ОТ ПОЛУБОЖЕСТВЕННЫХ РАС ДО ПЕРВЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ



24. Высшие Создатели горделиво отвергают формы, выявленные «Сынами йоги». 25. Они не желают воплощаться в первых рождённых из Яйца. 26. Они выбирают позднейших андрогинов. 27. Первый человек, наделённый умом.

24. ГОТОВЫЕ к НОВому РОжДению, СПУСТИЛИСЬ СЫНЫ МУДРОСТИ, СЫНЫ НОЧИ.[414] УВИДЕЛИ ОНИ НИчтожные[415] ФОРМЫ ПЕРВОЙ ТРЕТИ[416] (а). «у нас есть выБоР», СКАЗАЛИ ВЛАДЫКИ (МУДРОСТИ), «МЫ МУДРЫ». одни ВОШЛИ В ЧХАЯ, ДРУГИЕ выявили ИСКРУ, третьи ВОЗДЕРЖАЛИСЬ ДО ЧЕТВЁРТОЙ.[417] ИЗ СОБСТВЕННОЙ РУПы ОНИ НАПОЛНИЛИ[418] КАМУ.[419] ВОШедшие Стали АРХАТАМИ. ПОЛУЧИвшИе ЛИШЬ ИСКРУ ОСТАЛИСЬ ЛИШёННЫМИ ЗНАНИЯ.[420] ИСКРА ГОРЕЛА СЛАБО (b). ТРЕТЬИ ОСТАЛИСЬ ЛИШёННЫМИ УМА. ИХ ДЖИВЫ[421] НЕ БЫЛИ ГОТОВЫ. ЭТИ БЫЛИ выДЕЛЕНЫ из СЕМИ.[422] ОНИ СТАЛИ УЗКОГОЛОВЫМИ. ТРЕТЬИ БЫЛИ ГОТОВЫ. «В ЭТИХ МЫ будем жить», СКАЗАЛИ ВЛАДЫКИ ПЛАМЕНИ И ТёМНОЙ МУДРОСТИ (с).

171] {«ЧЁРНЫЙ ОГОНЬ» «ЗОГАРА»} Эта Станса содержит полную разгадку тайны зла, так называемого Падения ангелов, и многих проблем, над которыми философы ломали головы с тех пор, как у человека появилась память. Она позволяет разрешить загадку последующего неравенства умственных способностей, рождения и социального положения и логически объяснить непонятное кармическое течение на протяжение последовавших эонов. Ввиду трудности этого вопроса мы попытаемся разъяснить его как можно лучше.

(а) Вплоть до Четвёртого Круга и даже до второй половины Третьей Расы в этом Круге человек – если это вводящее в заблуждение наименование приложимо к вечно меняющимся формам, облекавшим Монады в течение первых трёх Кругов и первых двух с половиной Рас настоящего Круга, – в интеллектуальным смысле был пока лишь животным. Только в нынешнем срединном Круге он полностью развивает у себя четвёртый Принцип как надлежащий проводник Пятого. Но относительно полного развития Манас достигнет лишь в следующем Круге, когда получит возможность стать вполне божественным до окончания всех Кругов. Как говорит Христиан Шоттген в «Horae Hebraicae» и т. д., первый земной Адам «имел лишь дыхание жизни» – Нефеш, но не живую Душу.

(b) Здесь имеются в виду низшие Расы, аналогичные представители которых ещё существуют, как например, быстро вымирающие ныне австралийцы и некоторые африканские и океанские племена племена Африки и Океании. То, что «они не были готовы» означает, что кармическое развитие этих Монад ещё не позволяло им занять формы людей, которым предначертано было воплотиться в высших интеллектуальных Расах. Но это объясняется в дальнейшем.

(c) «Зогар» говорит о «Чёрном Огне», который есть Абсолютный Свет – Мудрость. Тем, кто под влиянием старых теологических предрассудков может сказать, что Асуры суть мятежные Дэвы, противники Богов, следовательно, бесы, черти и духи зла, мы ответим: эзотерическая философия не признаёт ни добра, ни зла самих по себе как независимо существующих в Природе. Для Космоса причина того и другого заключена в необходимости противоположностей, или контрастов, а для человека – в его человеческой природе, в его неведении и страстях. Нет никаких бесов, или совершенно порочных существ, как нет и ангелов, абсолютно совершенных, хотя могут быть Духи Света и Тьмы. Так, Люцифер – Дух Носитель Озарения интеллектуального просвещения и свободы мысли – метафорически является ведущим маяком, помогающий человеку находить свой путь через рифы и отмели Жизни, ибо Люцифер это Логос в своём высшем аспекте и «Противник» в низшем, и оба аспекта 172] отражены в нашем Эго. Говоря о Природе Христа, Лактантий представляет Логоса, Слово, «первородным по отношению к брату Сатане и первым из всех созданий».[423]

Вишну Пурана «Вишну-пурана» описывает этих первоначальных тварей (тирьяксрот), с искривлённым пищеварительным каналом:

[Они были] наделены внутренними проявлениями, но пребывали в обоюдном неведении относительно своего рода и природы.[424]

