New York: Holt, Rinehart and Winston. 107 страница



 

страну фантазий, но продолжаете возвращаться туда, как только реальность разочаровывает или пугает вас? Разве вы не видите, что это обстоятельство помогает


232                                                                                Эрих Фромм

 

возникновению той самой опасности, которой вы бои­ тесь, — вести себя по-детски, не быть воспринимае­ мым всерьез взрослыми людьми — и самим собой?»

 

 

Связь функции сна с работой          сновидения

 

Фрейд считал, что все сновидения являются по сути исполнением желаний и благодаря этому призрачно­ му исполнению осуществляют функцию сохранения сна. После пятидесяти лет толкования сновидений

должен признаться в том, что нахожу этот фрейдов­ ский принцип лишь отчасти верным. Несомненно, Фрейд совершил выдающееся открытие, когда понял, что сны очень часто представляют собой символиче­ ское исполнение желаний. Однако он нанес ущерб значимости своего открытия из-за догматического представления о том, что это обязательно верно для всех сновидений. Сновидения могут представлять ис­ полнение желаний, могут выражать просто тревогу, но могут также — и это очень важный момент — обес­ печивать глубокое проникновение в собственную лич­ ность и в личности других людей. Чтобы оценить эту функцию сновидений, полезно рассмотреть некоторые соображения, касающиеся различий между биологи­ ческими и психологическими функциями сна и бодр­ ствования (см. также [32], гл. 3).

 

бодрствующем состоянии мысли и чувства в пер­ вую очередь откликаются на необходимость овладевать окружающей средой, изменять ее, защищать себя от нее. Задача бодрствующего человека — выживание, он подчиняется законам, управляющим реальностью. Это означает, что он должен мыслить в терминах вре­ мени и пространства.

Во сне же мы не связаны с необходимостью менять

 

своих целях окружающий мир. Во сне мы беспомощ-


Величие и ограниченность учения Фрейда 233

 

ны, и недаром сон называют братом смерти. Однако при этом мы и свободны, более свободны, чем наяву. Мы избавлены от бремени труда, от задач обороны

нападения, от пристального наблюдения за реаль­ ностью и управления ею. Нам не требуется огляды­ ваться на внешний мир, мы сосредоточены на мире внутреннем, заняты исключительно собой. Спящий человек может быть уподоблен зародышу в чреве или трупу, ангелу, на которого не распространяются зако­ ны реальности. Во сне царство необходимости уступа­ ет место царству свободы, и в этом царстве «Я» — един­ ственное, к чему обращены наши мысли и чувства.

 

Психическая активность во сне обладает логикой, отличной от той, которая управляет нашим бодрство­ ванием. Как было отмечено выше, события сновиде­ ния не обязаны обращать внимание на обстоятельства, которые имеют значение только тогда, когда мы стал­ киваемся с реальностью. Если я полагаю, например, что какой-то человек — трус, во сне он может пред­ ставиться мне цыпленком. Эта перемена осмысленна в терминах того, что я думаю о человеке, а не в тер­ минах ориентации на внешний мир.

 

Жизнь во сне и жизнь наяву — два полюса чело­ веческого существования. Бодрствование посвящено действиям, в сновидении мы от этого освобождены. Сон выполняет функцию самовыражения. Когда мы просыпаемся, мы переходим в царство действия, ори­ ентируемся на его правила, и наша память ведет себя соответственно. Мир сна исчезает. События, проис­ ходившие в сновидении, само сновидение вспомина­ ются с величайшим трудом*. Эта ситуация символи­ чески отражена во многих народных сказках: ночью на сцену выходят призраки и духи, добрые и злые, но


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 43; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!