ПОИСКИ ПРАРОДИНЫ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ 4 страница



Во второй половине III тысячелетия до н. э. Нарам-Син - царь находившегося в Месопотамии государства Аккад несколько раз совершал походы из Месопотамии на север. Сохранились надписи, свидетельствующие о его походах, на аккадском (ассиро-вавилонском) и хеттском языках1. На одной из аккадских надписей (высеченной на обломке мрамора) написано: «Божественный Нарам-Син, могучий царь четырех сторон, завоеватель Armani и Ebla» (некоторые читают эти названия как Armanum , Armani , Ibla). О завоевании Armani рассказывается и в другой аккадской надписи (высеченной на диске), которая разбита, и сохранилась часть, где Нарам-Син упоминается как завоеватель Armani. В другой надписи упоминается царь Армани Ред-Тешуб (в другом чтении – Ред-Адад).

И, наконец, в одной хеттской надписи перечисляются 17 стран – противников Нарам-Сина, и их цари. 11-м из них был: « Madakina lugal , uru Armani » – «Мадакина – [царь] города, страны Армани»; (здесь нет разночтения, читается Armani).

Нарам-Син правил в XXII веке до н. э.; по современным представлениям – около 40 лет, до 2230 г. до н. э., по другим мнениям – 22902254 гг., или 22602223 гг.2.

Те ученые (Н.Адонц, И.Дьяконов и др.), которые придерживались точки зрения о пришлости, естественно, заявили, что страна Армани не Армения, то есть не hайастан, поскольку согласно этой точке зрения, в III тысячелетии до н. э. армяне из Европы еще не пришли на Армянское нагорье. Были и такие ученые, которые, имея в виду, что в аккадской надписи сразу после Armani упоминается Ebla, решили, что они являлись близлежащими странами или городами. В Северо-западной Сирии, благодаря раскопкам, проведенным в первой половине 1970-х годов, была найдена Эбла, в 60 км южнее Алеппо. И вот некоторые решили, что Армани должно быть где-то совсем близко от нее, и расположили ее южнее Киликии.

Это, конечно, не было убедительным решением. То, что в надписи оба топонима упоминались рядом, еще не дает основания думать, что страны под этими названиями находились рядом.

Далее, в вышеупомянутой хеттской надписи Армани упоминается рядом с совсем другими странами, большинство которых находилось севернее, северо-восточнее Месопотамии; среди них, например, Хатти – страна хеттов, находившаяся в центральной части Малой Азии, западнее Армянского нагорья, или Канеш, которая соседствовала с хеттами, и так далее.

Далее, в провинции Алдзни Великой Армении, недалеко от нынешнего Диарбекира (теперь – Турция) найдена стела в честь победы Нарам-Сина с надписью, носящей его имя (находится в одном из музеев Константинополя). Это открытие показывает, что Нарам-Син был на юге Великой Армении, воевал там и упомянул имя этой страны в своей надписи («победитель Армани»)1.

Есть и другие факты, указывающие на то, что упомянутая Нарам-Сином Armani есть Армения, hайастан, точнее, ее южная часть. Один из них – аккадское название абрикоса. Абрикос в нескольких древних языках назывался армянским фруктом. Так, древние римляне на своем языке (на латыни) абрикос называли armeniacum (армянский), ныне принятое в ботанике название абрикоса – prunus armaniaca (армянская слива), одним из названий абрикоса по-итальянски – armelino, по-арабски абрикос назывался туффан аль-армани(армянское яблоко)1. В Месопотамии арабам2 предшествовали арамейцы, которые называли абрикос hazz ū r ā armen ā j ā, то есть так же – армянское яблоко. Арамейцам в Месопотамии предшествовали аккадцы, которые на этой земле обитали с древнейших времен (надписи на их языке до нас дошли с III тысячелетия до н. э.) до VI века до н. э. И вот по-аккадски абрикос назывался armanu3, было также аккадское слово armani š, что означало абрикосоподобное4.

