New York: Holt, Rinehart and Winston. 114 страница
Именно потому, что Фрейд не осознавал этого противоречия, он пытался примирить старую и новую теории таким образом, чтобы они сохраняли после довательность — без резкого разрыва. Это вело ко многим имманентным противоречиям и нестыковкам
в новой теории, которые Фрейд снова и снова пытал ся сглаживать или отрицать, однако безуспешно. Ниже
постараюсь описать превратности новой теории, вы званные неспособностью Фрейда понять, что новое вино — и в данном случае, по-моему, лучшее — нель зя налить в старые мехи. Прежде чем мы займемся этим анализом, нужно указать на еще одно изменение,
|
|
Величие и ограниченность учения Фрейда | 247 |
которое — также незамеченное Фрейдом — еще более осложнило дело. Свою старую теорию Фрейд строил
соответствии с научной моделью, которую легко узнать: это была механико-материалистическая мо дель, служившая идеалом его учителю фон Брюкке
|
|
всем сторонникам механико-материалистических взглядов, включая Гельмгольца и Бюхнера*. Они рас сматривали человека как механизм, который приво дится в движение химическими процессами; чувства, аффекты и эмоции объяснялись как вызванные спе цифическими и выявляемыми физиологическими про цессами. Большинство открытий последних десяти летий в области эндокринологии и нейрофизиологии были неизвестны этим ученым, однако они настаива ли на правильности своего подхода с решимостью
|
|
изобретательностью. Потребности и интересы, для которых нельзя было найти соматических источников, игнорировались, а понимание тех процессов, которые нельзя было игнорировать, следовало механистиче ским принципам. Физиологическая модель фон Брюк ке и фрейдовская модель человека сегодня могли бы быть повторены в соответствующим образом запро-
|
|
Зависимость формирования теории Фрейда от образа мыс лей его учителей описана Петером Аммахером [1]. Основные положения этой работы с одобрением суммированы Робертом
Холтом: «Многие наиболее загадочные и кажущиеся произ вольными повороты психоаналитической теории, включая по ложения, настолько ошибочные, что даже не поддаются про верке, представляют собой или скрытые биологические допу щения, или напрямую вытекают из таких допущений, которые Фрейд почерпнул у своих учителей на медицинском факульте те. Они стали основой его интеллектуального инструментария, столь же подвергающейся сомнению, как и концепция универ сального детерминизма; они, возможно, не осознавались Фрей дом как биологические и, таким образом, сохранялись как не обходимые ингредиенты, когда он пытался отказаться от невро логического подхода ради конструирования абстрактной психологической модели» [40; 94].
248 Эрих Фромм
граммированном компьютере. В «нем» развивается определенная степень напряжения, которое, достигнув некоего порога, должно быть облегчено и снижено,
то время как реализация этого сдерживается другой частью программы, Эго, которая наблюдает за дей ствительностью и препятствует облегчению, когда оно вступает в противоречие с потребностями выживания. Такой фрейдистский робот был бы схож с научно-фантастическим роботом Айзека Азимова, однако про граммирование было бы иным. Первым законом ро-ботехники оказалось бы не непричинение вреда че ловеку, а избегание ущерба себе или саморазрушения.
Новая теория Фрейда не следовала этой механи стической «физиологизированной» модели. Ее цен тром становилась биологическая ориентация, соглас но которой фундаментальные силы жизни (и ее про тивоположности — смерти) оказывались первичными силами, мотивирующими человека. Природа клетки — т.е. всей живой материи, — а не физиологический процесс, протекающий в определенных органах тела, становилась теоретической основой учения о мотива ции. Новая теория Фрейда была, пожалуй, ближе к ви-талистской философии (см. [42]), чем к механико-ма териалистическим концепциям немецких ученых. Од нако, как я уже говорил, Фрейд этого отчетливо не осознавал и поэтому снова и снова пытался приложить свой метод физиологизирования к новой теории; эта попытка найти квадратуру круга неизбежно кончалась неудачей. Впрочем, в одном важном вопросе обе тео рии исходили из общей предпосылки, остававшейся для Фрейда неизменной аксиомой: психикой правит закон стремления к снижению напряжения (или воз буждения) до постоянного низкого уровня (принцип константности, на котором основывается принцип удовольствия) или до нуля (принцип нирваны, на ко тором основывается инстинкт смерти).
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 37; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!