Татьяна Стексова, Наталья Гришина 9 страница



Известно, что И.С.Тургенев длительное время жил за границей, с 1847 по 1850 гг. в Германии и Франции, а затем с 1863 по 1871 гг. в Германии, в Баден - Бадене. Т.Шторм всю свою жизнь прожил в Германии. Можно было бы предположить, что такие схожие по мировосприятию авторы были знакомы и состояли если не в дружбе, то хотя бы в дружеской переписке. Как показывают исследования их писем, адресованных друг другу и другим людям, переписка носила, скорее, «рваный» характер, то затухала, то разгоралась вновь, а лично встретиться им удалось всего лишь один раз. Известно, что они читали произведения друг друга, так например, Тургенев не только отлично знал новеллу Шторма «Иммензее», но и к 1865 году имел свой собственный экземпляр. Как пишет известный исследователь творчества и биографии Т.Шторма К.-Э. Лааге, Шторм с 1853 по 1865 год был знаком с большинством прозаических произведений И.С.Тургенева [ср. Laage 1989: 9-18].

Встреча состоялась в сентябре 1865 года. Скорбящий после смерти первой жены, Т.Шторм соглашается на приглашение И.С. Тургенева и приезжает в Баден-Баден. Литературные разговоры с Тургеневым, прогулки с известными людьми, концерты и чайные вечера сменяют друг друга, но Шторм чувствует себя в этом «большом мире» неуютно: разговоры в салоне Полины Виардо ведутся преимущественно на французском языке, на котором Т.Шторм изъясняется недостаточно свободно. Кроме того, Т.Шторм ощущает в личности Тургенева нечто для него чужое, хотя он находится под впечатлением от широты взглядов, европейской культуры и самой личности русского писателя. Тургенев ещё несколько раз приглашал Т.Шторма к себе в Баден-Баден, но встретиться им больше не удалось, переписка же, возобновляемая от случая к случаю, продолжалась до 1876 года.

В данном исследовании рассматриваются произведения обоих писателей, опубликованных в 50-е гг. 19 века. Т. Штормом были написаны: «Иммензее», «Зелёный лист» (обе новеллы в 1850 г.), «В свете солнца» (1854), «Ангелика» (1855) и «На государственном дворе» (1859). В эти же годы И.С.Тургенев написал произведения «Дневник лишнего человека» (1850), «Два приятеля», «Затишье», «Переписка» (все три повести в 1854), «Яков Пасынков» (1855), «Фауст» (1856) и повесть «Ася» (1858). Как и Теодор Шторм, Тургенев начинает искать источники и силы исторического обновления внутри образованного класса. Для обоих авторов характерны главные герои, терпящие неудачу в своих попытках найти личное счастье, стоящие в стороне от официальной жизни общества, от обывательского быта [Русские писатели 1990: 316].  

Одна из самых первых новелл Т.Шторма «Постхума», написанная в 1849 году, выводит на первый план тему несостоявшейся любви между мужчиной и женщиной. Тема становится для Т. Шторма одной из самых важных в его творчестве, но она же является общей и для всех произведений И.С.Тургенева, написанных им в 50-е годы 19-го века.

Для Т.Шторма характерно изображение людей, любящих друг друга, но обречённых на разлуку по тем или иным причинам, например, вследствие неравного социального положения или смерти героини. В произведениях И.С.Тургенева этих лет можно проследить несколько сюжетных линий, поэтому дефинирование причин невозможности любви представляется более развёрнутым.

Таким образом, можно сделать предварительный вывод о том, что обоих авторов интересовали различные варианты невозможности человеческого счастья, причём Т.Шторма больше интересуют различные проявления социального неравенства, недостаток материальных средств, влияние родителей, несколько меньше соображения долга или моральные обязательства. Для И.С.Тургенева наибольшее значение имеют в первую очередь нравственные представления, обязанности перед другими людьми, влияние родителей.

Главный герой произведений обоих авторов – человек, воспринимаемый как чужой в силу разных обстоятельств. Все они вспоминают о своей молодости, душевных волнениях, связанных с любовными переживаниями. Оба писателя остро переживают скоротечность и необратимость человеческой жизни.

