New York: Holt, Rinehart and Winston. 104 страница



чем-то сходным, а в чем-то отличным является символ воды — океана или потока. Здесь тоже мы об­ наруживаем сплав непрерывного движения и посто­ янства. Мы также чувствуем живость, продолжитель­ ность и энергию. Однако имеется и различие: где огонь


226                                                                                Эрих Фромм

 

безрассудно смел, быстр, волнующ, там вода спокой­ на, медлительна и неизменна — если речь идет об озе­ ре или реке. Океан, впрочем, может быть столь же разрушителен и непредсказуем, как и огонь.

Универсальный символ единственный, в котором связь между символом и тем, что он символизирует, является не случайной, а внутренней. Она коренится

 

испытываемой человеком близости между эмоцией или мыслью, с одной стороны, и чувственным опы­ том — с другой. Такой символ может быть назван уни­ версальным, потому что его разделяют все люди, в про­ тивоположность не только случайному символу, ко­ торый по самой своей природе носит полностью личностный характер, но и условному (например, сиг­ налу, регулирующему дорожное движение), имеющему ограниченное значение только для группы людей, жи­ вущих в сходных условиях. Универсальный символ про­ истекает из свойств наших тел, чувств и умов, которые являются общими для всех людей, и поэтому имеет значение не только для отдельных индивидов или групп. Действительно, язык универсальных символов — един­ ственный общий язык, созданный человечеством.

 

Для Фрейда почти все символы были случайными, за одним исключением — сексуальных; башня или палка рассматривались как символ мужской сексуаль­ ности, дом или океан — женской. В отличие от Юнга, который считал, что все сны записаны простым и не закодированным языком, Фрейд придерживался пря­ мо противоположных взглядов: почти ни один сон нельзя понять без расшифровки.

 

На основании опыта расшифровки сновидений многих людей, включая меня самого, я могу заклю­ чить, что Фрейд из-за догматических обобщений огра­ ничил важность собственного открытия цензуры, дей­ ствующей во сне. Есть много сновидений, в которых цензура проявляется только в поэтическом или сим-


Величие и ограниченность учения Фрейда 227

 

волическом языке, на котором выражается содержа­ ние, однако это может быть названо «цензурой» толь­ ко для людей, у которых поэтическое воображение развито слабо. Для тех, кто наделен естественным чувством поэзии, символическая природа языка сно­ видения едва ли может быть объяснена цензурой.

 

Ниже я процитирую сновидение (см. [32], гл. 6), которое может быть понято даже без всяких ассоциа­ ций и где отсутствуют элементы цензуры. С другой стороны, можно видеть, что ассоциации, предложен­ ные человеком, видевшим сон, обогащают понимание сновидения.

 

«Юрист двадцати восьми лет просыпается и вспо­ минает следующее сновидение, которое позднее пе­ ресказывает аналитику.

 

— Я видел себя едущим на белом коне перед мно­ гочисленными солдатами. Они громко приветствова­ ли меня.

 

Первый вопрос, который аналитик задает пациен­ ту, носит довольно общий характер:

 

— Что приходит вам на ум?

 

— Ничего, — отвечает пациент. — Сон глупый. Вы ведь знаете, что я не люблю всего, что относится

 

войнам и армии, что я наверняка не хотел бы быть полководцем, — и добавляет: — Я также не хотел бы оказаться в центре внимания, чтобы на меня глазели, будут меня при этом приветствовать тысячи солдат или нет. Вы знаете из того, что я говорил вам раньше

своих профессиональных проблемах, как трудно мне даже выступать в суде, когда все на меня смотрят.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 43; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!