Двадцать восемь видов бадх, или «несовершенств», не означают, как думал Уильсон, ныне известных животных, которых он подробно описывает, ибо в те геологические периоды их не было. Это совершенно ясно из упомянутого труда, в котором первыми создаются «пятеричный (неподвижный) мир», минералы и растительность. За ними появились невероятные животные тирьяксрота – чудовища Бездны, уничтоженные «Владыками», как сказано в Стансах II и III. А затем появляются урдхвасроты, счастливые, небесные существа, питающиеся амброзией, и, наконец, арваксроты, человеческие существа – так называемое седьмое творение Брахмы. Но где бы не происходили эти «творения», включая и последнее, это не была наша планетарная Сфера. Не Брахма создаёт всё сущее и людей на этой Земле, но Глава и Владыка Праджапати, Владыка Бытия Владык Существования и земного Творения. «Повинуясь велению Брахмы», Дакша – синтез, или совокупность, земных Создателей и Прародителей, включая и Питри, – сотворил вещи высшие и низшие (вара и авара), «что касается до путра», потомства, высших и низших (вара и авара) «путр», потомство, и «двуногих и четвероногих, а затем, силой воли своей [относится к Сынам как создавались Сыны Воли и Йоги] дал жизнь женским существам»,[425] т. е., разделил андрогинов. Здесь, как и в эзотерических учениях, «двуногие», или люди, вновь создаются раньше «четвероногих».

Но так как в экзотерических повествованиях Асуры являются первыми Существами, созданными из «Тела Ночи», Питри происходят из тела «Сумерек», а Боги помещаются Парашарой в Вишну Пуране «Вишну-пуране» между ними и исходят из «Тела Дня», то здесь не сложно усмотреть намеренное сокрытие порядка творения. Человек есть арваксрота, происходящий из «Тела Зари», и снова упоминается в другом месте, когда Творец Мира, Брахма, «создаёт свирепых существ, которые были названы бхутами и «плотоядными» пожирателями плоти», или, по выражению из текста, «врагами чудищами, 173] {«ПРОТИВНИКИ» БОГА БОГОВ} страшными своей плотоядностью и обезьяньим цветом»,[426] тогда как «ракшасы» обычно понимаются переводятся как «злые Духи» и «враги Богов», отождествляясь в результате с Асурами. Хануман, отправляясь в «Рамаяне» в поисках врага на Ланку, находит там ракшасов, одни из которых были ужасны, «а другие прекрасны видом». В Вишну Пуране «Вишну-пуране» тоже есть прямое упоминание об их преображении в Спасителей «человечества», или Брахмы.

Аллегория эта весьма искусна. Великий интеллект и слишком обширные познания представляют собой обоюдоострое оружие в жизни и инструменты, способные обращаться как на добро, так и на зло. В сочетании с эгоизмом они превратят всё человечество в подножие для возвеличения владеющего ими и средство для достижения его целей, а в применении к гуманным, альтруистическим целям могут стать средством спасения многих. Во всяком случае, отсутствие самосознания и интеллекта сделает человека идиотом, животным в человеческой форме. Брахма есть Махат, Вселенский Ум, поэтому слишком эгоистичные ракшасы возжелали захватить Махат целиком – «пожрать» его. Аллегория очень прозрачна.

Во всяком случае, эзотерическая философия отождествляет добраманических Асуров, Рудр,[427] ракшасов и всех «противников» Богов в аллегориях с теми Эго, которые, воплощаясь в ещё не имевшего ума человека Третьей Расы, сделали его сознательно бессмертным. Таким образом, в цикле воплощений они суть истинный двойственный Логос – противоречивый, двуликий Божественный Принцип человека. Следующий Комментарий и дальнейшие Стансы могут, без сомнения, пролить больше света на это весьма трудное положение, но писательница не чувствует себя достаточно компетентной для его полной передачи. Вот что говорит Комментарий о последовательности Рас:

Первыми на этой Земле появляются Самосущие. Это «Духовные Жизни», выявляемые абсолютной Волей и Законом на Заре каждого нового рождения Миров. Эти жизни суть божественные «Шишты» [семенные Ману, или Праджапати и Питри].

От них происходят:

1. Первая Раса, «Саморождённые», которые были [Астральными] Тенями своих Прародителей. Их тело было лишено всякого понимания [ума, интеллекта и воли]. Внутреннее Существо [Высшее «Я», или Монада], хотя и находилось в земной оболочке, но не было связано с ней, ибо не было ещё связующего звена, Манаса.

174] 2. Из Первой [Расы] эманировала Вторая, называемая «рождённой пóтом»[428] и «бескостной». Это Вторая Коренная раса, которую Хранители [ракшасы][429] и воплотившиеся Боги [Асуры и Кумары] наделили первой примитивной и слабой Искрой [зародышем интеллекта]

От них же, в свою очередь, произошли:

3. Третья Коренная Раса, «Двойные» [андрогины]. Её первые Расы состояли из Оболочек, пока в них не «вселились» [не одушевили их] Дхиани.

175] {ПЕРВЫЕ СПОСОБЫ РАЗМНОЖЕНИЯ} Вторая Раса, как сказано выше, также будучи бесполой, в самом начале выделила из себя Третью, Андрогинную, Расу аналогичным, но уже более сложным способом. Согласно Комментарию, самыми первыми в этой Расе были:

«Сыны пассивной йоги».[430] Они произошли от Вторых Манушья [человеческой расы], и стали яйцеродными. В период размножения из тел их выходили яйцеобразные эманации. Малое сферическое ядро, развиваясь в большой, мягкий яйцевидный носитель, постепенно затвердевало и после периода созревания лопалось. Из него, подобно птицам в нашей Расе, без всякой помощи выходило молодое человеческое животное.

Читателю это может показаться полнейшей чушью. Тем не менее, это строго соответствует эволюционной аналогии, которую наука усматривает в развитии существующих животных видов. Сначала размножение «делением», подобно монеронам; через нескольких стадий яйцеродность, как у пресмыкающихся, за которыми следуют птицы; и, наконец, млекопитающие с их живородным (ovoviviparous) способом размножения своего потомства яйцеживородящие млекопитающие.