Известно, что в латинском, арабском, арамейском названиях абрикоса armeniaca, ал-армани, armen ā j ā означали армянское, то есть происходили от названия армен или арман, отсюда ясно, что аккадское armanu также могло произойти от этого названия. Значит, если аккадцы, то есть ассирийцы и вавилоняне на своем языке абрикос называли armanu, что означало hайастанское, то и Armani (или Armanum) означало hайастан, Армения.
Есть еще один интересный факт: на аккадском языке серна называлась armu или armatu5. Более древняя форма – armantu. Севернее страны обитания аккадцев – Месопотамии, находятся высокие горы; это Армянское нагорье. Серны в основном обитают в высокогорье, и если аккадцы этих зверей называли арму, арманту, армату, то они, видимо, их назвали по соседней горной стране. Вспомним также, что в III тысячелетии до н. э. и позже в Армении, действительно, было много серн, и даже существовал их культ; свидетельством этого являются сохранившиеся в горах Армении многочисленные изображения серны. Если аккадцы армянских серн называли арму, армату, значит, этот первый слог арм- был от названия страны или ее обитателей и означал армянское, чем опять обосновывается, что аккадское название местности Армани означало Армению.

Ученых заинтересовали также имена двух упомянутых в надписях Нарам-Сина царей (видимо, они были племенными вождями). Одно из них Ред-Тешубили по другому прочтениюРед-Адад семитской природы, из чего некоторые делают поспешный вывод: семитская принадлежность имени свидетельствует о том, что его носитель не был армянином. Это очень наивное рассуждение; если по языковой этимологии имени будем определять этническую принадлежность, то начнется невообразимая путаница; в таком случае многие армяне – цари, католикосы, князя, простые армянские смертные, носившие и носящие имена: Арташес, Артавазд, Врамшапух, Саhак, Аршак, Мовсес, Лазарь, Хосров и многие другие, не были или не являются армянами, поскольку эти имена имеют иранское или семитское происхождение. Или персидские шахи, ханы и другие персы, носившие имена Махмед, Гусейн, Абас, Гасан, Абдул и многие другие, не были персами, ибо эти имена не персидские, а арабские. Это нелепо. Имя часто не является решающим при определении этнической принадлежности данной личности.

Помимо всего этого, возможно, что аккадцы переводили армянское имя царя или племенного вождя, как часто делалось в древности. А второе составляющее имени Ред-Тешуб – тешуб, имя армянского божества1, которое в форме Тшиб или Тшиеб сохранилось в армянских народных песнях:

От ручья до ручья прыгай,

Тшиеб, эй Тшиеб,

Сорок куропаток лови,

Тшиеб, эй Тшиеб2.

Это божество позже занимало важное место в пантеоне Араратских армянских царей.

Имя другого царя Armani Мадакина(не исключено, что имеем дело с двумя именами одной и той же личности) имеет иной характер. Первое его составляющее имеет армянскую этимологию; это должен быть истинно армянский корень мат, который сохранился в современных матчели, матуцел, матуйци в некоторых других словах и означало двигаться, приблизить, приблизиться. В материнском индоевропейском языке существовал в виде * mad3, следовательно, древнейшая армянская форма могла бы быть мад, что и нашло отражение в имени Мадакина.

Итак, имеется основание утверждать, что в надписях Нарам-Сина, во второй половине III тысячелетия до н. э., около 4200 лет до нас впервые упоминается Армения под названием Армани.

Следующие сведения об Армении дают надписи хеттского государства. Древнее хеттское царство существовало в центральной части Малой Азии в XIXXVI веках до н. э. Столицей была Неса. Новое хеттское царство примерно на той же территории существовало в XVXIII веках до н. э. Одна из упоминавшихся в надписях этого государства соседних стран, которая по данным надписей находилась восточнее страны хеттов, южнее и юго-восточнее Черного моря, в надписях называется HРРр Ha 3 asa [hайаса] или Qa 3 asa [Хайаса]. В хеттско-лувийских языках частица -аса указывает на множественность, а также принадлежность, как k (к‛) – в древнем армянском языке. Например, по-армянски Wirk (Вирк‛) означал wraxinyr (врацинер – грузины), wraxinyri yrgir (врацинери еркир – страну грузин), то есть Wrasdan (Врастан – Грузия), H a3k (hайк‛)ha 3 yr (hайер – армяне), ha 3 yri yrgir (hайери еркир – страну hайев), h айастан. Таким образом, h ай+аса в переводе на современный армянский язык означает ha 3 + yr [hай + ер – армяне, страна армян], на древнеармянском – Ha 3 k [hайк‛].

Хетты нового царства называли армян ha 3 [hай].

