New York: Holt, Rinehart and Winston. 82 страница




Величие и ограниченность учения Фрейда 181

 

нашей Земле роль бесконечно малой частицы среди галактик. Ученый, делающий эти открытия, должен воспринимать явления такими, каковы они есть, объ­ ективно, и поэтому с незначительным нарциссизмом. Однако потребители, как и техники и представители прикладных наук, не обязаны иметь ум ученого. Боль­ шинству человечества нет необходимости создавать новую технику; людям достаточно применять новые научные открытия и восхищаться ими. Так и случи­ лось, что современный человек начал испытывать чрезвычайную гордость за свои достижения, он счел себя богом, почувствовал свое величие, глядя на ве­ ликолепие созданного человеком нового мира. Вос­ хищаясь этим вторым сотворением мира, он стал вос­ хищаться и собой в нем. Мир, который он создал, используя энергию угля, нефти, а теперь уже и атома,

 

особенно кажущиеся беспредельными возможности его мозга сделались зеркалом, в котором он может видеть себя. Человек смотрится в это зеркало, отра­ жающее не его красоту, а изобретательность и силу. Не утонет ли он в зеркале, как утонул Нарцисс, лю­ буясь отражением своего прекрасного тела в озере?

 

 

Характер

 

Выдвинутая Фрейдом концепция характера имеет не меньшее значение, чем понятия бессознательного, подавления и сопротивления. Здесь Фрейд рассматри­ вал человека как целое, а не только отдельные «ком­ плексы» и механизмы, такие как Эдипов комплекс, страх кастрации, зависть к пенису. Конечно, концеп­ ция характера была не нова, но рассмотрение ее Фрей­ дом с динамической точки зрения явилось новым сло­ вом в психологии. Под динамическим подходом он понимал концепцию характера как относительно по-


182                                                                               Эрих Фромм

 

стоянной структуры чувств. Во времена Фрейда пси­хологи применяли к характеру исключительно описа­ тельный метод, как это еще часто делается и сегодня; человека могли описывать как дисциплинированного, амбициозного, предприимчивого, честного и так далее, однако при этом говорилось лишь об отдельных чер­ тах, которые можно обнаружить в человеке, а не об организованной системе чувств. Только великие дра­ матурги, такие как Шекспир, и великие писатели, та­ кие как Достоевский и Бальзак, показывали характер

 

динамическом смысле; Бальзак, например, стремил­ ся проанализировать характер представителей различ­ ных классов французского общества его времени.

 

Фрейд был первым, кто стал анализировать харак­ тер с научных, а не художественных позиций, как де­ лали его предшественники-романисты. Результаты, обогащенные некоторыми из его учеников, в первую очередь К. Абрахамом, были удивительны. Фрейд и представители его школы предложили четыре типа структуры характера: орально-рецептивный, орально-садистский, анально-садистский и генитальный. Со­ гласно учению Фрейда, каждый нормально развиваю­ щийся человек проходит через все эти стадии форми­ рования структуры характера, но многие застревают на каком-то этапе эволюции и во взрослом состоянии сохраняют черты стадий, предшествующих взрослости.

 

Под обладателем орально-рецептивного характера Фрейд понимал человека, который ожидает, что его будут насыщать материально, эмоционально и интел­ лектуально. Это — существо «с открытым ртом», по сути пассивное и зависимое, ожидающее, что все его потребности будут удовлетворены, то ли потому, что оно такое хорошее и послушное, то ли в силу чрезвы­ чайно развитого нарциссизма, заставляющего челове­ ка считать себя настолько замечательным, что он мо­ жет претендовать на заботу со стороны других. Чело-


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!