Если термин «ovoviviparous яйцеживородящие» приложим к некоторым рыбам и пресмыкающимся, высиживающим яйца в своих телах, то почему нельзя приложить его к самкам млекопитающих, включая и женщину? Ovule Яйцеклетка, в которой после оплодотворения происходит развитие утробного плода, и есть яйцо.

Во всяком случае, это гораздо более философское представление, нежели Ева с внезапно появившейся плацентой, которая рождает Каина после вкушения «яблока», когда плаценты нет ещё даже у сумчатых, самых первых млекопитающих.

Более того, раскрытый наукой прогрессивный порядок способов размножения блестяще подтверждает эзотерическую этнологию. Для доказательства нашей правоты достаточно лишь составить таблицы данных.[431]

I. Размножение делением.

a) Как при делении надвое однородной частицы протоплазмы, известной как монерон, или амёба.

b) Как при делении нуклейной клетки с ядром внутри, при котором последнее делится на два других, развивающихся либо в 176] оболочке материнской клетки, либо прорывающих её и размножающися как независимые сущности. (Сравн. с Первой Коренной Расой).

II. Размножение почкованием.

Небольшая часть родительской ткани набухает и, наконец, отрывается от её поверхности и вырастает до размеров исходного организма. Так происходит у многих растений, актиний и т. д. (Сравн. со Второй Коренной Расой).[432]

III. Размножение спорами.

Организм-производитель выбрасывает единственную клетку, которая развивается в многоклеточный организм, воспроизводя характерные признаки родительского организма. Сюда относятся, например, бактерии и мхи.

IV. Промежуточный гермафродитизм.

Одной особи присущи мужские и женские органы. Это, например, большинство растений, червей, улиток и т. д.; способ близок почкованию. (Сравн. со Второй и началом Третьей Коренных Рас).

V. Истинно половое размножение.

(Сравн. с последней половиной Третьей Коренной Расы).

Мы подошли к важному моменту, связанному с двойственной эволюцией рода человеческого. В результате контакта с материей Сыны Мудрости, или Духовные Дхиани, стали «разумными», потому что в прежних циклах воплощений уже достигли той степени интеллекта, которая позволила им стать независимыми и самосознающими сущностями на этом плане материи. Их новое рождение было обусловлено лишь кармически. Они вошли в тех, кто был «готов», и стали упомянутыми Архатами, или Мудрецами. Это требует объяснения.

Это не значит, что Монады вошли в формы, в которых уже обитали другие Монады. Это были «Сущности», «Умы» и Сознательные Духи, Существа, стремившиеся к ещё большей сознательности через сочетание с более развитой материей. Их естество было слишком чисто, чтобы отличаться от Вселенского Естества, но их «Эго», или Манас (ибо их называют Манасапутрами, рождёнными от Махата, или Брахмы), должны были пройти земной, человеческий опыт, чтобы стать всезнающими и начать цикл обратного восхождения. Монады это не разобщенными обособленные принципы, условные и ограниченные, но лучи абсолютного, вселенского Принципа. Прохождение через одно и то же 177] {МОНАДЫ И КРУГИ} отверстие в тёмную комнату одного солнечного луча за другим составит не два луча, а один усиленный луч. В соответствии с естественным законом, человек не может стать совершенным Семеричным Существом до Седьмой Расы Седьмого Круга. Тем не менее, все эти принципы латентно заключены в нём с самого рождения. Также закон эволюции не предусматривает и полное развитие Пятого Принципа (Манаса) до Пятого Круга. Преждевременное развитие интеллектов (на духовном плане) в нашей Расе выходит за рамки нормы. Это те, кого мы назвали «людьми Пятого Круга». Даже в грядущей Седьмой Расе в конце этого Четвёртого Круга, когда четыре наших низших принципа будут полностью развиты, принцип Манаса будет развит лишь пропорционально. Это ограничение, однако, относится только к духовному развитию. Развитие интеллекта на физическом плане происходило во время Четвёртой Коренной Расы. Поэтому те, кто был «готов наполовину» и получил «лишь искру», составляют средний уровень человечества. Они должны приобрести интеллектуальность в течение эволюции нынешней Манвантары, после чего в следующей будут вполне готовы к принятию «Сынов Мудрости». Те же, кто совсем «не были готовы», самые последние Монады, едва развившиеся из своих последних, переходных, низших животных форм в конце Третьего Круга, упоминаются в Стансе как оставшиеся «узкоголовыми». Этим объясняется иначе не объяснимая интеллектуальная разница, наблюдаемая даже в настоящее время у различных людских рас – дикарей, бушменов и европейцев. Племена дикарей, умственные способности которых ненамного превышают уровень животных, не являются несправедливо обездоленными или «отверженными», как может показаться, – ничего подобного. Это просто прибывшие последними человеческие Монады, которые «не были готовы» и принуждены были развиться в настоящем Круге и на трёх остальных Планетарных Сферах – следовательно, на четырёх различных планах существования, – чтобы подняться на уровень среднего класса по достижении Пятого Круга. В связи с этим полезно сделать одно замечание, которое даст изучающему пищу для размышлений. У Монад низших представителей человечества – «узкоголовых»[433] дикарей-островитян Южного Моря, 178] африканцев, австралийцев, – когда они впервые родились как люди, не было кармы для отработки, как у их более умственно одарённых братьев. Первые ткут карму только теперь, тогда как вторые отягощены прошлой, настоящей и будущей кармой. В этом смысле жалкий дикарь счастливее величайшего гения цивилизованных стран.

