ПОИСКИ ПРАРОДИНЫ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ 8 страница



 

 

***

 

Ну и когда берет начало эта логика, с каких времен Великая Армения была ареалом армянского языка и основным обиталищем армянского народа, когда она впервые была объединена в одном государстве?

Из аккадских надписей второй половины III тысячелетия до н. э. мы знаем, что Нарам-Син называл юг Армянского нагорья Армани, и знаем, что там была государственность или племенной союз. Хеттские надписи во II тысячелетии до н. э. свидетельствуют, что армянами была населена и западная часть Армянского нагорья, где тоже была государственность. Но была ли в IIIII тысячелетиях единая армянская государственность в Великой Армении, мы сказать не можем, поскольку нет документов, содержащих необходимые сведения.

Таких документов, и довольно много, сохранилось с XIIVI веков до н. э.: это аккадские, новохурритские и ахеменидские клинописи, еврейские источники, с более позднего периода - Первая книга «Истории армянского народа» Хоренаци.

Как было сказано выше, по свидетельству клинописей и Хоренаци, правители Араратского царства из окрестностей озера Ван начали движение в разные стороны, объединяя в своем государстве большие и малые княжества, царства. В VIII веке до н. э. это объединение в основном было завершено. И что? Объединилась та территория, которая была известна под названием Великая Армения! Заметно, что изначально целью объединения была именно эта территория. А как мы уже знаем, единственным основанием для объединения, становления целостной единицей было то, что эта территория была основным ареалом армянского языка; она никогда не имела другого объединительного фактора, свойства. Итак, что можно было объединить в рамках государства в пределах этой территории? Только тех, кто говорил по-армянски, другими словами: отдельные армянские племена и независимые княжества! Таким образом, Араратское царство Вана под своей эгидой объединило всю Великую Армению. Правда, Араратские цари иногда выходили за пределы Великой Армении: на западе, на юге, на юго-востоке, но такие выходы, как известно, бывали и в другие эпохи армянской истории. Основной территорией объединенного Араратского царства была Великая Армения. Археолог Г.Тирацян тоже показал, что, действительно, границы Араратского государства (по нему: Урарту) и Великой Армении идентичны1.

Было ли объединение Великой Армении в IXVIII веках до н. э. повторным, восстановлением ранее существовавшего единого государства, или Великая Армения в первый раз объединялась в единое государство, невозможно сказать на основании имеющихся сейчас данных. Это пока первое нам известное объединение и первое царство Великой Армении.

Первоначально небольшое государство Ван-Тосп, постепенно усиливаясь, с одной стороны противостояло могущественному южнему соседу – Ассирии, с другой стороны шаг за шагом подчиняло и объединяло в себе отдельные армянские племена и княжества. Как в другие эпохи армянской истории, в эту эпоху объединение проводилось иногда мирно, а иногда кропролитными войнами.

Это объединение Великой Армении было начато при правителе Араме в 880870 гг., а, может быть и с 890 г. до н. э. Эта его политика, естественно, не нравилась Ассирии, и, как свидетельствуют надписи царя этой страны Салманасара III1, он совершил набег на Араратскую страну, причинил большие разрушения, но не смог уничтожить войска Арама. Наследовавшие Арама цари Сардур (Сардури) I, Ишпуини, особенно Менуа (810786 гг. до н. э.) продолжали дело объединения. Около 100 надписей, выгравированных по велению Менуа, рассказывают об объединении этим царем разрозненных армянских княжеств Великой Армении и о его строительных работах в разных частях этой территории. Ниже приводим отрывок из найденной недалеко от армянского города Карин надписи в армянском переводе: «Бог hайк (Халд) выступил в поход своим оружием против Тайка (Диауехи), могущественной страны. hайк (Халд) могуч, оружие бога hайка (Халда) могучеее. Могуществом бога hайка (Халда) выступил в поход Менуа, сын Ишпуини; его вел бог hайк (Халд). Менуа говорит: завоевал я страну Тайк (Диауехи), в бою я завоевал город Шашилу, царский город. Страну я сжег, крепости разрушил… Менуа говорит: Утупуршини, царь Тайка (Диауехи) явился предо мной, обнял мои ноги, ниц повергся; я отнесся к нему милостиво, пощадил я его под условием выплаты дани; дал он мне золото и серебро, дал дань»2.

