New York: Holt, Rinehart and Winston. 117 страница
Величие и ограниченность учения Фрейда | 253 |
Эросе и инстинкте смерти как о двух «первичных ин стинктах» [28].
Изумляет и впечатляет, как твердо Фрейд держал ся за свою концепцию инстинкта смерти, несмотря на огромные теоретические трудности, которые он упрямо — и, на мой взгляд, безуспешно — пытался преодолеть.
Главная трудность, возможно, заключалась в пред положении об идентичности двух тенденций — тен денции тела вернуться к исходному, неорганическому состоянию (как результату действия принципа при нудительного повторения) и инстинкта разрушения (себя или других). Для первой тенденции может быть адекватен термин «Танатос», говорящий о смерти, или даже «принцип нирваны», указывающий на стремле ние к снижению напряжения, уменьшению энергии до уровня прекращения всех энергетических устрем лений*. Однако является ли это медленное угасание жизненных сил аналогом деструктивности? Конечно, логически можно доказывать — и Фрейд имплицитно это делает, — что если тенденция к умиранию явля ется для организма врожденной, должна существовать активная сила, стремящаяся к разрушению (это тот самый образ мыслей, который можно обнаружить
|
|
|
|
инстинктивистов, утверждающих, что за каждым действием скрывается особый инстинкт). Однако если выйти из этого замкнутого круга рассуждений, то оты щется ли свидетельство или хотя бы повод отождеств-
|
|
Употребление термина «принцип нирваны» неудачно, по скольку ведет к неправильному пониманию буддийского понятия нирваны. Нирвана достигается не состоянием безжизненности, порожденным природой (согласно буддизму, она имеет проти воположную тенденцию), а духовным усилием человека, который находит спасение и полное завершение жизни, если сумел пре одолеть жадность и эгоизм и преисполнился сочувствия ко всем разумным существам. В состоянии нирваны Будда испытал выс шую радость.
|
|
254 Эрих Фромм
лять тенденцию к прекращению всякого возбуждения
разрушительным импульсом? Едва ли. Если пред положить, на основании фрейдовского принципа при нудительного повторения, что жизнь имеет тенденцию к замедлению и в конце концов к смерти, такая вро жденная биологическая тенденция была бы совершен но отлична от разрушительного импульса. Если доба вить к этому, что та же самая тенденция также, как предполагается, служит источником жажды власти и инстинкта главенства, а будучи смешанной с сексу альностью — источником садизма и мазохизма, то теоретический tour de force (подвиг) окажется напрас ным. Принцип нирваны и страсть к разрушениям — это две несопоставимые сущности, которые нельзя включить в ту же категорию, что и инстинкт смерти.
Еще одна трудность заключается в том, что «ин стинкт» смерти не вписывается в общую фрейдовскую концепцию инстинктов. Во-первых, он не обладает, как это имеет место в ранней теории Фрейда, специ фической телесной зоной, из которой происходит; скорее это — биологическая сила, присущая всей жи вой материи. Это убедительно показал Отто Феникел: «Диссимуляция на клеточном уровне — иначе говоря, объективная деструкция — не может быть источником инстинкта разрушения в том же смысле, в каком хи мическая сенсибилизация органа путем стимуляции эрогенных зон порождает сексуальный инстинкт. Со гласно определению, инстинкт направлен на устра нение тех соматических изменений, которые мы рассматриваем как источник инстинкта; однако инстинкт смерти не имеет целью устранение диссимуляции. По этой причине мне не кажется возможным рассматри вать «инстинкт смерти» как один из видов инстинктов наряду с другими видами» [3; 60f].
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!