Давайте остановимся ненадолго перед дальнейшей выдачей этих странных учений и попытаемся выяснить, насколько древние Писания и даже наука допускают возможность или даже явно подтверждают дикие представления нашего антропогенеза.

Просматривая сказанное, мы увидим, что Тайная Доктрина утверждает для человека: 1) полигенетическое происхождение; 2) разнообразие способов размножения до того, как человечество стало размножаться обычным для настоящего времени способом; 3) следование эволюции животных – во всяком случае, млекопитающих – за эволюцией человека, но не предшествование ей. Это диаметрально отличается от широко принятых ныне теорий эволюции и происхождения человека от животного предка.

Давайте же, воздавая кесарю кесарево, рассмотрим, прежде всего, возможности принятия учёными теории полигенетического происхождения.

Большинство эволюционистов-дарвинистов склоняется к полигенетическому объяснению происхождения рас. Однако, в этом конкретном вопросе, как и во многих других, в учёной среде царит полный разброд. Учёные соглашаются лишь для того, чтобы вновь разойтись во мнениях.

Происходит ли человек от единственной пары или от нескольких групп – моногенизм или полигенизм? Отваживаясь высказаться о том, что за отсутствием свидетельств [?] никогда не будет известно, [?] – вторая гипотеза гораздо более вероятна.[434]

К тому же выводу, рассуждая на основании данных лингвистики, приходит в своём труде «Science of Language» Абель Ховелак.

Проф. W. H. Flower У.Х.Флауэр в своём выступлении перед Британской Ассоциацией заметил по этому поводу:

Мнение, которое, пожалуй, отвечает тому, что известно ныне о характерах и распространении человеческих рас… состоит в изменении моногенетической гипотезы [!]. Не вдаваясь в трудный вопрос о появлении первого человека в этом мире, в любом случае следует предпослать этому огромную древность, в каком бы историческом стандарте мы ни измеряли. Имея доступ к полному палеонтологическому отчёту, можно было бы восстановить историю человека, но ничего подобного не предвидится.

Подобное допущение следует считать роковым для догматизма эволюционистов физического толка и открывающим широкие перспективы оккультным 179] {КАК РАЗМНОЖИЛИСЬ ПЕРВЫЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ} теориям. Противники теории Дарвина занимали и по-прежнему занимают полигенетические позиции. Такие «интеллектуальные гиганты», как Джон Крауфорд Крофорд и Джеймс Хант, обсуждали эту проблему и отдали своё предпочтение полигенизму. В их дни эта теория имела гораздо больше сторонников, чем противников. Лишь в 1864 году дарвинисты начали присоединяться к теории единства, первыми корифеями которой стали Гексли и Леббок.

Что же касается вопроса о первенстве человека перед животными в порядке эволюции, то ответить на него так же просто. Если человек действительно микрокосм Макрокосма, то в учении нет ничего невероятного и оно только логично. Ибо человек сам становится Макрокосмом для трёх низших по отношению к нему царств. С физической точки зрения, все низшие царства, кроме минерального – которое есть сам свет, кристаллизованный и имметаллизированный, – от растения до тварей, предшествовавших первым млекопитающим, уплотняли свою физическую структуру посредством «распылённой пыли» тех минералов и отбросов человеческой материи живых и мёртвых тел, которыми они питались и которые дали им их внешние оболочки тела. Человек, в свою очередь, тоже становился более физическим, вновь поглощая в свою систему то, что выбросил из неё и что трансформировалось, проходя через живые животные тигли, в алхимических преобразованиях Природы. Существовавшие тогда животные и не снились современным натуралистам; и чем сильнее становился физический, материальный человек – гиганты тех времён, – тем сильнее были его эманации. Но как только произошло половое разделение андрогинного человечества, превращённого Природой в детородные машины, прекратилось его размножение посредством выделения из тела капель жизненной энергии. Но когда человек не ведал ещё своих производительных сил на человеческом плане – до своего падения, как сказал бы верующий в Адама, – вся эта жизненная энергия, широко рассеивавшаяся им, употреблялась Природой на создание первых млекопитающих животных форм. Нас учат, что эволюция представляет собой вечный цикл выявления становления, и Природа не оставляет без употребления ни одного атома. Более того, от начала Круга всё в Природе стремится стать человеком. Все импульсы двойственной – центробежной и центростремительной – силы направлены в одну точку – Человека. Прогресс в последовательности существ, говорит Агассиз:

Заключается в возрастающем сходстве живой фауны, а среди позвоночных, особенно, в увеличивающемся сходстве с человеком. Человек это та цель, к которой стремится всё животное творение от своего первого появления в виде палеозойских рыб.[435]

180] Это правда, но «палеозойские рыбы» находятся на низшей дуге эволюции форм, этот же Круг начался с астрального человека, отражения Дхиан-Чоханов, называемых «Строителями». Человек есть альфа и омега объективного творения. Как сказано в «Разоблачённой Исиде»:

Всё сущее имеет своим началом Дух – эволюция началась сверху и продолжается вниз, но не наоборот, как утверждает теория Дарвина.[436]

Поэтому тенденция, о которой говорит цитировавшийся выше знаменитый натуралист, присуща каждому атому. Только в приложении её к обеим сторонам эволюции наблюдения будут резко расходиться с современной теорией, которая превратилась теперь почти в закон (дарвинизма).

