New York: Holt, Rinehart and Winston. 113 страница



 

удовольствию. Отношения между полами рассма­ тривались как те, что существуют между людьми на рынке: каждый озабочен только удовлетворением собственных потребностей, но именно ради этого удо­ влетворения должен вступать в отношения с другими: они предлагают то, что нужно ему, и нуждаются в том, что предлагает он.

теории Эроса все обстоит совсем иначе. Человек более не воспринимается как изначально изолирован­ ный и эгоистичный, как l'homme machine (человек-


Величие и ограниченность учения Фрейда 245

 

машина); он в первую очередь связан с другими, дви­ жим жизненными инстинктами, заставляющими его нуждаться в союзе с другими. Жизнь, любовь и рост едины, укоренены глубже и более фундаментальны, чем сексуальность и удовольствие.

 

Изменение воззрений Фрейда ясно видно в его новой оценке евангельской заповеди: «Возлюби ближ­ него своего, как самого себя». В работе «Неизбежна ли война?» он писал: «Все, что способствует росту эмоциональных связей между людьми, действует про­ тив войны. Такие связи могут быть двух видов. Во-пер­ вых, они могут напоминать отношение к любимому человеку, хотя и не иметь сексуальной цели. Психоана­ лизу нет нужды стыдиться, говоря о любви в этой свя­ зи, поскольку сама религия пользуется теми же сло­ вами: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Это, впрочем, легче сказать, чем сделать. Второй вид эмоциональных связей возникает путем идентифика­ ции. Важные общие интересы ведут к общности чувств,

 

идентификации. На этом в значительной мере и ба­ зируется структура человеческого общества» [27; 212. — Курсив мой. — Э.Ф.].

Эти строки написаны тем же человеком, который всего тремя годами ранее закончил свой комментарий

этой же евангельской заповеди вопросом: «Какой смысл в предписании, изложенном с такой торже­ ственностью, если его осуществление нельзя рекомен­ довать как разумное!» [25; 110. — Курсив мой. — Э.Ф.].

 

Произошло радикальное изменение точки зрения. Фрейд, противник религии, которую он называл ил­ люзией, не позволяющей человеку достичь зрелости

независимости, теперь цитировал одну из самых ос­ новополагающих заповедей, какие только можно най­ ти во всех великих гуманистических религиях, в под­ держку своего психологического предположения. Он подчеркивал: «Психоанализу нет нужды стыдиться,


246                                                                                Эрих Фромм

 

говоря о любви в этой связи» (для сравнения: [27; 212]

 

[14]); действительно, Фрейд нуждался в таком утвер­ ждении, чтобы преодолеть смущение, которое он дол­ жен был испытывать из-за такого резкого поворота

том, что касалось концепции братской любви. Осознавал ли Фрейд, какой резкий поворот про­

 

изошел в его подходе? Видел ли полное и неустрани­ мое противоречие между старой и новой теориями? Совершенно очевидно, что нет. В работе «Эго и Ид»

 

он идентифицировал Эрос (инстинкт жизни, или инстинкт любви) с сексуальными влечениями (в со­ четании с инстинктом самосохранения): «В соответ­ ствии с этими взглядами мы должны проводить раз­ личие между двумя классами инстинктов, один из которых, сексуальный инстинкт, или Эрос, гораздо бо­ лее заметен и доступен для изучения. Он охватывает не только несдерживаемое сексуальное побуждение как таковое и вытекающие из него инстинктивные импульсы бесцельной или сублимированной природы, но также и инстинкт самосохранения, который должен быть отнесен к Эго и который в начале нашей анали­ тической работы мы на основании веских причин про­ тивопоставляли сексуальным побуждениям, направ­ ленным на объект» [20; 40. — Курсив мой. — Э.Ф.].


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!