Тайк одна из провинций Великой Армении, в северо-западной части. В другой надписи, которая тоже находится в Западной Армении, на скале, возвышающейся на берегу реки Арацани, написано: «Бог hайк (Халд) выступил в поход со своим оружием; победил он страну города Шебетерия, победил он страну города Хозан (Хузана), победил город Цопк (Цопани). hайк (Халд) могуч, оружие бога hайка (Халда) могучее. Могуществом бога hайка (Халда) выступил в поход Менуа, сын Ишпуини, завоевал он страну города Шебетерия, завоевал он страну города Хозан (Хузана), завоевал он страну Цопк (Цупани), дошел до страны Хати… Богу hайку (Халду) он эту надпись воздвиг. В городе Шебетерия он часовню бога hайка (Халда) построил. Царя города Малатии (Мелитеиалхе) пощадил он под условием выплаты дани. Величием бога hайка (Халда) Менуа, сын Ишпуини, царь могущественный, царь великий, царь страны Ван (Биаинили), правитель города Тосп (Тушпа)»1.

Хозан - одна из областей провинции Цопк Великой Армении и населенный пункт, сам Цопк – одна из самых западных провинций Великой Армении, Малатия находилась чуть западнее Великой Армении (Цопка), в Малой Армении. Значит, Менуа, продвигаясь на запад из Вана-Тоспа, дошел до самой западной границы Великой Армении и еще немного продвинулся дальше. Другие надписи рассказывают, как Менуа2 объединил в Араратском государстве и другие армянские княжества, в частности, Вананд (Карс с окрестностями) и Ахцник (Алзи), который, как мы знаем, одна из южных провинций Великой Армении.

Объединение Великой Армении в Араратском армянском царстве практически завершает и закрепляет сын Менуа Ара (Аргишти) I в 786764гг. до н. э. Об этих его деяниях подробно рассказывается в обширной клинописной хронологии на Хорхорской скале в Ване, а также и в других надписях.

Упоминаются названия многих областей и населенных пунктов, завоеванных или отвоеванных и вошедших в Араратское государство. Часть этих названий пока остается незнакомым; либо новохурритская форма до неузнаваемости изменила название, или часть топонимов этой области впоследствии изменилась и не сохранилась. Вне сомнения, все эти топонимы относятся к территории Великой Армении, то есть Ара-Аргишти I продолжил объединение Великой Армении. Из упомянутых знакомых названий - Даруйнк (Тариуни), которая находится в Басене, Эреван1, по новому – Ереван (Эребуни), Абехянк (Абилиани), область южнее Вананда, Гарни (Гарниани), тот же Тайк, и все это – области Великой Армении.

Ара-Аргишти I не только присоединял новые области Великой Армении к Араратскому государству, но и в присоединенных провинциях преодолевал сепаратистские тенденции местных армянских правителей. Так, в этих целях он совершал переброски населения и местных войск из одних частей Великой Армении в другие. В одном месте он пишет: «По велению бога hайка (Халда) Аргишти, сын Менуа, говорит: город Ирпуни я построил, для могущества страны Ван (Биаинили) и для усмирения вражеской страны…Могучие дела я там совершил. Шесть тысяч шестьсот воинов стран Хати и Цупани я там поселил»2.Таким способом царь еще крепчее покорил Армянский Цопк, и сделал еще более людным Ереван и его окрестности.

Параллельно с объединением страны Ванские правители в присоединенных краях вели большое строительство. Например, Ара-Аргишти I недалеко от построенной им в 782 г. до н. э. крепости Эреван, в долине Аракса в 776 г. построил носящий его имя административный центр, известный как Арамайр, позже Армавир, ставший после Вана столицей царства Великой Армении.

Сын Ара-Аргишти II Руша (hроша) II недалеко от Эревана на левом берегу Раздана построил другую город-крепость имени божества Тешиб (Тейшеба) – (Кармир блур), затем напротив города, на правом берегу Раздана велел долбить в скале подземный канал, по которому вода Раздана под землей шла на полив виноградников.

Руша II, вообще, был крупным строителем, и оставленные им надписи рассказывают нам о сооружениях, построенных им, о заложенных садах, вырытых каналах. Вот отрывок из надписи, посвященной вышеупомянутому каналу, вырытому перед городом-крепостью бога Тешиба, построенного Руша: «Богу hайку (Халду), своему владыке, эту надпись Руша, сын Ара (Аргишти), воздвиг. Могуществом бога hайка (Халда) Руша, сын Ара, говорит: земля долины Куарлины была необработанной, ничего там не было. Как мне бог hайк приказал, так я этот виноградник разбил, повелел я там устройство полей с посевами, фруктовых садов, взялся там за устройство города. Канал из реки Раздан (Илдаруния) провел; «Умешини» – имя его. В этой долине царя Руша когда кто-нибудь заставит канал оросить что-нибудь, козленок пусть будет зарезан богу hайку, овца пусть будет принесена в жертву богу hайку… »1.

Араратское государство в разные времена то воевало, то имело мирные добрососедские отношения с Ассирией. Походы на Араратское царство совершали несколько царей Ассирии. Особенно разрушительными были походы против Арарата Салманасара III (IX век до н. э.), Тиглатпаласара III (VIII век до н. э.) и, прежде всего, Саргона II (714 г. до н. э.). Между армянскими и ассирийскими войсками имели место несколько страшных войн.

