New York: Holt, Rinehart and Winston. 86 страница
Фрейд никогда не рассматривал индивида как су щество изолированное, но всегда в его отношениях
Интересно отметить, что уровень самоубийств в целом растет
той же пропорции, что и уровень индустриализации (см. [33]).
Величие и ограниченность учения Фрейда | 189 |
другими. Он писал: «Индивидуальная психология, несомненно, занимается индивидом, а также изучает способы, которыми он пытается удовлетворить свои инстинктивные влечения. Однако лишь редко и в спе цифических исключительных условиях может она аб страгироваться от отношений данного индивида с дру гими. В психической жизни индивида другие люди обычно рассматриваются как модели, объекты, помощ ники или оппоненты. Таким образом, индивидуальная психология с самого начала оказывается одновремен но и социальной психологией — в этом расширенном, но имеющем право на существование смысле» [19; 65]. Тем не менее это ядро социальной психологии не по лучило дальнейшего развития, потому что для Фрейда первичное образование — семья — считалось играю щим в развитии ребенка решающую роль. Фрейд не видел того, что человек с раннего детства существует
|
|
|
|
различных кругах; самый тесный из них — семья, следующий — его класс, третий — общество, в котором он живет, четвертый — биологические условия чело веческого существования, в котором он участвует; на конец, он — часть большего круга, о котором мы не знаем почти ничего, но который состоит по крайней мере из нашей Солнечной системы. Только самый уз кий круг — семья — имел значение для Фрейда; по этому он очень недооценивал все остальные, частью которых является человек. А именно, он не понял, что сама семья детерминирована классом и социальной структурой и представляет собой «инструмент обще ства», функции которого — приобщать ребенка к ха рактеру общества еще до того, как ребенок с обществом соприкоснется. Это осуществляется как в процессе раннего воспитания и образования, так и через харак тер родителей, который, в свою очередь, является со циальным продуктом (см. [26]).
|
|
|
|
190 Эрих Фромм
Фрейд рассматривал буржуазную семью как про тотип всех семей и игнорировал существование очень разных форм семейной структуры и даже полное от сутствие «семьи» в других культурах. Примером этого служит то огромное значение, которое Фрейд прида вал так называемой «первичной сцене», когда ребенок оказывается свидетелем сексуального акта между ро дителями. Очевидно, что значимость такого события резко увеличивается в связи с тем, что в буржуазных семьях дети и родители живут в разных комнатах. Будь Фрейд знаком с семейной жизнью более бедных сло ев общества, когда для детей, живущих в одной ком нате с родителями, половые сношения взрослых были привычным зрелищем, эти ранние впечатления не показались бы ему такими важными. Фрейд также не рассматривал многие так называемые примитивные общества, в которых на сексуальность не накладыва лось табу и ни дети, ни родители не скрывали своих половых актов и игр.
Исходя из своей предпосылки, согласно которой все чувства имели сексуальную природу, а буржуазная семья являлась прототипом всех семей, Фрейд не ви дел, что первична не семья, а структура общества, со здающего тот характер, в котором оно нуждается для своего успешного функционирования и выживания. Фрейд не пришел к концепции «социального харак тера», потому что на таком узком базисе, как секс, такая концепция развиться не могла. Как я показывал
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!