New York: Holt, Rinehart and Winston. 109 страница



 

На предшествующих страницах была предпринята попытка описать условия сна и сделать из этого опи­ сания определенные выводы, касающиеся качества


236                                                                                 Эрих Фромм

 

активности в сновидении. Исчерпывает ли понимание сна как исполнения желаний или как проявления чувств, достаточно сильных, чтобы найти выражение даже во сне, все возможные объяснения того, почему мы видим сны?

 

предположил бы, что имеется еще одно объяс­ нение, которым обычно пренебрегают. Оно относится

тому факту, что человек испытывает глубокую по­ требность объяснить себе, почему он что-то делает или чувствует. Это наблюдаемый и общепризнанный факт, обычно называемый рационализацией. Если, напри­ мер, нам кто-то не нравится и мы недовольны тем, что испытываем такое чувство, мы стремимся заставить свою антипатию выглядеть как резонное следствие определенных фактов; тем самым мы наделяем чело­ века, который не нравится, качествами — реальными или чаще вымышленными, — которые позволяют на­ шему отношению выглядеть обоснованным. То же са­ мое, конечно, верно в случае любви или обожания;

наиболее очевидной форме это проявляется в мас­ совом энтузиазме по отношению к некоторым лидерам или в неприязни к определенным классам или расам.

 

Явлениями того же типа являются постгипноти­ ческие феномены. Предположим, что во время гип­ нотического транса человек получает задание через пять часов, скажем, в четыре часа дня, снять пальто, забыв, что получил такой приказ. Что происходит в че­ тыре часа пополудни? Хотя погода может быть холод­ ной, человек пальто снимет, но при этом скажет что-то вроде: «Сегодня удивительно тепло, совсем не по се­ зону». Он чувствует необходимость объяснить себе, почему он так поступает, и испугается, если будет не в состоянии объяснить свой поступок.

 

Приложение этого принципа к сновидению может привести к следующей гипотезе: во сне мы испыты­ ваем те же чувства, что и наяву, но для нас во сне так


Величие и ограниченность учения Фрейда 237

 

же, как наяву, невыносимы чувства, которые нельзя объяснить. Поэтому мы придумываем историю, объ­ ясняющую, почему мы испытываем страх, радость, ненависть и т.д. Другими словами, сновидение имеет функцию рационализации чувств, которые мы питаем во сне. Если бы это было так, это показывало бы, что даже во сне проявляется та же тенденция заставлять эмоции казаться оправданными, как и в состоянии бодрствования. Сновидения, таким образом, могут рассматриваться как результат внутренней тенденции подгонять чувства под требования резонности.

 

Теперь мы должны изучить одну специфическую особенность сна, которая, как будет показано, имеет огромное значение для понимания процессов снови­ дения. Уже говорилось о том, что во сне мы не оза­ бочены управлением внешним миром. Мы его не за­ мечаем и на него не воздействуем; не подвержены и мы его воздействию. Отсюда следует, что этот эффект отстранения от реальности зависит от качеств самой реальности. Если влияние внешнего мира в целом бла­ готворно, то отсутствие такого влияния во сне приве­ дет к снижению ценности работы сновидения, так что она окажется второстепенной по сравнению с психи­ ческой деятельностью наяву, когда мы подвержены благотворному влиянию внешнего мира.

 

Однако правы ли мы, предполагая, что влияние реальности в целом благотворно? Не может ли быть, что оно также и вредоносно и что, таким образом, от­ сутствие влияния выдвигает на передний план каче­ ства, более высокие по сравнению с теми, которыми мы обладаем наяву?


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!