Ара-Аргишти I вел несколько войн против Ассирии. Он писал: «Аргишти, сын Менуа, говорит: hайк (Халди) могуч, оружие бога hайка (Халди) могучее. Величием бога hайка (Халди) военачальников я отправил в поход; отбросил я Ассирию…из моей страны…»2. Говоря из моей страны, царь, очевидно, подразумевал Великую Армению.

Другой могущественный царь Арарата Руша II старался сохранить хорошие дипломатические отношения с Ассирией, и это ему удавалось. В это время Араратское царство занимало всю территорию Великой Армении, притом, на востоке доходило до Каспийского моря, на юго-востоке Арарат старался расширить свои владения, и Ванские правители старались сохранить нерушимым свое государство в Великой Армении.

В конце VII века до н. э. в царском доме Вана начинаются распри, усиливается другой, оппозиционно настроенный княжеский род – Ервандуни, который в союзе с мидянами и скифами борется за трон, и царствующая веками армянская hайк-арамская династия падает, и сразу начинается правление армянских Ервандуни. Границы государства остаются теми же Великая Армения, столицами остаются Тосп (Ван) и Армавир (Арамайр), позже как столица сохраняется только Армавир, занимающий более центральное положение в Великой Армении.

Итак, первое известное нам царство на землях, издревле занимаемых армянскими племенами – в Великой Армении, утвердилось в VIII веке до н. э., при армянском царе Ара-Аргишти I, а не во II веке до н. э. при Арташесе I, как до сих пор принято было считать.

 

 

 

НАДО ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ ХОРЕНАЦИ

 

  В последнее время, когда обилием фактов бесспорно засвидетельствовано, что армянский язык и армянский народ искони существовали на Армянском нагорье, некоторые исследователи, сделав должные научные выводы о древнейших периодах армянской истории, новыми фактами показали, что армянские племена издревле были обитателями Армянского нагорья, что страна, именуемая hайаса, есть Армения. Один ученый, придерживающийся этого достоверного факта, ссылаясь на Хоренаци, одновременно написал, что якобы Ванское царство, Урарту, не было армянским, в нем правили неармяне1. Приводится та часть Первой книги «Истории армянского народа» Хоренаци, где перечислены цари Армении после смерти Шамирам (Семирамиды), и указываются следующие отрывки: «И вот я испытываю немалую радость и ликую, дойдя до времени, когда потомки нашего коренного народа достигают царского сана»2 и «Итак, я теперь перехожу к перечислению наших мужей, в особенности – царей, до владычества парфян. Ибо мне особенно дороги именно эти из наших царей, как коренные, крови моей сосуды и подлинно родные»3. Поскольку у части царей этого ряда определяемый приблизительно период правления где-то совпадает с периодом Араратского царства, делается вывод, что от hайка до Анушавана (включительно) в Армении были армянские правители, а после Анушавана, начиная с Парета и до Скайорди якобы были цари чужестранцы, которые и были царями именно «Урарту». А потом с Паруйра, мол, снова начинается ряд исконно армянских царей. Подобные отрывки отмечают и в трудах некоторых других историков.

Об этом надо сказать следующее:

а) Эта точка зрения явно возникла для приспособления предоставленного Хоренаци материала к «Урартской» теории-трафарету. Некоторые исследователи, убедившись, что армяне коренные жители Армянского нагорья, внутренне не могут принять ту очевидную реальность, что Урарту – лишь название Армении, данное в какой-то период ей аккадцами, и что это государство было армянским. И вот ссылаются на Хоренаци и других армянских историков.

б) Более поздние армянские историки, писавшие об этом, перечисление очередности царей или правителей, без сомнения, брали у Хоренаци. Поэтому, для раздумий на эту тему достаточен Хоренаци, поскольку он и есть единственный существующий первоисточник.

в) Хоренаци упомянутых царей Армении, в том числе от Парета до Скайорди, перечисляет под заглавием «Сравнение родословия нашего народа с еврейским и с халдейским…»1. Ясно, что под «нашим народом» Хоренаци имел в виду представителей своего, то есть, армянского народа. И в начале ряда этих правителей написал подзаголовок Армянские, в отличие от подзаголовков Еврейские и Халдейские.

г) Хоренаци считатет Паруйра сыном Скайорди2, и тогда, если Паруйр первый царь армянской национальности, то как же Скайорди может оказаться не армянином? Далее, Хоренаци так перечисляет правителей, что каждый из них предстает перед нами как наследник предыдущего. И если, по словам Хоренаци, это нашего, то есть армянского народа родословие, то как тогда могло случиться, что поставленные в первые места в ряду Араян Ара (Ара II) и Анушаван были армяне, а идущие за ними Парет и последующие правители, в том числе Арбак, Сур, hайкак, Норайр, Перч, Зармайр и другие, были не армяне, а чужестранного происхождения, и отец Паруйра якобы был чужестранцем, а сам Паруйр – армянин? Конечно, тут логики никакой.

