New York: Holt, Rinehart and Winston. 87 страница



 

примечании к работе [31], социальный характер — это структура характера, общая для большинства чле­ нов общества; его содержание зависит от потребностей данного общества, придающих ему такую форму, что люди хотят делать то, что они должны делать дляобеспечения должного функционирования общества. То, что они хотят делать, зависит от доминирующих

 

их характере чувств, которые были сформированы


Величие и ограниченность учения Фрейда 191

 

нуждами и требованиями особой социальной системы. Различия, вызванные разницей семейных ситуаций, незначительны по сравнению с дифференциацией, создаваемой различными структурами общества и при­ сутствующей в соответствующих классах. У члена клас­ са феодалов должен был развиться такой характер, который позволял бы феодалу править другими и де­ лал бы его нечувствительным к их страданиям. У бур­ жуазного класса XIX столетия должен был развиться анальный характер, определяемый желанием эконо­ мить и запасать, а не тратить. В XX веке представитель того же класса уже считал накопление не главной доб­ родетелью, а скорее пороком по сравнению с таким поведением, как траты и потребление. Подобное раз­ витие было вызвано фундаментальными экономиче­ скими потребностями: в период первичного накопле­ ния капитала бережливость была необходима; в пери­ од массового производства вместо бережливости величайшее экономическое значение приобрело рас­ ходование средств. Если бы неожиданно человек

 

века приобрел характер века ХГХ, экономика столк­ нулась бы с тяжелым кризисом, если не рухнула*. До сих пор я в очень упрощенном виде описывал про­ блему отношений между индивидами и социальной психологией. Более полный анализ данного вопроса, который вышел бы за рамки этой книги, потребовал бы проведения различий между потребностями или страстями, коренящимися в человеческом существо­ вании, и теми, которые обусловлены в первую очередь не обществом, а самой природой человека и отсутствие которых следовало бы рассматривать как результат

 

Мои собственные исследования социального характера продолжают линию, начатую В. Зомбартом, Максом Вебером, Л. Дж. Брентано, Р. Г. Тоуни, О. Краусом и другими специали­ стами в области социальных наук в первой половине XX века, и я чрезвычайно много почерпнул из их теорий.


192                                                                                 Эрих Фромм

 

подавления или серьезной социальной патологии.

 

Это — стремления к свободе, солидарности, любви.

Если освободить систему Фрейда от ограничиваю­ щего ее влияния теории либидо, то концепция харак­ тера приобретает еще большее значение, чем придавал ей сам Фрейд. Для этого требуется преобразовать ин­ дивидуальную психологию в социальную и ограничить индивидуальную психологию знанием лишь неболь­ ших вариаций, вызванных индивидуальными специ­ фическими обстоятельствами, влияющими на базовую социально детерминированную структуру характера. Несмотря на критику фрейдовской концепции харак­ тера, следует снова подчеркнуть, что открытие Фрей­ дом динамической концепции характера дает ключ

 

пониманию мотивации индивидуального и социаль­ ного поведения и в определенной мере позволяет его предсказывать.

 

 

Значение детства

 

 великим открытиям Фрейда относится и осо­ знание значимости раннего детства. Это открытие имеет несколько аспектов. Младенцу уже свойствен­ ны сексуальные (либидозные) влечения, хотя еще не генитальные, а, как называл их Фрейд, прегениталь-ные; сексуальность сосредоточена в «эрогенных зонах» рта, ануса и кожи. Фрейд видел надуманность буржу­ азных представлений о «невинном» ребенке и показал, что с момента рождения младенец обладает многими либидозными влечениями прегенитальной природы.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!