Хеттский царь Тутхалиа III правил приблизительно в 1410-1380 гг. до н. э., его преемник Супилулиума I – до 1346 г., сын последнего Мурсил II до 1320 года. Так вот, хеттские надписи, повествующие о хронике правления этих трех царей, часто рассказывают о Hajasa, то есть о Ha 3 k [hайк‛], с которой они то ссорились, то бывали мирными соседями.

Территория тогдашней Ha 3 asaHa 3 k [hайаса-hайк‛] не уточнена, есть точка зрения, что она находилась в Малой и Верхней Армении; другие территорию Ha 3 asaHa 3 k [hайаса-hайк‛] почти отождествляют с традиционной территорией Великой Армении (от Куры на севере до Тавроса на юге, до хеттского государства на западе). В хеттских надписях упоминается ряд известных городов Армении, конечно, написанные так, как они произносились на хеттском или в переводе на хеттском; например, упоминается Govmmaqa [Куммаха], что соответствует армянскому Gymaq [Кемах], или Ovra [Ура] – армянский Ovryn [Урен] (недалеко от Баберда), : arhicama [Тарhигама], что соответствует : orcoma [Торгома] (: orcan[Торган]) и др. Это города западной части Армении, с которыми контактировали хетты. Упоминаются и имена армянских царей, иногда в хеттской транскрипции или в переводе: Qovganna 5 Annia 5 Ga - ranni [Хуканна, Анниа, Каранни] и др. Часть армянских собственных имен из хеттских надписей этимологизированы, показаны их исконно армянские корни1.

В надписях родственных хеттам лувийцев упоминается также этническое название ha 3 [hай] – армяне2. Таким образом, хетты и лувийцы своих соседей армян и их страну называли по их же самоназванию.

В XVXIII вв. до н. э. государство, сложившееся в Ha 3 k [hайк‛], хетты называли Ha 3 asaAzzi [hайаса-Аззи]. В эту эпоху hайк‛ в союзе с государствами Каска (находившегося у берегов Черного моря) и Митанни Нахарина (находившегося в Месопотамии) сопротивлялся завоевательным стремлениям могучего государства хеттов – Хатти. Армянский царь Каранни дал большое сражение у Кемаха и остановил наступление хеттской армии в глубину hайк‛а. В другой раз армянские войска вместе с касками захватили хеттскую столицу Хаттуса и сожгли его. Когда в Месопотамии с конца XIV века до н. э. начинает усиливаться Ассирия, царь hайк‛а Хуканна (Хоканна) дальновидно заключает союз с прежним противником Хатти с целью совместного сопротивления более могущественному противнику. А другой царь hайк‛а – Анния, напав на Хатти, нарушившего союз, захватил его восточные части. В дальнейшем, со второй половины XIII века до н. э. это государство страны hайк‛ по неизвестным до сих пор причинам разрушилось, и в стране существовало несколько десятков мелких армянских царств и княжеств.

С конца XIII века до н. э. ассирийские цари начинают называть Армению Наири (по аккадски – страна рек). Ассирийские цари Тукулти-Нинурта I и Тиглатпаласар I в конце XIII века до н. э. и в XII столетии несколько раз нападали на Наири-hайк‛ и, поскольку не было единого армянского государства, одерживали победы. Из аккадских надписей нам известно, что разделенные армянские царства и княжества, то 23, то 43, то и 60 в численности, сопротивлялись могучей армии Ассирии, но безуспешно. Тиглатпаласар трижды совершал походы от юга hайк‛а на север, достигал Черного моря (отсюда узнаем, что hайк‛ распространялся до Черного моря), и с большой добычей возвращался в Ашшур, свою столицу.

Чувствовалось отсутствие единого армянского государства; hайк‛, который успешно сопротивлялся Хатти, потеряв свою прежнюю государственность, был ослаблен. Вскоре одно из княжеств, закрепившееся у Ванского озера, постепенно усиливаясь, начало уговорами или силой оружия объединять My / Ha 3 k [Мец hайк‛ – Великую Армению] под своей эгидой. По-видимому, большую роль сыграл Арам правитель этого государства, созданного на среднем юге Великой Армении.

