New York: Holt, Rinehart and Winston. 126 страница




Величие и ограниченность учения Фрейда 271

 

вания, строительства, унификации, синтеза при же­ лании приписать их одному из двух базовых инстинк­ тов с тем же успехом могут мотивироваться Эросом, как и инстинктом смерти. За возможным исключени­ ем убийства животных для пропитания и убийства людей на войне, действий, которые можно рассма­ тривать как имеющие корни в деструктивности, ма­ териальное производство не деструктивно, а конструк­ тивно.

 

Фрейд делает еще одну попытку смягчить суровость предложенной им альтернативы в своем ответе Эйн­ штейну «Неизбежна ли война?» Даже в этом случае, столкнувшись с вопросом о психологических причи­ нах войны, поставленным одним из величайших уче­ ных и гуманистов столетия, Фрейд не стал маскировать суровость предложенной им альтернативы. С полней­ шей ясностью он писал: «В результате некоторых рас­ суждений мы стали полагать, что этот инстинкт дей­ ствует в любом живом существе и стремится его уни­ чтожить, а жизнь вернуть в исходное состояние неживой материи. Таким образом, он со всей серьез­ ностью заслуживает названия инстинкта смерти, в то время как эротические инстинкты представляют собой стремление к жизни. Инстинкт смерти превращается

 

инстинкт разрушения, когда с помощью специаль­ ных органов оказывается направлен вовне, на объек­ ты. Организм, так сказать, сохраняет свою жизнь, разрушая чужую. Некоторая часть инстинкта смерти, впрочем, остается действующей внутри организма, и мы проследили достаточно большое число нормаль­ ных и патологических явлений, подтверждающих ин-териоризацию инстинкта разрушения. Мы даже по­ зволили себе еретическое утверждение, отнеся про­ исхождение совести за счет такого обращения агрессивности вовнутрь. Как вы заметите, это совсем не мелочь: если такой процесс заходит достаточно


272                                                                                Эрих Фромм

 

далеко, то определенно вредит здоровью. С другой стороны, если силы инстинкта смерти обращены на уничтожение внешнего мира, организм испытывает облегчение и эффект должен быть благоприятным.

Это послужило бы биологическим оправданием всех о вратительных и опасных импульсов, против которых м боремся. Следует признать, что они ближе природе, ч наше им сопротивление, для чего также нужно найт объяснение» [27; 211. — Курсив мой. — Э.Ф.].

 

Сделав это очень ясное и бескомпромиссное утвер­ ждение, суммирующее его ранее высказанные взгляды на инстинкт смерти, и заявив о недоверии к рассказам

 

счастливых народах, которые «не знают ни прину­ ждения, ни агрессии», Фрейд к концу письма поста­ рался прийти к менее пессимистическому решению, чем, казалось бы, предсказывало начало. Его надежды основывались на нескольких возможностях. «Если го­ товность вступить в войну, — писал он, — есть эффект инстинкта разрушения, самым очевидным средством было бы призвание Эроса, его антагониста, для про­ тиводействия. Все, что поощряет рост эмоциональных связей между людьми, должно действовать против войны» [27; 212].

 

Удивительно и трогательно, как Фрейд-гуманист (пацифист, как он сам себя называл) отчаянно ста­ рался обойти логические следствия собственных пред­ посылок. Если инстинкт смерти так могуществен

 

и фундаментален, как во всеуслышание утверждал Фрейд, можно ли его значительно ослабить, вводя

игру Эрос, если учесть, что оба инстинкта свойствен­ ны каждой клетке и что они представляют собой не­ устранимое свойство живой материи?


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!