У Т.Шторма:

- «Постхума» – Возраст главного героя неопределён, но это ещё молодой человек, трагические события произошли относительно недавно. Он «чужой», т.к. он прячется от других людей, встречи с любимой происходили только в темноте, в городском саду. После смерти подруги протагонист так же дожидается наступления ночи, чтобы незаметно оказаться на кладбище.

- «Иммензее» – Пожилой Рейнхард появляется в городке, где его уже не помнят. Он был «чужим» для семьи Элизабет и других жителей города в силу своих фантазий, а потом из-за занятий непрактичной деятельностью, как, например, собирание народных песен. Он нерешителен, не находит в себе сил признаться в своих чувствах.

- «Зелёный лист» – Автор представляет зарождение большого чувства. Габриэль действительно чужой в этой местности, в этот отдалённый край он попал из-за войны. Габриэль, пожалуй, единственный герой Т.Шторма, способный к решительным действиям.

- «В свете солнца» – Константин чужд семье Френцхен по многим причинам, он другой национальности (француз), принадлежит к другой социальной группе (офицер, а отец Френцхен ненавидит военных), его поведение галантного кавалера диссонирует со скромным и деловитым поведением «бюргерской дочки» Френцхен. Она решительнее, чем Константин.

- «Ангелика» – Эрхард является в семье Ангелики домашним учителем, в качестве будущего мужа он не рассматривается. Кроме того, он постоянно напоминает своей любимой о том, что он не сможет обеспечить её тем комфортом, который ей полагается. Он не умеет настоять на своём, предпочитает не сопротивляться, а плыть по течению событий.

- «На государственном дворе» – Маркс – обычный бюргер, для него богатая наследница Анна Лена недостижима до тех пор, пока она не разоряется. Он беспомощен и наивен, Анна Лена предпочитает утонуть, чем остаться с ним.

В произведених И.С.Тургенева категория «чуждости», как мне представляется, не настолько отчётливо выражена, как в произведениях Т.Шторма. Все главные мужские персонажи входят в чужие семьи, оказываются за границей (Чулкатурин в чужом городе, Яков в Сибири), в чужой, непривычной для них обстановке. Но они прежде всего характеризуются автором как пассивные, слабовольные и податливые натуры, неспособные или опасающиеся сделать решительный шаг, выжидающие удобного стечения обстоятельств. Как в ряде произведений немецких авторов начала 19 века (Герхард Келлер «Зелёный Генрих», Адольберт Штифтер «Бабье лето»), так и в ранних повестях Тургенева, несомненно впитавшего в себя атомосферу общественной жизни Германии, прослеживается общая модель отказа протагониста от любовных и сексуальных отношений. Вольфганг Лукас, исследуя характер любовных отношений протагонистов на материале ряда произведений от эпохи романтизма до реализма, показывает усиливающуюся тенденцию к резигнации, «уходу в себя», самоизоляции от общества, что означает желание защитить своё «я» от угроз как психологического, внутреннего характера, так и от вмешательства внешних обстоятельств [ср. Lukas 2002: 143].

Для Т.Шторма интересно проследить, кого же выбирают любимые женщины главных героев, за кого они выходят замуж, в конечном итоге – кто противопоставляется нерешительному, но доброму и любящему протагонисту. Почти в каждой из названных выше новелл присутствует такой персонаж, с которым сопоставляется протагонист, и часто из-за которого становится невозможным счастье любящих или симпатизирующих друг другу людей.

- «Постхума» – Одно из исключений из общего правила, в новелле любящих людей разлучает смерть.

- «Иммензее» – Непрактичному и непонятному для других Рейнхарду противопоставляется деловой, сосредоточенный на материальных благах Эрих. Он – владелец фабрики по производству спирта, в его хозяйстве всё работает, как отлаженный часовой механизм. Эрих недостаточно внимателен по отношению к своей жене, он не замечает, что Рейнхард и Элизабет тянутся друг к другу.

- «Зелёный лист» – Второе исключение, возможное счастье влюблённых нарушается внешними обстоятельствами, в данном случае войной.

- «В свете солнца» – Непрямым противопоставлением Константину понимается брат Френцхен, послушный отцу, готовый выполнить его любой приказ. Брат и женился по разрешению отца, находился под влиянием отца до зрелого тридцатилетнего возраста.

