New York: Holt, Rinehart and Winston. 103 страница



 

них не знает. Если так важно избегать опасных мыс­ лей и человек не должен допускать их даже во сне, то это потому, что они должны оставаться глубоко по­ давленными. Под опасными мыслями я понимаю та­ кие, за которые человек был бы наказан или постра­ дал бы в повседневной жизни, если бы они стали из-


224                                                                                Эрих Фромм

 

вестны. Такие мысли существуют, как все мы знаем,

 

и человек хорошо понимает, о чем лучше не говорить, а потому лучше и не думать, чтобы не испытать не­ приятностей. Впрочем, здесь я говорю в основном

 

мыслях, которые являются опасными не потому, что говорят о чем-то конкретном, за что полагалось бы наказание, а потому, что они выходят за рамки при­ знаваемого здравым смыслом. Это мысли, которые не разделяет больше никто, за исключением, может быть, небольшой группы; таким образом, они приводят к изоляции, одиночеству, отсутствию контактов. Это именно тот опыт, который содержит семя безумия, наступающего, когда человек полностью лишается ка­ ких-либо связей с окружающими.

Каким бы важным ни было открытие Фрейдом действий цензуры, оно также причиняло вред пони­ манию снов, если применялось догматически и по отношению к каждому сновидению.

 

 

Символический язык сновидений

 

Прежде чем продолжить дискуссию о том, каждое ли сновидение искажено, как полагал Фрейд, полез­ но провести различие между двумя разновидностями символов: универсальными и случайными. Случайный символ не имеет внутренней связи с тем, что симво­ лизирует. Предположим, у человека с определенным городом связано печальное событие; когда он слышит название этого города, он с легкостью связывает его

 

чувством печали, так же как связал бы с чувством радости, если бы событие было радостным. Совершен­ но очевидно, что в природе города как такового нет ничего ни печального, ни радостного. Именно личный опыт, связанный с городом, делает его символом опре­ деленного настроения. Такая же реакция могла бы


Величие и ограниченность учения Фрейда 225

 

возникнуть в связи с домом, улицей, одеждой, кон­ кретным пейзажем или еще чем-то, что когда-то было связано со специфическим настроением. Картина во сне представляет именно это настроение, а город «за­ мещает» настроение, когда-то там испытанное. Здесь связь между символом и символизируемым опытом совершенно случайна.

 

результате нам требуется знать ассоциации того, кому снился сон, чтобы понять значение случайного символа. Если он не расскажет нам о своем опыте, связанном с приснившимся городом, или о своих от­ ношениях с приснившимся человеком, мы едва ли сможем понять, что символ означает.

 

Универсальный символ, напротив, это такой, у ко­ торого имеются внутренние взаимоотношения между ним и тем, что он представляет. Возьмем, например, символ огня. Нас зачаровывают определенные каче­ ства огня в очаге, в первую очередь его живость — огонь постоянно меняется, все время движется, —

 

в то же время его постоянство. Огонь остается тем же, не будучи тем же. Он оставляет впечатление силы, грации и света. Кажется, что он танцует и обладает неистощимым источником энергии. Когда мы исполь­ зуем огонь как символ, мы описываем внутренний опыт, характеризуемый теми же элементами, которые дает сенсорное ощущение огня: энергией, светом, дви­ жением, грацией, радостью; иногда в этом чувстве преобладает один элемент, иногда — другой. Однако огонь может также быть разрушительным и устрашаю­ ще могучим; если нам снится горящий дом, огонь символизирует разрушение, а не красоту.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!