Но одобрительное цитирование Агассиза вовсе не означает, что оккультисты идут на какие-то уступки теории, производящей человека от животного царства. То, что в этом Круге человек предшествовал млекопитающим, никак не опровергается тем соображением, что последние идут по его следам.

_____

СТАНСА VII. – Продолжение.

25. КАК ПОСТУПИЛИ МâНАСа, СЫНЫ МУДРОСТИ? ОНИ ОТВЕРГЛИ САморождённЫХ.[437] ОНИ НЕ ГОТОВЫ. ОНИ ПРЕНЕБРЕГЛИ РОЖДёННЫМИ ПóТОМ.[438] ОНИ ЕЩЁ НЕ СОВСЕМ ГОТОВЫ. ОНИ НЕ ЗАХОТЕЛИ ВОЙТИ В ПЕРВЫХ РОЖДёННЫХ из ЯЙЦа.[439]

Для богослова Теисту или христианину этот стих дал бы скорее богословское представление: падение ангелов из-за их гордости. В Тайной Доктрине, однако, отказ воплощаться в полуготовые физические тела связан больше с физиологическими, нежели с метафизическими причинами. Не все организмы были достаточно готовы. Воплощающиеся Силы выбрали самые спелые плоды и отвергли остальные.

По любопытному совпадению, при выборе знакомого названия для 181] {БОГИ – ОБОЖЕСТВЛЁННЫЕ ЛЮДИ} материка, где разделились первые андрогины, Третья Коренная Раса, пишущая эти строки, по географическим соображениям, остановилась на предложенном Р. Л. Склэтером П. Л. Слейтером наименовании «Лемурия». И только позднее, прочтя «The Pedigree of Man» Геккеля, она узнала, что немецкий «анималист» выбрал то же наименование для своего последнего материка. Он довольно правильно проследил центр человеческой эволюции до Лемурии, но с некоторыми научными изменениями. Называя Лемурию «колыбелью человечества», он описывает постепенное превращение млекопитающего антропоида в первобытного дикаря!!! Фогт же утверждает, что в Америке человек произошёл от одной из ветвей обезьян семейства platyrrhine широконосых обезьян, независимо от появления первопредков африканцев и азиатов от catarrhinians узконосых обезьян старого света. Во взглядах на этот, как и на многие другие вопросы, антропологи, как обычно, расходятся. Мы же проверим это утверждение в свете эзотерической философии в VIII Стансе. А пока давайте уделим немного внимания последовательности видов размножения, согласно законам эволюции.

Начнём с размножения позднейших подрас Третьей Человеческой Расы, одарённых «Священным Огнём» от Искры высших и тогда независимых Существ, бывших психическими и духовными Родителями человека, как низшие Питри-Дэвата -Девата (Питри) были Породителями его физического тела. Эта Третья и святая Раса состояла из людей, которые в их зените описаны как «великие гиганты божественной силы и красоты, хранители тайн Неба и Земли». Пали ли они также, если воплощение тогда было «падением»?

Рассмотрим этот вопрос. Здесь нужно лишь заметить, что главные Боги и герои Четвёртой и Пятой Рас как относящиеся к позднейшему времени позднейшей древности это обожествлённые образы этих людей Третьей Расы, дни физиологической чистоты и так называемого Падения которых одинаково остались в сердцах и памяти их потомства. Отсюда и двойственность природы этих Богов, описанная в их биографиях потомками, крайне возвеличившими их добродетель и грех. Это были доадамические и Божественные Расы, которыми теперь начинает интересоваться даже теология, для которой все они суть «прóклятые Каиновы расы».

Но сначала мы должны рассмотреть деятельность «Духовных Праотцов» этой Расы. Необходимо объяснить чрезвычайно трудный и неясный момент из 26 и 27-ой шлок.

182]

_____

СТАНСА VII. – Продолжение.

26. КОГДА РОЖДёННЫЕ ПóТОМ ПОРОДИЛИ РОЖДёННЫХ из ЯЙЦа, ДВУНАЧАльНЫХ,[440] МОгучих, СИЛЬНЫХ, имеющих КОСТИ, ВЛАДЫКИ МУДРОСТИ СКАЗАЛИ: «ТЕПЕРЬ МЫ БУДЕМ ТВОРИТЬ».

Почему «теперь» – а не раньше? Это объясняется в следующей шлоке.

_____

СТАНСА VII. – Продолжение.

27. ТРЕТЬЯ РАСА СТАЛА ВАХАНОМ[441] ВЛАДЫК МУДРОСТИ. ОНА СОЗДАЛА СЫНОВ ВОЛИ И ЙОГИ, СИЛОй КРИЯШАКТИ СОЗДАЛА ОНА ИХ, СВЯТЫХ ОТЦОВ, ПРЕДКОВ АРХАТОВ…

Как «создавали» они, ведь «Владыки Мудрости» тождественны Дэвам индуизма, которые отказались «творить»? Ясно, что это Кумары индусского пантеона и пуран, старшие Сыны Брахмы:

Санандана и другие сыны Ведхаса, созданные им раньше… не имевшие желаний и страстей [сохранили целомудрие], вдохновляемые святой мудростью… и не желавшие потомства.[442]

Сила, которой они вначале творили, стала причиной низведения их с их высокого статуса до положения злых духов, Сатаны и его воинства, созданных, в свою очередь, нечистой фантазией экзотерических верований. Это была крияшакти, та таинственная и божественная сила, латентно присущая воле каждого человека, которая, если не используется, не напрягается и не развивается йогическими упражнениями, то остаётся спящей у 999’999 человек из миллиона и атрофируется. Вот как она объясняется в статье «Twelve Signs of the Zodiac»:[443]

Крияшакти – таинственная сила мысли, позволяющая ей получать внешние, осязаемые, феноменальные следствия посредством присущей ей энергии. Древние утверждали, что любая идея может получить внешнее проявление при сильной концентрации внимания на ней. Подобным же образом, к нужным результатам приведёт и напряжённое желание.