- «Ангелика» – Эрхарду противопоставлен врач, как человек из равного Ангелике общества. Он имеет сравнительно постоянный, солидный заработок, пользуется уважением местных жителей, галантен и обходителен, с ним Ангелика может ходить в театр, наслаждаться музыкой, что для Эрхарда является абсолютно неважным.

- «На государственном дворе» – Наиболее интересная в этом плане новелла. Марксу противопоставлены целых два персонажа. Каммерюнкер, несостоявшийся жених Анны Лены, сконцентрирован только на наследстве своей будущей жены. Хотя он по всем правилам тогдашнего общества принадлежит к дворянству, в его поведении почти ничего не осталось от правил так называемого «хорошего тона». За столом с кофе он не участвует в разговоре, который его не интересует, а последовательно издевается над пойманной им мухой. Расчетливым, холодным подходом к жизни и людям можно объяснить его решение расторгнуть помолвку с обнищавшей Анной Леной. Другой персонаж, контрастирующий с Марксом, это Клаус Петерс, сын разбогатевшего пивовара. От отца Клаус Петерс уже получил обещание вступить во владение домом Анны Лены, как только он будет выставлен на продажу. Но ещё до покупки дома он чувствует себя в нём абсолютным хозяином, громко разглагольствуя о промашках нынешних владельцев и о том, какие изменения он произведёт сразу после приобретения усадьбы.

Наиболее выраженно идея противопоставления главному герою проявляется в произведениях И.С.Тургенева «Дневник лишнего человека», «Яков Пасынков» и «Фауст». В «Дневнике лишнего человека» сравнение проводится по социальному положению, внешности и, что особенно важно, по нравственным критериям. Яков («Яков Пасынков»), сирота, воспитывающийся практически из милостыни в пансионе немца Винтеркеллера, влюбляется в племянницу благодушного немца. Племянница благополучно выходит замуж за герра Книфтуса, владельца богатой мясной лавки, очень красивого и даже образованного мужчину, и выходит не из одного повиновения родительской воле, но и по любви [Тургенев 1968: 281]. В контексте раннего творчества Т.Шторма эти слова воспринимаются как своеобразный диалог между двумя авторами. Во всех трёх новеллах Т.Шторма, в которых затрагивалась тема соединения людей в браке, девушка была послушна воле родителей (матери), её собственные чувства во внимание не принимались. Решение об отказе от счастливых любовных отношений чаще всего не принимается самой женщиной, а перекладывается на третьи лица, подчёркивая несамостоятельность протагонисток. Исключение составляет Елизавета Кирилловна из повести «Дневник лишнего человека» И.С.Тургенева.

Интересно отметить одну текстуальную деталь: И.С.Тургенев обращает внимание на то, что у герра Книфтуса всё блестело: и глаза, и завитые в кок чёрные волосы, и лоб, и зубы, и пуговицы на фраке, и цепочка на жилете, и самые сапоги на довольно, впрочем, больших, носками врозь поставленных ногах [Тургенев 1968: 281]. Для Т.Шторма в его более поздней новелле «На государственном дворе» таким характерным знаком персонажа становятся блестящие глаза господина каммерюнкера, раздражающие и Маркса и Анну Лену. Перекличка двух авторов очевидна.

Повесть «Фауст» затрагивает вопрос противопоставления протагониста другому, возможно, лучшему, жениху достаточно косвенным образом. Вера Николаевна находилась под очень сильным влиянием своей матери, госпожи Ельцовой. В молодости главный герой осмелился сделать предложение о женитьбе не Вере Николевне, в которую он был влюблён, а её матери, Ельцовой. Старуха, как с этого момента называет её протагонист, прямо ему сказала, что «не такой муж нужен для Веры». Через много лет происходит встреча главного героя с замужней Верой Николаевной. Глядя на её мужа Приимкова, главный герой невольно сравнивает себя с ним.

Вопрос явного или скрытого соперничества, как и вопрос катализатора принимаемого решения оказался достаточно важным для обоих авторов. В некоторых случаях наблюдается совпадение принципов решения конфликта, например, использование общих способов характеристики персонажей или создание однотипных ситуаций.

