New York: Holt, Rinehart and Winston. 116 страница
Величие и ограниченность учения Фрейда | 251 |
При создании нового дуализма Фрейд придержи вался образа мыслей, о котором будет сказано ниже,
создал две широкие концепции, в которые должен был попадать любой феномен. Он проделал это с по нятием сексуальности, расширив его, так что все, что не было Эго-инстинктом, принадлежало сексуально му инстинкту. Тот же метод он применил к инстинк ту смерти. Он сделал это понятие настолько широким, что любое устремление, не попадавшее в ведение Эро са, относилось к инстинкту смерти, и наоборот. Таким образом, агрессивность, разрушительность, садизм, стремление контролировать и властвовать, несмотря на их качественные различия, оказывались проявле ниями одной и той же силы — инстинкта смерти.
|
|
Того же паттерна мышления, имевшего столь силь ное влияние на него на ранней стадии построения теоретической системы, Фрейд придерживался и еще
|
|
одном аспекте. Об инстинкте смерти он говорит, что изначально он весь внутри; потом он частично направляется наружу и действует как агрессивность,
то время как часть остается внутри как первичный мазохизм. Однако если часть, направленная наружу, встречает непреодолимые препятствия, инстинкт смерти оказывается перенаправлен внутрь и проявля ется как вторичный мазохизм. Этот метод рассуждений
|
|
точности тот же, что и использовавшийся Фрейдом при описании нарциссизма. Сначала все либидо со держится в Эго (первичный нарциссизм), затем рас пространяется вовне, на объекты (объектное либидо), но часто направляется снова внутрь и тогда форми рует так называемый вторичный нарциссизм.
|
|
Термин «инстинкт смерти» часто употребляется как синоним инстинкта разрушения или агрессивных побуждений (см., например, [25]), но в то же время Фрейд проводит тонкие различения между этими по нятиями. В целом, как указал Джеймс Стрэчи во вве-
252 Эрих Фромм
дении к «Недовольству культурой» [25], в более позд них работах — например, «Недовольстве культурой» [25], «Эго и Ид» [20], «Новых вводных лекциях» [26], «Очерках истории психоанализа» [29] — агрессивный инстинкт оказывается чем-то вторичным, следствием первичной саморазрушительности.
Вот несколько примеров таких взаимосвязей ме жду инстинктом смерти и агрессивностью. В «Недо вольстве культурой» [25] Фрейд пишет, что инстинкт смерти «отводится во внешний мир и выходит на свет как инстинкт агрессивности и разрушения» [25; 118].
«Новых вводных лекциях» он говорит о «самораз рушительности как выражении инстинкта смерти, ко торый неизменно присутствует в любом жизненном процессе» [26; 107. — Курсив мой. — Э.Ф.]. В той же работе Фрейд выражает эту мысль еще более отчетли во: «Мы пришли к мнению, что мазохизм древнее са дизма, а садизм — разрушительный инстинкт, направ ленный вовне, который тем самым приобретает ха рактеристики агрессивности» [25; 105]. То количество деструктивности, которое остается внутри, или объ единяется «с эротическими побуждениями в мазохизм, или — с большими или меньшими эротическими до бавлениями — направляется против внешнего мира как агрессивность» [Там же]. «Однако, — продолжает Фрейд, — если направленная вовне агрессивность встречается со слишком значительными препятствия ми, она возвращается и увеличивает само-деструктив-ность, властвующую внутри» [Там же]. Заключение этих теоретических и несколько противоречивых рас суждений содержится в последних двух статьях Фрей да. Внутри Ид «оперируют органические инстинкты, которые сами представляют собой соединение двух первичных сил (Эроса и деструктивности) в разных пропорциях» [29; 198. — Курсив мой. — Э.Ф.]. В «Конеч ном и бесконечном анализе» Фрейд также говорит об
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!