Йог обычно совершает свои чудеса посредством иччхашакти (силы воли) и крияшакти.

183] {РОЖДЕНИЕ ЧХАЯ} Так, воистину беспорочно, Третья Раса создала так называемых «Сынов Воли и Йоги», или «Предков» – Духовных Праотцов – всех последующих и настоящих Архатов или Махатм. Они в подлинном смысле слова были созданы, а не порождены, как их братья из Четвёртой Расы, рождённые половым путём после разделения полов, «Падения Человека». Ибо Творение есть лишь результат воздействия Воли на феноменальную материю, вызывания из неё Изначального Божественного Света и Вечной Жизни. Они были «Сокровенным Семенем» будущих Спасителей человечества.

Здесь нам вновь нужно прерваться, чтобы объяснить некоторые трудные моменты, которых так много и объяснения которых почти невозможно избежать.[444]

Уже дававшаяся эволюционная последовательность человеческих Рас в Пятой Книге Комментариев выглядит следующим образом.

Первые люди были чхая (1); вторые, «рождённые пóтом» (2); третьи, «рождённые из яйца» и святые Отцы, рождённые силой крияшакти (3); четвёртые были детьми Падмапани [Ченрези] (4).

Можно даже не сомневаться в том, эти прежние виды размножения – выявлением собственного отражения; каплями пота; йогой; и тем, что люди будут считать магией (крияшакти), – будут восприняты как сказки. Тем не менее, – от первого до последнего – в них нет ничего чудесного и ничего неестественного. Это необходимо подтвердить.

1. На рождение чхая, или на способ бесполого размножения – выделение, так сказать, Первой Расы из тел Питри – намекает космическая аллегория пуран.[445] Эта прекрасная аллегория и сказание о Санжна Санджне, дочери Вишвакармана – вышедшей замуж за Солнце, которая, «не способная переносить пыла своего Владыки», дала ему свою чхая (тень, отражение, или астральное тело), а сама удалилась в джунгли для выполнения религиозных практик, или тапаса. Солнце, принимая чхая за свою жену, породило от неё потомство, подобно Адаму с Лилит – такой же бесплотной тени, по легенде, которая в действительности была женоподобным чудовищем, жившем миллионы лет назад.

184] Но, быть может, этот пример ничего не доказывает, помимо богатой фантазии авторов пуран. Однако, у нас есть ещё одно доказательство. Если бы те материализующиеся формы, выделение которых из тел некоторых медиумов иногда наблюдается, не исчезали, но могли бы быть удержаны и уплотнены, то ничего не стоило бы объяснить и «создание» Первой Расы. Едва ли исследователь может не задуматься над этим видом размножения. Тайна и невероятность такого способа – будучи гораздо более понятной истинному метафизику – несомненно, нисколько не превышают известную нам ныне тайну зачатия, утробного развития и рождения ребёнка.

Рассмотрим теперь странное и мало понятное подтверждение в пуранах относительно рождённых Пóтом.

2. Канду является мудрецом и йогом, знаменитым своей святой мудростью и благочестивым аскетизмом, который вызвал, наконец, ревность Богов, ведущих в индусских Писаниях непрестанную борьбу с аскетами. В конце концов Индра, «Царь Богов»,[446] велит одной из своих Апсарас апсар обольстить его мудреца. Это ничем не хуже поступка Иеговы, посылающего Сару, жену Авраама, на искушение фараона. В действительности же именно этих Богов (и Бога), которые постоянно пытаются вывести аскетов из равновесия и лишить их плодов их аскез, и следует считать «демонами-искусителями», а не Рудр, Кумар и Асуров, чья великая святость и непорочность является живым укором Богам-Дон Жуанам пантеона. Но во всех аллегориях пуран мы встречаем обратное, и тому есть веская эзотерическая причина.

Царь Богов, или Индра, посылает прекрасную Апсарас апсару (нимфу) Прамлочу прельстить Канду и нарушить его покаяние. Она успешно справляется со своей нечестивой задачей, и «девятьсот семь лет, шесть месяцев и три дня»,[447] проведённые с ней, пролетают для мудреца как один день. Когда это психологическое, или гипнотическое, состояние проходит, Муни горько проклинает прельстившее его существо, нарушившее его религиозные практики. «Сгинь, удались» – восклицает он, – «скопище гнусных чар»! И испуганная Прамлоча 185] {ТОЛКОВАНИЕ ИСТОРИИ КАНДУ И ПРАМЛОЧИ} улетает, по пути вытирая о древесные листья пот, выделившийся из её тела.

