New York: Holt, Rinehart and Winston. 102 страница




 

В забавном письме Флейсу от 11 марта 1902 года Фрейд рассказывает историю того, как он в конце концов был назначен профессором, — через два года после публикации этой книги.


222                                                                                Эрих Фромм

 

явившиеся в сновидении амбиции — это амбиции ребенка, а не взрослого.

 

Здесь мы находим одну из предпосылок мышления Фрейда. Те особенности, которые считаются несовме­ стимыми с образом респектабельного профессионала, отнесены в детство, и предполагается, что раз они принадлежат детскому опыту, они не представляют опыт взрослого. Утверждение о том, что все невро­ тические тенденции произрастают из детства, на са­ мом деле служит защитой взрослому от подозрений

 

том, что он невротик. Фрейд действительно являл­ ся невротиком, но для него было невозможно вос­ принимать себя как такового и одновременно чув­ ствовать себя нормальным уважаемым профессиона­ лом. Поэтому все, что не соответствовало образу нормального человека, считалось материалом детства, который не рассматривался как все еще полностью живой и присущий взрослому. Все это, конечно, из­ менилось за последние пятьдесят лет, поскольку нев­ роз стал приметой респектабельности, а образец ра­ ционального, здорового, нормального взрослого-бур­ жуа оказался вытеснен с культурной сцены. Однако для Фрейда он все еще имел большое значение, и толь­ ко полностью понимая это, можно понять тенденцию Фрейда исключать все иррациональное из своей взрос­ лой жизни. В этом кроется одна из причин того, по­ чему его так называемый самоанализ потерпел неуда­ чу: Фрейд обычно не видел того, чего не хотел ви­ деть, — а именно того, что не соответствовало портрету рационального респектабельного буржуа.

 

Центральным элементом фрейдовского толкования сновидений является концепция цензуры. Фрейд от­ крыл, что сны часто имеют тенденцию маскировать свое истинное значение и выражать его в формах, сходных с теми, которые использует оппозиционный политик во времена диктатуры: скрывает смысл между


Величие и ограниченность учения Фрейда 223

 

строк или переносит современные ему события в Древ­ нюю Грецию. Так и для Фрейда сновидение никогда не являлось открытым сообщением, но должно было представлять собой кодированное послание, которое, чтобы сделать понятным, нужно расшифровать. Ко­ дирование должно было происходить таким образом, чтобы даже сам человек, видящий сон, чувствовал себя спокойно, выражая во сне идеи, не соответствующие мыслительным паттернам общества, в котором он жи­ вет. Говоря это, хочу подчеркнуть, что цензура имеет социальный характер в большей мере, чем полагал Фрейд, однако в данный момент это несущественно. Значение имеет открытие Фрейдом того, что сон дол­ жен быть расшифрован. Впрочем, это утверждение

 

своей простой и догматической формулировке часто вело к ошибочным результатам. Не каждый сон ну­ ждается в расшифровке, а степень кодирования разных сновидений очень различается.

 

Необходимо ли кодирование, и если да, то в какой степени, зависит от санкций, которые общество на­ лагает на тех, у кого во сне возникают непозволитель­ ные мысли; это также зависит от таких индивидуаль­ ных факторов, как покорность и пугливость человека,

 

а отсюда — от того, в какой мере он чувствует необ­ ходимость в кодировании опасных мыслей. Когда я го­ ворю «опасных», я не имею в виду именно внешние санкции общества против того, кто опасные идеи пи­ тает. Это, несомненно, случается тоже и не обесце­ нивается тем фактом, что в конце концов наши мыс­ ли во сне, т.е. наши сны, являются тайными и никто


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!