 

 

АРАРАТСКОЕ АРМЯНСКОЕ ЦАРСТВО ВАНА

 

В XIIIXI веках до н. э. в аккадских надписях определенная область Армянского нагорья называлась Уруатри, Урутару, а в XVII веках до н. э. страну, расположенную севернее Месопотамии, а именно, первоначально часть территории Армянского нагорья, а потом всю ее, а также имевшееся там государство называли Урарту. Это название, точнее, эта форма названия впервые была употреблена Ассирийским царем Ададнираром II (911890 гг до н. э.) В дальнейшем это название становится обычным в аккадских надписях; иногда в том же значении употреблялся Наири. Заметно, что чаще всего Наири называлась территория hайк‛а, страна, а Урарту, затем и Уруатру – первоначально маленькая часть целой страны и находившееся там государство. Но впоследствии, когда государство возобладало во всей стране, уже так называлась Мец hайк‛ [Великая Армения], как страна и государство. Попытаемся выяснить, что такое Урарту. Действительно, почти 300 лет аккадцы (ассиро-вавило-няне) использовали это названиеУрарту (в ассирийском варианте) или Урашту(в вавилонском варианте), а жителей страны называли урартая(или ураштая), то есть урартами.

Почему аккадцы после целых полторы тысячелетия заменили название Армани, данное ими Армении, на Урарту, предмет исследования, но фактом является и то, что древнейшее название, данное чужеземцами hайк‛у, сохранилось в языках соседей аккадцев – эламцев и иранцев, в виде Harminovia [hарминуиа] и Armina [Армина].

Названия Урарту и урарты привели в замешательство многих ученых. В самом деле, что это за Урарту, которое примерно на три столетия прерывает армянскую историю, и о котором под этим названием ничего не говорят древнейшие греческие, еврейские, армянские источники?

Загадка усложнилась еще и тем, что на территории Мец hайк‛а [Великой Армении] в XIX веке и позже были обнаружены клинописи, написанные примерно в то время, когда аккадцы часть страны, потом и всю страну называли Урарту, народ – урартами. Язык большей части этих надписей был незнаком ученым, и исследователи сделали поспешный вывод, что это и есть язык загадочных «урартов». Языком другой части найденных надписей был аккадский (ассирийский вариант), который в это время был хорошо известен науке. Аккадские надписи читаются не по буквам в соответствии со звуками, а по слогам, имеются также клинописные пиктограммы и идеограммы, каждая из которых означает целое понятие: страна, город, вода и т.д. Ученые начали читать надписи на неизвестном языке по правилам чтения аккадских надписей. Получился какой-то новый язык, хотя многое в надписях осталось непонятным.

Ученые вначале решили назвать язык этих надписей условно языком Вана или ванским языком (поскольку в те древние времена центром страны был Ван) или халдский (от имени халдов) или же урартийским языком, урартским. Один из крупнейших исследователей этого языка Йохан Фридрих специально подчеркивал, что использованное им слово урартский– сугубо условное, временное название. Но некоторые ученые в дальнейшем забыли это предостережение, начали безоговорочно называть страну и государство Урарту, ее обитателей – урартами, язык – урартским, культуру – урартскойи т.д. Говорилось о какой-то стране и народе, доселе якобы неизвестных, хотя это не имело никакого фактического основания. Предмет, занимающийся этой страной, народом и неизвестным языком, назвали «урартологией».

Этот «Урарту» очень пригодился тем ученым, которые были склонны помещать индоевропейскую прародину в Европе и приводить оттуда армян; они начали говорить, ну вот, видите, раньше был Урарту, потом пришли армяне, завоевали его и сделали Арменией.

Была сплетена целая теория – трафарет, которой постарались придать научный вид. Суть этой теории в следующем: якобы до 590 (или 585) года до н. э. был «Урарту», где проживали какие-то «урарты», говорившие на «урартском». А с 590 года сразу не стало «Урарту», «урартов», «урартской культуры», и на этой территории, точно в тех же пределах уже существовали Армения, армяне, армянский язык и т.д.; столицей был все тот же Ван. А эта территория более чем 300 тысяч квадратных километров, то есть не маленький котел, куда бросили бы «Урарту» и «урартов», чтобы за год, два сделать Арменией и армянами!

Этот 590 год согласно упомянутой теории является временным рубежом между «Урарту» и Арменией; говорят, в 590 г. мидяне и скифы сокрушили Урарту, и появилась Армения. Это и есть главный пункт «урартской» теории-трафарета.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!