Пока нимфа, пролетая от дерева к дереву, вытирала члены свои о ветви, венчавшие их кроны, из пор её кожи каплями пота выделился ребёнок, зачатый ею от Риши. Деревья приняли живую росу, а ветры собрали её во едино. «Это», сказал Сома [Луна], «я взрастил лучами своими. Постепенно увеличиваясь, выделение, оставшееся на вершинах деревьев, стало прекрасной девушкой Маришей».[448]

Канду олицетворяет Первую Расу. Он сын Питри и, следовательно, «не имеет ума», о чём свидетельствует его неспособность отличить период почти в тысячу дней лет от одного дня. Поэтому в рассказе он так легко обольщается и ослепляется. Это вариант аллегории об Адаме из «Книги Бытия», глиняном подобии, в которое «Господь Бог» вдохнул «дыхание жизни», но не интеллект и распознание, которые развиваются у него лишь после вкушения плода от Древа Познания, иначе говоря, после первого развития ума и наделения его Манасом, земной аспект которого прах от земли из земли, перстный,[449] а его высшие способности связывают его с Духом и Божественной Душой. Прамлоча это индусская Лилит арийского Адама, а дочь её Мариша, рождённая в результате потения из её пор, есть «рождённая Пóтом» и символизирует Вторую Расу.

В пуранах в данном случае не Индра посылает на Землю Прамлочу, но Камадэва, Бог любви и желания. Этого требуют логика и эзотерическая доктрина. Ибо Кама является царём и владыкой апсар, в число которых входит и Прамлоча. Поэтому, когда Канду, проклиная её, восклицает: «Ты сделала то, что велел тебе владыка богов. Уходи же!» – под «владыкой» он, должно быть, имел в виду Каму, а не Индру, которому апсары не подчинялись. Ибо в Риг-веде «Ригведе»[450] Кама олицетворяет также то чувство, что ведёт и побуждает к творчеству. Он был Первым Движением, побудившим ЕДИНОГО после его проявления из чисто Абстрактного Принципа к сотворению.

Сначала желание возникло у Того, что было Первичным Зародышем Ума, изучая который с помощью своего ума, Мудрецы установили, что это связующее звено между Сущностью и Не-Сущностью.

186] Один из гимнов «Атхарваведы» превозносит Каму как Высшего Бога и Творца, и гласит:

Кама родился первым. Не равны ему ни Боги, ни Отцы [Питри], ни люди.

«Атхарваведа» отождествляет его с Агни, но ставит его выше этого Бога. «Тайттирия-брахмана» аллегорически называет его сыном дхармы (морально-религиозного долга, благочестия и справедливости) и шраддхи (веры). В другом месте говорится о рождении Камы из сердца Брахмы. Поэтому он является Атмабху – «Самосущим» и Аджей – «Нерождённым». Послание им Прамлочи исполнено глубочайшего философского смысла, тогда как послание её Индрой лишает рассказ всякого смысла. Как Эрос ранней греческой мифологии был связан с сотворением мира и лишь потом стал сексуальным Купидоном, так и первоначальный ведийский Кама. В «Харивамше» он сын Лакшми, которая есть Венера. Аллегория, как сказано, показывает развитие физиологического элемента психическим до рождения Дакши – предка подлинно физического человека – рождённого Маришей, до появления которого живые существа и люди размножались, как будет показано, «посредством воли, зрения, осязания и йоги».

Такова аллегория о размножении Второй, или «Рождённой Пóтом», Расы. То же относится и к конечному развитию Третьей Расы.

Стараниями Сомы, Луны, Маришу берут в жёны Прачетасы, также порождённые «рождёнными Умом» сынами Брахмы.[451] Она родила им Патриарха Дакшу – который в предыдущей Кальпе, или жизни, был также сыном Брахмы поясняют и добавляют пураны, чтобы ввести в заблуждение, но говоря, тем не менее, правду.

3. Итак, ранняя Третья Раса образовалась из капель «пота», из которых после многочисленных превращений развивались человеческие тела. Представить или понять это не труднее, чем рост утробного плода 187] {«РОЖДЁННЫЕ ПÓТОМ» И АНДРОГИНЫ} из неразличимого зародыша и его последующее развитие в ребёнка, а затем в большого и сильного человека. Но согласно Комментарию, способ размножения Третьей Расы вновь меняется. Она эманировала vis formativa, превратившую стала эманировать формирующую силу, превращавшую капли пота в бóльшие капли, которые росли, расширялись и принимали шарообразную форму, становясь огромными яйцами. В этих яйцах человеческий плод созревал в течение нескольких лет. Мариша, дочь мудреца Канду, становится в пуранах женой Прачетасов и матерью Дакши. Рождённый этим способом Дакша – отец первых человекообразных Прародителей. Он упоминается в дальнейшем. Эволюция человека, микрокосма, аналогична эволюции вселенной, Макрокосма. Его эволюция занимает место между эволюцией последнего и эволюцией животного, для которого человек сам является макрокосмом.

Третья Раса становится затем:

4. Андрогинной, или гермафродитной. Такой процесс человеческого развития рождения объясняет, пожалуй, почему Аристофан в Платоновом «Пире» называет древнюю расу «андрогинной», а каждое отдельное существо округленным со «спиной и боками как бы в круге», и «способ передвижения» которого «был кругообразным «передвигались они, вращаясь… [Они обладали] ужасной силой и крепостью, а также чудовищным властолюбием». Поэтому, чтобы ослабить их, «Зевс разделил их [в Третьей Коренной Расе] надвое, а Аполлон [Солнце], следуя его указанию, стянул и соединил кожу».

