New York: Holt, Rinehart and Winston. 120 страница
их полярность сопряжена со стремлением к воссо единению.
Единственная причина попытки Фрейда интерпре тировать прежнюю теорию либидо в свете платонов ского Эроса заключалась, должно быть, в желании избежать разрыва между двумя фазами, даже ценой очевидного искажения своей прежней теории.
Величие и ограниченность учения Фрейда | 259 |
Как и в случае инстинкта смерти, Фрейд столк нулся с трудностью в отношении инстинктивной при роды инстинкта жизни. Как указывал Феникел [3], инстинкт смерти не может быть назван инстинктом
|
|
терминах новой фрейдовской концепции, изложен ной сначала в работе «За пределами принципа удо вольствия», а затем во всех позднейших работах, вклю чая «Очерки истории психоанализа». Фрейд писал: «Хотя они [инстинкты] являются первопричиной лю бой активности, они по природе консервативны; ка кого бы состояния ни достиг организм, существует тенденция к восстановлению этого состояния, как только оно окажется нарушено» [29; 148].
|
|
Обладают ли Эрос и инстинкт жизни этим кон сервативным качеством всех инстинктов, и таким об разом могут ли они по праву быть названы инстинк тами? Фрейд очень старался найти решение, которое позволило бы сохранить консервативный характер инстинкта жизни.
|
|
Говоря о зародышевых клетках, которые «борются против смерти живой материи и успешно выигрывают сражение, что мы можем рассматривать только как потенциальное бессмертие» [18; 40], Фрейд утверждал: «Инстинкты, присматривающие за судьбой этих эле ментарных организмов, которые переживают индиви да в целом, обеспечивающие им надежное убежище, пока они беззащитны против стимулов внешнего мира, ведущие к встрече с другими зародышевыми клетками
|
|
т.д., образуют группу сексуальных инстинктов. Они консервативны в том же смысле, что и другие инстинк ты, так как воспроизводят более ранние состояния живой материи, но они консервативны в большей сте пени, будучи удивительно устойчивыми против вне шних воздействий; к тому же они консервативны
в другом смысле: они сохраняют саму жизнь на срав нительно долгий период. Это — истинные инстинкты
260 Эрих Фромм
жизни. Они действуют против других инстинктов, по своей функции ведущих к смерти, и этот факт пока зывает, что между теми и другими существует проти востояние, противостояние, важность которого давно выявлена теорией неврозов. Представляется, что ор ганизм существует в меняющемся ритме: одна группа инстинктов стремится вперед, чтобы достичь оконча тельной цели жизни как можно быстрее; однако когда
этом продвижении достигается определенная стадия, другая группа устремляется обратно к некой точке, чтобы начать все сначала и тем самым продлить пу тешествие. Хотя несомненно, что сексуальность и раз личия между полами не существовали, когда жизнь толь ко возникла, сохраняется возможность того, что теинстинкты, которые позднее были названы сексуаль ными, действовали с самого начала и вовсе не только впоследствии начали противостоять Эго-инстинктам» [18; 41. - Курсив мой. - Э.Ф.].
Наибольший интерес в этом пассаже — и причина, по которой я привожу такую длинную цитату, — за ключается в том, как отчаянно Фрейд пытается спас ти концепцию консервативности всех инстинктов,
тем самым и инстинкта жизни. Ему приходится ис кать выход в новой формулировке определения сек суального инстинкта как заботящегося о зародышевых клетках, что совершенно отличается от всей концеп ции инстинктов, содержащейся в его предыдущих ра ботах.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!