д) Что касается вышеприведенных отрывков, где историк Паруйра называет «потомком нашего коренного народа», также единокровным, то и здесь делается поспешный и, может быть, частично пристрастный вывод. На самом деле, если Паруйр и его потомки особенно дороги Хоренаци лишь из-за того, что они потомки hайка, коренные, и если он испытывает немалую радость и ликует, когда пишет о них как об армянах по происхождению, то почему тогда почти в том же месте Хоренаци яро выступает против тех, которые считают Багратуни истинно армянским родом? Хоренаци приводит свидетельство, что сын Паруйра hрачеа освободил из плена Навуходоносора еврейского правителя Шамбат-Смбата и привел его в Армению, и потом продолжает: «Летописец утверждает, что именно от него происходит род Багратуни и это правда» и потом пишет: «Ибо некоторые, не заслуживающие доверия люди произвольно, не считаясь с истиной, утверждают, что твой венцевозлагающий род Багратуни происходит от hайка. По этому поводу скажу: не верь подобным глупостям, ибо в этих словах нет ни следа или признака правды, ни отдаленного намека на нее…»1.

Эти слова адресованы Саhаку Багратуни меценату Хоренаци. Ясно, что автор считает за честь для Багратуни не армянское, а еврейское происхождение, и не очень почетным происхождение от hайка. Как же так могло быть, чтобы один и тот же автор мог несколькими строками раньше считать за самую высокую честь для армянских правителей быть потомками hайка, и сразу после этого то же самое считать почти за бесчестье? Наши исследователи лавируют, проходят мимо этого факта, делают вид, что не замечают. Между тем это либо является противоречием в книге Хоренаци, что означает, что вышесказанное про Паруйра и его потомков («ликую», «подлинно родные» и др.) поздние внесения (поскольку более вероятно, что слова, адресованные Саhаку Багратуни, первичные, принадлежащие Хоренаци), а если не так, то нам следует постараться лучше понять Хоренаци. А не могли бы эти слова радости быть связаны с тем, что Паруйр первым был признан могущественным царем другой страны (Мидии) за истинного царя Армении, а владычествующие до него в Армении были правителями, патриархами, а может и царями, непризанными таким могущественным царем, как правитель Мидии Варбакес (Киаксар)? Может быть, эти отрезки книги Хоренаци, имеют и другое объяснение, но, во всяком случае, ясно, что Хоренаци под заглавием «Родословия нашего народа» и под заголовком «Армяне» действительно перечислил правителей нашего народа(армянского) армянских правителей.

Итак, оставим в покое Хоренаци, вне всякого, мы не исключаем, что среди правителей Вана могли быть люди не армянского, а, например, хурритского происхождения. Но, во всяком случае, не вызывает сомнений, что они арменизировались. Есть мнение, что Сардур (Сардури I) был хурритом. Может быть (хотя почти невероятно), но, сколько он мог оставаться хурритом в армянской среде? По утверждению Хоренаци, Гнтуни, Багратуни, Аршакуни, Мамиконяны и другие царские или княжеские роды, а также род армянских католикосов были инородцами; и если это в какой-то мере правда, то ведь у таких инородных нахараров (феодалов), царей первое, или, во всяком случае, второе поколение уже полностью были армянами. А Араратское царство просуществовало около трехсот лет. И разве не является нелепым утверждение, что Саhак Партев не был армянином, что Мушег Мамиконян или же Саhак Багратуни были не армяне. Они были самые обычные армяне, часто даже самые патриотичные. Далее, даже если Сардур (Сардури) или какой-нибудь другой правитель Арарата на самом деле был хурритского происхождения, то он ведь, по данным этих исследователей, правил Арменией, был армянским царем, защищавшим интересы этой страны; как могли его дети не стать армянами?

Вообще, независимо от всего этого, следует осторожно читать Хоренаци и помнить, что его сведения об инородном происхождении армянских княжеских и царских родов не всегда подтверждаются. Далее, вспомним также, что и у других народов многим царским и княжеским родам приписывается инородное происхождение, или они на самом деле такого происхождения (наприимер, некоторые королевские дома Франции, правители Киевской Руси и т.д.). В древности происхождение из другого народа не означало постоянно оставаться представителем этого народа.

Что касается, в частности, правителей Араратского царства, то мы не имеем ни одного исторического свидетельства, факта об их инородном происхождении, наоборот, все факты свидетельствуют о том, что они были детьми hайка-hалда, потомками армян, то есть, просто армянами.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!