New York: Holt, Rinehart and Winston. 79 страница
Мне кажется, что причина привлекательности нар-циссической личности заключается в том факте, что она являет собой образ того, каким хотел бы быть средний человек: уверенным в себе, не питающим со мнений, чувствующим себя всегда на высоте положе ния. Средний человек, напротив, не обладает уверен ностью в себе, часто полон сомнений, склонен вос хищаться другими, которых считает лучше себя. Можно спросить, почему крайний нарциссизм не от талкивает людей. Почему отсутствие истинной любви не вызывает отвращения? На этот вопрос легко отве тить: настоящая любовь сегодня настолько редка, что почти выпадает из поля зрения большинства людей.
|
|
нарциссической личности можно увидеть кого-то, кто хоть одного человека — себя — любит.
другой стороны, совершенно лишенная талантов нарциссическая личность может быть только смешна. Если нарциссическая личность чрезвычайно одарена, успех ей практически гарантирован. Таких людей ча сто можно встретить среди успешных политиков. Даже талант не был бы таким впечатляющим, если бы не источал нарциссизм. Вместо того чтобы задаться во просом: «Как он смеет быть таким высокомерным?», многие находят образ нарциссической личности, какой она воспринимает себя, настолько привлекательным, что видят в нем лишь адекватную самооценку очень одаренного человека.
|
|
|
|
Важно понять, что нарциссизм, который может быть назван влюбленностью в себя, противоположен
176 Эрих Фромм
любви, если понимать под ней готовность забыть
себе и заботиться о других больше, чем о самом себе. Не менее важно противоречие между нарциссиз
|
|
мом и разумом. Поскольку я только что говорил о по литиках как примере нарциссизма, утверждение о противоречии между нарциссизмом и разумом пред ставляется абсурдным. Впрочем, я говорю не об ин теллекте, а о разуме. Манипулятивный интеллект — это способность использовать мышление для мани пулирования внешним миром для достижения собственных целей; разум — умение видеть вещи та кими, каковы они есть, вне зависимости от того, ка кова их ценность или опасность для нас. Цель разу ма — опознание предметов или людей в их самости, без искажения нашим субъективным интересом к ним. Ум представляет собой форму манипулятивного ин теллекта, но мудрость порождается разумом. Нарцис-сический человек может быть чрезвычайно умен, если его манипулятивный интеллект достиг высокого уров ня. Однако он может совершать грубые ошибки в силу того, что собственный нарциссизм побуждает его пре увеличивать ценность своих желаний и мыслей и счи тать, что результат уже достигнут только потому, что это его желания и его мысли.
Нарциссизм часто путают с эгоизмом. Фрейд видел
нарциссизме либидозный аспект эгоизма, или, дру гими словами, усматривал причину страстности эго изма в его либидозном характере. Однако такое раз личие не вполне удовлетворительно. Эгоист может иметь неискаженный взгляд на мир. Он может не при давать своим мыслям и чувствам большей ценности, чем они имеют для внешнего мира. Он может смотреть на мир, в том числе на свою роль в нем, вполне объ ективно. В основе своей эгоизм — это форма алчности: эгоист желает все для себя, он не любит делиться,
окружающих он видит угрозу, а не возможных дру-
Величие и ограниченность учения Фрейда | 177 |
зей. В нем более или менее преобладает то, что Фрейд
своих ранних работах называл «собственным инте ресом», но это преобладание не обязательно искажа ет представление эгоиста о себе и окружающем мире, как это случается с нарциссической личностью.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 43; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!