New York: Holt, Rinehart and Winston. 115 страница




Величие и ограниченность учения Фрейда 249

 

Теперь мы должны вернуться к более подробному анализу двух новых идей Фрейда — инстинкта смерти

 

инстинкта жизни как первичных сил, определяющих человеческое существование*.

Что заставило Фрейда постулировать инстинкт смерти?

 

Одним из факторов, о которых я уже упоминал, был, возможно, шок от Первой мировой войны. Фрейд, как многие в его время, разделял оптимисти­ ческие взгляды, типичные для европейского среднего класса, и внезапно оказался перед лицом таких ярости

 

разрушений, которые едва ли можно было предста­ вить до 1 августа 1914 года.

 

Можно предположить, что к этому историческому фактору добавился личный. Как известно из биогра­ фии Фрейда, написанной Эрнестом Джонсом, Фрейд был одержим мыслями о смерти. С тех пор как ему исполнилось сорок, он каждый день думал о конце жизни, у него были приступы Todesangst (страха смер­ ти); иногда при прощании он добавлял: «Вы можете никогда больше меня не увидеть» [41; 301]. Можно также предположить, что подкреплением страха смер­ ти послужила тяжелая болезнь, что и привело к фор­ мулированию положения об инстинкте смерти. Такое рассуждение, впрочем, является упрощением, по­ скольку первые признаки болезни появились лишь в феврале 1923 года, через несколько лет после разра­ ботки концепции инстинкта смерти. Однако, может быть, допустимо предположение, что прежняя погло-

 

Терминология Фрейда не всегда последовательна. Иногда он говорит об инстинктах жизни и смерти по отдельности, ино­ гда — об инстинкте жизни и смерти, объединяя их. Инстинкт (инстинкты) смерти также именуется разрушительным инстинк­ том (инстинктами). Наименование Танатос (по аналогии с Эро­ сом) в качестве эквивалента инстинкту смерти Фрейдом не упо­ треблялось; оно было предложено П. Федерном.


250                                                                                Эрих Фромм

 

щенность мыслями о смерти усилилась вследствие бо­ лезни, что и привело к представлению о том, что кон­ фликт между жизнью и смертью (а не между двумя жизнеутверждающими побуждениями — сексуальными желаниями и Эго) и является центром переживаний человека. Заключение о том, что человек должен уме­ реть, потому что смерть — скрытая цель его жизни, может рассматриваться как своего рода утешение, пред­ назначенное для того, чтобы смягчить страх смерти.

 

Помимо исторических и личных факторов, обра­ зующих одну группу мотивов, приведших к возникно­ вению концепции инстинкта смерти, есть и другая группа, способствовавшая разработке Фрейдом этой теории. Фрейд всегда мыслил дуалистически. Он видел противоположные силы, борющиеся друг с другом,

 

рассматривал процессы жизни как исход этой борь­ бы. Первоначально эту дуалистическую теорию выра­ жали противостояние секса и стремления к самосо­ хранению. Однако при появлении концепции нарцис­ сизма, который относил инстинкт самосохранения к либидо, прежний дуализм оказался под угрозой. Раз­ ве концепция нарциссизма не утверждала монистиче­ скую идею, согласно которой все инстинкты имели либидозную природу? Хуже того, разве это не оправ­ дывало одну из главных ересей Юнга — концепцию, согласно которой либидо воплощает в себе всю психи­ ческую энергию'! Действительно, Фрейд должен былизбавиться от этой невыносимой дилеммы — невыно­ симой потому, что ее принятие означало бы согласие с юнговской концепцией либидо. Фрейду нужно было найти новый инстинкт как основу для нового дуали­ стического подхода. Инстинкт смерти удовлетворял этому требованию. На замену старому дуализму был найден новый, и на человеческую жизнь снова можно было смотреть как на поле битвы противоположных устремлений — Эроса и инстинкта смерти.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!