New York: Holt, Rinehart and Winston. 92 страница



 

Очевидным возражением на эту теорию является тот факт, что мы нередко видим кошмары, которые


202                                                                                Эрих Фромм

 

трудно истолковать как исполнение желания, посколь­ ку они бывают настолько болезненны, что прерывают сон. Однако Фрейд изобретательно преодолел это пре­ пятствие. Он указывал, что существуют садистские или мазохистские желания, вызывающие большое беспо­ койство, но в сновидении они все равно исполняют­ ся, хотя другая часть нас их боится.

 

Логичность фрейдовской системы интерпретации сновидений настолько поразительна, что его концеп­ ции образуют очень впечатляющую рабочую гипотезу. Если, впрочем, не разделять базового допущения Фрейда насчет сексуального характера желаний, то потребуются другие соображения. Вместо положения

 

том, что сновидение — искаженное отображение желания, можно предположить, что сновидение отра­ жает любое чувство, желание, опасение или мысль, достаточно важные, чтобы оказаться представленны­ ми во сне, и что их появление как раз и говорит об их важности. Мои наблюдения свидетельствуют о том, что многие сновидения выражают не желание; они предлагают прозрение относительно собственной си­ туации человека или личностей других людей. Чтобы оценить эту функцию, нужно рассмотреть особенно­ сти состояния сна. Во сне мы освобождены от необ­ ходимости трудиться для поддержания своего суще­ ствования или защищаться от возможных опасностей (только сигнал о непосредственной угрозе способен нас разбудить). Мы не подвержены влиянию социаль­ ного «шума», под которым я подразумеваю мнения окружающих, житейские мелочи или общепринятые предрассудки. Наверное, можно сказать, что сон — это единственное время, когда мы действительно свобод­ ны. Такое положение имеет последствия: мы видим мир субъективно, а не руководствуясь объективной точкой зрения, воздействующей на нас наяву, — то есть той реальностью, которой должны манипулиро-


Величие и ограниченность учения Фрейда 203

 

вать. Например, во сне огонь может выражать любовь или деструктивность, но это не тот огонь, на котором можно испечь пирог. Сновидение поэтично, оно го­ ворит на универсальном языке символов, которые по большей части одинаковы для всех времен и всех куль­ тур. Это тот универсальный язык, который, вместе

 

поэзией и искусством, создало человечество. Во сне мы видим мир не таким, каким должны его видеть, чтобы им управлять; скорее нам открывается тот поэ­ тический смысл, который мир имеет для нас.

Проникновение Фрейда в природу сновидений, впрочем, оказалось чрезвычайно ограниченным в силу особенностей его личности. Фрейд был рационали­ стом, лишенным склонности к искусству или поэзии

поэтому почти нечувствительным к символическо­ му языку, говорят ли на нем сновидения или поэзия. Отсутствие этой способности выражалось в очень уз­ ком понимании символов. Фрейд рассматривал их или как сексуальные (а тут возможности очень широки, поскольку линия и круг — чрезвычайно распростра­ ненные формы символизма), или как раскрывающие­ ся лишь через ассоциации с тем, с чем еще они свя­ заны. В этом заключается одно из самых странных противоречий: Фрейд, специалист по анализу ирра­ ционального и символического, сам был так мало спо­ собен понимать символы. Это особенно бросается в глаза, если мы сравним Фрейда с одним из величай­ ших интерпретаторов символов — Иоганном Якобом Бахофеном, открывателем матриархата. Для него сим­ вол обладал богатством и глубиной, далеко выходя­ щими за рамки термина «символ». Бахофен был спо­ собен посвятить множество страниц единственному символу — например, яйцу, в то время как Фрейд интерпретировал бы этот символ как «очевидно» вы­ ражающий некий аспект сексуальной жизни. Для Фрейда сновидение требовало поиска почти беско-


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 44; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!