New York: Holt, Rinehart and Winston. 85 страница
Величие и ограниченность учения Фрейда | 187 |
Если кто-то не считает себя обязанным считать все человеческие страсти имеющими корни в сексу альности, его нельзя заставить принять объяснения Фрейда; возможен более простой и, как мне кажется, более точный анализ чувств человека. Можно разли чать биологически заданные потребности, удовлетво рение голода и секс, служащие выживанию индивида
расы, и страсти, обусловленные социально и исто рически. Испытывают ли люди преимущественно лю бовь или ненависть, покоряются или борются за сво боду, оказываются прижимистыми или щедрыми, же стокими или мягкими, зависит от социальной структуры, отвечающей за формирование всех потреб ностей, за исключением биологических (см. [36]). Су ществуют культуры, в которых в силу их социального характера преобладает стремление к кооперации и гар монии — например, культура североамериканских ин дейцев зуни, и другие, отличающиеся чрезвычайными собственническими устремлениями и деструктивно-стью, как добу (см. подробное обсуждение обществ, которым присуща агрессивность или взаимопомощь, в работе [37]). Для понимания того, как экономиче ские, географические, исторические и генетические условия приводят к формированию различных типов социального характера, требуется подробный анализ социального характера, типичного для каждого дан ного общества. Вот пример: в племени, у которого слишком мало плодородной земли и недостаточно продуктов охоты и рыболовства, скорее всего разо вьется воинственный, агрессивный характер, потому что единственная надежда на его выживание заклю чается в том, чтобы ограбить или обокрасть другие племена. С другой стороны, в племени, не произво дящем заметных излишков, но обеспечивающем всех своих членов достаточным количеством средств к су ществованию, имеет шанс развиться дух миролюбия
|
|
|
|
|
|
|
|
188 Эрих Фромм
взаимопомощи. Такой пример, конечно, слишком упрощен; вопрос о том, какие условия приводят к по явлению определенного типа социального характера, труден и требует тщательного анализа всех релевант ных и даже кажущихся таковыми факторов. Это — об ласть социальных и исторических исследований, ко торые, я уверен, имеют большое будущее, хотя до сих пор были заложены лишь основы этой ветви анали тической социальной психологии.
Исторически обусловленные чувства бывают на столько интенсивны, что могут оказаться сильнее био логически необходимых для выживания — утоления голода, жажды и стремления к продолжению рода. Это может быть не так для среднего человека, чьи страсти в основном сводятся к удовлетворению физиологиче ских потребностей, но справедливо для значительно го числа людей в любой исторический период: они рискуют жизнью ради чести, любви, достоинства — или ненависти. В Библии это выражено очень просто: «Не хлебом единым жив человек» (Евангелие от Мат фея, 4:4). Представим себе, что Шекспир написал бы свои драмы о сексуальных неудачах героя или о стрем лении героини утолить голод; они оказались бы столь же банальны, как некоторые из современных пьес, представленных на Бродвее. Драматический элемент человеческой жизни уходит корнями в небиологиче ские страсти: не в голод или сексуальное влечение. Едва ли кто-то совершит самоубийство из-за неудо влетворенности своих сексуальных желаний, но мно гие готовы покончить с собой, если их честолюбие или ненависть не нашли удовлетворения*.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!