New York: Holt, Rinehart and Winston. 96 страница
событиями предыдущего дня, которые его и вызва ли. До тех пор, пока я осознавал только явный смысл
210 Эрих Фромм
сна, казалось, что сновидение связано с единственным впечатлением того дня. Однако анализ выявил второй источник сна, заключавшийся в другом происшествии того же дня. Первое из двух впечатлений, с которыми был связан сон, оказалось второстепенным, побочным обстоятельством. Я увидел в витрине книгу, название которой на мгновение привлекло мое внимание, но тема которой едва ли могла меня заинтересовать. Вто рое событие обладало высокой степенью психической значимости: я в течение часа вел оживленную беседу со своим другом, хирургом-офтальмологом, и в ходе
|
|
сообщил ему некоторые сведения, которые должны были оказать на нас обоих существенное влияние; это вызвало у меня воспоминания, привлекшие мое вни мание к великому разнообразию внутренних стрессов в моем сознании. Более того, наш разговор был пре рван до его завершения, поскольку к нам присоеди нились знакомые».
|
|
Что мы обнаружим при анализе фрейдовского ана лиза? Он приводит различные ассоциации, связанные со сновидением, — одну про молодую женщину, ко торая жаловалась, что муж забыл принести ей в день рождения цветы, другую про свою диссертацию, по священную растению кока, которая привлекла вни мание Карла Коллера к анестезирующим свойствам кокаина. Высушенное растение вызывает ассоциацию со школьной жизнью Фрейда, когда учитель поручил ему почистить гербарий. Вид лежащей перед ним мо нографии напоминает Фрейду о чем-то, что днем ра нее написал ему его друг Флисс, а сложенная цветная иллюстрация — о его неспособности делать иллюстра ции и страсти к приобретению книг. Потом Фрейд продолжает говорить о своей беседе с доктором Кё-нигштейном.
|
|
|
|
Если задаться вопросом о том, что мы узнали о Фрейде из этой интерпретации сновидения, боюсь,
Величие и ограниченность учения Фрейда | 211 |
придется признать, что мы не узнали почти ничего.
все же значение сна совершенно очевидно и дей ствительно чрезвычайно важно как ключ к пониманию личности Фрейда.
Цветок — символ любви, Эроса, дружбы и радости. Что же Фрейд сделал с любовью и радостью? Он об ратил их в объекты научного исследования; любовь и радость покинули цветок, который теперь высушен и превратился в предмет сухих рассуждений. Что мог ло бы еще полнее охарактеризовать всю жизнь Фрей да? Он сделал любовь (в его терминологии — сексу альность) объектом научных наблюдений; этот про цесс высушил ее и лишил значения человеческого переживания. Именно это так ясно выражается в сно видении Фрейда, но при этом, нагромождая ассоциа цию на ассоциацию, что практически ничего не дает, он умудряется скрыть понимание значения сна: транс формации любви из явления жизни в научный объект. Этот сон, как и многие другие, является примером того, что Фрейд с помощью бесчисленных ассоциаций очень часто прячет настоящее значение сновидения, потому что не хочет видеть этого значения. Другими словами, фрейдовский метод поиска бесконечных ас социаций — выражение сопротивления пониманию значения собственных снов.
Ограничения толкования Фрейдом собственных сновидений
анализе следующего сновидения не прослежи ваются черты описанного выше метода — нагромо ждения бесконечных ассоциаций. Их использование здесь относительно просто; внимание привлекает проявленное Фрейдом сопротивление толкованию довольно очевидного материала сновидения. «Весной
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!