Все образы молодых женщин или девушек в произведениях обоих авторов этих лет можно также разделить на две группы. С одной стороны, это второстепенные образы, характеризующися чаще всего, как наивные, беспечные, легкомысленно – весёлые существа. У Т.Шторма к этой группе можно отнести невесту внука из новеллы «В свете солнца», девушек на лодке из новеллы «Ангелика», а так же маленькую Юлиану из произведения «На государственном дворе». Т.Шторм, весьма скупой на подробности и описания людей, чаще всего выбирает для их характеристики весёлые карие глаза, стараясь подчеркнуть беззаботность, кокетство и некоторую шаловливость. Определённой подсказкой к этому пониманию может служить образ цыганки из новеллы «Иммензее», глаза которой получили определение «греховные».

Вторая группа молодых женских образов Т.Шторма – это любимые женщины главных героев, в характеристике которых также можно проследить несколько общих моментов. Несомненно, это серьёзные, уравновешенные характеры, цельные натуры, скрывающие возникающие сомнения, стремящиеся поступать по правилам, чего бы им это не стоило. Как правило, это прекрасные дочери, для которых самыми важными считаются семейные ценности, слово родителей для них является законом, они уважают и прислушиваются к старшим, более умным и опытным членам семьи. Их внутренняя невозмутимость, чистота помыслов и нравственность отражаются в изображении их внешности. Уже Элизабет из «Иммензее» сравнивалась с белоснежной лилией на тёмной глади лесного озера, её белое платье манило Рейнхарда в вечерних сумерках. Все важные для Т.Шторма женские персонажи наделены незапятнанным белым платьем, но особенно отчётливо это проявляется в новелле «На государственном дворе», в которой Анна Лена предпочитала в своей одежде белый цвет. В этой новелле белый цвет платьев и тонкие перчатки становятся своеобразным раздражителем для нищенки, претендовавшей на часть наследства Анны Лены. Таким образом, постепенно белый цвет как характеристика внутренних качеств героинь приобретает социальную окраску, стновится своеобразным маркёром общественных отношений.

Белое платье, вперывые появивишееся в описании девушки в повести «Дневник лишнего человека», становится знаковым явлением в произведениях И.С.Тургенева, понятие «тургеневская девушка» стало почти фразеологизмом, приобретя обобщающее значение. Проницательность мгновенная с неопытностью ребёнка, здравый смысл и врожденное чувство красоты, постоянное стремление к правде, к высокому, и понимание всего, даже порочного, даже смешного – и надо всем этим, как белые крылья ангела, тихая женская прелесть... [Тургенев 1968: 330]. Без социального компонента, появившегося в новелле «На государственном дворе», значение белого цвета, или белого платья у обоих авторов в произведениях 50-х гг. 19-го века понимается одинаково.

В целом, новеллы Т.Шторма «малонаселены». В первую очередь, это определяется жанром новеллы, повествующей о небольшом, но очень важном событии. В начале творчества Т.Шторм ограничивается двумя главными героями («Постхума»), затем круг персонажей расширяется до уже названного персонажа – противопоставления главному герою, появляется образ матери («Иммензее») или деда («Зелёный лист»). В новелле «На государственном дворе» имеется уже целый ряд достаточно отчётливо охарактеризованных второстепенных персонажей, выполняющих определённые функции в действии произведения. В новелле «На государственном дворе» пожилые слуги, прислуживавшие когда-то бабушке Анны Лены, остались присматривать за домом. Они внимательны и заботливы по отношению к Анне Лене, с готовностью выполняют её любой каприз, но и охраняют её душевный покой, стараясь оградить от излишних волнений. Эти слуги ведут себя как понимающие и любящие родители, в конце новеллы они даже не получают вознаграждения за свой труд в усадьбе. Эту же функцию выполняет слуга Якова Пасынкова Елисей, не бросивший своего заболевшего хозяина в час смерти и перешедший затем на службу к главному герою.

