New York: Holt, Rinehart and Winston. 125 страница



том, что разрушительный инстинкт может трансфор­ мироваться в совесть. В «Недовольстве культурой»


Величие и ограниченность учения Фрейда 269

 

Фрейд спрашивал: «Что с ним [агрессором] должно произойти, чтобы его стремление к агрессии стало без­ вредным?» и отвечал: «Нечто удивительное, чего нель­ зя было бы предположить и что тем не менее совер­ шенно очевидно. Его агрессивность интроецируется, интернализуется; она на самом деле направляется туда, откуда возникла — другими словами, направляется против его собственного Эго. Там она побеждается той частью Эго, которая выступает против остальных ча­ стей как Суперэго и которая теперь в форме совести готова использовать против Эго ту самую жесткую аг­ рессивность, которую Эго хотело бы удовлетворить за счет других индивидов, находящихся вовне. Напряже­ ние между жестким Суперэго и подчиненным ему Эго называется чувством вины и выражается в потребности

 

наказании. Цивилизация, таким образом, приобре­ тает власть над опасным стремлением индивида к аг­ рессии путем ослабления и разоружения его и создания внутри него наблюдающей инстанции, подобной гар­ низону в завоеванном городе» [25; 123f].

 

Трансформация деструктивности в самонаказы­ вающую совесть не представляется таким преимуще­ ством, как это предполагает Фрейд. Согласно его тео­ рии, совесть должна была бы быть столь же жестокой, как и инстинкт смерти, поскольку она заряжена его энергией; не приводится никаких обоснований того, почему инстинкт смерти должен «ослабнуть» и «раз­ оружиться». Представляется, что более логично реаль­ ные последствия идеи Фрейда выразит следующая аналогия: город, которым правил жестокий враг, осво­ бождается с помощью диктатора, который затем уста­ навливает систему, ничуть не менее жестокую, чем та, которая была при поверженном враге; таким образом, каков же выигрыш?

 

Впрочем, эта теория суровой совести как прояв­ ления инстинкта смерти является не единственной


270                                                                                Эрих Фромм

 

попыткой Фрейда смягчить свою концепцию траги­ ческой альтернативы. Другое, менее трагичное объяс­ нение выражено в следующих словах: «Инстинкт раз­ рушения, умеренный, укрощенный и в результате не способный достичь цели, должен, когда направлен на объект, удовлетворять жизненные потребности Эго

 

давать ему контроль над естеством» [25; 121]. Это представляется хорошим примером «сублимации»*; стремление инстинкта к цели не ослаблено, но он на­ правлен на другие, социально приемлемые цели, —

 

данном случае на «контроль над естеством». Действительно, это выглядит отличным решением.

Человек освобождается от трагического выбора между уничтожением других или себя, потому что энергия инстинкта разрушения используется для контроля над естеством. Но, должны мы спросить, может ли такое быть? Может ли на самом деле деструктивность транс­ формироваться в конструктивность? Что может зна­ чить «контроль над естеством»? Приручение и разве­ дение животных, собирательство и земледелие, тка­ чество, строительство жилищ, гончарное производство

 

многие другие виды деятельности, включая проек­ тирование машин, строительство железных дорог, аэропланов, небоскребов — все эти акты конструиро-

 

Фрейд вообще не использовал термин «сублимация» в свя­ зи с инстинктом смерти, но мне кажется, что концепция, кото­ рой посвящен следующий абзац, та же, которую Фрейд исполь­ зует, когда говорит о сублимации либидо. Впрочем, термин «суб­ лимация» сомнителен, даже когда Фрейд использует его в отношении сексуальных, и в особенности прегенитальных ин­ стинктов. Когда речь шла о прежней теории, популярен был пример хирурга, использующего сублимированную энергию сво­ его садизма. Однако верно ли это? В конце концов, хирург не только режет, он и лечит; весьма вероятно, что лучшие хирурги мотивированы не сублимированным садизмом, а многими дру­ гими факторами, например, обладанием ловкими руками, стрем­ лением оказать немедленную помощь, способностью принимать быстрые решения и т.д.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!