New York: Holt, Rinehart and Winston. 100 страница




218                                                                                Эрих Фромм

 

против утверждения, что Р. — простак. Привязанность, которую я чувствовал к Р., не могла быть выведена из скрытых сном мыслей, но, несомненно, произрастала из этой моей борьбы. Если мое сновидение было

 

этом отношении искажено и отличалось от своего скрытого содержания, — искажено до полной проти­ воположности, — то явная привязанность во сне слу­ жила цели этого искажения. Другими словами, иска­ жение в данном случае было намеренным и служило средством диссимуляции*. Мои мысли во сне содержа­ ли своего рода клевету на Р., а чтобы я этого не заме­ тил, во сне проявилось нечто противоположное — чув­ ство привязанности к нему.

Это представлялось открытием, имеющим важ­ ность для ситуации в целом. Действительно, как это видно из примеров, приведенных в главе III («Сно­ видение — это исполнение желания»), существуют сновидения, в которых исполнение желания ничем не прикрыто. Однако в случаях, когда исполнение жела­ ния неузнаваемо, когда оно замаскировано, должна существовать склонность выстроить защиту против этого желания, и в силу такой защиты желание ока­ зывается не в силах выразить себя иначе, чем в иска­ женном виде. Попытаюсь найти этому внутреннему событию сознания параллель в социальной жизни. Где можем мы найти сходное искажение психического акта? Только там, где действуют два человека, один из которых обладает определенной властью, которую второй обязан принимать во внимание. В этом случае второй человек будет искажать свои психические дей­ ствия или, как можно это назвать, прибегать к дис­ симуляции. Вежливость, которую я проявляю каждый день, в значительной мере и есть диссимуляция тако-


 

Диссимуляция — поведение, противоположное симуляции, притворство, имеющее целью сокрытие невыгодной ситуации. — Примеч. пер.


Величие и ограниченность учения Фрейда 219

 

го рода; когда же я интерпретирую мои сновидения для читателей, я обязан прибегать к подобным же ис­ кажениям» [9; 136—142].

 

Фрейд правильно толкует свой сон в том смысле, что превращение его коллеги Р. в его дядю — выраже­ ние уничижительности по отношению к Р, поскольку дядя был чем-то вроде преступника. Фрейд интерпре­ тирует сновидение на основании нескольких простых ассоциаций со своими двумя коллегами, которые дол­ жны были быть назначены профессорами, но лишились этой чести потому, что один был простаком, а дру­ гой — преступником. Таким образом, отказано им

назначении было не потому, что они — евреи,

у Фрейда появилось больше надежды сделаться про­ фессором. Фрейд говорит о сильном сопротивлении тому, чтобы трактовать сновидение, и мимоходом упо­ минает о том, что он искажает интерпретацию своих снов для читателей из соображений «вежливости». Фрейд явно опускает упоминание о значении своего сновидения: сила его желания стать профессором за­ ставляет его хотеть, чтобы двое его соперников-евреев не получили назначения по причинам, не связанным с их вероисповеданием. Позднее Фрейд вернулся к это­ му сну, иллюстрируя им свое заключение о том, что детские желания и импульсы продолжают жить во взрослом человеке. Не признавая того, что принижение коллег было вызвано его собственным желанием стать профессором, он пишет: «Привязанность, которую я во сне чувствовал к своему коллеге Р., была следствием моего сопротивления и протеста против клеветы на моих коллег, которая содержалась в идеях сновиде­ ния, — однако продолжает: — Это сновидение было одним из моих собственных, так что я могу продолжить анализ, заявив, что мои чувства все еще не были удо­ влетворены тем решением, которое было достигнуто. Я знал, что мое суждение о коллегах, так приниженных


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 42; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!