Рядом почти с каждой героиней обоих авторов находится чаще всего мать, дающая советы, направляющая, а часто и подчиняющая дочь своей воле. В новелле «Иммензее» мать настояла на том, чтобы Элизабет вышла замуж за Эриха. Когда Рейнхард приезжает в имение Иммензее, он неоднократно наблюдает за хозяйской деятельностью матери, которая с деловым видом и коробочкой с ключами снуёт по хозяйственному двору. Мать в этой новелле больше думала о себе, о своей обеспеченной старости, чем о чувствах дочери. На расставание Френцхен и Константина в новелле «В свете солнца» оказала давление вся семья, в особенности отец, о котором много лет спустя рассказывает бабушка, особо подчёркивая его строгость, требовательность и нетерпение возражений. Мать в новелле «Ангелика» –мягкая и понимающая советчица, желающая видеть свою дочь прежде всего замужней женщиной и матерью. Для неё важнее всего удачно выдать свою дочь замуж и избежать неустроенности, необеспеченности, материального неблагополучия. Бабушка-дворянка из новеллы «На государственном дворе» присматривается к семье поверенного в её делах. Она приезжает в эту семью на обед, по её предолжению и решению отца маленький Маркс учится танцевать старомодный менуэт, т.е. его готовили уже с детских лет к роли будущего мужа Анны Лены. Наметившееся, казалось бы, идиллическое разрешение ситуации разрушается, когда сначала умирает бабушка, а затем, когда отец, юрист по образованию, понимающий настоящее материальное положение Анны Лены, обращает пристальное внимание на образование своего сына. В это время отец строго проверяет домашние задания сына в гимназии, желая дать своему сыну профессию, не зависящую от изначального материального положения семьи. Через несколько лет он холодно сообщает своему повзрослевшему сыну о помолвке Анны Лены с каммерюнкером.

Влияние матери сознательно устраняется Тургеневым в повести «Дневник лишнего человека», выявляяя новый для автора женский персонаж, способный самостоятельно принимать решения. Родители в произведении И.С.Тургенева «Яков Пасынков» играют похожую роль с произведениями Т.Шторма этого периода. Они оказывавают давление сначала на свою старшую дочь Катерину, которая, не смотря на их запрет, вышла замуж за своего избранника и уехала на Кавказ, чем заслужила немилость отца, запрещавшего даже упоминать о своей старшей дочери. В этом же произведении родители повлияли и на решение Фредерике. Несколько иным представляется влияние матери Ельцовой на Веру в произведении И.С.Тургенева «Фауст». Мать Веры полностью контролировала общение, занятия, увлечения дочери. Не случайно протагонист уезжает сразу же после того, как получил отказ на его желание жениться на Вере. Даже после смерти матери Вера находится почти под гипнотическим воздействием её взгляда с портрета. Это воздействие настолько ощущается главным героем на протяжении всего произведения, что он даже мысленно обращается к изображению на портрете. Мать Ельцова распространила своё влияние на дочь и после своей смерти. Через введение мистического элемента И.С.Тургенев продлевает угрызения совести, душевные муки персонажа, которые могут носить роковой характер.

В произведении «Фауст», написанном в 1856 году, главные герои встречаются на своём единственном свидании в небольшом китайском домике, расположенном в саду. Когда главный герой в первый раз увидел этот домик, он был запущен, обвалился и полинял. В этом домике состоялось судьбоносное чтение «Фауста», разбудившее чувственность Веры. Поцелуй, после которого Вере привиделась мать, вызвал у главного героя «безумную радость», через которую, однако, прокрадывалось тоскливое чувство. Образ когда-то счастливого дома, тяжёлое предчувствие, а затем и само несчастье, видимо, оказали определённое воздействие и на Т.Шторма. В новелле «На государственном дворе», написанной годом позже, представления о дворянском счастье связываются с нарядной беседкой, расположенной на сваях над водой. Там накрывался стол серебряной посудой, там были разные невиданные лакомства, удивительные обои с идиллическими избражениями, но ощущение возможного несчастья создаётся уже с первого упоминания воды, просвечивающейся через дощатый пол беседки. Постепенно беседка пришла в упадок, её запирали, чтобы не случилось несчастья. Но несчастье всё-таки произошло, отчаявшаяся Анна Лена проваливается сквозь пол и погибает.


Дата добавления: 2021-04-07; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!