New York: Holt, Rinehart and Winston. 80 страница
Из всех свойств характера опознать в себе нарцис сизм труднее всего. Чем более нарциссичен человек, тем больше он превозносит себя и не видит своих не достатков и ограничений. Он убежден, что тот образ себя, который у него имеется, образ замечательного человека, верен, а поскольку это его собственный об раз, то нет оснований для сомнений. Другой причиной того, почему нарциссизм так трудно обнаружить в себе, является старание нарциссической личности доказать, что она какая угодно, только не нарциссическая. Од ним из самых часто наблюдаемых примеров этого слу жат попытки нарциссических личностей спрятать свой нарциссизм за заботой и помощью другим. Они тратят много времени и сил, помогая окружающим, даже идут на жертвы, проявляют доброту и так далее, — все с од ной целью (обычно неосознанной): опровергнуть свой нарциссизм. То же самое относится, как все мы зна ем, к людям, подчеркнуто проявляющим скромность
|
|
|
|
застенчивость. Такие люди не только стараются скрыть свой нарциссизм, они одновременно удовле творяют его, нарциссически гордясь своей добротой
скромностью. Хорошим примером этого служит анекдот об умирающем, который, слыша, как его го рюющие друзья превозносят его образованность, ум, доброту и отзывчивость, гневно кричит: «Вы забыли упомянуть мою застенчивость!»
|
|
Нарциссизм носит много масок: праведности, сле дования долгу, доброты и любви, покорности, гордо сти, — и варьирует от высокомерия и надменности до скромности и незаметности. Каждая нарциссическая личность использует много уловок, чтобы замаскиро-
|
|
178 Эрих Фромм
вать свой нарциссизм, и обычно не осознает этого. Если такому человеку удается заставить других вос хищаться им, он счастлив и во всем преуспевает. Од нако когда ему такое не удается, когда пузырь его самовлюбленности, так сказать, проколот, он опада ет, как спущенный шарик, или впадает в ярость. На нести рану нарциссизму человека — значит вызвать или депрессию, или неукротимый гнев.
Особый интерес представляет групповой нарцис сизм. Это феномен величайшей политической значи мости. Рядовой человек, в конце концов, живет в со циальных условиях, препятствующих развитию интен сивного нарциссизма. Что может питать нарциссизм человека бедного, не пользующегося общественным признанием, на которого даже его дети смотрят свы сока? Он ничто, но если ему удается отождествить себя со своей нацией или при помощи трансфера обратить нарциссизм на целый народ, тогда он становится всем. Если бы такой человек сказал: «Я самый замечатель ный человек на свете, я самый опрятный, самый ум ный, самый умелый, самый образованный из всех людей, я превосхожу всех на свете», любой, услышав это, почувствовал бы отвращение и счел, что у гово рящего не все дома. Однако если подобным образом человек описывает свою нацию, никто не возражает; напротив, если человек говорит: «Моя нация — самая сильная, самая культурная, самая миролюбивая, самая талантливая из всех наций», его считают не безумцем,
очень патриотичным гражданином. То же самое ка сается религиозного нарциссизма. Миллионы привер женцев какой-либо религии могут утверждать, что они единственные владеют истиной, что их вера — един ственный путь к спасению, и это считается совершен но нормальным. Другими примерами группового нар циссизма являются политические партии и научные школы. Индивид удовлетворяет свой собственный
Величие и ограниченность учения Фрейда | 179 |
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 44; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!