New York: Holt, Rinehart and Winston. 81 страница



нарциссизм благодаря принадлежности и отождеств­ лению себя с группой. Пусть по отдельности он никто, но, будучи членом самой замечательной группы на свете, он велик.

 

Однако, могут мне возразить, как можем мы быть уверены, что его оценка собственной группы не реа­ листична и не верна? Во-первых, едва ли какая-либо группа может быть такой совершенной, как ее опи­ сывают ее члены; самым же важным доводом являет­ ся то, что критика в адрес группы встречает яростный отпор — реакцию, характерную для ситуации, когда рана нанесена индивидуальному нарциссизму. Корни любого фанатизма лежат в нарциссическом характере реакции на критику в адрес национальных, полити­ ческих или религиозных групп. Когда группа стано­ вится воплощением собственного нарциссизма чело­ века, всякая критика в ее адрес воспринимается как нападки на него самого.

 

случае войны — холодной или горячей — нар­ циссизм принимает еще более радикальный характер. Моя собственная нация совершенна, миролюбива, культурна и так далее, а вражеская — наоборот: низ­ ка, коварна, жестока. На самом деле большинство на­ ций имеет сходную пропорцию дурных и хороших черт; добродетели и пороки у каждой нации свои. Нарциссический национализм видит только доброде­ тели собственной нации и пороки — вражеской. Мо­ билизация группового нарциссизма — один из важных факторов подготовки к войне; она начинается гораз­ до раньше начала военных действий и делается все более интенсивной по мере его приближения. Чувства населения в начале Первой мировой войны — хоро­ ший пример того, как разуму затыкается рот, когда

 

власти приходит нарциссизм. Британская военная пропаганда обвиняла немецких солдат в том, что они поднимали на штыки маленьких детей в Бельгии (этой


180                                                                               Эрих Фромм

 

лжи верили многие на Западе); германцы называли англичан нацией бесчестных торговцев, а себя — бор­ цами за свободу и справедливость.

Может ли этот групповой нарциссизм, а с ним

одно из проявлений воинственности, когда-либо исчезнуть? Условий для этого много. Одно из них — то, что жизнь индивида должна стать такой богатой

интересной, что он начнет относиться к другим с ин­ тересом и любовью. Это, в свою очередь, предпола­ гает возникновение социальной структуры, поощряю­ щей готовность быть и делиться, а не иметь и владеть (см. [38]). С развитием интереса и любви к другим нарциссизм будет все больше уменьшаться. Самой важной и самой трудной проблемой, однако, являет­ ся такая: групповой нарциссизм может порождаться базовой структурой общества, и возникает вопрос: как это происходит. Я попробую предложить ответ на него, проанализировав отношения между структурой инду­ стриального кибернетического общества и нарцисси-ческим развитием индивида.

 

Первым условием усиливающегося развития нар­ циссизма в индустриальном обществе является разоб­ щенность и антагонизм индивидов по отношению друг к другу. Этот антагонизм — неизбежное следствие экономической системы, построенной на безжалост­ ном себялюбии и принципе поиска преимуществ за счет других. Когда отсутствуют взаимопомощь и го­ товность делиться, нарциссизм неизбежно процветает. Однако более важным условием его развития (в пол­ ной мере проявившимся только в последние десяти­ летия) является поклонение промышленному произ­ водству. Человек превратил себя в бога. Он создал новый мир, мир сделанных человеком вещей, исполь­ зуя существовавшее прежде лишь как сырье. Совре­ менный человек раскрыл секреты микрокосмоса и ма­ крокосмоса; он проник в тайны атома и звезд, отведя


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!