New York: Holt, Rinehart and Winston. 108 страница
Проблемы функционирования памяти в связи с активно стью в сновидении касается очень интересная статья Э. Шех-теля «Память и детская амнезия» [44].
234 Эрих Фромм
рассветом они исчезают, и от напряженных пере живаний человека ничего не остается.
Сознание представляет собой психическую дея тельность, когда мы заняты внешней реальностью — действием. Свойства сознания определяются приро дой действия и функцией выживания в бодрствующем состоянии. Бессознательное — это психическая дея тельность, когда мы существуем в отрыве от каких-либо связей с внешним миром и не заняты иными действиями, кроме самовосприятия. Бессознательное заключает в себе переживания, связанные с особым образом жизни: бездеятельностью, и характеристики бессознательного вытекают из природы этого образа существования.
|
|
|
|
данном случае «бессознательное» является тако вым только по отношению к «нормальному» состоя нию активности. Когда мы говорим о «бессознатель ном», мы на самом деле говорим только о том, что это переживание чуждо состоянию ума, которое су ществует, когда мы действуем; тогда оно ощущается как призрачный, назойливый элемент, который труд но ухватить и трудно запомнить. Однако дневной мир столь же «бессознателен» для нас во сне, как и ноч ной — для бодрствующего сознания. Термин «бессо знательное» обычно употребляется исключительно
|
|
точки зрения дневного восприятия; таким образом упускается из рассмотрения тот факт, что и сознание,
бессознательное — лишь различные состояния ума, относящиеся к различным состояниям существования.
|
|
Следует отметить, что в бодрствующем состоянии мысли и чувства также не полностью подчинены огра ничениям пространства и времени; творческое вооб ражение позволяет думать о событиях прошлого и бу дущего так, словно они происходят в настоящем, и об удаленных предметах, как если бы они были у нас пе ред глазами; наши чувства наяву не зависят от физи-
Величие и ограниченность учения Фрейда | 235 |
ческого присутствия объекта и от сосуществования
ним в один и тот же момент времени. Таким образом, отсутствие пространственно-временной системы ха рактерно не для восприятия во сне в противовес бодр ствующему, а для мышления и чувствования в проти вовес действию. Это существенное обстоятельство по зволяет мне прояснить важный момент в моей позиции.
Следует различать содержание мыслительного про цесса и категории, используемые мышлением. Я могу, например, думать о своем отце и утверждать, что его отношение к определенной ситуации такое же, как
мое. Это — рациональное утверждение. С другой сто роны, если я скажу «Я — мой отец», то такое утвержде ние иррационально, поскольку не соответствует состоя нию дел в физическом мире. Впрочем, фраза вполне рациональна в плане чистого восприятия: она выража ет ощущение моей идентичности с отцом. Рациональ ные мыслительные процессы в бодрствующем состоя нии подчиняются категориям, коренящимся в особой форме существования — той, в которой мы связываем себя с реальностью в терминах действия. В моем суще ствовании во сне, характеризующемся отсутствием даже потенциального действия, используются категории, имеющие отношение только к моему самоощущению. То же самое касается чувств. Что бы я ни чувствовал наяву по отношению к человеку, которого не видел двадцать лет, я осознаю, что он или она отсутствует. Если же этот человек мне снится, мои чувства к нему таковы, как если бы он или она присутствовали. Но сказать «как если бы он присутствовал» означает вы разить чувство в концепциях «жизни во время бодр ствования». В существовании внутри сновидения нет «как если бы»; человек просто присутствует.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 37; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!