New York: Holt, Rinehart and Winston. 111 страница



 

Чрезвычайной важностью обладает следующее предположение: «С каждым из двух классов инстинк­ тов следовало бы связать особый физиологический процесс (анаболизма или катаболизма): обе разновид­ ности инстинктов должны были бы быть активны

 

каждой частице живой материи, хотя не в равных пропорциях, так что какая-то одна субстанция была бы главной представительницей Эроса. Эта гипотеза совершенно не проливает свет на то, каким образом два класса инстинктов соединяются, смешиваются, сплавляются друг с другом, однако то, что это проис­ ходит регулярно и весьма широко, — допущение, не­ обходимое для нашей концепции. Как результат объ­ единения одноклеточных форм жизни в многоклеточ­ ные, инстинкт смерти у единственной клетки может успешно нейтрализоваться и деструктивные импульсы могут быть направлены во внешний мир при помощиособого органа. Этот особый орган представлялся бы


Величие и ограниченность учения Фрейда 241

 

мускульным аппаратом, и таким образом инстинкт смерти выразился бы — хотя, возможно, лишь частич­ но—в инстинкте разрушения, обращенного на вне­ шний мир и другие организмы» [20; 41. — Курсив мой. — Э.Ф.].

 

Этими формулировками Фрейд более эксплицит­ но выразил новое направление своей мысли, чем

 

книге «По ту сторону принципа удовольствия». Вме­ сто механистического физиологического подхода, со­ держащегося в прежней теории, которая строилась на модели химически вызываемого напряжения и необ­ ходимости ослабить это напряжение до нормального уровня (принцип удовольствия), новая теория имеет биологический характер; предполагается, что каждая клетка организма наделена двумя базовыми свойства­ ми живой материи: Эросом и стремлением к смерти. Впрочем, принцип ослабления напряжения сохранен

более радикальной форме: редукции возбуждения до нуля (принцип нирваны).

 

Годом позже, в «Экономической проблеме мазо­ хизма» (1924) Фрейд сделал еще один шаг: проясняя отношения между двумя инстинктами, он писал: «За­ дача либидо — сделать инстинкт разрушения безвред­ ным, и эту задачу оно выполняет, в значительной мере обращая его — при помощи особой органической си­ стемы, мускульного аппарата — наружу, на объекты внешнего мира. Тогда этот инстинкт получает назва­ ние инстинкта владычества или жажды власти*. Часть инстинкта напрямую служит сексуальной функции, где играет важную роль: это и есть садизм. Другая часть

 

Здесь Фрейд объединяет три очень разнородные тенденции. Инстинкт разрушения в своей основе отличен от жажды власти.

первом случае я стремлюсь к уничтожению объекта, во вто­ ром — хочу сохранить и контролировать его, и оба эти случая радикально отличаются от стремления властвовать, цель кото­ рого — творить и создавать, что на самом деле прямо противо­ положно стремлению к разрушению.


242                                                                                Эрих Фромм

 

не участвует в этой обращенности наружу: она оста­ ется внутри организма и, при помощи сопутствующе­ го сексуального возбуждения, описанного выше, де­ лается либидозно связанной. Именно в этой части мы узнаем исходный, эротогенный мазохизм» [21; 163].

 

«Новых вводных лекциях» (1933) Фрейд придер­ живался той же позиции. Он говорил об «эротических влечениях, которые стремятся объединить все больше живой материи во все большие Единства, и об ин­ стинкте смерти, который противится такой попытке

переводит живое обратно в неорганическое состоя­ ние» [26; 107].


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!