вдоль Рио-Гранде-де-Навахо (река Сан-Хуан).

22 октября - после сообщения миссионера из Сан-Ильдефонсо о том, что навахо украли скот, принадлежавший этому пуэбло, губернатор приказал капитану Кристобалю де Серна возглавить 50 солдат, 20 вецинос (испанские поселенцы) и 150 индейских союзников в кампании против племени. Экспедиция выступила из Хемес на северо-запад. Навахо отступили при ее приближении, но 30 из них попали в плен и  все кукурузные поля племени были сожжены.

Год.

Март.

Навахо атаковали в этом месяце пуэбло Хемес, убивая одного из его главных капитанов. Испанцы в ответ собрали экспедицию, включившую небольшое отделение солдат и милиции, совместно с 212 индейскими союзниками пуэбло, под командованием капитана Роке Мадрида. Она пересекла долину Чама в стране навахо, а затем повернула на юг. В нескольких столкновениях около 30 навахо были убиты, 7 захвачены в плен и конфискованы 200 бушелей кукурузного зерна и 110 овец. Затем экспедиция вернулась в Хемес, где была распущена. 

26 сентября -губернатор Могольон постановил, что все языческие пленники должны быть крещены подобно негритянским рабам.

Год.

14 октября- губернатор Флорес Могольон приказал расквартировать 25 солдат в пуэбло Зуни, в целях защиты его жителей от постоянных нападений навахо-апачей.

Год.

Исполняющий обязанности губернатора  Феликс Мартинес направил капитана Кристобаля де Ла Серна во главе кампании против навахо. Выступив из пуэбло Хемес приблизительно с четырьмя сотнями вооруженных мужчин - в основном индейцы пуэбло, Серна углубился на территорию навахо на 20 лиг, и в месте под названием Лос-Пенолитос навязал навахо сражение. Шесть из последних были убиты; о потерях испанцев сообщения нет.

Год.

23 сентября - губернатор Антонио де Вальверде нанес визит апачам хикарийя, где два сына вождя Эль Кохо сообщили ему, что «он (Эль Кохо) сейчас отсутствует, так как пошел к навахо».

Год.

К этому году налеты навахо, и соответственно ответные меры, затихли, и племя более не считалось врагом провинции. В следующие пятьдесят лет навахо и их испанские соседи жили в мире, который обуславливался главным образом тем, что навахо испытывали серьезное давление со стороны ютов и команчей. В этот период племя торговало текстильными изделиями, корзинами, шкурами и другими товарами, в том числе военнопленными. Вклад навахо в экономику провинции был очень весомым.

Год.

Было сообщение о том, что апачи хикарийя решили, «поскольку их люди не защищены от нападений команчей, переместиться на территорию навахо».   

20 октября- циркулар от губернатора: «Ваше Превосходительство устанавливает, что более необходимо и правильно воспрепятствовать бегству туземцев из области Ла-Хикарийя в область Навахо».

Год.

6 декабря- губернатор издает циркулар, запрещающий продажу пленников апачей-навахо индейцам пуэбло. За нарушение его предусматривался штраф.

Год.

21 июня -два францисканских священника, 67-летний Отец Карлос Дельгадо и Отец Хосе Иригойен, прибыли из пуэбло Ислета в Себольета и Энсиналь в стране навахо. Отец Хосе позже сообщил, что за шесть дней они крестили 5000 навахо - очевидное преувеличение,- так как на тот момент это была численность всего племени. 

В конце 1750-х годов навахо твердо воспротивились христианизации, так как, согласно сообщению Отца Санчеса Лезуана де Вермехо, они «хотят жить подобно оленю, и не хотят оседать в пуэбло и жить подобно христианам». Они сказали, что никогда не приглашали миссионеров, и еще в 1746 году сообщили Отцу Мигелю де Менчеро, что они не собираются становиться оседлыми. Отказ, или неспособность миссионера предоставить им «всё, что он обещал за крещение: кобыл, мулов, коней, коров, одежду и много овец», являлось еще одним решающим фактором в нежелании навахо христианизироваться.

Год.

В августе этого года навахо и юты атаковали испанские поселения Абикью и Охо-Кальенте, расположенные к западу от Рио-Гранде. Уцелевшие жители бежали на восток, в безопасные места.

Год.

20 июля- сообщение от индейца пуэбло, больше года прожившего в стране навахо, гласило, что племя сильно пострадало от засухи. Далее говорилось, что навахо, численность которых превышала на тот момент 2000 человек (возможно, не все племя) ведет войну с ютами и имеет много рабов; и иногда наносит визиты в пуэбло Хемес.

Год.

На территории навахо построены две миссии из четырех, разрешенных вице-королем еще в 1746 году. Одна в Себольета и вторая возле ручья Сальдо. Более 500 навахо переместились в их окрестности, и выразили страсть к крещению, что более обуславливалось набегами ютов и команчей на них, чем желанием становиться христианами и принимать оседлый образ жизни.

Год.

16 апреля- Отец Триго прибыл в пуэбло Лагуна, где узнал, что навахо из Энсиналя и Себольета восстали и изгнали обоих приставленных к ним падре. На следующий день навахо высказались в том духе, что они твердо настроены против поселения в пуэбло, и что «они не могут долго оставаться в одном месте, так как живут подобно оленю». Они пожаловались, что Отец Менчеро не дал им обещанные скот и одежду. Вскоре миссии в Себольета и Энсиналь были заброшены.

