New York: Holt, Rinehart and Winston. 76 страница
Величие и ограниченность учения Фрейда | 169 |
на него самого или на внешний мир (людей, идеи, природу, созданные человеком предметы).
На заседании Венского психоаналитического об щества в 1909 году Фрейд заявил, что нарциссизм является необходимой промежуточной стадией между аутоэротизмом и «объектной любовью»*. Он не рас сматривал нарциссизм в первую очередь как половое извращение, сексуальную любовь к собственному телу, как это делал Пауль Нэке, который ввел этот термин в 1899 году; скорее Фрейд видел в нем допол нение инстинкта самосохранения.
|
|
Наиболее важное свидетельство существования нарциссизма было получено при анализе шизофрении. Страдающие шизофренией характеризовались двумя особенностями: манией величия и отсутствием инте реса к внешнему миру — как к людям, так и к пред метам. При отсутствии интереса к другим в центре внимания оказывается собственная персона — и раз вивается мания величия, собственная личность кажет ся всеведущей и всемогущей.
|
|
Такая концепция психоза как состояния чрезвы чайной самовлюбленности была одним из оснований идеи нарциссизма. В качестве другого основания рас сматривалось нормальное развитие ребенка. Фрейд предполагал, что ребенок в момент рождения суще ствует в состоянии абсолютного нарциссизма, как это было во внутриутробный период. Младенец медленно учится проявлять интерес к другим людям и предме там. Это фундаментальное состояние «либидозного катексиса** Эго» сохраняется и связано с объектным
|
|
Первая полномасштабная дискуссия на тему нарциссизма может быть найдена в работе [15], где на стр. 69 автор просле живает историю этой фрейдовской концепции.
|
|
Катексис (термин, введенный в употребление английски ми переводчиками работ Фрейда) — психоаналитическое по нятие, обозначающее направленность психической энергии (ли бидо) на объект и фиксацию на нем. — Примеч. пер.
170 Эрих Фромм
катексисом, «подобно тому, как амеба связана со сво ей псевдоподией» [15; 75]*.
Что было важным в открытии нарциссизма Фрей дом? Фрейд не только объяснил природу психоза, но показал, что тот же самый нарциссизм существует
среднем взрослом, как он существует в ребенке; дру гими словами, «нормальная личность» в большей или меньшей степени обладает теми же свойствами, ко торые, оказавшись более выраженными, превращают ся в психоз.
чем же Фрейд сузил свою концепцию? Снова, как и во многих других случаях, тем, что ограничил ее рамками теории либидо. Либидо, принадлежащее Эго, иногда высвобождается, чтобы коснуться других объектов, и возвращается обратно при определенных обстоятельствах, таких как физическая боль или «по теря объекта либидозного катексиса». Нарциссизм
первую очередь — перемена направления в пределах «либидозного хозяйства».
Не будь Фрейд пленником концепции «психиче ского аппарата» как предположительно научной вер сии человеческой структуры, он смог бы усилить зна чимость своего открытия во многих направлениях.
Во-первых, он мог бы сильнее подчеркнуть роль нарциссизма в выживании. Хотя с точки зрения эти ческих ценностей предпочтительно максимальное по давление нарциссизма, с точки зрения биологическо го выживания нарциссизм — нормальный и желатель ный феномен. Если бы человек не отдавал приоритет собственным целям и потребностям, как мог бы он выжить? Ему могло бы не хватить энергии эгоизма для того, чтобы позаботиться о собственной жизни. Другими словами, биологические интересы выживания расы требуют определенного уровня нарциссизма у ее
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 39; Мы поможем в написании вашей работы! |
![](/my/edugr4.jpg)
Мы поможем в написании ваших работ!