На Мадагаскаре – острове, относившемся к Лемурии, – сохранилась легенда о первом человеке. Вначале он обходился без пищи, но затем из-за чревоугодия у него на ноге появилась опухоль. Когда она лопнула, из неё вышла женщина, ставшая матерью их расы. Воистину, «наши науки гетерогенеза и парфеногенезисе партеногенеза показывают, что область предположений ещё открыта… Полипы… производят потомство из самих себя, подобно почкованию и ветвлению деревьев…» Почему же не представить себе первичного человеческого полипа? Весьма любопытный полип stauridium размножается то почкованием, то половым путём. Интересно также, что хотя он растёт как обыкновенный полип на стебле, но даёт почки, которые в конце концов развиваются в морскую крапиву, или медузу. Эта медуза совершенно не похожа на родительский организм stauridium. Её размножение тоже чередуется с половым путём, а из полученных яиц снова получаются stauridia. На этом удивительном примере многие могут понять, что форма может развиваться – как у разделившихся на два пола, но произошедших от гермафродитов лемурийцев, – совершенно не так, как её 188] непосредственные родители. Кроме того, нет сомнений в том, что в случае человеческих воплощений наследственные тенденции определяются и законом кармы – как расовой, так и индивидуальной.

Объяснение последней фразы приведённого Комментария на Стих 27 о том, что Четвёртая Раса была детьми Падмапани, можно найти в письме от Вдохновителя «Эзотерического буддизма»:

Бóльшая часть человечества относится к седьмой подрасе Четвёртой Коренной Расы – упомянутые китайцы и их отпрыски и ответвления (малайцы, монголы, тибетцы, венгры, финны и даже эскимосы суть остатки этого последнего ответвления).

Падмапани, или Авалокитешвара на санскрите, в Тибете зовётся Ченрези. В своём высшем аспекте и в божественных сферах Авалокитешвара является великим Логосом. Но на проявленных планах он, как и Дакша, является (духовным) Прародителем людей. Эзотерически Падмапани-Авалокитешвара именуется Бодхисаттвой (или Дхиан-Чоханом) Ченрези Ванчуг, «могучим и всевидящим». В настоящее время он почитается как величайший покровитель Азии вообще и Тибета в частности. Считается, что для поддержания святости среди тибетцев и лам и сохранения в мире великих Архатов это небесное Существо из века в век проявляется в человеческой форме. По народной легенде, когда в мире начинает ослабевать вера, Падмапани Ченрези, «Носитель Лотоса», выпускает яркий луч света, а затем сам воплощается в одном из двух великих лам – Далай- или Таши-Ламе. Наконец, есть поверие, что он воплотится как «самый совершенный Будда» в Тибете, а не в Индии, где в начале нашей Расы появились его предшественники – великие Риши и Ману, которые теперь больше не появляются. Даже экзотерический аспект Дхиани Ченрези указывает на эзотерическое учение. Как и Дакша, он явно представляет собой синтез всех предыдущих Рас и является прародителем всех человеческих Рас после Третьей – первой завершённой, – будучи, таким образом, кульминацией всех четырёх Первичных Рас в своей одиннадцатиликой форме. Форма эта представляет из себя колонну, построенную из четырех рядов Это четырёхуровневая колонна с тремя ликами, или головами, различных цветов на каждом уровне. Три лика для каждой Расы олицетворяют три её основных физиологических трансформации. Первый ряд уровень белый (лунного цвета); второй жёлтый; третий красно-коричневый; четвёртый, на котором только два лика – третий пропущен в знак безвременного конца атлантов – коричнево-чёрный. Падмапани (Дакша) 189] {ДНИ РОЖДЕНИЯ ДХИАНИ} восседает на колонне, являя собой её вершину. Сравните это с 39-ой шлокой. Четыре руки Дхиан-Чохана это ещё одна параллель с четырьмя Расами. Две руки сложены, третья держит лотос – Падмапани, «Носитель Лотоса», цветок символизирует зарождение, – а в четвёртой руке змея, символизирующая Мудрость в его власти. На шее у него чётки, на голове знак Воды h – материи, потопа, – а на лбу третий глаз, око Шивы, знак духовной проницательности. Его зовут «Покровителем» (Тибета), «Спасителем человечества». Когда же он изображается только с двумя руками, он – Ченрези, Дхиани и Бодхисаттва, Чаг-на-Пэма-Кар-по, «держащий белый лотос». Другое его имя Чантонг, «Тысячеокий», когда у него тысяча рук, и на каждой ладони изображено око Мудрости. Эти руки тянутся из его тела лесом лучей. Одно из его санскритских имён – Локапати или Локанатха, «Владыка Мира», а по-тибетски Джигтен Гонпо, Покровитель Мира «Защитник и Спаситель» от всякого зла.[452]

Однако, символически Падмапани является «Носителем Лотоса» лишь для непосвящённых. Эзотерически это означает держатель Кальп, последняя из которых именуется Пāдма и составляет половину жизни Брахмы. Хотя в действительности это меньшая Кальпа, но она называется Маха, «великая», потому что включает в себя век, когда Брахма вышел из Лотоса. Теоретически Кальпы бесконечны, но практически они делятся и подразделяются в пространстве и времени, и каждое деление – до самого малого – имеет покровителем, или правителем, собственного Дхиани. В своей женской ипостаси в Китае Падмапани (Авалокитешвара) становится Гуань-Инь, «которая ради спасения человечества принимает по желанию любую форму». Знание астрологического аспекта созвездий для «дней рождения» соответствующих Дхиани – в том числе и Амитабхи (китайского А-ми-то Фо): напр., в 19-ый день второго месяца, в 17-ый день одиннадцатого месяца, в 7-ой день третьего месяца[453] и т. д., – даёт оккультистам величайшие возможности творить то, что люди называют чудесами «магии». Поместив магическое зеркало под лучом известных созвездий, можно увидеть, как в строгом порядке проходит в нём будущее любого человека со всеми его грядущими событиями. Но берегитесь оборотной стороны медали – колдовства.

_____

190]

СТАНСА VIII


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 177; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