Год.

Хуан Хосе Лабато сообщил губернатору Качупину, что три вождя племени юта, среди прочих вещей имевшие францисканский календарь, пришли в пуэбло Сан-Хуан и сказали, что они «атаковали навахо с горы Пенолес такими силами, что те нашли это действие слишком кровавым для них - некоторые из них были убиты, другие захвачены - без какого-либо риска для ютов, которые, в стремлении к их полной победе, перекрыли все подступы к вершине. Затем  пришли навахо с деревянным крестом и тоже с календарем. После всего этого, ранее являвшиеся львами, стали ягнятами, сдавшими их оружие и получившими крест и недостоверную бумагу».  

Год.

Когда земельный грант Монтано вдоль Рио Пуэрко был одобрен, испанские поселенцы, согласно рекомендации, возвели новый город в виде укрепленного форта, имевшего только одни ворота для входа - мера предосторожности ввиду возможного нападения навахо.

Годы.

На карте Северной Америки территория «Апаче-де-Навахо» расположена северо-западнее Моки (хопи) и по обоим берегам реки Колорадо.

1754 год.

12 августа - сообщение о том, что большинство навахо покинули Динетах (так навахо называли свою родину на северо-западе Новой Мексики) и «нашли прибежище в Себольета; недалеко от пуэбло и миссии Лагуна; и на горе в окрестностях Зуни, сбегая от военных действий ютов, которые мстили за ущерб, причиненный навахо в вероломных нападениях на некоторые их ранчерии. Юты так сильно воевали против навахо, что заставили их сбежать из провинции (территории навахо)». Губернатор дон Томас Велес Качупин стремился воспользоваться предоставившейся возможностью убедить навахо переселиться в заброшенные миссии, расположенные у дороги на Эль-Пасо в области Сокорро. Однако его усилия по приведению навахо в миссии не увенчались успехом.

Год.

Когда Бишоп Педро Тамарони Ромераль, епископ из Дуранго, находился в пуэбло Лагуна, туда пришла группа «индейцев апачей-навахо, со словами, что они хотят стать христианами. Они пришли искать защиту у испанцев, чтобы их враги юты окончательно их не уничтожили». Также епископ отметил: «На одной стороне здешней дороги на север, есть место под названием Себольета, где Отец Менчеро основал два пуэбло (Энсиналь и Себольета). Их жителями являются навахо и апачи, и многие из них живут в местных каньядас (ущелье). Некоторые из них язычники, а другие отступники. Замечены некоторые из их хижин».

Год.

В петиции (прошение), датированной этим годом, относительно предоставления земельного гранта в долине Рио-Пуэрко, западная его граница была отмечена как Сьерра-Альберта-Ла-Донде-Сиембран-Лос-Апачес-Набайосес (высокая сьерра, где посадки навахо-апачей), или горы Себольета. Также было сообщено, что «с надлежащим рвением, навахо в Себольета можно уменьшить или обратить в христианство».

Год.

3 августа - сообщение от некого Бернардо де Миер Пачеко, которое гласило, что когда Антонио Бака вступил во владение земельным грантом в области современной горы Тейлор, соседние с ним поселенцы заявили, что они не будут нарушать намеченные линии раздела и границы с мирными индейцами навахо.

Год.

В этом году, Бернардо де Гальвес, новый губернатор Новой Мексики, ввёл в действие новую политику мирных договоров и торговли с навахо и апачами.

16 июня - индейцы пуэбло Зиа, Санта-Ана и Хемес подали прошение на получение земельного гранта, подтвержающего их права на  долину Охо-дель-Эспириту-Санто. Северной своей границей они установили место под названием Ла Вентана, за которым уже жили апачи-навахо. Еже один тракт земли, - равный одной квадратной лиге, был предоставлен Мигелю Сантьяго Монтойа в верхней части долины Рио-Пуэрко, и он был отмерен таким образом, чтобы «не посягнуть на области, которые обычно заняты апачами-навахо».

3 декабря - губернатор дон Томас Велес Качупин написал относительно земельного гранта для Фелипе Тафойа, расположенного севернее горы Тейлор: «Если эти партии не имеют какой-либо земли, где могли бы пастись их животные, они могут присоединиться к новым поселениям Сан-Мигель-де-Ларедо и Сан-Габриэль-де-Лас-Нутриас. Однако, люди этих партий несомненно испытывают страх, так как те места находятся на границе, и так как им не хватило смелости для поселения там, то они зарегистрировали тракт в месте (возле горы Тейлор), которое они попросили - в области проживания мирного племени навахо. Они могут поселиться там, пока туземцы (навахо) не возражают. Им предписано обращаться с навахо-апачами с величайшей любовью и добротой, чтобы завоевать их, и относиться к ним хорошо настолько, чтобы держать их в согласии с нами, и чтобы с течением времени, впечатляя их яркими примерами христианского поведения, привести их в святую католическую веру». О навахо этого региона было сказано, что «из страха перед ютами, они устанавливают свои хижины в основном на вершинах самых высоких и самых труднопроходимых мес».   


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 227;